Причины
Чтобы понять из-за чего возникает помпаж, нужно разобраться, как устроен турбореактивный двигатель. Ну, хотя бы в общих чертах.
Устройство турбореактивного двигателя
Двигатель подвешен под крылом самолёта или прикрепляется к фюзеляжу. Состоит он из трёх частей — компрессора, камеры сгорания и турбины.
https://pp.vk.me/c636331/v636331966/29f62/AlTU8RumFtY.jpg
Работает он приблизительно так:
- Компрессор через воздухозаборники всасывает воздух и под давлением подаёт его дальше, в камеру сгорания.
- В камеру сгорания через форсунки впрыскивается авиационный керосин, смешиваясь с воздухом в пропорции 1:14, и смесь эта здесь горит
- Продукты сгорания через турбину выбрасываются наружу, образуя реактивную струю, которая и двигает самолёт вперёд, как это и описал в своё время К.Э.Циолковский.
Из-за чего возникает помпаж
Причин возникновения помпажа может быть несколько:
- работа двигателя с запредельной нагрузкой, например, при выполнении сложных элементов пилотажа;
- ошибки экипажа;
- разрушение лопаток турбины вследствие выработки ресурса;
- попадание в двигатель постороннего предмета, птицы, например;
- чрезмерно низкое давление воздуха при взлёте в очень жаркую погоду;
- некоторые атмосферные вихри:
- на военных самолётах причиной помпажа может быть попадание в воздухозаборник поровых газов от выстрелов или пуска ракет.
Например, при попадании в двигатель птицы, события развиваются следующим образом:
- попавшая птица на некоторое время парализует работу компрессора, и воздух перестаёт поступать в камеру сгорания;
- соотношение керосина и кислорода в рабочей смеси нарушается и горение прекращается;
- керосин продолжает поступать и накапливается в камере сгорания;
- возобновляется работа компрессора, и из-за повышенного содержания керосина в рабочей смеси в камере сгорания происходит взрыв, хотя и не настолько сильный, чтобы разрушить двигатель;
- поток раскалённых газов сильно раскручивает турбину, это влечёт за собой усиленный приток воздуха в камеру сгорания;
- соотношение керосина и кислорода рабочей смеси снова нарушается и горение прекращается опять;
- в камере сгорания накапливается керосин…
Если не принять меры, процесс принимает циклический характер, что выглядит как череда непрерывных взрывов, и может привести к повреждению жизненно важных узлов и магистралей.
Что происходит при помпаже авиационного мотора?
Помпаж – что такое? Это явление возникает в результате потери устойчивого вращения лопастей турбины. Процесс имеет склонность к самовозрастанию. Образующиеся воздушные завихрения сбивают ритм работы двигателя. Многократное вращение одной и той же разогретой порции воздуха в турбине вызывает существенное повышение температуры компрессора авиационного мотора.
Помпаж – что такое? Функционирование двигателя в режиме помпажа в конечном итоге приводит к его повреждению с последующим разрушением. Способствует этому потеря прочности лопастями и взрывы порций отработанных газов в результате чрезмерного повышения температуры.
Предотвращение помпажа
На современных двигателях предусмотрена противопомпажная автоматика, обеспечивающая автоматическое, без участия экипажа, устранение помпажа путём обнаружения помпажных явлений через измерение давления и пульсаций давления на разных участках газовоздушного тракта; кратковременного (на доли секунды) снижения или прерывания подачи топлива, открытия перепускных заслонок и клапанов, включения аппаратуры зажигания двигателя, восстановления подачи топлива и восстановления режима работы двигателя. Устанавливается сигнализация на приборных досках экипажа и производится запись в бортовых регистраторах параметров полета.
Например, на двигателях Д-36 (двигатель самолётов Ан-72, Ан-74, Як-42), Д-136 (двигатель тяжёлого вертолёта Ми-26), Д-436 (Ан-148, Бе-200) устанавливается сигнализатор помпажа ПС-2-7, по конструкции схожий с вариометром: его контакты замыкаются при большой скорости изменения давления за компрессором и зажигают табло «Помпаж», кроме того, на Ан-72 и Ан-74 режим работы двигателя автоматически снижается до 0,7 номинального, на вертолёте Ми-26 открываются клапаны перепуска воздуха из-за КНД.
