Аварийная посадка Ту-154 в Ижме 7 сентября 2010 года

Примечания

Комментарии

  1. В некоторых источниках он упоминается как «командир экипажа». Это связано с тем, что он работал в авиакомпании «Алроса» в должности КВС, но в рейсе ЯМ514 исполнял обязанности второго пилота
  2. Ранее работал в авиакомпании «Внуковские авиалинии». Был в составе экипажа Ту-154, захваченного террористами и угнанного в Саудовскую Аравию в 2001 году

Источники

  1. Hradecky, Simon . The Aviation Herald (7 сентября 2010). Дата обращения: 8 сентября 2010.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 июня 2011.
  3. Андрей Медведев. . Государственный интернет-канал «Россия» (7 сентября 2010). Дата обращения: 8 сентября 2010.
  4. .
  5. ↑ . Сайт Бизнес-новости Республики Коми — Агентство экономической информации (7 сентября 2010). Дата обращения: 21 сентября 2010.
  6. ↑  (англ.). Aviation Safety Network (8 September 2010). Дата обращения: 8 сентября 2010.
  7. Программа «Время» на Первом телеканале. Вечерний выпуск 9 сентября 2010 года
  8. . pryamoj-efir.ru. Дата обращения: 14 января 2016.
  9. Дарья Муратшина. . Комсомольская правда (22 сентября 2010).
  10. . Дата обращения: 25 августа 2018.
  11. . Lenta.Ru — издание Rambler Media Group (7 сентября 2010). Дата обращения: 8 сентября 2010.
  12. . News BCM (7 сентября 2010). Дата обращения: 8 сентября 2010.
  13. . Flight International (7 сентября 2010). Дата обращения: 8 сентября 2010.
  14. . РИА Новости — Электронное периодическое издание «РИАН.Ру» (9 сентября 2010). Дата обращения: 21 сентября 2010.
  15. Рустам Такташев.  (недоступная ссылка). GZT.ru — Новости (15 сентября 2010). Дата обращения: 21 сентября 2010.
  16.  (недоступная ссылка)

Хронология событий

Отказ электропитания, посадка в Ижме

Рейс ЯМ514 вылетел из аэропорта Полярный в Удачном в 03:27 MSK и взял курс на Москву. На его борту находились 9 членов экипажа и 72 пассажира.

В 06:57 MSK рейс 516 следовал через Усинскна эшелоне FL340 (10 650 метров), когда вследствие неисправности аккумуляторных батарей пропало электрическое питание (напряжение в бортовой электросети), перестало работать навигационное и радиосвязное оборудование, а также электрические топливные насосы, оставив машину только с оперативным запасом авиатоплива 3300 килограммов, достаточным для 30 минут полёта. Пилоты снизили самолёт до 3000 метров, чтобы попытаться запустить ВСУ, приводящую в действие четвёртый (резервный) генератор. Отключение электропривода насосов не позволяло осуществить перекачку авиатоплива из топливных баков крыла в расходный бак в фюзеляже. Первое сообщение о проблемах с электропитанием на борту было принято наземными службами в 06:57 MSK, а когда лайнер снизился до 3000 метров, связь с ним была потеряна. Информацию о местонахождении рейса 516 передавал аварийный буй системы «Коспас-Сарсат».

Примерно в 07:47 MSK органы МЧС России в Ижме были проинформированы, что на местном аэродроме может совершить вынужденную посадку аварийный самолёт. Аэропорт Ижмы ранее эксплуатировался местными воздушными линиями, был закрыт для приёма самолётов в 2003 году и использовался только как вертолётная площадка, а его взлётно-посадочная полоса длиной 1325 метров для взлётов и посадок Ту-154 была непригодна.

Пилоты, по их признанию, обнаружили аэродром Ижмы случайно. Снизившись и пробив облачность, они вели лайнер на высоте 3000 метров над рекой Ижмой и визуально искали подходящую площадку на берегах или участок реки без изгибов, где можно было бы осуществить относительно безопасное приводнение. Обнаружение взлётной полосы было неожиданной удачей. Бо́льшая часть бортового навигационного оборудования не работала, поэтому пилотам пришлось контролировать положение самолёта по визуальным ориентирам.

Часть пассажиров перед посадкой была переведена в переднюю часть салона для равномерного распределения перед аварийными выходами. Отказ электрооборудования привёл также к невозможности управления закрылками и предкрылками, в связи с этим посадочная скорость была 350-380 км/ч — значительно выше нормы (270 км/ч). Два захода на посадку были прерваны с уходом на второй круг, что дало возможность пилотам оценить состояние ВПП (отсутствие на ней препятствий). Только с третьего захода в 07:55 по местному времени (03:55 UTC) рейс ЯМ514 совершил успешную аварийную посадку, но после этого выкатился на 164 метра за пределы ВПП в кустарник и мелкий лес, в результате чего был частично повреждён. Все 9 членов экипажа и 72 пассажира (в том числе беременная женщина) были успешно эвакуированы с использованием аварийных надувных трапов самолёта. Пострадавших не было.

Погода во время посадки была пасмурной, высота нижней границы облачности 400 метров, видимость 22 километра, температура +2 °C, точка росы +1 °C, влажность 85%, ветер западно-северо-западный, 2 м/с. Успешная посадка аварийного самолета со сниженной управляемостью на короткую ВПП в этих метеоусловиях была расценена авиационными экспертами как чудо.

Удачная посадка во многом стала возможна потому, что взлётно-посадочная полоса поддерживалась в удовлетворительном состоянии начальником вертолётной площадки Сергеем Сотниковым, который на протяжении 12 лет по своей инициативе добросовестно следил, чтобы на ВПП не было мусора и посторонних объектов и не рос кустарник.

После посадки

  • Пассажиры и экипаж были временно размещены в спортивном комплексе ввиду нехватки гостиничных номеров в Ижме. Позднее они были вывезены вертолётом Ми-8 в аэропорт Ухты, откуда резервным самолётом Ту-154 доставлены в Москву. 2 пассажира решили продолжить свою поездку по железной дороге.
  • Пассажиры рейса 514 призвали наградить экипаж за его профессиональные действия, предотвратившие гибель людей.
  • Экипаж рейса 514 остался в Ухте для оказания помощи властям в расследовании причин инцидента.

Культурные аспекты

События аварийной посадки Ту-154М в Ижме частично описаны в фильме «Ёлки 2», действие которого в том числе разворачивается в терпящем бедствие самолёте (роль командира экипажа сыграл Алексей Петренко, а второго пилота сыграл Павел Баршак). По сюжету они пытаются посадить аварийный самолёт Ту-154 на заброшенный аэродром, не зная, работает ли он сейчас и следит ли кто-нибудь за его взлётной полосой. Для ориентирования в пространстве также используется стакан с водой.

На счастье пилотов и пассажиров, именно в этом месте много лет исправно исполняет свой долг рядовой сотрудник авиации (его роль сыграл Владимир Меньшов), поддерживая взлётную полосу в рабочем состоянии. Прообразом этого сотрудника послужил Сергей Сотников.

Дальнейшая судьба самолёта

Пострадавший самолёт в 2018 году

Самолёт был сильно повреждён, и первоначально было объявлено о его списании. Приводился аргумент, что даже в случае успешного ремонта на месте самолёту для взлёта будет необходима взлётная полоса длиной 2500 метров, в то время как ВПП в Ижме имеет длину лишь 1325 метров. Затем авиакомпания «Алроса» решила восстановить борт RA-85684, его отбуксировали на ВПП, где начали готовить к вылету. В частности, замене на месте подлежали два двигателя, в которые при посадке попали ветки деревьев. Для взлёта с короткой полосы и полёта до места основного ремонта лайнера было решено привлечь лётчиков-испытателей.

24 марта 2011 года борт RA-85684 вылетел из Ижмы в Ухту. Длина разбега максимально облегчённого самолёта с запасом авиатоплива 11 тонн составила 800 метров. Из-за невозможности проверить стойки шасси на месте после ремонта полёт осуществлялся с выпущенными стойками шасси. По словам лётчика-испытателя Рубена Есаяна, пилотировавшего самолёт, полёт планировался на высоте 3600 метров на приборной скорости 420 км/ч. Самолёт взлетел без происшествий, сделал прощальный круг над Ижмой и взял курс на Ухту. В тот же день после дозаправки он был перегнан из Ухты в Самару для проведения ремонта на Самарском авиационном заводе «Авиакор».

Ремонт закончился 16 июня 2011 года. Отремонтированный лайнер снова был передан авиакомпании «Алроса», в которой он продолжал эксплуатироваться на регулярных рейсах до сентября 2018 года; при этом, кроме бортового номера, он получил имя Ижма. В 2018 году на нём выполнялся, в частности, рейс авиакомпании «Алроса» Москва (Домодедово) — Байконур (Крайний). На август 2018 года был одним из последних двух Ту-154М (второй также эксплуатировался в «Алроса»), выполнявших коммерческие рейсы в России, но 30 сентября того же года сертификат его лётной годности истёк, и его продление авиакомпания посчитала слишком хлопотным и затратным, а потому неоправданным. В связи с этим было принято решение передать самолёт в музей авиации в новосибирском аэропорту Толмачёво.

29 сентября 2018 года в аэропорту Толмачёво прошла торжественная церемония встречи самолёта Ту-154М борт RA-85684 Ижма. В последнем полете лайнера командиром экипажа был Андрей Ламанов (на рейсе 7 сентября 2010 года он был вторым пилотом), на земле самолёт встречал Евгений Новосёлов (на том рейсе он был командиром экипажа).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий