Как стать бортпроводником Аэрофлота

Преимущества и недостатки работы стюардессы

У этой профессии есть свои преимущества и недостатки. К числу ее достоинств относятся:

  1. достаточно высокий уровень зарплаты, причем он намного выше, чем у большинства офисных работников,
  2. красивая форма, которую зачастую разрабатывают именитые дизайнеры, ведь это своего рода визитная карточка авиакомпании,
  3. интересная работа, причем есть возможность завязывать новые знакомства,
  4. возможность увидеть другие города и страны,
  5. официальное трудоустройство и хороший социальный пакет,
  6. льготный выход на пенсию в 45 лет,
  7. возможность покупки товаров в дьюти-фри.

Работа у стюардесс, конечно, нелегкая, но там, где на борту достаточно большой экипаж, на длительных перелетах можно организовать попеременную работу с возможностью дополнительного отдыха. Кроме того, за отели и питание в перерывах между рейсами платит авиакомпания.

К числу недостатков данной работы относятся перелеты со сменой часовых поясов, что может приводить к нарушениям сна, а также высокие физические нагрузки – стюардессы в прямом смысле слова много времени проводят на ногах, да еще и на каблуках, что может со временем приводить к заболеваниям опорно-двигательного аппарата.

Что же касается рисков авиакатастрофы, то они как раз не слишком высоки – гораздо ниже, чем их рисует кинематограф. В частности, риск погибнуть в автокатастрофе для человека гораздо выше.

Плюсы и минусы профессии

В работе есть весомые плюсы:

  1. высокий уровень оплаты труда;
  2. путешествия (если это «командировочный» полет с долгой остановкой в городе прилета, можно немного отдохнуть);
  3. незаменимый навык принятия сложных решений в экстренных ситуациях;
  4. повышение навыков общения с незнакомыми людьми, знание основ психологии;
  5. выход на пенсию в 45 лет.

Есть у этой профессии и свои минусы:

работа на ногах, для женщин – в обуви на каблуках, которая вызывает проблемы с сосудами через несколько лет;
вылеты проходят в любое время суток: неважно, что за окном — график работы измеряется продолжительностью рейса;
большая ответственность;
требования к стюардессам, стюардам при приеме на должность очень строгие;
в любом недочете – задержке рейса, когда пассажиры рассажены по местам, неисправной мультимедийной системе – будут винить бортпроводника;
стресс во время полета вызван не аэрофобией, а постоянным напряжением, перепадами давления, сменой климата, часовых поясов;
независимо от своего психологического состояния приходится всегда быть доброжелательным с пассажиром.

Требования

У каждой авиакомпании свои требования к кандидатам на должность стюардесс и стюардов. При этом можно выделить основные критерии, по которым авиаперевозчики отбирают сотрудников:

  • образование;
  • знание иностранных языков;
  • состояние здоровья;
  • возраст;
  • рост;
  • размер одежды;
  • внешность;
  • гражданство;
  • наличие судимостей;
  • воинская обязанность.

Образование

На должность бортпроводника могут претендовать лица со средним образованием, то есть достаточно окончить 11 классов. Но у кандидатов с высшим образованием больше шансов.

Иностранный язык

Для работы на внутренних рейсах достаточно знания базового английского. Чтобы обслуживать пассажиров на международных маршрутах потребуется знать язык в совершенстве. Требования предъявляются как к устной так и письменной речи. Но еще лучше, если кандидат знает несколько иностранных языков.

Здоровье

Работа бортпроводником предполагает отсутствие проблем со здоровьем. Регулярные перелеты, частая смена часовых и климатических поясов требуют выносливости, высокой степени адаптации.

Состояние здоровья оценивает специальная комиссия — врачебно-летная экспертная комиссия

С особым вниманием подходят к проверке зрения, а также сердечно-сосудистой и нервной систем

Проводится и психологическое тестирование. Это нужно для оценки стрессоустойчивости, дисциплинированности, коммуникабельности и организаторских способностей.

Возраст

Стать бортпроводниками могут молодые люди от 18 лет. Большинство авиакомпаний для людей без опыта работы ставит возрастную планку в 26 лет. А тем, у кого есть опыт в этой профессии — возраст должен быть не старше 35 лет.

Рост

В описаниях вакансий стюардесс и стюардов указывают такие пределы роста:

  • для женщин — 160-175 см;
  • для мужчин — 170-185 см.

Это связано с тем, что бортпроводник должен легко дотягиваться до верхних полок с ручной кладью. Обычно они располагаются на высоте 212 см от пола. Рост ниже среднего вызовет ограничения в этом плане. А слишком высокой стюардессе придется все время нагибаться.

Размер одежды

Телосложение и девушек и молодых людей должно быть средним. Размеры одежды:

  • для женщин — от 42 до 46;
  • для мужчин — 46 до 54.

Авиакомпании по ряду причин не заказывают униформу plus-size:

  • Бортпроводник должен проходить между рядов кресел в салоне не задевая пассажиров.
  • Лишний вес может помешать выполнению экстренных действий при эвакуации.
  • Также это связано со свободным входом и выходом пассажиров из лайнера.

Внешность

Авиаперевозчики выдвигают требования не только к размерам одежды будущих бортпроводников, но и к другим параметрам внешнего вида. На лице и видимых участках тела не должно быть шрамов, рубцов, родимых пятен или других эстетических дефектов.

Татуировки и пирсинг у будущих сотрудников отдельные авиаперевозчики вообще не допускают. Некоторые компании более лояльны — требования распространяются, только на открытые части тела, которые видны из-под униформы.

Судимость

Требования к безопасности в авиации высокие, поэтому при приеме на работу кандидата тщательно проверяют на наличие судимостей, которые недопустимы.

Воинская обязанность

Юноши, которые не прошли службу в армии не смогут устроиться на борт. А негодные к военной службе молодые люди вряд ли пройдут медицинскую комиссию

Каких правил должны придерживаться стюардессы и стюарды.

Жизнь стюардесс может показаться гламурной и захватывающей – путешествия по миру, посещение экзотических мест и наслаждение новыми впечатлениями. Но в любом случае быть бортпроводником – это в первую очередь работа, и довольно тяжелая. Так что стюардессам и стюардам некогда тратить время на изучение стран, в которые они летают .

Как правило, главная мечта любого бортпроводника в рейсе – побыстрее добраться до гостиничного номера и хорошо выспаться. Несмотря на тяжелую работу бортпроводников, от соискателей вакансии нет отбоя. Во многих авиакомпаниях, чтобы устроиться на работу, необходимо пройти довольно жесткий отбор, а также соответствовать весьма строгим требованиям.

Но даже тем, кто устроился бортпроводником, многие компании могут навязывать дополнительные условия, которые регламентируют поведение стюардесс и стюардов как в самолете, так и вне его, что может вывести из себя любого. Именно поэтому не каждый сможет выдержать строгие правила авиакомпаний. Мы собрали для вас примеры строгих правил, которым должны следовать бортпроводники, если они хотят сохранить свою работу. 

Как стать стюардессой

Для тех, кого привлекают описанные выше плюсы профессии и не пугают ее минусы, путь к работе мечты нужно начать с обучения одним из способов:

  1. Среднее специальное образование в колледже или училище по направлению «Сервис на транспорте». Оно включает изучение теории, занятия на тренажерах и летную практику. Программа обучения состоит из общих и специальных предметов: организация питания и техника обслуживания пассажиров, английский язык, этикет, профессиональный макияж, аварийные процедуры и другие.
  2. Бесплатные курсы при авиакомпании с последующей отработкой в течение оговоренного периода (обычно 2-3 года).
  3. Платные курсы профессиональной подготовки. Стоимость базового курса первоначальной подготовки бортпроводников составляет от 65 тыс. рублей (352 академических часа).
  4. Высшее образование потребуется для работы на международных маршрутах наряду со знанием иностранных языков. Крупнейшими вузами РФ являются Московский авиационный институт, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (СПбГУ ГА) и Московский государственный технический университет гражданской авиации.

Например, в СПбГУ ГА стоимость обучения начинается от 159 тыс. рублей в год, а средний проходной балл в 2020 году составил 57,3.