На самолёте Ту-22М3 в системе электронного управления двигателями ЭСУД-25 имеется канал АПФ — автоматика помпажа и форсажа, которая в случае появления противотока газов в газовоздушном тракте двигателя (который определяется блоком термопар и штатными датчиками двигателя) автоматически, за время менее 1 с отключает подачу топлива и производит перезапуск двигателя, с зажиганием табло «Помпаж». На взлёте эта автоматика блокируется.
Помпаж — неизбежность, или?..
Так называемая «граница помпажа» есть у каждого компрессора: даже надежные газодувки при определенных условиях могут создать резонанс, вследствие которого возникнет помпаж. Риск появления резонансов выше в системах, в которых нагнетание создается несколькими компримирующими машинами.
Наиболее подвержены помпажу компрессоры, работающие в пульсирующих режимах. Например, газодувки 2АФ, чей режим работы не сопровождается пульсацией рабочей среды, помпажируют гораздо реже по сравнению с аналогичными по мощности поршневыми или центробежными компрессорами. Разумеется, многое зависит и от сторонних факторов: строения трубопроводов, видов примененной запорной арматуры, наличия обратных клапанов и байпасов.
Оборудование, материаловедение, механика и …
Статьи Чертежи Таблицы О сайте Реклама
ПОМПАЖ И ЗУД СВЕРХЗВУКОВЫХ ВХОДНЫХ УСТРОЙСТВ Помпаж входных устройств возможен при сверхзвуковых скоростях полета и на таких режимах, при которых либо мала пропускная способность двигателя, либо чрезмерно велика пропускная способность воздухозаборника. При этих условиях происходит переполнение внутреннего канала воздухозаборника воздухом, что приводит к потере газодинамической устойчивости течения. Помпаж проявляется в том, что возникают колебания давления и расхода воздуха по всему газовоздушному тракту силовой установки. Эти колебания отличаются большой амплитудой и малой частотой. Частота колебаний зависит от размеров воздухозаборника иАмплитуда колебаний параметров газового потока при помпаже увеличивается с ростом числа М полета. При больших числах М полета (Мд=2,0. . . 2,5) относительная амплитуда колебания давлений при помпаже на выходе из воздухозаборника 8/7в=(/7шах —/ п)/Ар может доходить до 30— 407о. При меньших числах М полета интенсивность пульсаций потока при помпаже снижается, а при Мн
Смотреть главы в:
Теория авиационных газотурбинных двигателей Часть 1 -> Помпаж и зуд сверхзвуковых входных устройств
Входное устройство сверхзвуковое
Л <�иер сверхзвуковой
Люк входной
Помпаж
Помпаж входного устройства
Устройство входное ГТД
Предпосылки для возникновения помпажа
Предпосылками для возникновения помпажа является высокая разница давлений на всасывающем и нагнетательном трубопроводах. При запуске компрессора давление в области нагнетания лавинообразно нарастает, в то время как во всасывающей камере — резко падает. В определенный момент может возникнуть ситуация, при которой сила сопротивления рабочей смеси будет превышать усилие, развиваемое компрессором, в результате чего газо- или воздуходувки будут буквально «работать на износ», не справляясь с разницей давлений.
Помпаж компрессора — явление циклическое: спад сменяется нарастанием. Преодолев так называемую «точку помпажа», компрессор вновь наращивает давление. Цикл повторяется до тех пор, пока силы нагнетания не превысят сопротивление. Как только это произойдет, помпаж турбокомпрессора или воздуходувки прекратится.
Устранение во время полёта
При возникновении помпажа летчик немедленно уменьшает тягу в двигателе или даже на время глушит его. При падении давления, создаваемого компрессором, помпаж пропадает сам собой, нормальная работа двигателя восстанавливается. Современные двигатели оснащены противопожарной автоматикой, которая при пожаре в двигателе прекращает подачу топлива и устраняет возгорание.
Помпаж двигателя может представлять серьёзную угрозу во время полёта, но оснащение современных самолётов средствами контроля и диагностики работы двигателя и наличие дублирующих систем позволяют свести риск к минимуму и сделать полёты безопасными.
Следствия помпажа нагнетателя
3.1. Большая вероятность повреждения упорного подшипника. (Т.к. величина осевого сдвига определяется действием давления в проточной части нагнетателя на поверхности основного и покрывающего дисков, имеющих различную площадь, то резкое изменение давления приведёт к резкому изменению нагрузки на упорный подшипник).
3.2. Возможность отрыва или повреждения покрывающего диска. т. к. именно в теле покрывающего диска возникают наибольшие нагрузки при работе нагнетателя.
3.3. Разработка зазоров в лабиринтовых уплотнениях в следствии повышенной вибрации.
3.4. Повреждение опорных подшипников.
3.5. Сопровождающие помпаж резкие изменения потребляемой мощности приводит к скачкам температуры перед СТ, вибрации ротора СТ, повреждению подшипников СТ и зубчатых обойм.
3.6. Из-за резкого колебания температуры газа перед СТ может возникнуть помпаж осевого компрессора, который приводит разрушению лопаточного аппарата и повреждению подшипников ротора двигателя.
Борьба с помпажом
Закрытые (на низких оборотах, для предотвращения помпажа) и открытые РНА I—IV ступеней компрессора двигателя ТВ2-117
Левый боковой пульт Як-42, внизу по центру шесть ламп открытия клапанов перепуска (по две на двигатель)
Основным способом борьбы с помпажом является применение нескольких соосных валов в двигателе, вращающихся независимо друг от друга с различными скоростями вращения. Каждый из валов несет часть компрессора и часть турбины. Первая (от воздухозаборника) часть компрессора (компрессор низкого давления, КНД) соединяется с последней частью турбины (турбина низкого давления). Современные двигатели имеют обычно два или три вала. Валы более высокого давления вращаются с более высокими скоростями, сообщая воздуху высокого давления требуемую кинетическую энергию. Кроме того, предусматривают механизацию компрессора:
- поворотные лопатки направляющего аппарата компрессора (регулируемый направляющий аппарат, РНА), ограничивающие на переходных режимах расход воздуха на входе в компрессор, а в некоторых двигателях (ТВ3-117, НК-8) обеспечивающие оптимальный угол натекания воздуха на лопатки (улучшая обдувку спинок лопаток, на которых и образуется срыв);
- клапаны перепуска воздуха (КПВ), сбрасывающие избыточное давление на промежуточных ступенях компрессора двигателя, облегчая прохождение воздуха через компрессор на нерасчётных режимах (расчётным режимом считается работа на номинальной мощности).
Практически на всех двигателях антипомпажные меры приняты комбинированно: например, ТВ3-117 имеет лишь один вал (вал свободной турбины, приводящей вертолёта, в работе самого двигателя не участвует), но РНА имеют целых 4 первых ступени компрессора (из 12), а за 7-й ступенью установлен КПВ. На двигателях семейства Д-36 РНА настраиваются и фиксируются при испытаниях двигателя на стенде и в полёте не регулируются, но имеются клапаны перепуска как за КНД, так и за КВД, управляются раздельно.
Что это такое
Помпаж — разновидность массажа, при котором происходит активизация лимфодренажной системы лица, улучшение его кровоснабжения и насыщения кислородом. Это приводит к тому, что морщины разглаживаются, тургор кожи восстанавливается, она подтягивается и отеки спадают. Проведение помпажа оказывает влияние на кожу, нервные и сосудистые стволы, что приводит к улучшению функционирования периферических нервных рецепторов.
Так же процедура активизирует деятельность потовых и сальных желез, что позволяет коже избавиться от сального секрета и стать более эластичной и мягкой.
Выведение молочной кислоты и углекислоты во время массажа благоприятно влияет на лицевую мускулатуру, что позволяет ей больше обогащаться кислородом и способствует лучшему кровоснабжению.
Противопоказаниями к проведению процедуры:
- заболевания кожи (острые дерматозы);
- заболевания лимфатической системы (в том числе лимфогенное метастазирование при опухолевых процессах);
- заболевания почек;
- беременность;
- заболевания нервной системы (невралгия тройничного нерва, паралич лицевого нерва);
- переломы костей черепа;
- хронические инфекционные заболевания;
- хронические заболевания сердечно-сосудистой системы.
Помпаж двигателя: что это такое и чем он грозит самолету
Те, кто хотя бы чуть-чуть интересовался авиацией, мог услышать загадочный термин – «помпаж двигателя». Это достаточно сложное явление, которое может стать причиной серьезных последствий. Поэтому сегодня и разберемся с тем, чем же является помпаж, когда он происходит и самое главное – какую угрозу он представляет для самолета и всех, кто находится у него на борту в момент полета.
Неприятное явление. |Фото: samoleting.ru.
