Причины крушения самолетов

Рейс IR655, Персидский залив ()

Трагические события произошли летом 1988 года над Персидским заливом в воздушном пространстве. Аэробус А300, летевший из Тегерана в Дубай был сбит ракетой, выпущенной с американского крейсера «Винсенн».

Командир военного корабля неправильно определил цель, приняв его за выпущенную ракету. В результате погибли 290 пассажиров.

Взрыв самолёта произошёл над водой, потому шансов выжить у летевших в лайнере, практически не было. Власти США так и не признали свою ошибку, но, спустя некоторое время, чтобы избежать международного скандала, выплатили компенсации родственникам пострадавших.

Полет по нештатному навигатору

На вечер 6 июля власти рассматривали несколько основных версий крушения самолета.

Катастрофа могла произойти при заходе на второй круг во время посадки, сообщил губернатор Камчатского края Владимир Солодов. По его словам, не исключено, что на исходе маневра сказалась плохая видимость.

— При исследовании места с воздуха часть фюзеляжа воздушного судна обнаружена на берегу, часть в воде и прибрежной зоне, — сказал глава региона.

Он добавил, что в среду, 7 июля, на Камчатке начнет работу правительственная комиссия во главе с руководителем Росавиации Александром Нерадько. Она установит причины трагедии.Пилот потерпевшего крушение Ан-26 пытался срезать маршрут по нештатному навигатору, сообщил «Известиям» близкий к следствию источник. По его данным, перед посадкой летчик, предположительно, решил срезать траекторию полета через сопку Пятибратка. Неудачный маневр обернулся столкновением со скалой, подчеркнул он.

Таким образом, причиной катастрофы могла стать ошибка пилота. Также к крушению могли привести неблагополучные метеоусловия. В момент посадки воздушного судна в регионе наблюдался туман, горы были закрыты плотными облаками, уточнил источник.

На склоне горя1

Самолет Ан-28, принадлежащий ФГУП «Камчатские авиалинии» и потерпевший крушение в 10 км от поселка Палана

Фото: Дальневосточное СУ на транспорте СК РФ

Для Камчатки это уже не первая авиатрагедия — в 2012 году здесь потерпел крушение самолет Ан-28, который тоже столкнулся с горой. Часть его обломков также были найдены на сопке Пятибратка, напомнил он.

Со слов источника, пилоты на Камчатке с ее гористой местностью часто меняют траекторию по нештатным навигаторам GPS. Использование такого прибора и могло привести к отклонению от схемы полета и столкновению с землей.

Что делать если самолет упал на воду

При падении самолета в открытую воду необходимо соблюдать те же правила, что и при падении на сушу. После падения необходимо сразу же выбраться из салона и постараться отплыть подальше от самолета. Не рекомендуется прыгать в воду, если нет трапа. Лучше скатиться по крыльям ногами вперед, предварительно набрав в спасательный жилет воздух. Если вблизи нет суши, то ожидать помощи придется на воде. Здесь могут пригодиться обломки самолета, которые послужат временным плотом. Если нет обломков, то необходимо постоянно двигаться в воде, чтобы избежать переохлаждения организма.

Все эти советы и правила разрабатывались годами. Многие из них уже спасли жизни. Так правила поведения при падении в воду помогли в 2009 году выжить 13-летней девочке Байе Бакари.

Основные причины авиакатастроф в России

Итак, лидирует с явным отрывом — человеческий фактор. Недостаточная и не квалифицированная подготовка пилотов во многом приводят к таким печальным результатам.

Если рассмотреть авиакатастрофы за последние 5 лет, то можно понять, что не последнее место занимают террористические акты.

Наконец, это, конечно, обветшание парка пассажирских лайнеров России. 63% — это старые советские экземпляры и только 37% — новые самолеты. Разработка новых русских, пассажирских самолетов почти не проводится, поэтому покупаются зарубежные Боинги и Аэробусы.

Airbus A330-300 компании «Аэрофлот».

Еще одна причина — это жадность авиакомпаний, экономящих на качестве обслуживания самолетов и покупке новых деталей и оборудования.

В результате, техника изнашивается, детали не заменяются, и самолет приходит в непригодность. Но его не снимают с эксплуатации. Известны случаи, когда самолет летал до полного износа, вплоть до катастрофы!

Это интересно: Когда лететь в Таиланд лучше всего: рассказываем по пунктам

Падение самолёта «TransAsia». 43 унесённые жизни.