Видео о том, как стать бортпроводником и тонкостях этой профессии:

Сколько зарабатывают стюардессы в России

Зарплата бортпроводника в Аэрофлоте – самая высокая в России. Минимальная зарплата стюардессы Аэрофлота – 40-50 тыс. руб., максимальная – 1500-1800 дол

Обратите внимание, кстати, на каком месте располагает Аэрофлот в рейтинге безопасности полётов.
Если сравнивать зарплаты стюардесс/стюардов других российских авиа, с тем, сколько зарабатывают стюардессы/стюарды в Аэрофлоте, то у последних оклад значительно выше.
Зарплата стюардессы/стюарда в России зависит от класса (количества часов, проведённых в небе), стажа работы и качества работы (существует система бонусов).
За время работы по профессии стюардесса/стюард может подняться от третьего класса до уровня старшего бортпроводника (Таблица)
Максимальную зарплату, обычно получают только те, кто обслуживает международные рейсы.

Таблица 1

Основные этапы карьерного роста стюардесс/стюардов

КлассыЗарплата
3-й (1000 часов и больше)15-20 тыс. руб.
2-й (2000 часов и больше)50 тыс. руб.
1-й (3000 часов и больше)до 100 тыс. руб.
Старший бортпроводник120 тыс. руб.
Начальник службы65 тыс. руб.
Бортпроводник бизнес-авиации120 тыс. руб.

Средние зарплаты бортпроводников на воздушных судах

Зарплата стюардесс гораздо выше средней зарплаты по России.

Таблица 2

Средние общероссийские зарплаты стюардесс

Зарплатаминимальнаясредняямаксимальная
45 тыс.80 тыс.120 тыс.

Льготы для стюардесс

  • Получение процентов от цены проданного товара в самолёте.
  • Отпуск длится 42 дня (в отдельных авиакомпаниях до 70 дней).
  • Все сотрудники и их родственники имеют скидку на перелёты с компанией.
  • Стюардесса/стюард имею право на бесплатный полет в какой-угодно регион мира один раз в год.
  • Ответственные работники получают дополнительные бонусы.
  • Беременных стюардесс не увольняют, а переводят в наземный штат. После декрета и возвращения на работу проводят «освежающий курс», для того чтобы они смогли вспомнить все нюансы работы.

Что влияет на заработок стюардессы

Зарплата бортпроводников формируется под влиянием многих факторов. Главные из них – это размер и престиж авиакомпании, а также её политика тарифов и стимулирования труда летных экипажей.

На уровень доходов стюардесс влияет степень развития пассажирской авиации в регионе

Важно, к какому аэропорту приписан воздушный перевозчик. Так, стюардессы «Аэрофлота», совершающие международные перелеты из Шереметьево, зарабатывают больше своих коллег

Заработок определяется классностью работника, видом, сложностью и длительностью полетов. Рейсы экономкласса оплачиваются скромнее коммерческих.

Конкуренция очень высокая

Для себя я поняла одно: стать стюардессой, на самом деле, не так уж и просто – конкуренция огромная. На собеседования приходят хорошо подготовленные люди, у многих среди которых имеется большой опыт их прохождения.

Вакансий в авиакомпаниях слишком мало – люди очень ценят полученную работу и стараются не менять ее. По этой причине новой возможности пройти собеседование приходится ждать от 6 месяцев до года.

Лично я поняла, что желания путешествовать и иметь хорошую заработную плату очень мало для того, чтобы стать стюардессой. Но я уверена, что человек, который действительно желает посвятить свою жизнь бесконечным перелетам, сумеет успешно пройти любое собеседование, каким бы сложным оно ни было.

Преимущества и недостатки профессии

Преимущества:

  • Одна из самых высокооплачиваемых профессий в России.
  • Красивая форма, которая имеет отличительные особенности в каждой авиакомпании. Форма стюардессы/стюарда – это часть визитной карточки компании.
  • Возможность завязывать интересные знакомства.
  • Возможность покупать продукцию в дьюти-фри.
  • Возможность увидеть мир. От рейса до рейса есть свободное время. За еду, отдых в отеле в этот период платит авиакомпания.
  • Посменный график работы.
  • Множество социальных льгот и доплат.
  • На пенсию можно уйти после 45 лет.

