Раскраска самолетов авиакомпаний России и мира

В какие цвета красить

Изначально во что-нибудь светлое, с цветной полосой посередине вдоль корпуса, чтобы образ самолета был динамичнее и иллюминаторы не портили вид, потом еще крупно название авиакомпании и какой-нибудь логотип. Так самолеты выглядели примерно до середины 1960-х. По крайней мере, те из них, которые вообще красили.

Первый серьезный удар по господству голого металла и неброской ливреи нанесла в середине 1960-х авиакомпания из США Braniff International . Это она, желая выделиться на ставшем высоко конкурентным рынке гражданских авиаперевозок в Америке, призвала на помощь рекламное агентство Jack Tinker and Partners , в котором аккаунт-менеджером Braniff стала Мэри Уэллс. Она придумала революционную кампанию «Нет невзрачным самолетам» (The End of Plain Planes) , сделав ставку на дизайн.

Объекты

Philippine Airlines является два треугольника , синий и красный с солнцем на хвосте понравился парус.

D

Delta Air Lines : красный виджет, повернутый для обозначения взлета (обновлено в 2007 г.). На обратной стороне он указывает на северо-запад из-за слияния с Northwest Airlines .

E

EVA Air : темно-зеленый фон с оранжевым и зеленым глобальным логотипом (измененная версиялоготипа Evergreen Group ).

я

Icelandair : желтые и оранжевые крылья на синем (олицетворяют полуночное солнце , вулканы и темные моря вокруг Исландии ).

M

  • Malaysia Airlines : красно-синий wau bulan (лунный змей), обновленный в 1987 году.
  • Авиакомпания Мандала : Восьмиконечная мандала с пятилепестковым лотосом в центре.
  • Merpati Nusantara Airlines : Перья или крылья.

N

Северо-западные авиалинии : компас указывает на северо-запад (на левом борту – компас указывает на северо-восток по правому борту). Этот перспективный дизайн повлиялна текущую окраску Delta Air Lines .

О

Olympic Air / Olympic Airlines : шесть взаимосвязанных колец (первоначально пять; шестое было добавлено, чтобы отличать себя от защищенного олимпийского флага ).

п

Philippine Airlines : Парусник , два треугольника синего и красного цвета с солнцем, наложенным на синий треугольник.

U

United Airlines : синие и красные полосы, образующие перекрывающуюся букву «U», что означает «United». По прозвищу Тюльпан. New United Airlines после слияния с Continental использует глобус от Continental Airlines.

Животные

  • Aegean Airlines : две чайки и солнце.
  • Aerolíneas Argentinas : Кондор .
  • Авианка : Кондор .
  • Aeromexico : Eagle Knight.
  • Air Algérie : Ласточка , национальная птица Алжира .
  • Air Arabia : Чайка .
  • Air Koryo : Журавль вместе с государственным флагом КНДР
  • Air Lithuania : кран .
  • Air Mauritius : Red paille-en-queue ( phaeton rubicola ), тропическая птица, питающаяся рыбой.
  • Air Macau : Голубь , крыло которого также имеет форму лотоса .

Cebu Pacific – стилизованный головной орел

  • Air Niugini : райская птица раджиана ( Paradisaea raggiana )
  • Air Seychelles : пара белых сказочных крачек ( Sterna nereis ).
  • Американские авиалинии : Орел .
  • Эйр Зимбабве : Зимбабве Берд .
  • Ориньи : атлантический тупик ( Fratercula arctica ).
  • Bali Air : Пурпурная птица.
  • Биман Бангладеш Эйрлайнз : силуэт летящего белого аиста балака на солнце.
  • Канадские авиалинии : канадский гусь .
  • Карибские авиалинии : Колибри .
  • Себу Пасифик : филиппинский орел .
  • China Yunnan Airlines : Павлин .
  • Condor Flugdienst : Кондор .

F

  • Fly Jamaica Airways : стримертохвост черно-зелено-желто-клювый ( Trochilus polytmus ).
  • Frontier Airlines : Разные животные.

J

Japan Airlines :логотип крана , называемый цурумару . Государственный флаг, дуга хиномару, использовался с 2008 по 2011 год.

LOT Polish Airlines : кран , разработанный Тадеушем Гроновски в 1929 году.

Airbus A319 от компании Lufthansa в пост-2018 ливрее. Сохранился стилизованный подъемный кран.