Катастрофа с участием самолёта авиакомпании «TransAsia» произошла 4 февраля 2015 года при попытке выполнения авиарейса из Тайбэя на архипелаг Цзиньмэнь. На борту воздушного судна находилось 53 пассажира и 5 членов экипажа, однако, спустя некоторое время после взлёта, у самолёта отказал один из двигателей, и при попытке развернуть самолёт для возвращения в аэропорт своего отправления, неожиданным образом отказал и второй двигатель, лишив большую часть людей шансов на спасение.

Причины отказа сразу двух двигателей воздушного судна остаются неизвестными, однако, удалось выяснить, что буквально за неделю до авиакатастрофы самолёт проходил техническое обслуживание, что может стать ключевым моментом в выяснении всех обстоятельств. Конечно, причиной всему может также послужить и случайность, однако учитывая тот факт, что при реальном шансе самолёта попасть в авиакатастрофу равно в 1 к 100000, самолёт авиакомпании «TransAsia» полностью их исчерпал.

В этом случае важно обратить внимание на тот факт, что опять-таки, преобладающим фактором является именно человеческое вмешательство, причём независимо от того, сделал это пилот, либо же техники обслуживающие самолёт.  Мы зачастую виним во всё именно самолёты, которые проектируются самыми лучшими специалистами, но не надлежащим образом их эксплуатируем, что непозволительно, и приводит к человеческим смертям, которых можно избежать. В роковой авиакатастрофе погибло 43 человек, 13 выжило, однако, несмотря на то, что с её момента прошло уже около 2 месяцев, истинные причины установить так и не удалось

В роковой авиакатастрофе погибло 43 человек, 13 выжило, однако, несмотря на то, что с её момента прошло уже около 2 месяцев, истинные причины установить так и не удалось.

Почему падают самолеты в России

Жесткую посадку Ан-24 в Бурятии уже можно назвать нетипичной для авиапроисшествий в России. По предварительным данным, причиной ЧП стала неисправность воздушного судна (отказ одного из двигателей), а не ошибка пилота. По словам источника «Интерфакса», экипаж действовал строго по инструкции и не допустил ошибок. «После отказа техники самолет стал неуправляем. Экипаж ничего сделать не мог», — отметил собеседник. Именно члены экипажа — командир и бортмеханик самолета — стали жертвами катастрофы.

Фото: архив 66.ru

В России, по оценкам главы МАК, 75% авиакатастроф происходит по вине пилотов и обслуживающего персонала. Согласно статистике за последние 10 лет, в 90% случаев к крушению самолетов и вертолетов приводили ошибки экипажей.

Но судя по отчетам МАК за последние 10 лет, 14 из 16 катастроф произошли по вине экипажей. По словам Зайко, основным фактором остается именно человеческий — это подготовка и экипажа, и технического персонала, и аэродромных служб, и т. д.

Подробнее о причинах авиакатастроф в России можно прочитать здесь:

Главная новость по теме

Крушение Як-42 под Ярославлем. Погибли 44 человека

В сентябре 2011 года Як-42 авиакомпании «Як Сервис» должен был вылететь из Ярославля в Минск. Во время разбега самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, взлетел на несколько метров, врезался в радиомаяк и рухнул на берегу реки Туношонки. В авиакатастрофе погибли 36 пассажиров (в основном — игроки ХК «Локомотив» и их тренеры) и 8 членов экипажа.

Непосредственной причиной катастрофы МАК назвал нажатие кем-то из пилотов на тормозные педали во время разбега самолета. Несмотря на нештатную ситуацию, экипаж не предпринял попытку прекратить взлет, а продолжил набирать скорость, пытаясь поднять судно в воздух. Также МАК отмечает, что в организме второго пилота были найдены следы фенобарбитала, оказывающего тормозящее действие на центральную нервную систему.

Кроме того, МАК установил ряд факторов, способствовавших катастрофе:

  • серьезные недостатки в переучивании членов экипажа на самолет Як-42: навыки пилотирования Як-40 применили на Як-42, из-за чего кто-то из членов экипажа перепутал расположение педалей;
  • ошибки и невыполнение технологических процедур, допущенные экипажем при подготовке и расчете параметров взлета, а также в процессе разбега;
  • несогласованные, нескоординированные действия экипажа в заключительной фазе разбега.

Первые версии после крушения. Зачем приезжал новокузнецкий ОМОН?

О крушении лайнера стало известно только через два часа после катастрофы — после того, как экипаж перестал отвечать на запросы наземных служб. Местный житель сообщил о горящих обломках самолета в лесу. Из поселка Малый Майзас выдвинулась группа полицейских на оцепление территории.