Недостатки:

  • Долгие командировки.
  • Физические нагрузки (много приходится стоять, перепады давления, смена часовых поясов, хождение на каблуках).
  • Необходимость бороться с «воздушной» болезнью – последствие турбулентности.
  • Настроение всегда должно быть хорошим, даже если попался «сложный» пассажир.
  • Серьёзные авиакомпании не берут на работу людей без опыта.
  • Могут возникнуть проблемы в семейной жизни.
  • Рождение ребёнка может быть под угрозой.
  • Самолеты разбиваются реже, чем тонут корабли или сходят с рельсов поезда, но человек плавает в любом случае лучше, чем летает.

Как стать бортпроводником… идём далее…

  1. Идем на собеседование. Начинается оно, как все обычные. Вас просят рассказать о себе, о своем опыте, увлечениях, образовании.

Далее английский. Разные компании по-разному проверяют знание английского языка. Это может быть тест, либо вас попросят прочитать текст, либо могут задать вопросы на английском языке. Например: «Что вы делали в прошлую пятницу в пять часов вечера? Как приготовить борщ? Что вы можете сказать о политической ситуации в нашей стране?» Вопросы могут быть абсолютно разными, тут не угадаешь. Поэтому нужно хорошо знать английский язык.

После того как успешно прошли собеседование, вам дают направление на ВЛЭК (врачебно-летная экспертная комиссия). Если она у вас еще не пройдена на время собеседования и начала учебы, то вы ее проходите. Вы должны успеть пройти ВЛЭК за месяц. Как показывает практика, ее можно пройти от пяти дней и больше, у всех по-разному. Рассчитывайте недели на две. Обязательно перед этим просмотрите требования к здоровью.

После стажерских полетов у вас будет серьезная, строгая комиссия, которая вам будет присваивать звание бортпроводника. Будут задавать вопросы, в основном касающиеся аварийно-спасательной подготовки. После этого вам присваивают звание бортпроводника. В одних компаниях есть итоговый фуршет, в других нет.

Некоторые компании для иногородних предоставляют или общежитие, или гостиницу, или съемную квартиру на период обучения. Это все нужно узнавать непосредственно в авиакомпаниях. У бортпроводников много разных льгот. Главное − это знать, и не стесняйтесь, интересуйтесь.

Надеюсь, мое видео будет для вас полезным. Желаю вам всем успеха. Желаю добиться исполнения своей мечты и всего самого хорошего. Пополняйте наши ряды! Мы всегда рады новым бортпроводникам. Это очень классная работа.

Начальный этап. Как стать бортпроводником?

Мир профессий достаточно широкий. Он дает возможность применить свои знания и умения для получения наибольшей выгоды. Каждая профессия требует особого отношения, а в первую очередь определенного профессионального уровня и подготовки.

Так, устроиться работать стюардессой в авиакомпанию не так сложно. Начальным этапом для этого может быть достаточно привлекательной внешности, а также начального знания английского языка. Это действительно так, при экстренном наборе сотрудников на должность стюардесс, авиакомпании мало обращают внимания на основные качества, которые требуются для сотрудников данной профессии. Все не так просто, как кажется. Когда авиакомпания объявляет широкий набор сотрудников на должность стюардесс, это не означает, что человек, который прошел сложный отбор, незамедлительно приступит к своей должности, выполнению должностных обязанностей стюардессы.

Все только начинается, когда отобранные сотрудники проходят подготовительный этап к полному освоению профессии. Тогда, каждая стюардесса обучение проходит, можно сказать в экстремальных условиях, когда все новое, а жесткий наставник требует высоких показателей освоения профессии. Так, начальным этапом, является не работа, а обучение. В первую очередь, необходимо глубокое знание иностранного языка. Это требование обязательное, даже если авиакомпания не выполняет международных рейсов.

Следующими объектами изучения служит самолет и услуги. Это необходимо для получения сертификата, который разрешает стюардессе, летать именно на определенном типе самолета. Подготовка включает много различных вопросов. Это может быть самостоятельное приготовление завтрака пассажирам в условиях самолета, так, и принятие родов на борту самолета.

Все ситуации  предусмотрены, и разработаны четкие инструкции, которые позволяют получить уверенность сотруднику авиакомпании. После завершения обучения, соискатель проходит аттестационную комиссию, которая принимает, или отклоняет определенную кандидатуру, и подтверждает квалификацию. Только после присвоения квалификации, начинается ввод в профессию сотрудника.

Профессия стюардессы достаточно престижная. В ней заняты сотрудники разного пола и разных возрастов. Это достаточно квалифицированный и тяжелый труд, который обеспечивает всю самую тяжелую работу, которая дает возможность авиакомпании рекламировать свою деятельность, а также выполнять качественные услуги на рынке авиаперевозок. 

Чему учат на курсах

Обучение можно разделить на две группы:

  1. Практическая часть.
  2. Теоретическая часть.

Основная часть придется, конечно же, на теорию, где будут раскрыты основные темы, такие как:

  • виды самолетов;
  • устройство самолетов;
  • характеристика самолетов;
  • правила решения конфликтных ситуаций на борту самолета;
  • правильное применение спасательного оборудования;
  • оказание медицинской помощи;
  • принятие родов.

Обучение по установленному стандарту проходит в соответствии с данной программой:

  1. Аварийно-спасательный комплекс работ. Раскрываются вопросы относительно того правильно проводится эвакуация пассажиров, наведение спокойствия и порядка на борту, выбивание или открытие заклинившей двери.
  2. Основы водной подготовки. Здесь раскрываются темы спасения пассажиров, если самолет приземлился в воду, организации эвакуации, методов выживания в открытом море.
  3. Основы нанесения правильного визажа. Здесь будет затронута тема создания делового и привлекательного образа.
  4. Подготовка английского языка в экспресс-режиме.
  5. Медицинская помощь в полном ее объеме.
  6. Основы сервиса (умение обслуживать пассажиров на высоком уровне).

Многим кажется, что стюардессы – это в некотором роде официантки, однако это совсем не так. Именно на бортпроводницах лежит 100%-ная ответственность за поведение пассажиров в салоне. По этой причине девушкам-стюардессам нужно быть готовыми к тому, что иногда придется успокаивать слишком заносчивых и наглых туристов, приводить в чувство выпивших, бесконечно отвечать на множество одинаковых вопросов, а также потакать практически всем желаниям и прихотям пассажиров. Стюардесса является лицом компании, в ее силах решить любые стрессовые ситуации, а также оказывать помощь пилотам.

Практическая часть обучения проходит за тренажерами, которые способны точно сымитировать салон самолета, процесс взлета, посадки, колебаний, различное поведение пассажиров. При успешном прохождении обучения и сдаче экзаменов стюардессе следует отлетать около 30 часов на самолетах в качестве стажировки, и тогда в ее трудовую книжку будет сделана соответствующая запись.

Уровень заработных плат в авиакомпаниях мира

Стюардессы, занятые на рейсах иностранных перевозчиков, зарабатывают значительно больше российских коллег. Лидерами по доходам являются бортпроводники из Америки, которые получают (в переводе на нашу валюту) 205-210 тыс. рублей. Среднемесячный доход немецких и английских стюардесс – 170-190 тыс. Заработок проводниц на авиалиниях Канады – 120-157 тыс. В Южной Корее «воздушным феям» платят 144-153 тыс. рублей.

Emirates – выгодная альтернатива российским крыльям

Одной из крупнейших мировых компаний, базирующихся в Дубае, является «Эмирейтс». В начале 2020 года Emirates будет проводить набор кандидатов на должность бортпроводников. Поэтому желающим получить работу нужно срочно подавать резюме. Интервью с представителями корпорации проходит в Москве и Санкт-Петербурге. Россиянки, прошедшие отбор, получат возможность заключить 3-летний контракт с Emirates Airlines. Среднемесячная плата бортпроводникам на авиарейсах данной компании находится на уровне 160-186 тыс. рублей. Примерно столько же зарабатывают проводницы на рейсах другой авиакомпании ОАЭ – Etihad Airways.

Air China: политика компании, набор в штат иностранных работников

Крупнейший воздушный перевозчик Китая Air China систематически проводит отбор персонала для обслуживания рейсов. По правилам авиакомпании, кандидат должен быть не моложе 18 и не старше 30 лет. Рост стюардов – 173-185 см, а стюардесс – 163-173 см. Кандидаты, успешно выдержавшие экзамен и собеседование, отправляются в Пекин на подготовку. Зарплата летного персонала – 123-154 тыс. рублей в месяц.

«Люфтганза»: почему бастуют бортпроводники

Крупнейший воздушный перевозчик Германии Lufthansa платит начинающим бортпроводникам 1533 евро (115 тыс. руб.). Такая низкая оплата труда вызвала волну забастовок независимых профсоюзов. Работники гражданской авиации потребовали от властей повышения зарплат на 5%. Требования были удовлетворены.

Зарплата стюардесс, работающих в США

Компания American Airlines оценивает труд своих стюардов в 3500$. Зарплата бортпроводников других авиапредприятий США колеблется в пределах 2000-5000$. (151-325 тыс. рублей).

Другие компании

Стюардессы казахских авиалиний зарабатывают в среднем 27,3-39 тыс. руб. Денежное довольствие бортпроводников «Белавиа» колеблется в пределах 68-73,7 тыс. руб. Меньше россиянок получают украинские стюарды – 42 тыс. рублей.

В соседних странах

Неизвестно, чего хотят зарубежные маленькие девочки, но позволим себе предположить, что их стремление бывать и работать в небе не меньше, чем у наших. В каких-то странах стюардессам намного больше повезло с зарплатой, например, в США и Австралии, Германии и Великобритании. Кстати, даже Казахстан опережает по этому показателю Россию. Какие суммы платят там?

  • Америка – более 200 тысяч в месяц, при пересчете на рубли;
  • в Австралии получают чуть меньше, разница в незначительные 5 тысяч:
  • Германия и Англия предлагают чуть больше 150 тысяч;
  • соседний Казахстан – 120 тысяч.

Тем не менее на курсы стюардесс практически не бывает недобора. Кстати, можно пойти на них по собственному желанию и самостоятельно оплатить учебу. Минусом станет непредоставление учебных полетов, в отличие от тех, кто пришел учиться от аэрокомпании. Напомним еще раз о комиссиях, которые впоследствии будут оценивать профпригодность выпускниц. Бортпроводником может стать и мужчина, но чаще всего претендуют на вакантные места все-таки романтичные и практичные женщины.

Как получить профессию — что нужно чтобы стать стюардом на самолете мужчине, женщине

Устроиться на работу стюардессой (или стюардом) не получится без соответствующего образования. Чтобы начать свое обучение, нужно соответствовать некоторым параметрам:

  1. физическое и психическое здоровье, умение плавать;
  2. полное среднее образование;
  3. отсутствие судимостей – даже погашенных;
  4. возраст до 25 (в некоторых случаях – до 35 лет);
  5. отсутствие татуировок, пирсинга и шрамов на шее;
  6. военный билет (для мужчин);
  7. коммуникабельность;
  8. приятный голос и отсутствие дефектов речи;
  9. опыт работы сферы обслуживания;
  10. действующий загранпаспорт;
  11. знание разговорного английского языка.

Конкретные параметры по росту и параметрам тела устанавливаются авиакомпаниями. Если кандидат проходит по росту, но с параметрами тела возникает проблема – их всегда можно привести до нужных параметров.

Стать стюардом (стюардессой) можно после прохождения курсов в следующих учебных заведениях:

  • НОУ «Школа бортпроводника»;
  • Технический университет гражданской авиации, город Москва;
  • Университет гражданской авиации, город Санкт-Петербург;
  • Авиационно-транспортное училище имени Новикова, город Санкт-Петербург;
  • Отдельно стоит сказать о курсах учебно-тренировочных центров авиакомпаний, где самых успешных кандидатов сразу же берут на стажировку.

Разрешено носить только одну пару сережек

Как и в случае с татуировками, авиалинии имеют строгие правила в отношении пирсинга, разрешенного для их сотрудников. Во время работы стюардессам разрешается носить только одну осторожную пару сережек в ушах. Частично это связано с тем, что стюардессы должны выглядеть презентабельно и строго. Но также это требование связано с безопасностью. Например, большие серьги могут представлять угрозу безопасности в случае чрезвычайной ситуации на борту. В Аэрофлоте, как рассказала бортпроводница, также есть ограничения к украшениям: никаких больших  сережек, бриллиантов, пафосных часов и прочего.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий