«Наследник легендарного МиГ-25»
МиГ-31БМ — многоцелевой истребитель, который был впервые представлен в 1999 году. Последние годы на мощностях нижегородского завода «Сокол» (входит в РСК «МиГ») происходит модернизация строевых машин — на них устанавливают современную авионику, новые узлы и агрегаты. В общей сложности части морской авиации и ВКС должны получить более 130 усовершенствованных МиГ-31БМ.
По словам опрошенных RT экспертов, модернизированный МиГ-31БМ получил новый прицельно-навигационный комплекс и систему передачи информации. Данные устройства позволяют лётчикам «перенацеливаться» во время полёта.
- МиГ-31 взлетает с аэродрома
Также модернизация увеличила точность применения боеприпасов, упростила процесс подготовки борта к вылету, повысила уровень автоматизации управления. Как заявил RT заслуженный военный лётчик РФ генерал-майор Владимир Попов, усовершенствованный МиГ-31БМ оснащён аппаратурой, которая позволяет руководить звеном до шести самолётов.
«Была значительно улучшена система управления. Теперь с ведущего борта можно управлять группой от четырёх до шести самолётов, которые могут располагаться по фронту, то есть идти единой цепочкой вдоль линии государственной границы и применять в случае необходимости средства поражения», — рассказал Попов.
Как пояснил военный эксперт Юрий Лямин, особенность МиГ-31БМ заключается в способности уничтожать широкий спектр целей, в том числе наземные и надводные. Другие модификации этого самолёта предназначены для осуществления перехвата воздушных объектов — вражеских самолётов, крылатых и баллистических ракет.
Согласно материалам Минобороны РФ, широкие боевые возможности МиГ-31БМ обеспечивает радиолокационная станция (РЛС) «Заслон-М». Она может обнаруживать цели на расстоянии до 320 км и наводить на них наземные средства противовоздушной обороны, а также другие истребители.
Также по теме
Точность, надёжность и компактность: как новейший антенный комплекс может повысить эффективность ВС РФ
В России создана новая антенная система для приёма спутниковых радионавигационных сигналов. Об этом сообщил представитель Главного…
Как отметил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев, полные реальные характеристики «Заслона-М» военное ведомство не сообщает.
Однако, по его словам, в экспертном сообществе сложилось мнение, что максимальная дальность сопровождения составляет 280 км, количество одновременно захватываемых объектов — от 10 до 24, обстреливаемых — шесть.
Боевая нагрузка МиГ-31БМ составляет около 3 т, максимальная взлётная масса — 46,8 т, практическая дальность — 2,3 тыс. км. Двухконтурные турбореактивные двигатели Д-30Ф-6 способны разгонять самолёт до 3 тыс. км/ч. Также МиГ-31БМ имеет уникальную возможность выполнять боевые задачи на высоте более 20 км.
«МиГ-31БМ уместно назвать наследником легендарного МиГ-25, установившего непокорённый рекорд высоты (37,65 км). Динамический потолок МиГ-31БМ составляет 25 км, но он может подниматься и выше. Такая высотность требуется для перехвата иностранных разведывательных самолётов и других целей. Например, на вооружении США и Великобритании по-прежнему находится самолёт-разведчик U-2, способный подниматься на 25 км», — говорит Попов.
Экипажи МиГ-31БМ периодически проводят тренировки в стратосфере, в ходе которых отрабатывают ликвидацию целей на высоте более 20 км и на скорости 2,5 тыс. км/ч. Одно из таких учений в августе 2019 года провела морская авиация Тихоокеанского флота.
Как уточнило Минобороны, данная тренировка «стала одним из этапов освоения новой модернизированной авиационной техники и совершенствования лётчиками-истребителями навыков пилотирования, необходимых для несения боевого дежурства по противовоздушной обороне».
Хронология создания
Началом создания Миг-31 следует считать 1968 год. Свой первый полет опытный вариант Миг-31 совершил в 1975 году. Испытания самолета на государственном уровне завершились в 1980 году. К 1981 году была подготовлена вся необходимая документация, рабочие чертежи, изготовлена заводская оснастка и отработаны технологии серийного производства. Это позволило начать изготовление серийных машин в том же году (г. Нижний Новгород). Первое боевое дежурство истребителя состоялось в 1983 году. Изготовление 31-х мигов было прекращено в 1994 году, после поступления на вооружение более современных моделей самолетов.
Миг-31 в 1975 году
Оказался не нужен
На авиазаводе «Сокол» во второй половине 80-х годов была построена установочная партия МиГ-31М в количестве шести опытных самолетов. В марте 1992-го на авиабазе «Мачулищи» под Минском МиГ-31М показали военно-политическому руководству России и некоторых стран СНГ.
В апреле 1994 года ОКБ Микояна получило от президента России телеграмму с поздравлениями как самой фирме, так и ее смежникам, задействованным в программе создания МиГ-31М, по поводу успешного окончания испытаний. Имелся в виду пуск с этого самолета ракеты, которая безупречно поразила цель на дистанции более300 км, что до сих пор недоступно ни одному перехватчику в мире. В августе 1995 года машина кратковременно появилась на авиасалоне «МАКС-95» в Жуковском и вызвала превосходные отклики.
Но России 90-х годов такой самолет оказался не нужен. МиГ-31М не пошел в серию. Было остановлено производство и других машин этого типа. К тому же акции Пермского моторного завода (ПМЗ), производившего двигатели к нему, очутились во владении американцев – завод прекратил изготовление таких силовых установок.
Из 500 произведенных машин к настоящему времени в строю осталось около сотни. При этом одной из причин прекращения производства и модернизации МиГ-31 называется отсутствие уникальных двигателей повышенной мощности Д-30Ф6, разработанных специально для этого самолета конструкторским бюро ОАО «Авиадвигатель» и выпускавшихся ранее Пермским моторным заводом.
Проведенная нами проверка показала, что данные об отсутствии двигателей не соответствуют действительности. Выяснилось, что на ПМЗ и базах хранения находится свыше 600 таких двигателей, техническое состояние которых после восстановительного ремонта позволит обеспечить модернизацию и производство не менее 300 самолетов этого типа с обеспечением предусмотренного техническими параметрами эксплуатационного ресурса на срок 15–20 лет.
На авиастроительном заводе «Сокол» в Нижегородской области и на авиаремонтных заводах сохранились производственные мощности, технологическая инфраструктура, кадровый состав и документация, необходимые для возобновления работ. По расчетам специалистов, все это более чем на треть снизит время и общие производственные затраты на восстановление столь необходимых для защиты воздушно-космических рубежей истребителей-перехватчиков дальнего действия.
Эксплуатация и боевое применение
Первые 31-е миги стали прибывать в войска противовоздушной обороны с 1980 года. Они были направлены в авиационные полки, базировавшиеся в Правдинске (Калиниградская область) и в Центр ПВО в Саваслейке (Нижегородская область). В дальнейшем им предстояло оборонять рубежи СССР на Дальнем Востоке. Там сложилась опасная ситуация, в связи с провокационными полетами у границ СССР американских самолетов-разведчиков. Эти самолеты имели скорость, которая превосходила скорость истребителей того времени. После появления в небе Дальнего Востока истребителей Миг-31, провокационные полеты прекратились.
В настоящее время на вооружении армии и военно-морского флота России находится 247 самолетов Миг-31 различных модификаций. География их дислокации сосредоточена в центре России (Тверская и Владимирская области), на Севере (Мончегоск), в Районе Урала (Пермь), Восточной Сибири (Красноярский край), на Дальнем Востоке (Владивосток, Петропавловск-Камчатский). На вооружении Республики Казахстан находятся 32 Миг-31.
В 1999-2000 годах 31-е миги принимали участие во второй чеченской войне, контролируя воздушное пространство над республикой.
Миг-31 в Сирии: в ноябре 2020 года на Миг-31 была возложена обязанность прикрытия базы Хмеймим, основной базы базирования воздушно-космических сил России в Сирии.
Мнение специалистов
На основании изложенных и других имеющихся данных можно констатировать, что утверждения многих авиационных специалистов об уникальности МиГ-31 базируются на реальной основе. Ряд ключевых летно-технических характеристик самолета и его уже созданных модификаций ни сегодня, ни в будущем десятилетии, вероятнее всего, не будет в комплексе превзойден ни в России, ни за рубежом по следующим параметрам:
1. Сверхзвуковой крейсерский полет – V=2500 км/ч (2,32 М), максимальная скорость – V=3000 км/ч (2,82 М). Для сведения: у Т-50 скорость сверхзвукового крейсерского полета ожидается не более 1800 км/ч, Су-35 могут выполнять лишь кратковременный (около 15 минут) сверхзвуковой полет со скоростью до 2500 км/ч.
2. Грузоподъемность – девять-десять тонн (Су-35, Т-50 – около восьми).
3. Преодоление звукового барьера с набором высоты (Су-35, Т-50 не могут).
4. Статический потолок –20,6 км (Су-35 –18 км, Т-50 –20 км), динамический потолок –25 км.
Следует отметить, что по максимальной скорости и потолку МиГ-31 превосходит не только российские Су-35С и Т-50, но и зарубежные самолеты F-22, F-35, «Тайфун» и «Рафаль».
По мнению экспертов, самолеты типа МиГ-31 будут вне конкуренции как минимум ближайшие 15 лет при выполнении следующих задач:
— перехват (достижение рубежа атаки в кратчайший срок) и уничтожение воздушных, наземных и надводных носителей крылатых ракет;
— обнаружение и уничтожение низколетящих целей (БПЛА, крылатых ракет и др.);
— оперативное развертывание противовоздушной обороны на неприкрытых направлениях;
— эффективное оснащение сверхсовременными антенными комплексами без нарушения аэродинамики благодаря «квадратному» фюзеляжу;
— сопровождение и прикрытие авиационной составляющей ядерной триады (стратегических ракетоносцев);
— уничтожение спутников противника, оперативный вывод спутников и спутниковых группировок массой до 200 кг на орбиты 200–800 километров (МиГ-31Д, МиГ-31С, МиГ-31И, проект «Ишим»);
— только один самолет в мире – МиГ-31 потенциально способен разогнаться до минимально необходимой для запуска ГЗЛА скорости (без специального ракетного разгонщика). По мнению специалистов, возможна транспортировка двух-трех боевых ГЗЛА массой по 1,2–1,5 тонны. В этом случае разгонная ступень не требуется, благодаря чему дальность полета подобного боевого ГЗЛА может вырасти в два-три раза в зависимости от габаритов и веса боевого блока.
По оценкам авиационных специалистов, военных ученых и экспертов, самолет МиГ-31, обладая огромным модернизационным потенциалом, является наиболее перспективным для рассмотрения его в качестве базового при решении задач ВКО, стратегического разведчика, ударного самолета большой дальности, оперативного средства вывода на околоземные орбиты малогабаритных спутников различного назначения и т. д. Это подтверждается многочисленными работами 2-го ЦНИИ МО РФ, НИУ МО РФ и НИИ гражданских ведомств.
Учитывая изложенное, для наращивания эффективности системы ВКО представляется целесообразным принять решение о начале ОКР по созданию новой модели самолета на базе МиГ-31 и включить в Государственную программу вооружения на 2016–2025 годы раздел «ОКР по созданию перспективного самолета – комплекса дальнего перехвата на базе самолета МиГ-31 для решения задач ВКО». С учетом новых технологий материалов, развития двигателестроения, авионики боевая эффективность указанной машины может быть весьма высокой.
Кроме того, полагаю необходимым модернизировать имеющийся парк самолетов МиГ-31 до принятия на вооружение новых летательных аппаратов с лучшими летно-техническими характеристиками и боевыми возможностями. Имеющиеся машины МиГ-31М и двигатели к ним целесообразно использовать в качестве опытных образцов и летающих лабораторий для аэродинамических исследований, испытаний двигательных установок, новых конструкционных материалов, отработки бортовых систем, боевых комплексов и т. д.
Такие решения могут обеспечить поставку в Вооруженные Силы России уникального, не имеющего аналогов боевого комплекса для выполнения задач ВКО в относительно короткий период.
//
Боевые возможности и эффективность авиационных комплексов
Авиационные ракетные комплексы МиГ-31 и F-14 предназначены для решения широкого круга боевых задач по перехвату и уничтожению воздушных целей противника, при этом основными, причём, как для российского, так и для американского являются две из них:
- перехват воздушных целей в широком диапазоне высот и скоростей их полёта, применяющих манёвренное и радиолокационное противодействие;
- уничтожение истребителей противника в дальнем ракетном бою.