Поисковый вертолет сразу обнаружил сильный пожар, но не смог сесть из-за горно-лесной местности и плохой видимости. Спасатели долго не могли подступиться к месту крушения: лишь к полудню 23 марта удалось проложить санную дорогу, когда, по сути, спасать уже было некого. В течение трех суток 238 человек вели аварийные работы, занимались поиском и эвакуацией тел.

Журналист Василий Горбунов, прилетевший вместе со спасателями, вспоминал о сильнейшем запахе керосина и осколках самолета, разбросанных на полкилометра. Два из трех «черных ящиков» были серьезно деформированы.

«Похоже, самолет буквально разбился вдребезги. Почти все, что осталось от людей, сильно вдавлено в снег. Повсюду разбросаны баночки с пивом, сумки, шмотки, доллары», — рассказывал Горбунов в книге Игоря Муромова.

На месте крушения были обнаружены драгоценности, несколько тысяч долларов, золотые украшения. Видимо, многие пассажиры аэробуса летели в Гонконг на отдых. Во время поисковой операции пришлось задействовать войска и новокузнецкий ОМОН, чтобы защитить место от мародеров.

Первое время сотрудники Минтранспорта и МинЧС высказывали версии о теракте, мгновенной разгерметизации салона, произошедшей в результате взрыва или столкновения с посторонним предметом. Замначальника отдела воздушного транспорта Минтранса Юрий Кореневский отмечал, что подготовленность и профессионализм экипажа не вызывала сомнений.

«Случай был беспрецедентный, — вспоминал Владимир Кофман после проведения расследования. — У нас тогда, как говорится, не хватало ни совести, ни смелости заявить о том, что самолет погубил ребенок».

Крушение Ан-148 в Подмосковье. Погиб 71 человек

По части авиакатастроф, произошедших относительно недавно, комитет еще не вынес окончательные вердикты. Как, например, в ситуации с крушением самолета Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии» в феврале 2018 года. Тогда погибли 65 пассажиров и 6 членов экипажа.

Расследованием вместе с МАК занимается Следственный комитет России. Основная версия следствия — неверные действия экипажа. Согласно данным расшифровки бортовых самописцев, пилоты не включили обогрев датчиков определения скорости, и в ходе набора высоты те обледенели. СК полагает, что командир самолета получил неверные сведения о падении скорости и «принял меры по разгону судна путем перевода его в пикирование». При этом в нарушение инструкции был превышен угол наклона судна, самолет потерял управляемость. Последнее сообщение о ходе расследования Следственный комитет опубликовал в июне 2018 года.

Главная новость по теме

Немного истории

В интернете сегодня можно найти массу информации о выживших в авиакатастрофах. Но мы остановимся на крупных авариях, в которых число жертв превысило сотню человек.

  1. В 1970 году рейс 502 из Куско в Лиму потерпел крушение в районе Перу, что находится неподалеку от Куско. На борту самолета находились 102 человека (8 членов экипажа и 94 пассажира). На момент крушения погибли 99 человек, трое остались живы. По пути в больницу двое из выживших скончались от полученных травм. Один человек остался в живых.
  2. 23 декабря 1984 года из Красноярска в Иркутск вылетел ту-154б-2, но до пункта назначения он не добрался. При наборе высоте в одном из двигателей был поврежден один из его элементов, что привело к пожару в третьем, а затем и во втором двигателях. На борту самолета находилось 104 человека, 103 из которых погибли. Один человек выжил.
  3. В августе 1987 года из Детройта в Финикс вылетел самолет mcdonnell douglas md-82. На его борту находилось 155 человек (149 пассажиров и 6 членов экипажа). На взлете самолет потерпел крушение, по неясным причинам (возможно, ошибка пилота — национальный совет по безопасности на транспорте). При крушении самолет задел еще три автомобиля на земле, в результате чего погибли 2 человека. В самом самолете погибло 154 человека. Маленькая девочка Сесилия Сичан, которой на тот момент было 4 года, выжила, хоть и получила многочисленные травмы.
  4. 5 октября 1991 года индонезийские бойцы спецназа возвращались рейсом из Джакарты в Бандунг. На борту самолета находилось 134 человек, 12 из которых – это члены экипажа, а 122 – пассажиры. На взлете самолет загорелся и рухнул на город, врезавшись в здание министерства труда. Из 134 человек на самолете погибло 133, также погибло двое охранников здания. Один пассажир самолета выжил.
  5. В марте 2003 года аэропорт Алжира покинул Боинг 737-200, но до конечного пункта он не долетел. На взлете один из двигателей самолета отказал, а командование не смогло своевременно устранить неполадки и выполнить экстренную посадку. На борту самолета находилось 103 человека, 102 из которых погибли. В живых остался один человек.
  6. В конце июня 2009 года из Саны в Морони совершался рейс iy 626. На борту самолета находилось 153 человека. При посадке пилоты допустили ошибку, которая стала причиной одной из крупнейших катастроф человечества и унесла жизни 152 человек. В этой трагедии выжила девочка 13 лет Байя Бакари. Она на протяжении почти 13 часов ожидала помощи в открытом океане.
  7. 12 мая 2010 года в Триполи – столице Ливии – при посадке разбился самолет, на берту которого находилось 104 человека. Причиной крушения стала ошибка пилота, который слишком поздно включил автопилот. В трагедии выжил мальчик 9 лет, который получил огромное количество травм и переломов.
  8. Еще один недавний случай, который, пожалуй, нескоро забудется – это гибель целой хоккейной команды «локомотив» города Ярославль. На борту авиалайнера як-42д находилось 45 человек. В катастрофе погибли 44 человек. Выжил только один член экипажа.