Lufthansa и Deutsche Luft Hansa : кран , разработанный Отто Фирле в 1919 году.

  • Мексикана де Авиасьон : Орел .
  • Montenegro Airlines : Орел .
  • Nok Air : Открытый клюв .
  • North Central Airlines : Утка .
  • SATA Air Azores : Ястреб-тетеревятник
  • Сингапурские авиалинии : SilverKris
  • SilkAir : Чайка .
  • SriLankan Airlines : Павлин
  • Сирийский воздух : Кондор .
  • TACA Airlines : Ара .
  • TAM Airlines : Голубая чайка, пересекающая название авиакомпании.
  • ТАРОМ : Swallow , впервые представлен в 1954 году.
  • Турецкие авиалинии : дикий гусь – серый гусь .
  • Туркменские авиалинии : Цапля .

Икс

Xiamen Airlines : Журавль .

К другим авиакомпаниям, использующим неспецифических птиц, относятся Kuwait Airways , Ariana Afan Airlines , Biman Bangladesh и Ukraine International Airlines .

Малиндо Эйр : Крылатый лев.

Самолет Qantas в ливрее кенгуру

MIAT Mongolian Airlines : Лошадь .

Как красят самолеты

В несколько этапов. В наиболее распространенном случае, когда с самолета смывают старую краску и наносят новую, действуют так: самолет помещают в ангар, где с него счищают старую краску. Это можно делать одним из двух способов (или обоими): с помощью пескоструйной обработки или специального жидкого состава — смывки. Последний справляется с очисткой самолета за 24 часа, разъедая старую краску.

Затем на очищенную и обезжиренную поверхность наносится грунт в один или несколько слоев (каждый сохнет примерно по шесть часов). Затем приходит время наносить краску — сначала базовый цвет ливреи, затем другие, используемые меньше, и наконец, с помощью трафаретов, логотипы, надписи и прочие фигурные элементы.

Далее с помощью красящего пистолета и даже кисточки исправляют мелкие дефекты и проверяют толщину и равномерность покрытия — она должна составлять 0,2–0,3 мм. После этого, если все в порядке, сверху краска покрывается лаком. В зависимости от сложности ливреи (читай: количества и размера цветов, элементов, слоев) и принятых авиакомпанией процедур покраска может занять от 3 до 10 дней.

Более зрелищным процесс покраски оказывается на видео. В интернете можно найти множество роликов, посвященных этому. Вот один из них.

Разработка ливреи

Раскраска самолета – неотъемлемая часть образа авиалайнера. Она необходима для идентификации самолета, а также продвижения корпоративных ценностей и образа авиакомпании.

В схему раскраски лайнеров нередко включены элементы флага или герба страны и другие национальные символы. Например, у российских авиакомпаний «Аэрофлот» и «Россия», британской British Airways, американской US Airways и многих других.

Основные принципы

Современный подход к покраске авиалайнеров, называемый Европейский белый, появился в 70-е годы XX века. Смысл этой концепции заключается в том, что весь корпус самолета окрашивают в белый цвет, а сверху наносят надпись и logo перевозчика.

Краска защищает корпус самолета от вредного воздействия окружающей среды, повышает гладкость поверхности, тем самым снижая трение о воздух. Если она светлая, несколько уменьшается нагрев за счет отражения солнечного света.

Нанесенные на самолет надписи и знаки не только продвигают образ авиаперевозчика, но и помогают наземным службам распознавать самолеты

Особенно это важно в крупных аэропортах, где сотрудникам различных служб, диспетчерам и экипажам важно быстро определять местоположение конкретного самолета

Необычные ливреи авиакомпаний

У многих крупных авиакомпаний встречаются яркие, необычно разрисованные лайнеры. Как правило, специальные ливреи посвящены тому или иному событию (например, всемирной выставке, выходу нового фильма и даже мультфильма, спортивному событию).

Например, швейцарская авиакомпания Swiss отметила запуск прямого рейса между Цюрихом и Сан-Франциско хипстерской раскраской лайнера. Белый корпус машины украсили яркие краски, надписи и цветок на носу.

Белорусская авиакомпания Belavia в 2016 году окрасила один из своих боингов в необычную ливрею, посвященную популярной онлайн-игре World of Tanks. Фото необычного самолета приводится ниже.

Лайнеры с такой неординарной раскраской пользуются большой популярностью у пассажиров по всему миру. Но не все подобные эксперименты авиакомпаний оказывались удачными.

British Airways представила необычный дизайн хвостовой части в 1997 году. Всего было придумано 36 вариантов, представлявших все регионы, куда летали самолеты British Airways – от Ботсваны до Японии (включая даже хохломские мотивы). Однако клиенты перевозчика оказались не в восторге от нововведения. К тому же новая окраска зачастую вызвала смятение у сотрудников аэропортов, не узнающих самолеты British Airways с этническими ливреями.

Несмотря на то, что перекраска лайнеров обошлась авиакомпании в 60 млн фунтов, она была полностью заменена всего 3 года спустя. Теперь British Airways вернулась к традиционному дизайну, основанному на цветах британского флага.

Неавиационные ливреи

Правительство

Boeing VC-25 A в ливрее Air Force One , с печатью президента США

Воздушные перевозки глав государств и правительств часто окрашиваются в уникальные цветовые решения. Самолет президента США, Air Force One , выполнен в голубой и небесно-голубой цветовой гамме, с печатью президента Соединенных Штатов чуть выше переднего шасси и флагом Соединенных Штатов на хвостовом стабилизаторе . Ливрея была разработана французско-американским промышленным дизайнером Раймоном Лоуи по инициативе и с помощью тогдашней первой леди Жаклин Кеннеди.

Лидеры государства или правительства, несущие воздушные суда , часто окрашены в национальные цвета или знаки отличия определенного правительственного учреждения.

Военный

Су-25 с земными цветами на верхней и небо цвета на дне

Военные самолеты часто используют камуфляж для самолетов, чтобы их было труднее увидеть в воздухе и на земле. Эта форма маскировки использует световые и цветовые узоры, зависит от условий окружающей среды и в основном эффективна против людей-наблюдателей, хотя могут быть затронуты некоторые электронные системы визуального наблюдения. Визуальный камуфляж не защищает самолет от радаров или электроники теплового наведения .

С момента выпуска MIL-STD-2161 в 1993 году тактические самолеты ВМС США используют цветовую схему, предназначенную для уменьшения визуального обнаружения, которая состоит из оттенков плоского серого с внешней маркировкой, нанесенной в контрастном оттенке серого

Обратите внимание, что заявленной целью этого документа является стандартизация схем окраски и нанесения военно-морских знаков отличия и маркировки.. Камуфляж для самолетов впервые был использован во время Первой мировой войны и широко применялся в течение первой половины Второй мировой войны

После того, как были разработаны системы радиолокационного обнаружения, маскировка самолетов стала менее важной для союзников , и ряд самолетов союзников конца войны были доставлены в бой без камуфляжа. Последующие схемы маскировки, когда использовались, были сконцентрированы на сокрытии самолета от наблюдения с воздуха, когда он отдыхал на земле или летел рядом с ней, или они использовали светлый нейтральный цвет, чтобы препятствовать обнаружению в воздухе

Современные схемы маскировки экспериментировали со светоизлучающими активными системами маскировки , которые стремятся скрыть самолет от человеческого зрения или размыть или запутать оптическое наблюдение с помощью электронных средств.

Камуфляж для самолетов впервые был использован во время Первой мировой войны и широко применялся в течение первой половины Второй мировой войны

После того, как были разработаны системы радиолокационного обнаружения, маскировка самолетов стала менее важной для союзников , и ряд самолетов союзников конца войны были доставлены в бой без камуфляжа. Последующие схемы маскировки, когда использовались, были сконцентрированы на сокрытии самолета от наблюдения с воздуха, когда он отдыхал на земле или летел рядом с ней, или они использовали светлый нейтральный цвет, чтобы препятствовать обнаружению в воздухе

Современные схемы маскировки экспериментировали со светоизлучающими активными системами маскировки , которые стремятся скрыть самолет от человеческого зрения или размыть или запутать оптическое наблюдение с помощью электронных средств.

Легендарные фигуры

Дракон на самолете Dragonair

А

  • Aeroméxico : Quetzalcoatl , как особая окраска для Boeing 787-9 Registered XA-ADL, крещенного под именем Quetzalcoatl.
  • Air China : Phoenix , в виде букв «VIP».

грамм

Гаруда Индонезия  :священная птица Гаруда из мифического индуизма и переопределена как национальный герб Индонезии.

S

  • Spirit of Manila Airlines : Сариманок – легендарная птица Филиппин.
  • Srilankan Airlines : «Монара» из мифического Дандумонара Янтра (летательный аппарат, напоминающий павлина).

V

Вариг : Первым логотипом Варига было изображение Икаро и его крыльев. После принятия «звезды» (на самом деле это был стилизованный компас) фигура Икаро сохранилась на фюзеляже самолетов, около входной двери.

Заявление

Airbus A220 в Delta Air Lines покрасочный цех

Многослойная окраска была изменена в связи с нанесением системы базовое покрытие- прозрачный слой, улучшающей сохранение блеска и цвета и более быстрое высыхание; он может удвоить срок службы покрытия и может быть на 30% легче, так как краска весит до 1000 фунтов (450 кг) на самолет. Декали и / или наклейки используются для геометрически сложных элементов, таких как заголовки и логотипы.

Чтобы покрасить А380 , потребовалось 24 маляра в течение двух недель, чтобы нанести 2300 л (610 галлонов США) краски в пять слоев для British Airways , чтобы покрыть 3 500 м 2 (38 000 кв. Футов) массой 650 кг (1430 фунтов).
Эмирейтс раздевала и перекрашивала каждые 15 дней 34 человека, включая семь дней на покраску, покрывая 3076 м 2 (33 110 кв. Футов) и 1100 кг (2400 фунтов) за семь слоев.

«Модный» камуфляж: основные схемы окраски боевых самолетов

Военные самолеты красят по специальному чертежу «Схема окраски самолета». Этот документ разрабатывается в КБ, определяет цвета и типы применяемых лакокрасочных материалов, а также зоны их нанесения. В целях снижения заметности выделяются два основных подхода к окраске серийных боевых самолетов: однотонная окраска и деформирующая окраска.

Однотонная окраска делает самолет менее заметным на одном типовом фоне. Например на фоне водной поверхности. Сегодня в такие цвета «одеты» многоцелевые истребители Су-30СМ и корабельные МиГ-29К.

Истребитель Су-30СМ. Фото: Alex Beltyukov / wikimedia.org

Деформирующая окраска применяется при переменных фонах наблюдения – каждый раз часть узора совпадает с новым участком фона, а геометрические фигуры окраски осложняют противнику определение расстояния до самолета. Деформирующая окраска применяется на современных российских истребителях, к примеру, на Су-57 и Су-35.

Истребитель пятого поколения Су-57 получил самый «модный» камуфляж – пиксельную схему. Если внимательно рассмотреть данную окраску, можно заметить, что это не просто случайным образом расположенные пиксели. На разном удалении от самолета они образуют группы пятен разного размера. «Правильные» пиксели, по мнению разработчиков, маскируют объект и «ломают» его контуры одинаково хорошо на любом расстоянии. Часто такую окраску называют «цифровой» – она действительно разрабатывалась с помощью компьютера. Такой «модный» окрас получил и новейший российский истребитель Checkmate.

Фото: Vladislav06112019 /wikimedia.org

Отдельно можно отметить схемы окраски, разработанные для самолетов групп высшего пилотажа. К примеру, МиГ-29 авиагруппы «Стрижи» получили красно-белую «форму», а стриж синим цветом изображен сверху и снизу на самолетах. «Русские витязи» выступают на Су-27, Су-30СМ и Су-35С в цветах российского флага и с желто-голубым гербом ВВС на киле.

Качество «ливреи»: технология окраски

«Ливрея» определяет внешний вид самолета, а качество эмали и технология покрытия – защиту и долговечность машины. На авиационных предприятиях окраска – один из важнейших производственных этапов. Рассмотрим создание «ливреи» для самолета Су-34 в малярном цехе Новосибирского авиазавода им. В. П. Чкалова.

Предварительно всю поверхность машины тщательно очищают – сначала мыльным раствором, затем смесью растворителей. Участки, которые не подлежат окрашиванию, покрывают специальными материалами. Нижние и боковые поверхности красят с помощью установок безвоздушного распыления, а верхние поверхности – при помощи краскораспылителя. Все строго согласно предварительно установленной схеме окраски. Для Су-34 в настоящее время – это светло-голубой цвет низа, камуфляжные пятна бирюзовых оттенков по верху, белый цвет носового обтекателя. Передние кромки наплыва и крыла красят эрозионностойкой эмалью светло-серого цвета, а зоны мотогондол покрываются серебристой эмалью.


На фото: Окраска самолета Су-33 на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Ю. А. Гагарина

На самолет обязательно наносится бортовая информация, опознавательные знаки, эмблемы, для чего используются специальные трафареты, изготовленные здесь же, в малярном цехе. К примеру, для нанесения знака государственной принадлежности – звезды – изготавливаются сразу три трафарета и используются краски трех цветов. Это достаточно трудоемкий процесс, требующий художественного мастерства, опыта и твердой руки. Полный процесс окраски занимает несколько суток. 

Все грунтовки и эмали, используемые при окраске Су-34, сделаны в России. В настоящее время для окраски российских серийных самолетов все больше используются отечественные эмали. Также осваиваются перспективные системы покрытий. Например, для истребителя пятого поколения Су-57 были использованы радиопоглощающие материалы разработки Института теоретической и прикладной электродинамики РАН и новейшая теплозащитная эмаль.

Зачем вообще красить самолеты

Если фюзеляж и другие внешние элементы самолета сделаны полностью из красивого блестящего (после полировки) алюминия, то и не нужно вовсе, считали лет шестьдесят назад. Некрашеные самолеты — отдельная глава в истории авиационных ливрей. Большинство самолетов примерно до начала шестидесятых годов прошлого века так и выглядели: полированный металл, кое-какие надписи, немного цветных полос и регулярная полировка, чтобы блестело! Заметим, говорили в авиакомпаниях, что краска, нанесенная на самолет, кое-чего да весит, а зачем нам лишняя масса?

И правда. По данным Boeing на начало XXI века, краска, нанесенная ровным слоем на весь корпус Boeing 767-300 , весила около 136 кг, в то время как если оставить корпус некрашеным и изобразить на нем только логотип, название и кое-какие небольшие элементы, масса краски составит только около 92 кг. В случае с Boeing 787 Dreamliner , сообщала та же компания уже в позапрошлом году, для окраски корпуса требовалось уже 360–450 кг краски. Однако если самолет покрасить не полностью, то стоимость обслуживания авиалайнера увеличивается более чем на 130 тыс. долларов в год в сравнении с полностью покрашенным вариантом (снова данные Boeing по состоянию на начало века).

Зачем самолеты красят: необходимость или дань моде

На заре авиации окраске самолетов не придавали особого значения. Подавляющее большинство самолетов имело полотняную обшивку, которая для защиты от атмосферных осадков и улучшения аэродинамики просто покрывалась специальным лаком. Поэтому самолеты имели «легкий» бежевый или желтый оттенок. Позже, с началом Первой мировой войны, их стали красить в различные цвета, в зависимости от назначения и места их применения. Также можно считать, что именно в этот период появились первые «ливреи». Самолеты отдельных пилотов красили в нестандартные яркие цвета, что позволяло выделить их на общем фоне, тем самым предупреждая противника о том, что в небе ас.


Покраска Ил-2 в цехе завода

Даже при переходе с полотняной обшивки на деревянную, а затем и на металлическую, необходимость в нанесении на самолеты лакокрасочных покрытий не исчезла. Краска, совместно с грунтом на который она наносится, предохраняет самолет от вредного воздействия окружающей среды и делает поверхность более гладкой, снижая сопротивление. При этом внешние покрытия добавляют самолету «лишнюю» массу. Которая, в зависимости от размера самолета, может составлять от десятков до сотен килограмм. Но для гражданских судов – это, в первую очередь, идентификация борта в аэропорту. Красивая ливрея радует глаз пассажирам, с помощью раскраски лайнеров авиакомпания формирует свой уникальный образ.

Для военных самолетов покрытие также важно в борьбе с агрессивными факторами внешней среды, защищает от коррозии. Помимо этого, боевой окрас решает и другие специфические задачи

К примеру, на самолете должны быть корректно изображены опознавательные знаки государственной принадлежности, его бортовые и серийные номера. И самое главное – окраска должна делать самолет малозаметным в боевых ситуациях. Конечно, в наши дни снижение визуальной заметности самолета не имеет того ключевого значения, как в прошлом столетии, – современные радиолокационные системы «обмануть» сложнее, чем человеческий глаз. Но боевой окрас все еще имеет практическую ценность, а также придает любому военному самолету индивидуальность.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий