Как взлетает самолет: по ветру или против ветра

Прибор для измерения скорости ветра

Им является анемометр, который представляет собой три чашечки, расположенные под углом 120 o относительно друг друга, и закрепленные на вертикальной оси. Принцип действия анемометра достаточно прост. Когда ветер дует, то чашечки испытывают на себе его давление и начинают вращаться на оси. Чем сильнее давление воздуха, тем быстрее они вращаются. Измерив скорость этого вращения, можно точно определить скорость ветра в м/c (метрах в секунду). Современные анемометры снабжены специальными электрическими системами, которые самостоятельно вычисляют измеряемую величину.

Прибор скорости ветра на основе вращения чашечек не является единственным. Существует еще один простой инструмент, который называется трубкой Пито. Этот прибор измеряет динамическое и статическое давление ветра, по разности которых можно точно вычислить его скорость.

Ограничения на взлёт и посадку в зависимости от ветровой обстановки

На взлёт или посадку авиалайнера влияет попутная и боковая скорость ветра. Любой самолёт может взлетать или садиться, если его сила не превышает максимально разрешённую величину. Этот показатель прописан в технических характеристиках определённого воздушного судна. Для большинства лайнеров попутная скорость воздушного ветрового потока не может превышать 5 м/с. Однако сила бокового ветра различна для разных типов самолётов. Например, для ТУ-154 она равна 17 м/с, а для ТУ-134 — 20 м/с.

При усилении ветряной бури, подлетающие к аэродрому самолёты, не смогут совершить посадку. Им нужно проследовать в другой пункт, где показатели скорости воздушного ветрового потока позволят приземлиться на ВПП.

Чем сильнее боковой ветер, тем больше пилот вынужден поворачивать самолет для коррекции

Боковой ветер, скорость которого более 20 м/с, опасен для самолёта. Ухудшение погоды случается при прохождении в зоне аэропорта сильного циклона. Внезапные ветряные порывы в нижних слоях атмосферы могут привести к аварийной ситуации.

Аэропорты — от чего зависит направление посадки и взлета?

Сегодня вернулся в Питер из Алма-Аты, перед посадкой самолет сделал круг и зашел на посадку со стороны Петергофа (с запада на восток). Перед нами то же самое сделал другой самолет, я в иллюминатор видел. Взлетали зато пару недель назад в том же направлении (с запада на восток), т.е. взлетали и сразу летели.

Несколько месяцев назад ситуация была обратная — взлетали в направлении с востока на запад, и сразу после взлета самолет разворачивался. Садились зато со стороны пулковского шоссе (с востока на запад, т.е. сразу как прилетели, не делая разворота).

Чем определяется направление взлета и посадки? В голову приходит разве что время суток, но мы прилетели утром, т.е. солнце при посадке должно было светить в глаза.

  • hostage
  • Постоялец

по крайней мере в бывших советских странах старались делать так, что бы при взлете-посадке маршрут движения самолета не проходил над жилыми кварталами. как известно, большинство авиакатастроф случается именно на этих этапах.

  • 1 frag / 2 deaths
  • Участник

9К720 ветер?

  • 9К720
  • Удалён

hostage > по крайней мере в бывших советских странах старались делать так, что бы при > взлете-посадке маршрут движения самолета не проходил над жилыми кварталами. как > известно, большинство авиакатастроф случается именно на этих этапах. Это не объясняет почему направление меняется постоянно.

TarasB Вариант, но по моему современным самолетам посрать на ветер, лишь в самые сильные ураганы изредка расписание сбивается.

  • AcManZ
  • Участник

9К720 Скорее всего просто логистика аэропорта. Самолетики парковать чтобы было удобнее.

  • 9К720
  • Удалён

AcManZ > Скорее всего просто логистика аэропорта. Самолетики парковать чтобы было > удобнее. Какая разница, это пробежка по ВПП, потом он все равно едет к тому же терминалу.

  • hostage
  • Постоялец

9К720 > Это не объясняет почему направление меняется постоянно. ну вот я глянул счас на картах, как расположен. так там, что с запада на восток, что с востока на запад — все одинаково самолет над спб не пролетает.

  • 9К720
  • Удалён

hostage Ну тем более. Меняют то тогда зачем?

  • udav
  • Постоялец

9К720 > Чем определяется направление взлета и посадки? Погуглил, но там слишком много и сложно написано, что бы процитировать. Как я понял (а не все понял в технических терминах), учитывается очень много параметров: сила ветра, время суток, осадки, облачность, температура воздуха и нагрев полосы, наличие препятствий как до посадки, так и на самом аэродроме (вышки, дома, мачты, трубы, обслуживающая техника на полосе, другие самолеты во время выполнения наземных маневров), техническое состояние полосы, скорость и модель самолета, плотность загруженности трассы и пропускная способность полосы (на разворот отправляют минимальное количество самолетов) и еще очень много параметров. Как-то так. но повторяю, более половины текста я не понял из-за специфического сленга, терминологии, сокращений и чрезмерной насыщенности техническими подробностями и цифрами.

  • beejah
  • Постоялец

Если бы у меня авиадиспетчер поинтересовался «почему у тебя здесь знак поменялся», я бы его на хер послал, например.

  • Necrys
  • Постоялец

udav > более половины текста я не понял из-за специфического сленга, терминологии, > сокращений и чрезмерной насыщенности техническими подробностями и цифрами Ты бы линк привёл, умные то люди поймут.

  • 9К720
  • Удалён

Посмотрел сейчас на флайтрадаре — сейчас уже самолеты опять взлетают в другую сторону, не в ту которую утром.

  • udav
  • Постоялец

Necrys > Ты бы линк привёл, умные то люди поймут. Умным людям флаг гугл в руки. Что это за технари «умные люди», что пользоваться поиском не умеют?

  • ataradov
  • Постоялец

Однозначно из-за погоды. Я рядом с аэропортом живу и с спокойную погоду самолеты взлетают так, чтобы не шуметь в сторону города. А при ветреной погоде направление меняется и уровень шума заметно растет.

  • PANDA
  • Постоялец

Пулково очень перегруженный аэропорт. Возможно, когда рулежка забита, они там в другое направление переключают.

Состояние ВПП

Даже если скорость ветра позволяет совершать взлет или посадку, учитывается еще целый ряд факторов, которые могут повлиять на окончательное решение. В частности, помимо погодных условий, видимости, учитывается состояние взлетно-посадочной полосы. Если она покрылась льдом, посадка или взлет не могут быть осуществлены. В авиации есть такой термин, как «коэффициент сцепления». Если этот показатель ниже 0.3, данная взлетно-посадочная полоса не годится для осуществления посадки или взлета и нуждается в очистке. Если снижение коэффициента сцепления произошло из-за сильного снегопада, при котором очистка невозможна, закрывают весь аэропорт, пока погода не наладится. Такой перерыв в работе может длиться несколько часов.

Ответы знатоков

Анатолий Мусоров:

Закон аэродинамики — взлетать против ветра значит сократить разбег, по ветру — удлинить.

Рома:

потомучто супер мен может врезатса

Михаил Чернов:

ло аэродрому

Nemez:

Потому что ему нужна подъемная сила, которая достигается только при определенной скорости относительно воздуха.

Даниль Габитов:

относительная скорость самолета в этом случае выше, значит взлетать легче

Vadim.1997 Nikonorov:

сила трения скольжения действует и следовательно взлетать легче.

Екатерина Хатенович:

Вероятно для увеличения подъемной силы крыла При взлете по ветру воздушный поток ветра направлен против потока воздуха создающего подъем силу

дмитрий козырев:

Не только взлетает, но и садится тоже против ветра. Ветер как бы помогает самолету держаться в воздухе. Ведь встречный ветер позволяет самолету взлететь или садиться при более низкой скорости самого самолета. Поэтому для самолета очень опасен порывистый ветер, так как он может внезапно затихнуть и самолет резко потеряет скорость. Это может привести к падению при взлете или же к резкому удару колесами шасси при посадке ( если самолет уже находится над посадочной полосой) . Пассажиры в салоне самолета очень сильно чувствуют такой удар.

ученый ученик:

А я себе здесь думаю…. Почему туроператоры банкротяться… Правильно, во всем виноваты авиакомпании… которые не учли эту прихоть ПРИ родах… В основе лежить человеческий фактор… Или самолеты сами уже по себе взлетают? До ветру….

alexxx:

Законы аэродинамики. Я очень долго был уверен, что самолет взлетает по ветру, пока не пообщался со своим дядькой-военным летчиком. Много интересного узнал….

Rom:

а почему бы ему и не взлетать и поперек ветру?

Tania:

Это может показаться странным, но при встречном ветре самолёт гораздо легче поднимется в воздух. Поскольку подъёмная сила самолёта прямо зависит от силы встречного.

«Когда кажется, что весь мир настроен против тебя — помни, что самолёт взлетает против ветра». Генри Форд

палыч:

А ты чё, типа не знал? Или прикидываешься??

Наблюдатель:

Чем больше набегающий поток воздуха, тем легче взлететь самолёту… Экономится топливо…

Технический директор:

Самолет взлетает с полосы, а куда ветер — как повезет, скорость самолета все равно больше.. . Будет небольшая разница, не имеющая значения.

Чак Каземерчак:

Конечно. Чтоб под крылья поддувал и ему легче набрать высоту. Посмотри как парят птицы — против ветра.

ГРИШКА:

при сильном ветре при посадке самолеты точно садятся навстречу ветру!

Светлана Т:

Авианосец при запуске самолётов полным ходом идёт против ветра, а при посадке-тоже полным ходом, но против ветра. В первом случае скорости Аи ветра складываются со скоростью самолёта, а при втором вычитаются.

боб блинский:

нет не правда, вас обманули…

Владимир Черкасов:

Когда я занимался дельтапланеризмом. У нас самым худшим пожеланием было — это пожелание попутного ветра. Взлётная скорость дельтаплана (относительно набегающего потока) 24 м/с. Как развить такую скорость? Только с горы и против ветра. С самолетами то же самое. Ну конечно современным самолётам наплевать, и то не всегда. Боковой ветер тоже может быть опасен. Вот по этому любой аэродром оснащен указателем ветра, похожим на большой сачок.

Валерий Янович:

Не обязательно, иначе бы пришлось строить огромное количество полос на одном аэродроме. Но против ветра взлетать легче, увеличивается подъёмная сила.

Особенности посадки самолёта при сильном боковом ветре

Сильный боковой ветер влияет на траекторию авиалайнера. Из-за мощного воздушного ветряного течения в нижних слоях атмосферы самолёт может отклониться от заданного направления. Чем сильнее скорость ветра, тем больше угол сноса. Пилоту потребуются дополнительные усилия, чтобы развернуть авиалайнер в обратную сторону. Причём величина разворота равна этому углу сноса.

У самолётов часто возникают проблемы при посадке при сильном боковом ветре. Пилоты при снижении слегка разворачивают лайнеры против воздушного потока, чтобы компенсировать силу дующего сбоку ветра. Однако в момент соприкосновения с ВПП авиалайнер резко разворачивают и направляют вдоль оси посадочной линии.

Как и кто принимает решение о взлёте самолёта?

Каждый полёт начинается со взлёта лайнера. В такой момент происходит отрыв самолёта от земли. Подготовка к взлёту начинается за несколько часов до старта. Командир воздушного судна изучает метеоусловия и проводит вместе с экипажем предполётные проверочные процедуры. Если погода не позволяет осуществить безопасный взлёт, он откладывается. Правда, такое решение принимается на основании действующих правил, запрещающих полёт при определённых погодных условиях.

Попутный ветер уменьшает подъемную силу, создаваемую воздушным потоком

Обязательно при взлёте учитывается скорость ветра, дующего около поверхности земли. Почему самолёт взлетает против ветра? При посадке или взлёте лайнеры направляют против ветрового потока. Ведь длина разбега или пробега значительно увеличивается при движении самолёта по ветру. Взлётно-посадочная полоса имеет ограниченное количество метров, на протяжении которых пилот должен успеть посадить или разогнать свой авиалайнер.

Создание подъемной силы набегающим потоком

Взлёт или посадка лайнера осуществляется при соблюдении трёх минимумов, зависящих от погодных условий. У каждого командира воздушного судна имеется свой личный минимум. Он может взлетать и садиться лишь при определённых погодных условиях, согласно своей квалификации. Второй минимум касается конкретного аэродрома. Он зависит от технического оснащения ВПП и её приспособленности к определённым метеоусловиям. Третий минимум устанавливается производителем воздушного судна. Изготовитель гарантирует безопасность эксплуатации лайнера при определённых погодных условиях.

В некоторых случаях командир авиалайнера может самостоятельно принять решение о взлёте. Например, если аэродром открыт, но погода на грани допуска самого командира, его воздушного судна и ВПП.

Сдвиг ветра и его влияние на полёты

Сдвиг ветра является показателем, характеризующим изменение его скорости и направления между определёнными двумя точками воздушного пространства. Он может быть вертикальным или горизонтальным. Вертикальный сдвиг бывает попутным, встречным или боковым. Изменение скорости и направления ветра может вызвать помехи в полёте, болтанку, а иногда даже привести к аварийной ситуации при снижении.

Причины возникновения сдвига ветра

Вертикальный сдвиг способен повлиять на точность приземления авиалайнера, совершающего посадку. Пилоту необходимо противодействовать метеоусловиям, чтобы приземлиться в заданной точке ВПП. Опасность такого явления в том, что снижаясь, лайнер переходит из верхнего слоя с одним значением ветра в нижний слой с другим показателем. При этом меняется и скорость самолёта, а это, в свою очередь, приводит к отклонению от траектории снижения и неточной посадке.

Сдвиг оказывает влияние на полёты. Пилоту необходимо как можно раньше его выявить и увеличить мощность двигателя. Это явление не менее опасно, если самолёт снижается по предпосадочной прямой. Чем выше скорость снижения лайнера, тем сильнее на него воздействует сдвиг ветра. Одинаковый показатель этого явления по-разному влияет на разные типы самолётов, имеющие различную посадочную массу.

Хотя даже меньшие величины представляют серьёзную опасность для лайнеров, совершающих приземление. Сдвиг ветра 0,5 м/с в сочетании с сильными ветряными порывами может привести к проблемам для экипажа судна в момент посадки. Пилоту необходимо будет частично изменить траекторию своего снижения, чтобы уменьшить неблагоприятное воздействие ветряного сдвига.

Сдвиг ветра и его влияние на полёты

Сдвиг ветра является показателем, характеризующим изменение его скорости и направления между определёнными двумя точками воздушного пространства. Он может быть вертикальным или горизонтальным. Вертикальный сдвиг бывает попутным, встречным или боковым. Изменение скорости и направления ветра может вызвать помехи в полёте, болтанку, а иногда даже привести к аварийной ситуации при снижении.

Причины возникновения сдвига ветра

Вертикальный сдвиг способен повлиять на точность приземления авиалайнера, совершающего посадку. Пилоту необходимо противодействовать метеоусловиям, чтобы приземлиться в заданной точке ВПП. Опасность такого явления в том, что снижаясь, лайнер переходит из верхнего слоя с одним значением ветра в нижний слой с другим показателем. При этом меняется и скорость самолёта, а это, в свою очередь, приводит к отклонению от траектории снижения и неточной посадке.

Лучшие ответы

Юрий Комаров:

Для того, чтобы уменьшить разбег при взлёте.. . Ну и, соответственно, при посадке — скорость.. .Встречный ветер как бы даёт большую скорость (относительно воздуха, а не земли)…

Василий Кошкин:

Почитай про подъёмную силу.

александр балабанов:

чтоб их ветром в спину к земле не прибивало

alina:

во-первых ветер всегда дует с разных сторон, а взлетная полоса одна и есть определенный план и график в аэропорту, ежедневно садятся и взлетают сотни самолетов, нереально еще под ветер подстраиваться) )во-вторых есть еще физика)

Ира:

у тебя забыли спросить, как им взлетать)

Володя:

Взлетают по направлению взлетной полосы, а не по направлению ветра

Марго:

А вы попробуйте заставить ветер дуть в ту сторону, куда вам лететь надо. Долго будете ждать на берегу попутного ветра…

Сухимилё:

Самолёты взлетают по направлению взлётно-посадочной полосы. Если есть выбор, с какой полосы взлетать, они взлетают по направлению маршрута.

Andrey:

Самолеты взлетают и садятся против ветра. Но, поскольку направление ветра не всегда является противоположным относительно движения самолета, то при взлете и посадке выбирается курс, который наиболее отличается от направления ветра.

Андрей Лунячек:

Подъёмная сила создаётся за счёт обдувания крыла встречным потоком воздуха. Это может быть либо если самолёт двигается вперёд, либо если воздух двигается ему навстречу.

Мона Лиса:

Вы когда-нибудь запускали воздушного змея? Или видели, как его запускают? В каком направлении его нос? Законы аэродинамики.

Ограничения на взлёт и посадку в зависимости от ветровой обстановки

На взлёт или посадку авиалайнера влияет попутная и боковая скорость ветра. Любой самолёт может взлетать или садиться, если его сила не превышает максимально разрешённую величину. Этот показатель прописан в технических характеристиках определённого воздушного судна. Для большинства лайнеров попутная скорость воздушного ветрового потока не может превышать 5 м/с. Однако сила бокового ветра различна для разных типов самолётов. Например, для ТУ-154 она равна 17 м/с, а для ТУ-134 — 20 м/с.

При усилении ветряной бури, подлетающие к аэродрому самолёты, не смогут совершить посадку. Им нужно проследовать в другой пункт, где показатели скорости воздушного ветрового потока позволят приземлиться на ВПП.

Чем сильнее боковой ветер, тем больше пилот вынужден поворачивать самолет для коррекции

Боковой ветер, скорость которого более 20 м/с, опасен для самолёта. Ухудшение погоды случается при прохождении в зоне аэропорта сильного циклона. Внезапные ветряные порывы в нижних слоях атмосферы могут привести к аварийной ситуации.

Понятие о розе ветров

Говоря о направлении и скорости движения воздушных масс, следует сказать несколько слов о розе ветров. Она представляет собой круг, на котором изображены линии, показывающие, как движутся потоки воздуха. Первые упоминания об этом символе обнаружены в книгах латинского философа Плиния Старшего.

Весь круг, отражающий возможные горизонтальные направления поступательного движения воздуха, на розе ветров разделен на 32 части. Основными из них являются север (0 o или 360 o), юг (180 o), восток (90 o) и запад (270 o). Полученные четыре доли круга делятся далее, образуя северо-запад (315 o), северо-восток (45 o), юго-запад (225 o) и юго-восток (135 o). Полученные 8 частей круга снова делятся каждая пополам, что образует дополнительные линии на розе ветров. Поскольку в итоге получается 32 линии, то угловое расстояние между ними оказывается равным 11,25 o (360 o /32).

Отметим, что отличительной особенностью розы ветров является изображение геральдической лилии, расположенной над значком севера (N).

Насколько высоко способен подняться авиалайнер?

На какой высоте летает пассажирский самолет? Эшелон полета на гражданском авиатранспорте давно рассчитан и определен инженерами-конструкторами воздухоплавательных машин. В среднем он равен 9-12 км над землей. Это обусловлено тем, что на данном расстоянии от земной поверхности воздушное пространство очень разряжено, соответственно, сопротивляемость воздуха сводится к минимуму. Температура за бортом составляет около -50 градусов, что способствует быстрому охлаждению работающих двигателей, и не допускается их перегрев. Самолеты на больших высотах меньше расходуют топлива и быстрее передвигаются. Также на этом расстоянии не летают птицы, а значит, не будет помех при движении.

По всему миру действует определенный стандарт полетов, где установлено, на какой высоте летает пассажирский самолет. При движении воздушного судна на запад высота полета определяется четными величинами: 10-12 км. При перелете на восток эшелон рассчитывается по нечетным параметрам: 9-11 км над землей. Подобное разделение высот обусловлено тем, чтобы избежать непредвиденных авиакатастроф. Ведь в воздухе крупногабаритным судам практически невозможно будет разойтись и избежать столкновений.

Ограничения на взлёт и посадку в зависимости от ветровой обстановки

На взлёт или посадку авиалайнера влияет попутная и боковая скорость ветра. Любой самолёт может взлетать или садиться, если его сила не превышает максимально разрешённую величину. Этот показатель прописан в технических характеристиках определённого воздушного судна. Для большинства лайнеров попутная скорость воздушного ветрового потока не может превышать 5 м/с. Однако сила бокового ветра различна для разных типов самолётов. Например, для ТУ-154 она равна 17 м/с, а для ТУ-134 — 20 м/с.

При усилении ветряной бури, подлетающие к аэродрому самолёты, не смогут совершить посадку. Им нужно проследовать в другой пункт, где показатели скорости воздушного ветрового потока позволят приземлиться на ВПП.

Чем сильнее боковой ветер, тем больше пилот вынужден поворачивать самолет для коррекции

Боковой ветер, скорость которого более 20 м/с, опасен для самолёта. Ухудшение погоды случается при прохождении в зоне аэропорта сильного циклона. Внезапные ветряные порывы в нижних слоях атмосферы могут привести к аварийной ситуации.

Как авиалайнер взлетает?

Подъемная сила – это то, что позволяет тяжелому большому самолету взлететь. Главную роль для достижения требуемой подъемной силы играет крыло. В процессе разбега встречные воздушные потоки обтекают крыло сверху и снизу. При этом верхний поток над крылом сужается. Это достигается за счет определенной формы крыла: профиль этой конструкции имеет выпуклую форму в верхней части. Из-за сужения верхнего потока авиалайнеру приходится двигаться быстрее, чтобы над крылом проходило такое же количество воздуха, как и под ним.

Чем больше скорость воздушного потока, тем ниже в нем давление и наоборот. Давление в верхнем потоке над крылом меньше, чем под крылом. Именно из-за такой разницы давлений и возникает необходимая подъемная сила, которая позволяет тяжелому самолету взлететь в воздух. Эта сила как бы выталкивает крыло авиалайнера и сам авиалайнер вверх. Чем выше скорость движения воздушного судна, тем больше подъемная сила. При взлете против направления воздушных потоков к собственной скорости авиалайнера добавляется скорость ветра. Соответственно, набегающий поток воздуха позволяет увеличить подъемную силу и уменьшить минимальную скорость относительно земли для того, чтобы удержать самолет в воздухе. Аналогичное положение актуально и при совершении посадки. Чем меньше скорость авиалайнера, тем безопаснее и мягче посадка.

Обычные причины кружения самолета


Сложный заход на посадку Взлетно-посадочные полосы аэропорта строятся с учетом розы ветров и географического расположения (например расположение гор), характерных для местности, имеют строго определенную направленность. Полосы ориентируются так, чтобы посадка в большинстве случаев проходила против ветра, поскольку это обеспечивает безопасность, минимальную скорость посадки (подъемная сила будет складываться из скорости самолета плюс скорость набегающего ветра). Самолет же может зайти с любого направления. Если он летит, к примеру, с юга, пилоту необходимо переориентировать самолет и выровнять его, чтобы успешно сесть на полосу. Для этого он может сделать один или несколько кругов. Но данный вариант – далеко не единственный.

В воздушном пространстве над аэропортами всегда наблюдается много самолетов. Во избежание столкновений его разбивают по высоте на эшелоны, в рамках каждого из которых возможно движение только в определенном направлении. Самолет может кружить, переходя из эшелона в эшелон перед посадкой.

Кроме того, полосы могут быть просто заняты, тогда диспетчер не разрешит пилоту посадку до тех пор, пока нужную из них не освободят. Летчику придется держать борт в воздухе, кружась над аэродромом. В крупных аэропортах иногда выстраиваются целые очереди на посадку, все самолеты, находящиеся в ожидании разрешения, кружат в воздухе. Их может быть до десятка и более.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий