Взлеты и посадки
Многие летали на самолетах и знают о традиции аплодировать пилоту, едва авиалайнер коснется земли. Люди, тем или иным образом связанные с авиацией и аэродинамикой, сказали бы: «Рано радуетесь!»
В действительности поднять машину в воздух и приземлить для экипажа – самые трудные и опасные моменты полета. Хлопать стоит, когда самолет не только совершил посадку, но сумел остановиться и заглушить турбины.
Иногда даже самая маленькая плохо закрепленная деталь может спровоцировать крушение воздушного судна и гибель большого числа людей. Именно это и произошло в то августовское утро в эстонском аэропорту Юлемисте.
Пункт назначения – Ленинград
Сообщив о заклинившем шасси диспетчеру, пилоты получили предписание лететь в аэропорт Ленинграда и сажать самолет на аварийную полосу. По сути, она представляет собой огромное поле глубоко вспаханной земли, которая смягчит приземление.
Заправленный под завязку лайнер должен был израсходовать весь запас топлива, прежде чем совершить настолько рискованный маневр. В противном случае вероятность взрыва при посадке была слишком высока.
Экипажу ничего не оставалось, как нарезать круги над Северной столицей, сжигая керосин. Надо отдать должное стюардессам, на долю которых выпало успокаивать взволнованных пассажиров, то и дело задающих вопросы: «Почему мы не садимся?» Как им удавалось сохранять спокойствие, зная, что они находятся на волосок от смерти, одному Богу известно.
Первые минуты после «второго рождения»
Вернемся же в 1963 год. Посадка ТУ-124 на Неву была произведена мастерски. Даже бутылки с пивом, которые были на борту и предназначались для буфета, не разбились.
Понятное дело, что люди были взволнованы и шокированы произошедшим. Кто-то плакал, кто-то находился в ступоре, кто-то тайком от всех крестился.
Буксир, в который самолет чуть не врезался, помог оттащить тонущую машину к плотам у берега. По согнутому крылу пассажиры быстро перебрались на сушу. Последним борт, как водится, покинул командир.
Он заметно выделялся среди толпы, которая уже окружила место посадки. Виктор Мостовой казался бодрым и несколько возбужденным, и только его экипаж, отлетавший с ним не один год, видел, как сильно трясутся его руки.
Аварийная посадка ТУ-124 на Неву в 1963 году была вопиющим случаем. Территорию быстро оцепила милиция, на место прибыли сотрудники КГБ, работники аэропорта, скорая помощь. Зевак препроводили за ограждение, на тот момент их собралось уже больше тысячи.
Почему же так тщательно скрывалась посадка на Неву ТУ-124? Фото делать милиция запрещала, а у тех, кому все же удалось запечатлеть столь беспрецедентное событие, люди из органов засвечивали пленки. Ответ прост: в Советском Союзе самолеты не падают!
Поломка на взлетной полосе
Еще на взлетной полосе, набирая высоту, советские летчики поняли, что переднее шасси заклинило. С такой серьезной неисправностью посадить самолет в обычном порядке не представлялось возможным. По всем правилам аэродинамики он просто-напросто опрокинулся бы, едва коснувшись земли задними колесами.
Виновником поломки стал маленький шаровой болт, выпавший из механизма, ответственного за выпуск переднего шасси. То ли это была халатность механиков аэропорта, то ли нелепая случайность, проблема в любом случае существовала.
В прессе этот момент практически не освещался, поскольку нельзя было ставить под сомнение надежность советского авиапрома. Самолеты, сделанные в СССР, априори самые лучшие в мире.
Экипаж проблемного ТУ-124 пытался устранить неполадку собственными силами, прорубив в фюзеляже брешь, но должного результата не достиг.
Топливо на нуле
В то время как аварийные службы готовились принять неисправный борт, случилось еще одно происшествие. Над самым центром Ленинграда у самолета заглохла сначала одна, а потом и вторая турбина.
Приборы тех лет имели большую погрешность, и летчики попросту перестарались, веря показаниям расходомера топлива. Дело принимало еще более опасный поворот.
В Пулковском аэропорту, узнав шокирующие новости, еще надеялись, что лайнер дотянет до аварийной полосы, планируя над городом. У пилотов такой уверенности не было, поскольку ТУ-124 для таких маневров слишком тяжел и неповоротлив. При отказе двигателей он резко клюнул носом и начал стремительно терять высоту. Счет шел на секунды…
Воспоминания жены героя
Жанна, жена Мостового, узнала о том, что произошла посадка ТУ-124 на Неву, только 1 сентября, но зато из первых уст. Они возвращались с дочкой из Воронежа, где гостили у бабушки, Виктор встречал их на Казанском вокзале. Именно там он и поведал супруге о том, что его отстранили от полетов, и о подробностях того рейса.
После случившегося Мостового направили в Академию гражданской авиации в Ленинграде. Однако учеба не сложилась, и скоро он опять вернулся в родной отряд.
Жена знаменитого летчика рассказывает, что Виктор был просто «болен» небом. В юности он продал дорогую ему вещь – фотоаппарат, чтобы купить билет до Бугуруслана, где находилось известное летное училище. Мостовому было всего 19, когда ему предложили место второго пилота на гражданском самолете.
На закате жизни семье пришлось иммигрировать в Израиль. Получив квартиру недалеко от Тель-Авива, опытнейший летчик устроился работать на текстильную фабрику. Перенеся два инфаркта, он готовился к операции на сердце, но в ходе обследования у него обнаружили рак
Жизнь этого отважного человека оборвалась в 1997 году, но его подвиг – посадка ТУ-124 на Неву – будет жить в памяти людей
В наши дни материалов о том чудесном приводнении достаточно много. «Посадка ТУ-124 на Неву», документальный фильм, снятый в 2015 году, широко освещает события того далекого августовского дня. Однако много документов и фотографий до сих пор хранятся в архивах органов Государственной безопасности под грифом «секретно».
Посадка ТУ-124 на Неву в 1963 году стала не только яркой страницей в истории авиации, но и примером мужества и самообладания наших летчиков. Русские асы во все времена считались лучшими в своем деле. Читая об их подвиге, хочется поклониться им в ноги и сказать: «Спасибо, что вы есть!»