«Клевок» или скала?

По мнению Олега Смирнова, возможной причиной крушения стал «клевок» при заходе на посадку при выпуске закрылок, когда менялась конфигурация крыла, для того чтобы увеличить подъемную силу и уменьшить скорость перед посадкой.

— Происходит скос потока, который отрицательно влияет на подъемную силу стабилизатора, и образовывается «клевок». Это мгновенное явление, из которого невозможно вывести самолет, потому что идет очень резкое снижение. Пилотов готовят к тому, чтобы в такие ситуации не попадать. Есть вероятность, что в этом случае экипаж не доучили, — предположил летчик.

Однако, судя по тому, что обломки самолета были найдены в море и у горы, предпочтительнее другая версия произошедшего, подчеркнул пилот.

На склоне горя3

Спасатели на вездеходах продолжают следовать на место крушения самолета АН-26

Фото: ГУ МЧС России по Камчатскому краю

— Столкновение с возвышенностью при заходе на посадку весьма вероятно. Нужно разобраться, есть ли в аэропорту радиолокатор, посадочные системы для помощи оператору. Когда летишь в облаках, ничего не видно кроме приборов. Если пилот вслепую заходил на посадку ниже безопасной высоты, это самоубийство. Столкновение с горой — грубейшее нарушение. Летчик не мог не знать расположение возвышенностей, тогда причиной крушения будет признан человеческий фактор

Но важно еще и то, как был подготовлен экипаж, оборудован аэропорт, как работал диспетчер. Списывать всю вину на пилота пока не стоит, хотя зачастую происходит именно так, — отметил он.Напомним, днем 6 июля в ГУ МЧС России по Камчатскому краю поступила информация о том, что самолет Ан-26, совершавший пассажирский рейс Петропавловск-Камчатский–Палана, в указанное время не вышел на плановый сеанс связи

Радиосвязь с экипажем воздушного судна, принадлежавшего АО «Камчатское авиапредприятие», пропала примерно за 10 минут до времени посадки. В 05:55 мск в аэропорту Палана была объявлена тревога и организована поисково-спасательная операция. Позднее в 3,8 км от поселка с вертолета были обнаружены обломки пропавшего самолета. Часть из них упала в море. К месту крушения были направлены спасатели, оперативная группа МЧС по Камчатскому краю, а также сотрудники правоохранительных органов. Предположительно, все 28 человек, которые находились на борту, погибли.

Справка «Известий»

Самые крупные катастрофы с Ан-26 в России и мире

Чугуев, 2020 год. 25 сентября недалеко от украинского города Чугуев в Харьковской области разбился самолет Ан-26. Он выполнял учебный полет с курсантами. На борту находилось 27 человек, 26 из них погибли.

Хмеймим, 2018 год. 6 марта российский Ан-26 потерпел крушение при заходе на посадку на сирийском аэродроме Хмеймим. Он столкнулся с землей, не долетев около 500 м до взлетно-посадочной полосы. На борту самолета находилось 26 пассажиров и шесть членов экипажа, все они погибли.

Киншаса, 2018 год. 20 декабря потерпел крушение транспортный Ан-26 компании GomAir в 40 км от международного аэропорта Нджили (Киншаса, Демократическая Республика Конго). На борту находилось 23 человека.

Провинция Идлиб, 2015 год. 18 января Ан-26 ВВС Сирии разбился при заходе на посадку на аэродроме Абу-Духур (провинция Идлиб). Погибло 30 человек.