Одной из основных характеристик авиационного комплекса перехвата является зона возможного перехвата, отображающая возможности комплекса по перехвату воздушных целей на средних рубежах с заданной вероятностью. На основании всего изложенного выше очевидно, что модернизированный МиГ-31 имеет лучшие показатели по скоростям перехватываемых целей, особенно при атаке в заднюю полусферу, что достигается за счёт более высоких максимальных скоростей. В то же время, F-14 уже не потерял преимущества по высотам перехватываемых целей за счёт лучших перегрузочных характеристик ракеты AIM-54 Phoenix. Правда во встречном ракетном бою истребитель F-14 при полёте на больших высотах или на примерно одинаковой высоте с самолётом МиГ-31 заметно уступает последнему. Это объясняется очевидными преимуществами в эффективной зоне многоканального обстрела и разрешённой дальности пуска модернизированных управляемых ракет Р-33, которые обеспечивают МиГ-31 существенное превосходство в бою на большой и средней дистанции.
Комплексной характеристикой эффективности авиационного комплекса перехвата можно считать показатель боевого потенциала, под которым понимают соотношение численности группировок, выполняющих заданный объём боевых задач при потерях, которые не превышают заданный уровень. Другим вариантом оценки может быть соотношение количества поражённых целей к потерям за время операции между двумя типами самолётов. В соответствии с оценками 2-го ЦНИИ МО соотношение коэффициентов боевого потенциала комплексов МиГ-31 и F-14A составляет 1:0,6…0,7.
Характеристики истребителей МиГ-31 и F-14A
МиГ-31 | F-14A | ||
Двигатель | Д30Ф6 | TF30-P-412A | |
Тяга бесфорсажная | кгс | 9500 | 5600 |
Тяга форсажная | кгс | 15500 | 9480 |
Запас топлива во внутренних баках | кг | 15500 | 7460 |
Максимальная взлетная масса | т | 41…43 | 31…33 |
Тяговооруженность взлетная | 0,76 | 0,72 | |
Максимальная скорость у земли | км/ч | 1450 | 1450 |
Максимальная скорость на высоте | км/ч | 3000 | 2350 |
Минимальная скорость | км/ч | 450 | 400 |
Практический потолок | км | 20,6 | 18,5 |
Максимальная перегрузка | 5 | 7,5 | |
Рубежи перехвата без ПТБ,: | |||
форсажный | км | 720 (М=2,35) | 250 (М=1,5) |
бесфорсажный | км | 1250 (М=0,8) | 800 (М=0,8) |
Система управления вооружением | РП-31 «Заслон» | AN/AWG-9 | |
Антенна РЛС | ФАР | ЩАР | |
Углы отклонения РЛС по азимуту | ° | +70…−70 | +65…−65 |
Углы отклонения РЛС по углу места | ° | +70…−60 | +60…−60 |
Число сопровождаемых целей | 10 | 24 | |
Число одновременно обстреливаемых целей | 4 | 6 | |
Зона многоцелевого сопровождения | °² | 18200 | 420 |
Дальности обнаружения (σц=3 м²) в ППС | км | 120…130 | 130…140 |
Дальности обнаружения (σц=3 м²) в 3ПC | км | 45…60 | 60 |
Индикация СУВ у летчика | ППИ-70В, ИТО-Л | ИЛС + 2 индикатора обстановки | |
Индикация СУВ у штурмана-оператора | ИТО, обзорный индикатор | 2 индикатора на ЭЛТ | |
БЦВМ | «Аргон-15» | CDC-5400B | |
Оптико-электронная система | 8ТК | JR | |
Система управления оружием | СУО-31 | AN/ASN-92 | |
Комплекс обороны: | |||
станция предупреждения о РЛ-облучении | «Береза МЛ» | AN/ALR-45 | |
устройство разбрасывания пассивных помех | АПП-50 | AN/ALE-39 | |
система шумовых помех | – | AN/ALQ-126 | |
Радиолиния передачи данных | АПД-518, КРУ | ASW-27 | |
Вооружение: | |||
управляемые ракеты большой дальности | 4×Р-33 | 6×AIM-54A | |
управляемые ракеты средней дальности | 2×Р-40ТД | 6×AIM-7F/E | |
управляемые ракеты малой дальности | 4×Р-60М | 2×АIМ-9 | |
пушки (тип/калибр, мм/число снарядов) | ГШ-23-6/23/260 | М61А-1/20/675 |
Сравнительные оценки маневренных возможностей истребителей МиГ-31 и F-14A
М=1,4 Н=5 км | М=1,4 Н=10 км | М=2,2 Н=17 км | |||||
МиГ-31 | F-14 | МиГ-31 | F-14 | МиГ-31 | F-14 | ||
Тяговооруженность PПФ/Gрасч | 1,08 | 1,05 | 0,67 | 0,7 | 0,43 | 0,41 | |
Перегрузка установившегося виража nYуст | 4,5 | 1,7 | 2,9 | 2,2 | 1,6 | 1,27 | |
Максимальная перегрузка nYmax | 4,5 | 7,5 | 4,5 | 7,5 | 3,27 | 3,47 | |
Скорость установившегося разворота | °/с | 5,6 | 2,4 | 3,7 | 2,7 | 1,1 | 0,68 |
Максимальная скорость разворота | °/с | 5,6 | 9,3 | 5,9 | 9,9 | 2,7 | 2,9 |
Радиус установившегося разворота | км | 4,7 | 14,9 | 6,6 | 9,1 | 34,4 | 54,8 |
Удельная избыточная мощность V*y | м/с | 173 | 34 | 122 | 71 | 86 | 29 |
Максимальный угол набора высоты при М=const для крена γ=0° | ° | 23 | 53 | 17 | 10,2 | 7,6 | 2,6 |
Максимальный угол набора высоты при М=const для крена γ=45° | ° | 21,7 | 4 | 15 | 7,6 | 3 |
Тактико-технические характеристики МиГ-29
Рассмотрим основные технические параметры и боевые характеристики этой машины.
- Конструктивные особенности.
- Общая длина самолёта — 22.6 м;
- Размах крыла — 13.4 м;
- Площадь плоскостей — 61.6 м2;
- Конструкционная масса: пустой/с полными баками — 21.8/39.1 т;
- Взлётная масса — 46.7 т;
- Общая вместимость топливных баков — 21 888 литров;
- Ширина колеи шасси — 3.6 м;
- Авиадвигатели — два двухконтурных турбореактивных агрегата Д30Ф6;
- Тяга: с форсажем/без форсажа — 15 500/9 500 килограмм-сил;
- Масса каждого двигателя — 2 146 кг;
- Номинальная перегрузка — 5G;
- Экипаж — 2 пилота.
- Лётные показатели.
- Номинальные скоростные показатели — 1 500 и 3 400 км/час на больших и малых высотах соответственно;
- Крейсерская скорость: дозвуковая/сверхзвуковая — 950/2 500 км/час;
- Скорость при заходе на посадку — 280 км/час;
- Дальность полёта: без дозаправок/с одной дозаправкой — 3 000/5 400 км;
- Радиус боевого поражения — 720 км;
- Длительность полёта — не более 3.3 ч;
- Максимальная высота боевого применения — 30 и 21.5 км динамическая и практическая соответственно;
- Нагрузка на плоскость — 635 кг/3 с полными баками и 759 кг/м3 с максимальной взлётной массой;
- Маневренность в вертикальной плоскости — 160 м/с и 260 м/с возле земли и на сверхзвуковых скоростях;
- Длина разбега — 950-1 200 м.
Вооружение
Основным вооружением МиГ-31 являются ракеты высокой точности поражения малого, среднего и большого радиуса действия. Ракеты управляемые, направлены на уничтожение воздушных, наземных и надводных целей. На малой и средней дальности цели поражаются ракетами Р-40, Р-60 и Р-73, действующими в радиусе до 80 километров включительно. На больших дальностях огонь ведётся управляемыми ракетами Р-33 и Р-37, уничтожающими целями на дистанциях 120 и 160 километров. Кроме этого, на истребитель-перехватчик устанавливается одна гиперзвуковая ракета класса «кинжал».
Для ближнего боя на самолёт установлена шестиствольная 23-миллиметровая авиационная пушка ГШ-6-23М, построенная по схеме Гатлинга. Работает орудие в автоматическом режиме, боекомплект рассчитан на 260 выстрелов.
Бортовая радиолокационная система МиГ-31
Истребитель МиГ-31оснащается приборами радиоэлектронной борьбы инфракрасного и радиолокационного диапазонов. Самолет готов выполнять боевые задачи при поддержке автоматизированной наземной цифровой системы управления (АСУ «Рубеж). Система может совершать координаторскую поддержку с наведением цели и предоставление координат одновременно с 4 самолетами, при этом расстояние между истребителями может достигать до 200 км. МиГ-31 – единый в своем роде самолет, который легко перехватывает низколетящие малоразмерные крылатые ракеты. Такие способности делают МиГ-31 не рядовым перехватчиком, а постоянной боевой единицей на вооружении в штабах ВВС и ПВО.
Технические характеристики
В основе перехватчика МиГ-31 — нормальная аэродинамическая схема, высоко расположенное трапецевидное крыло, двухкилевое вертикальное и цельноповоротное горизонтальное оперение. Причём ракетное оружие наполовину утоплено в корпус.
Тактико-технические параметры самолёта:
- экипаж — 2 чел.;
- размах крыла — 13,46 м;
- стреловидность по передней кромке — 41 градус;
- масса порожнего — 21 т;
- вес топлива — 16,3 тыс. кг;
- вес поднимаемой нагрузки — до 5000 кг.
Габариты самолета
Истребитель имеет такие габариты:
- высота — 6,5 м;
- длина — 21,6 м;
- взлётный вес — 46,75 т;
- 2 мотора — турбореактивные Д-30Ф6.
МиГ-31 характеристики
У самолета МиГ-31 шасси трёхопорное. На всех стойках по 2 колеса. Основные стойки убираются вперёд, рулевая стойка, наоборот, убирается назад. Колёса оснащены металло-керамическими тормозными дисками. Конструкция шасси позволяет посадить авиамашину на аэродромы 2 класса.
Высота, скорость и дальность полета
Лётные и технические параметры:
- высота полета — 20600 м;
- максимальная скорость — 3000 км/ч;
- скорость у поверхности земли — 1500 км/ч;
- при посадке — 280 км/ч;
- дальность полёта — 3000–5400 км;
- скороподъёмность — 20 тыс. м за 7,9 мин.;
- длительность полёта — 3–7 часов;
- радиус боевого действия — до 2200 км;
- расстояние, требуемое для разбега — 1200 м.
Двигатель
На МиГ-31 установлены 2 двигателя марки Д-30Ф6. Мотор — семимодульный. У него имеется компрессор низкого давления (5-ступенчатый) и высокого давления (10-ступенчатый), камера сгорания (трубчато-кольцевая), 2-ступенчатые турбины высокого и низкого давления. «Огневая дорожка» — способ впрыскивания топлива для запуска форсажной камеры. Масса мотора — 2,4 тыс. кг. В нём имеются детали из сплавов титана, стали и никеля.
Двигатель Д30-Ф6
ТТХ мотора:
- расход топлива —1,9 кг/кгс в час (при крейс. форсажном режиме) ;
- тяга — до 15,5 тыс. кг.
Внутри фюзеляжа находятся 7 топливных баков. Дополнительно топливо размещается в четырёх крыльевых и двух килевых баках. Запас горючего на борту — 1630 кг. Заправка всех топливных баков осуществляется централизованно. Самолёт может дозаправляться в небе от Су-24 Т или Ил-78.
Оборудование
Основа СУО — РЛС с ФАР «Заслон». Расстояние обнаружения объектов противника — до 180км. На новейшей версии МиГ-31ДМ этот показатель увеличили до 320км. Боевая машина принимает 10 объектов неприятеля на автоматическое сопровождение. Аппаратура «Аргон-К» отбирает 4 цели, на которые одновременно наводятся 4 управляемые ракеты Р-33. На версии МиГ-31БМ ракеты Р-33С и Р-37 способны одновременно поражать 6 целей.
В оснащение бортовой системы управления вооружением (СУВ) вошёл дискретно-непрерывный подсвет, доплеровская обработка сигналов, индикатор тактической обстановки, бортовая ЭВМ А-15А. Вспомогательным средством обнаружения объектов является теплопеленгатор 8ТП. Он оснащен РЛС для пассивного обзора и выдачи указаний управляемым ракетам Р-40ТД и Р-60 с тепловой головокй самонаведения (ТГСН).
Навигационная аппаратура: САУ-155МП, комплект КН-25 с ИС-1-72А, цифровым вычислителем «Маневр». На борту МиГ-31 установлены системы «Радикал-НП», А-723 «Квиток-2». Дальняя радионавигация включает системы «Тропик», «Маршрут». Летательный аппарат имеет РЭБ радиолокационного и ИК-диапазонов.
Истребитель-перехватчик, благодаря своим техническим характеристикам, выполняет многие задачи в сотрудничестве с наземной АСУ, работающей от дистанционного радионаведения.
Кабина
Кабина команды на МиГ-31 расположена в носу самолёта. Вначале располагается кабина лётчика, а за ней — штурмана. Обе кабины герметичны и они отделяются друг от друга полностью прозрачной перегородкой (10 мм). Сидения экипажа катапультируемые. Фонари кабин снабжены подвижными сегментами, открывающимися вверх/назад.
Вооружение
Вооружение МиГ-31 состоит из управляемых ракет большой дальности Р-33 (120 км), размещённые парами на четырех немного утопленных узлах внешней подвески под фюзеляжем воздушного судна, из управляемых ракет средней дальности с ИК системой наведения на цель Р-40Т и ракет малой дальности Р-60, Р-60М и Р73 на четырех подкрыльевых узлах подвески.
Варианты подвески вооружения строевых МиГ-31БМ
Внизу под фюзеляжем самолёта установлена 6-ствольная 23 мм пушка ГШ (на 260 снарядов). Скорострельность этой установки — 8 000 выстр./минуту. МиГ-31 имеет противоспутниковую ракету 79М6. Боевая нагрузка летательного аппарата — до 5000–9000 кг. Истребитель до сих пор числится на вооружении России. Авиапарк ВВС насчитывает 400 единиц МиГ-31.
История создания
Создание нового перехватчика-истребителя МиГ-31 началось в конце 60-х годов в ОКБ им. Микояна. Главным конструктором на первых этапах проектирования самолета был А. А. Чумаченко. Позже его заменил на должности Г. Е. Лозинский. Получив должность в разработке «Бурана», Глеба Евгеньевича сменил Васильченко Константин Константинович.
В ходе разработки планировалось существенно увеличить боевые возможности самолета, используя новейшее электронное оборудование, такое как РЛС с фазированной пассивной антенной решеткой. Строение МиГ-31 проводилось на базе самолета МиГ-25, но предполагало вместимость экипажа из двух человек – штурмана и летчика, места для которых в истребителе размещались по схеме «тандем». Первый пробный полет нового МиГ-31 был совершен летчиком-испытателем А. В. Федотовым 16 сентября 1975 г. Полноценные испытания ходовых и боевых способностей истребителя начались 22.05. 1976 года и завершились в конце 1980 г.
На вооружение МиГ-31 с ракетами класса Р-33 был принят 6.05.1981 г.
В основе системы управления вооружения самолета МиГ-31 находится импульсно-доплеровский радиолокационный аппарат с пассивной фазированной антенной решеткой. Данный самолет стал первым на планете истребителем, оснащенным ПФАР, и оставался единственной серийной моделью с 1981 по 2000 г. до поступления на вооружения Rafal. МиГ-31 – единственный перехватчик, способный самостоятельно запускать дальнобойные ракеты. Также истребитель способен перехватывать объекты, движущие со скоростью свыше 700 км/час.
В химическом составе корпуса летательного аппарата 50% стали, 33% алюминиевых сплавов и 16% титана.
Будущее «тридцать первого»
Модернизация «тридцать первых» до уровня МиГ-31БМ началась в 2008 году. Обновлением и ремонтом самолетов занимается Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» – филиал РСК «МиГ» Объединенной авиастроительной корпорации. В конце прошлого года очередная партия обновленных машин была передана военным. Известно, что всего по контрактам планируется обновить 114 перехватчиков. По словам главы ОАК Юрия Слюсаря, весь парк МиГ-31 модернизируют к 2023 году.
Фото: Федор Леухин / wikimedia.org
Ведутся работы по продлению ресурса МиГ-31БМ на несколько тысяч летных часов, что позволит перехватчикам оставаться в строю еще около десяти лет. Эксперты считают, что ресурс титанового корпуса самолетов, построенных примерно 30 лет назад, практически неисчерпаем. А с учетом обновленного оборудования и вооружения МиГ-31БМ сможет использоваться военными, пока для него не появится более современная замена.
Разработка следующего поколения истребителей-перехватчиков уже начата. Проект Перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП) находится на стадии опытно-конструкторских работ.