Помпаж двигателя самолета – это особый режим работы агрегата, при котором происходит нарушение его газодинамической устойчивости. Можно сказать, что в такой момент двигатель самолета «срывается». Чаще всего данное явление сопровождается крайне характерными громкими хлопками в тракте двигателя, вибрацией, падение тяги, а в некоторых случаях, еще и извержением пламени из сопла! В совокупности все перечисленные факторы могут стать причиной разрушения агрегата прямо во время полета.
Бывает у разных двигателей. |Фото: yandex.ru.
Возникает помпаж по причине срыва воздушного потока и попадания его на лопатки рабочего колеса. Резкое изменение направления воздуха становится причиной образования турбулентных завихрений в турбине, что в свою очередь приводит к изменению давления на входе в компрессор агрегата.
С этим не шутят. |Фото: kazlenta.kz.
Спровоцирован помпаж двигателя может из-за нарушения геометрии уже упомянутых лопаток. Также причиной помпажа может стать попадание в двигатель постороннего предмета, например, птицы. В редких случаях на вероятность возникновения помпажа влияют погодные условия. Чаще всего подобное случается при сильном боковом ветре в момент запуска двигателя, а также низкое атмосферное давление при высокой температуре воздуха.
Современные двигатели неплохо защищены. ¦Фото: aerospacetech.ru.
Для того, чтобы не допустить помпажа двигателя, в современных агрегатах устанавливается несколько соосных валов. Они не способны нивелировать риски в полной мере, однако существенно их сокращают. Нужны соосные валы для того, чтобы в случае срыва двигателя в одной части, его другая часть продолжила работать и предотвратила негативное явление. Помимо этого, в современных агрегатах имеются специальные клапаны перезапуска воздушного потока и поворотные лопатки, способные менять направление тока воздуха.
Также все пилоты умеют правильным образом направлять самолет в пике в случае возникновения помпажа в двигателе. С высокой долей вероятности это поможет решить проблему и не даст двигателю развалиться.
Как выполнять
Помпаж необходим для оттока лимфы и включает в себя надавливания на различные группы лимфатических узлов.
Помпаж предполагает под собой следующие виды воздействия на кожу:
- надавливание на точки стимуляции главных коллекторов лимфатической системы;
- поглаживание;
- растирание;
- вибрация;
- разминание;
- поколачивание.
Сначала проводится открытие путей для тока лимфы сверху вниз по лицу, а потом, после окончания процедуры, снизу вверх для того, чтобы «закрыть» пути оттока лимфы.
Помпаж может выполняться как с помощью аппарата, так и без него ручным способом. Действие аппарата подразумевает под собой электростимуляцию и влияние импульсного тока на гладкую мускулатуру лимфатических и кровеносных сосудов. Так же такие аппараты способны выполнять вакуумный массаж (помпаж) зон, в которые проектируются лимфатические узлы головы.
Процедура помпажа проводится на коже, на которую предварительно наносят крем. Массаж состоит из 5 этапов. Каждый этап осуществляется не менее 4 раз. Длительность массажа составляет не более 20 минут.
Помпаж назначается в виде курсов, а один курс, как правило, состоит из 15-20 процедур. Процедуры проводятся не более 2 раз в неделю. Курс можно проводить 2-3 раза в год.
Проводимый помпаж усиливает рефлекторные и гуморальные процессы в коже, вызывает расширение капиллярной системы и улучшает трофику тканей лица. Так же эта процедура усиливает циркуляцию лимфы и благоприятно влияет на отток венозной крови. Это способствует повышению эластичности кожи и устранению отечности и пастозности лица.
Что такое помпаж двигателя самолета
Если коротко, помпаж (pompage —фр.) двигателя — это нарушение правильного течения воздушного потока через турбину турбореактивного двигателя. По различным причинам поток меняет своё направление, встречные потоки создают в двигателе турбулентные завихрения, давление на входе становится равным или даже превышает давление на выходе. Проявляется он сильной вибрацией, хлопками, появлением дыма и падением тяги.
Специалисты различают три вида нарушения воздушного потока в турбореактивном двигателе:
- Вращающийся срыв — выражается в образовании «срывных зон», вращающихся с меньшей угловой скоростью, относительно ротора. Приводит к снижению напора и сильной вибрации лопаток.
- Внезапное уменьшение напора и расхода воздуха — приводит к «зависанию двигателя»: расход топлива больше, температура растёт, а тяга не увеличивается.
- Собственно помпаж двигателя — продольные колебания потока во всём воздушном тракте двигателя.
Впервые этот термин стал применяться в 1946 году.
Системы защиты двигателя от помпажа
Назначение систем защиты двигателя от помпажа — не допустить нарушения ГДУ компрессора и работы двигателя при потере ГДУ. Системы защиты подразделяются на два типа:
(1) системы кратковременного повышения запасов устойчивости (СКПЗУ) СУ;
(2) системы вывода двигателя из режима потери ГДУ (помпажа, вращающегося срыва) и восстановления исходного режима (СВР).
Системы защиты должны быть работоспособны во всех условиях эксплуатации J1A: при различных высотах и скоростях полета, изменении состояния атмосферы, вибрационных нагрузках, эволюциях J1A и др.
Они имеют световую и/или звуковую сигнализацию в кабине экипажа о потере ГДУ и сигнализацию об их неисправности.
Системы кратковременного повышения запасов устойчивости предназначены для предотвращения нарушения ГДУ двигателя при воздействии временных, прогнозируемых, эпизодически возникающих факторов. К таким факторам относятся кратковременное увеличение неравномерности и пульсаций потока при эволюциях J1A, воздействие тепловых возмущений, ударных волн и др.
Системы этого типа разделяют на две группы:
(1) включаемые в ситуациях, предшествующих появлению прогнозируемых возмущений;
(2) срабатывающие лишь в тех случаях, когда интенсивность возмущений превышает заданный критический уровень.
Системы первой группы приводятся в действие по команде экипажа J1A, а второй — по сигналу, вырабатываемому специальными датчиками. В системах второй группы могут быть использованы сигнализаторы, предназначенные для распознавания определенной ситуации, например: превышения заданного уровня пульсаций давления на входе в двигатель, достижения критических углов атаки, превышения заданного отклонения рулей самолета и др.
В качестве управляющих факторов для кратковременного повышения запасов устойчивости СУ используются быстродействующие органы управления воздухозаборником, поворот лопаток НА компрессора, перепуск воздуха из проточного тракта компрессора, кратковременное уменьшение расхода топлива в основной камере сгорания, уменьшение расхода топлива в ФКС, изменение площади реактивного сопла.
Скорость и время срабатывания СКПЗУ синхронизируются с длительностью действия возмущения. Характерная длительность основных операций составляет:
— время между приведением системы в состояние готовности и началом воздействия возмущений на двигатель (< 0,25 с);
— время восстановления исходного режима после достижения режима с максимальным запасом ГДУ не должно превышать более чем на 1. 2 с время приемистости с этого пониженного режима до исходного режима;
— время срабатывания органов управления составляет не более 0,2 с (для створок реактивного сопла 0,8 с) с момента включения экипажем (для систем первой группы) или с момента поступления команды от сигнализатора (для систем второй группы).
Читать всё о газотурбинном двигателе
Действия оперативного персонала при возникновении помпажа нагнетателя
6.1. Если в силу каких — либо причин автоматическая система защиты не сработала, а персонал определил наличие помпажа, то необходимо немедленно открыть АПК и вывести ГПА на «кольцо».
6.2. Если открытие АПК не привело к прекращению помпажного режима работы (например в следствии обмерзания защитной решетки или самопроизвольной перестановки кранов), то ГПА следует аварийно остановить.
6.3. После открытия АПК «Mokveld» в следствии срабатывания антипомпажной защиты ССС закрытие АПК без выявления и устранения причин возникновения помпажа запрещено.
6.4. Производить запуск ГПА после АО по причине «помпаж нагнетателя» без выявления и устранения причин АО запрещено.
Фрагмент технической учебы для машинистов ТК, работающих на ГПА-Ц-16
Помпаж
Помпаж сопровождается сильными толчками, сотрясающими машину, изменением звука машины и колебаниями давления на нагнетании. Частота толчков может быть различной и зависит от емкости системы, в которую компрессор нагнетает воздух. Длительная работа в помпаже может привести к разрушению компрессора. Помпаж возникает при определенных давлениях воздуха за компрессором. Давление, при котором начинается помпаж, тем ниже, чем ниже давление во всасывающем патрубке компрессора. Поэтому давление, при котором появляется помпаж, тем ниже, чем меньше открыта заслонка на всасе машины. Так, на компрессоре К-250-61 при полностью открытой заслонке на всасе помпаж возникает при давлении нагнетания около 1 1 — 1 2 Мн / м2 ( II-12 кГ / см2), при прикрытии заслонки на 80 — 90 % давление помпажа снижается до 0 7 — 0 8 Мн / м2 ( 7 — 8 кГ / см2) и даже ниже.
Помпаж это наиболее опасный из режимов работы компрессора, сопровождающийся значительными колебаниями давления, расхода и быстрым ростом температуры газа. Важнейшими признаками помпажа являются резкие периодические удары, хлопки, повышенная вибрация, которые во многих случаях могут привести к аварийной остановке агрегата и всей технологической установки, в состав которой входит компрессор. Поэтому компрессорные машины оснащаются системой противопомпажной защиты ( ППЗ), основной задачей которых является предотвращение помпажа при сохранении высокой экономической эффективности работы компрессора.
Помпаж может возникать в установках с центробежными насосами. Положим, имеется система, показанная на рис. 12 — 12 г, причем потребляемый расход — 2П таков, что режимная точка Р лежит на восходящей части характеристики насоса Я.
Помпаж сказывается на колебаниях в сети, а в ряде случаев его проявление усиливается на удаленных от дымососа участках.
Диаграмма к пояснению явления помпажа. |
Помпаж сопровождается сильной вибрацией всей установки, резкими колебаниями нагрузки приводного двигателя и резкими хлопками. Работа турбокомпрессора в режиме помпажа приводит к значительным перегрузкам отдельных элементов и поэтому недопустима.
Помпаж возникает при определенных давлениях воздуха за компрессором. Давление, при котором начинается помпаж, тем ниже, чем ниже давление во всасывающем патрубке компрессора. Поэтому давление, при котором появляется помпаж, тем ниже, чем меньше открыта заслонка на всасе машины. Так, на компрессоре К-250-61 при полностью открытой заслонке на всасе помпаж возникает при давлении нагнетания около 1 1 — 1 2МН / м2 ( И-12 кгс / см2), при прикрытии заслонки на 80 — 90 % давление помпажа снижается до 0 7 — 0 8 МН / м2 ( 7 — 8 кгс / см2) и даже ниже.
Помпаж может возникать и в установках с центробежными насосами. Положим, имеется система, показанная на рис. 14 — 11, г, причем потребляемый расход Qn таков, что режимная точка Р лежит на восходящей части характеристики насоса Я. Положим, режим смещается вправо, что сопровождается увеличением подачи насоса Q и ростом уровня в резервуаре. Теперь расход Q идет через насос в обратную сторону и уровень в резервуаре быстро падает. Режимная точка смещается от В к С. Здесь опять происходит изменение режима с С на D, после чего уровень в резервуаре растет, что приводит к смещению режима от D к. Создается автоколебательный процесс, при котором подача насоса изменяется от QB до QD, а уровень в резервуаре от В до Я.
Характеристики нерегулируемого входного сверхзвукового диффузора.| Дроссельная характеристика нерегулируемого сверхзвукового диффузора. |
Помпаж и зуд ограничивают дроссельные режимы двигателя, снабженного диффузором.
Характеристика газопровода. |
Помпаж — вредное явление в лопаточных машинах, состоящее в том, что не -, прерывный поток подаваемого газа нарушается и становится нерегулярным или пульсирующим. Работа при этом недопустима даже кратковременная, и поэтому крупные машины снабжают антипом-пажными устройствами.
Помпаж в компрессорной системе проявляется как в виде апериодических колебаний, когда компрессор как бы работает поочередно то на устойчивой, то на неустойчивой ветви характеристики, так и в виде автоколебаний газа в проточной части.
Помпаж — это-режим неустойчивой работы центробежных и осевых компрессоров при определенных соотношениях между производительностью и давлением нагнетания; он сопровождается ударными нагрузками на детали компрессоров, г связи с чем работа их в зоне помпажа недопустима.
Процесс помпажа компрессора
Процесс помпажа турбокомпрессоров и компрессоров характеризуется пульсирующим режимом, в ходе которого давление, достигнув критической величины, резко падает до равного в области всасывания. Нередко помпаж воздуходувки сопровождается обратным ходом рабочей смеси (так называемые «забросы»).
При помпаже обычные многоступенчатые и одноступенчатые турбокомпрессоры начинают сильно вибрировать и нагреваться, возникают посторонние шумы, вызванные нештатной работой механизмов. В этот момент электродвигатель и узлы привода испытывают повышенную нагрузку, что, опять же, приводит к резкому повышению температуры. Всё это увеличивает износ оборудования, а нередко — и становится причиной выхода из строя компрессорной техники, запорной арматуры и трубопроводов.