Багдад, 2007 год. Грузовой Ан-26, арендованный Турцией у молдавской авиакомпании, потерпел катастрофу 9 января 2007 года. Самолет пытался зайти на посадку в условиях плохой видимости из-за тумана и разбился во время второй попытки. На борту находилось 35 человек, 32 из них погибли.

Архангельск, 2002 год. 21 февраля Ан-26 потерпел крушение при заходе на посадку в районе аэродрома Лахта в Архангельской области. 17 из 20 находящихся на борту человек погибли. Основной причиной катастрофы были названы метеоусловия: из-за плохой видимости и сильного бокового ветра самолет трижды заходил на посадку и последняя попытка стала роковой.

Что изменилось после расследования?

Расследование катастрофы закончилось в марте 1995 года, эксперты выявили ряд недостатков в области гражданской авиации. Выяснилось, что в России не было документа, регулирующего прием иностранных самолетов для эксплуатации. Соответствующий приказ был принят только в 2003 году.

Падение лайнера негативно сказалось на имидже «Аэрофлота». По итогам первого полугодия 1994 года, авиакомпания потеряла около 30% потенциальных пассажиров. К 1996 году «Аэрофлот» выплатил компенсации (минимальный размер — 20 тысяч долларов) 80% родственников жертв. Остальных родственников размер выплат не устроил, они обратились в суд.

Как замечают эксперты-расследователи, у экипажа рейса Москва — Гонконг не было соответствующей подготовки, чтобы вывести самолет из «штопора». В 1999 году «Аэрофлот» и консорциум Airbus Industrie запустили первый в России тренажер для пилотов лайнера A310. На нем можно было смоделировать ситуацию, в которую попал лайнер, разбившийся под Междуреченском.

В 2015 году Росавиация наказала «Саратовские авиалинии» за «грубейшее несоблюдение» правил безопасности: в кабине пилотов летела знакомая гендиректора авиакомпании, не являющаяся членом экипажа. Женщину допустили на борт под формулировкой «служебный пассажир». «Саратовским авиалиниям» ограничили полеты по международным направлениям.

Подготовил Егор Фёдоров

Авиакатастрофа «Germanwings». 150 невинных жертв.

Невозможно не обратить внимание на последнюю крупную произошедшую авиакатастрофу, унёсшую жизни 150 человек. Как заявили специалисты, основной причиной падения самолёта послужил человеческий фактор, в частности, имеется ввиду непреднамеренное убийство пассажиров и членов экипажа

Как отмечают эксперты, виной всему стали действия второго пилота, который по некоторым данным заперся в кабине пилотов, отключил систему автоматического пилотирования и целенаправленно ожидал падения самолёта.

Пилота уже поспешили обвинить в невменяемости, преднамеренном убийстве полутора сотен человек, и в других грехах, однако, никто не обратил внимание на то, что пилот около полутора лет проходил лечение у психиатра. Непонятным остаётся по каким-именно причинам человека, уличённого в невменяемости, допустили к управлению воздушным судном, и всячески теперь пытаются возложить вину на него

Кроме того, действительных доказательств того, что второй пилот заперся в кабине пилотов, нет, так как и нет свидетельств о том, что именно он отключил систему автоматического пилотирования.

Ранее также появлялась информация о том, что самолёт находился в плохом техническом состоянии, однако руководство авиаперевозчика всячески это отрицает, ссылаясь на то, что они весьма компетентно относятся к данному вопросу. Однако, необходимо учесть тот факт, что сразу после авиакатастрофы несколько экипажей «Germanwings» отказались выполнять рейсы по всё тем же причинам, причём, руководство авиаперевозчика не препятствовало им, видимо боясь огласки.

Как бы то ни было, официальное заключение будет дано экспертами уже в ближайшее время, но вряд ли в заключительном отчёте будет учтены действия авиаперевозчика в произошедшей трагедии. Вся та некомплектность,  которая была продемонстрирована немецкой авиакомпанией и безрассудство, вряд ли смогут вернуть жизни 150 человек, потерянных по причинам обычной халатности, которая имеется в каждом рассмотренном случае.

Порядок действий при крушении самолета

Если самолет начал терпеть крушение вследствие каких-либо неполадок, то на этот случай разработан план действий, который значительно повысит шансы выжить.

  1. В первую очередь необходимо вооружиться кислородной маской. Даже если разгерметизация салона еще не произошла, она должна быть всегда наготове.
  2. Ручную кладь рекомендуется поместить под сиденье впереди сидящего пассажира. Это снизит риск во время тряски оказаться зажатым между сиденьем и полом.
  3. Выполнять команды бортпроводника или электронного табло. Ремни должны оставаться пристегнутыми, даже если табло погасло.
  4. В момент падения необходимо надеть кислородную маску и зафиксировать ее на голове.
  5. При возникновении пожара или задымления в салоне необходимо по возможности опуститься ниже и накрыться плотной тканью.
  6. Держать в поле зрения все доступные выходы. После приземления самолета необходимо сразу же начинать двигаться к нему, стараясь избегать толпы и заваленных проходов.
  7. После выхода из салона необходимо максимально быстро и далеко удалиться от самолета.

Частые причины крушения

Как утверждают специалисты, занимающиеся изучением авиакатастроф, чаще всего причиной подобных трагедий становится человеческий фактор. Его часто путают с ошибками пилотов, но это две разные категории причин. Под человеческим фактором понимают оплошности и недочеты не только пилотов, но и наземных работников аэропортов, которые также могут привести к авиакатастрофам. То есть, если диспетчер неправильно сориентировал пилота, а тот в свою очередь не смог посадить самолет, то это и будет человеческим фактором. В итоге сотни жизней и еще один печальный след в истории.

Второй частой причиной является неполадки в двигателе. Как говорит статистика, большинство авиакатастроф происходит во время взлета и во время посадки самолета. Возможно, именно поэтому среди пассажиров существует традиция аплодировать пилотам после приземления. Считается, что первые 1,5 минуты после взлета являются самыми опасными. По истечении этого времени риск крушения снижается в несколько раз. В эти секунды, в принципе, может произойти что угодно, но согласно статистике большинство трагедий случается в результате неполадок в двигателе.

Еще одна частая причина авиакатастроф – это нехватка топлива. Именно по этой причине внушительная доля крушений происходит при посадке или в последние минуты полета. Самолет просто остается в воздухе с пустыми топливными баками. Конечно, перед вылетом транспорт проходит тщательную проверку, в том числе и на наличие достаточного объема топлива. Однако неполадки в двигателе могут привести к повышенному расходу, и как следствие преждевременному опустошению баков.

Ну, и наконец, одна из самых «безобидных» причин авиакатастроф – это погодные условия. Определение «безобидное» подобрано здесь потому, как в крушениях самолетов по этой причине сложно кого-либо обвинить. Так, в 2007 году в самарском аэропорту потерпел крушение самолет ту-134. Причиной стали неблагоприятные погодные условия и ошибка пилотов. В результате крушения погибло 6 человек. Пилоты остались живы и получили различные условные сроки.

Террористические акты занимают практически последнее место в рейтинге самых частых причин крушений самолетов. В среднем около 4% всех авиакатастроф происходит по вине террористов.

Существуют и совсем необычные причины крушений, например, попадание птиц в двигатель, столкновение с наземными или воздушными объектами и т.д. И в среднем около 30 % катастроф, связанных с воздушным транспортом, так и остаются неразгаданными.

«Тяжело и горько»

Житель Петропавловска-Камчатского Максим Артемьев лично знал пилотов разбившегося судна, с некоторыми членами экипажа был знаком с детства. В течение нескольких часов, пока шли поиски пропавшего самолета, и он, и все остальные жители Камчатки надеялись, что пассажиров и экипаж найдут живыми. После обнаружения обломков он думает, что это маловероятно.

— Ан-26 — хороший самолет, их пять-шесть штук по Камчатке летает, все снабжены плотами, средствами спасения, жилетами. Мы очень надеялись, что если они приводнились на территории акватории, то могли спастись. Очень тяжело и прискорбно осознавать, что этого не произошло. Вся Камчатка связана с авиацией, здесь порой по-иному не добраться в некоторые места. Все друг друга знают через пару рукопожатий. Вся Камчатка переживает, всем очень тяжело и горько от этой трагедии. За последние девять лет Палана переживает второе такое происшествие с самолетом, — рассказал «Известиям» Максим Артемьев.

Еще один житель Петропавловска-Камчатского Алексей, уроженец поселка Палана, в разговоре с корреспондентом «Известий» тоже с трудом сдерживал эмоции, но фамилию свою назвать отказался.

— Я знал некоторых людей, что были на борту, у меня там даже одноклассник есть. Когда в 2012 году разбился Ан-28, там тоже были мои знакомые. И вот спустя девять лет опять трагедия. Вся Палана и все мы переживаем очень сильно, — сказал Алексей.

На склоне горя4

Пассажирский самолет Ан-26, пропавший 6 июля 2021 года

Фото: ТАСС/Александр Суров

Переговоры в кабине экипажа перед крушением

За 30 минут до крушения в кабине находятся командир Кудринский и второй пилот Пискарев. Командир Данилов, отсидевший положенное количество за штурвалом, отдыхает в пассажирском салоне.

С 00:40 по местному времени в кабину заходят дети Кудринского и его друг Макаров, также опытный пилот «Аэрофлота», летевший в качестве пассажира. Фактически за пилотирование самолета отвечает только Кудринский. Он предлагает Яне сесть в кресло пилота.

— Иди садись на мое кресло, хочешь?

Девочка сменяет отца за штурвалом.

— Пап, подними меня , — просит она.

— Ну что, Яна, будешь пилотировать? Держись за штурвал, держись.

Примерно через 5 минут самолет выполняет разворот влево, а затем вправо, после чего выходит на программный курс следования. Кудринский показывает дочери управление самолетом, используя автопилот. Позже в акте расследования катастрофы этот маневр расценят как «отвлекающий фактор для экипажа».

Яна освобождает штурвал, ее место занимает Эльдар. Происходящее в кабине снимает на видеокамеру друг семьи Макаров. Кудринский показывает Эльдару тот же маневр, что и для Яны. За три минуты до крушения сын просит «покрутить» штурвал:

— Этот крутить можно?

— Да, — разрешает отец. — Так, смотри за землей, куда будешь крутить. Поехали влево, влево крути.

Эльдар выполняет команду — исправно работающий автопилот реагирует на это. Отключается автоматическое управление элеронами, отвечающими за крен самолета. Далее пилотирование, по сути, ведется вручную, однако факт отключения автопилота никто не замечает.

Через десять секунд самолет постепенно уходит вправо и достигает критического крена. Эльдар замечает «что-то непонятное»:

— А чего он поворачивается?

— Сам поворачивается? — уточняет Кудринский.

— Да.

Пилоты не понимают, что происходит с лайнером. Макаров предполагает, что самолет попал в «зону ожидания» — пространство для ожидания захода на посадку. Пискарев и Кудринский соглашаются с ним. (Возможно, на навигационном дисплее возникли «ложные» траектории полета.)

Самолет сваливается в глубокий крен, пилоты замечают это не сразу. Растет перегрузка.

— Ребята-а-а! — протягивает Макаров.

— Держи! Держи штурвал, держи! — кричит сыну Кудринский, заметив тряску.

Второй пилот пытается вывести самолет из правого крена, но уже поздно — самолет наклонен на 90 градусов, он начинает сваливаться.

— В обратную! Влево крути! Влево! — командуют попеременно Кудринский и Макаров.

Пилот Пискарев дает те же самые команды Эльдару, но мальчик мешает его действиям, держась за штурвал. (Комиссия, проводившая расследование, называет действия экипажа по парированию крена «неадекватными ситуации».)

Самолет уходит с заданной высоты, в кабине появляется сигнал «Предупреждение о сваливании», отключается автопилот.

— Да влево! Земля вот! — кричит Пискарев.

— Эльдар, выходи! Выползай назад.

Судя по всему, экипаж выводит самолет из глубокого крена, но лайнер уходит в пике и набирает скорость. Перегрузка достигает 4,6 единиц — примерно столько же испытывают космонавты при спуске на Землю. Кудринский пытается сесть за штурвал, но в условиях перегрузок Эльдар не может встать с кресла.

Через 30 секунд самолет входит в «штопор», начинается отвесное пикирование. После нескольких попыток Кудринский наконец-то занимает свое место. (Комиссия расследователей полагает, что в момент «штопора» экипаж еще мог вывести самолет на управляемые режимы полета.)

— Полный газ! — кричит Пискарев.

— Дал газ! — отвечает Кудринский.

— Скорость большая очень! Убери газы! Потихонечку!

— Сейчас выйдем! Все нормально! Потихоньку, блин!

В 0:58 самолет сталкивается с землей в окрестностях села Малый Майзас. Лайнер полностью разрушается, начинается пожар.

Расшифровка черных ящиков:

Какие воздушные суда каких авиакомпаний падают в России

Судя по статистике за последние 10 лет, в России падают самолеты самых разных авиакомпаний и модификаций. Чаще других катастрофы терпели российские Аны, Ту и Ми:

  • Самолеты Антонова (Ан-2, 24, 26, 28, 148) — 6 крушений за 10 лет
  • Самолеты Туполева (Ту-134, 154) — 3 крушения за 10 лет
  • Вертолеты Ми-8 — 3 крушения за 10 лет
  • Boeing — 2 крушения за 10 лет
  • Sukhoi Superjet 100 — 1 крушение за 10 лет
  • ATR 72 — 1 крушение за 10 лет
  • Як-42 — 1 крушение за 10 лет

Что касается авиаперевозчиков, то наиболее часто авиапроисшествия случаются с воздушными судами некрупных авиакомпаний, часть из которых уже прекратили свое существование. Так, крушение Sukhoi Superjet 100 в Шереметьево стало первой за последние 10 лет катастрофой с участием самолета «Аэрофлота».

В списке тех перевозчиков, чьи суда падали в России с 2010 года, Военно-воздушные силы России и Польши, авиакомпании «Ангара» (Иркутск), «Саратовские авиалинии» (сейчас не существуют), FlyDubai (ОАЭ), «ЮТэйр» (Сургут), «СПАРК-авиа» (Санкт-Петербург), «Татарстан» (сейчас не существует), «Полярные авиалинии» (Якутия), Камчатское авиационное предприятие, «Як Сервис» (сейчас не существует), «РусЭйр» (сейчас не существует), «Катэкавиа» (сейчас не существует).

Фото: архив 66.ru

Чаще всего авиакатастрофы происходят при заходе на посадку или уже на земле. Шансы рухнуть, находясь высоко в небе, значительно меньше.

Крушение Ми-8 в ЯНАО. Погибли 19 человек

Вертолет Ми-8 авиакомпании «Скол» разбился в Ямало-Ненецком автономном округе 21 октября 2016 года. Погибли все 19 человек, находившихся на борту.

Согласно официальному заключению МАК, причиной катастрофы стала «потеря экипажем пространственной ориентировки». Вертолет совершал вынужденную посадку из-за малого количества топлива ночью, в сплошной облачности, без световых ориентиров на земле.

В качестве других факторов, которые способствовали крушению, эксперты назвали:

  • недостатки во взаимодействии членов экипажа;
  • принятие командиром судна необоснованного решения на вылет при имевшейся информации о метеорологических условиях в районе пункта дозаправки;
  • недостатки в подготовке членов экипажа по действиям во внештатных аварийных ситуациях.

Фото: 66.ru

Чаще всего причиной авиакрушений называют именно ошибки пилотов. Но, по мнению экспертов, любой авиакатастрофе предшествует целая череда проблем и недочетов.

Авиакатастрофа лайнера «Air Asia». 162 жертвы непогоды.

Как известно, конец минувшего года ознаменовался ещё одной весьма страшной авиакатастрофой. Самолёт авиакомпании «Air Asia» со 162 людьми на борту совершал авиаперелёт из Сурабая в Сингапур, однако, пролетая над Яванским морем, неожиданным образом исчез с радаров авиадиспетчеров.

Спустя два дня, фюзеляж самолёта был обнаружен поисковой группой на дне Яванского моря и все люди, находившиеся на его борту, оказались погибшими. Впоследствии выяснилось, что командир воздушного судна за несколько мгновений до исчезновения оповестил авиадиспетчера о намерении изменить курс и эшелон из-за грозовых туч, надвигающихся с фронта. По неизвестной причине, авиадиспетчер отказал авиарейсу в наборе высоты, а спустя ещё четыре минуты, самолёт исчез с радаров, так и не подав сигнала бедствия.

По некоторой информации, самолёт мог попасть с зону сильнейшей турбулентности или даже быть поражённым молнией, вследствие чего все его системы оказались отключенными. С этого момента начали появляться всевозможные версии о том, что причиной могли послужить неквалифицированные действия экипажа или даже техническая неисправность воздушного судна, однако, крайне мало внимания было обращено на отказ авиадиспетчера в наборе воздушным судном высоты. Вполне вероятно, что если бы самолёт поднялся выше грозовых облаков, то следствия непогоды могли бы быть устранены, причём это касается двух причин и удара молнии и турбулентности.

Если проанализировать данную катастрофу с точки зрения специального анализатора авиакатастроф, то можно увидеть, что при попытках прохождения самолёта сквозь грозовые облака, вероятность инцидента составляла 0.000922%, однако, в случае набора высоты она могла бы снизиться до 0.000375%, что в 2.5 раза меньше, и вполне возможно, это могло бы спасти жизни людей.

Опять-таки, весьма характерным во всём этом являются действия человеческого фактора, причём в лице авиадиспетчера. Конечно, тот мог пользоваться предписанными инструкциями, но это отнюдь не означает, что он осознавал ситуацию гораздо лучше пилота.

Из всего выше приведенного можно сделать вывод о том, что если в настоящий момент совершенствованию самолётов уделяется большое внимание, то необходимо и совершенствовать безопасность авиаперевозок и среди людей. Вполне вероятно, суммарно это поможет если и не полностью ликвидировать авиакатастрофы, то максимально их минимизировать

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий