Нуждается в совершенствовании
Ранее в пресс-службе компании Boeing сообщили RT, что на место крушения новейшего гражданского лайнера Boeing 737 MAX 8 в Эфиопии отправится группа специалистов. Эксперты будут оказывать техническую помощь сотрудникам эфиопского Бюро по расследованию авиационных происшествий и Национального совета по безопасности на транспорте (США), которые также будут работать на месте инцидента.
На вопрос, планирует ли Boeing проводить внутреннее расследование или проверку по факту крушения лайнера в Эфиопии, представитель компании заявил, что на данный момент ему «нечего добавить» к уже опубликованной информации в официальном Twitter авиастроителя. В то же время в пресс-службе Boeing подтвердили готовность ответить на все вопросы, возникающие у клиентов, партнёров и надзорных органов.
Менее чем за полгода до катастрофы в Эфиопии Boeing 737 MAX 8 потерпел крушение неподалёку от Джакарты. Лайнер авиакомпании Lion Air упал в Яванское море через 13 минут после взлёта. Жертвами трагедии стали все 189 человек, находившиеся на борту.
На текущий момент расследование аварии в Индонезии не завершено. Согласно предварительной версии, произошёл сбой в настройке датчика угла атаки. В результате бортовые компьютеры получали ошибочную информацию о положении носа самолёта относительно линии горизонта.
- Обломок рухнувшего в Индонезии Boeing 737 MAX 8
- Reuters
Детище американского производителя — Boeing 737 MAX 8 — один из новейших самолётов на рынке гражданской авиации. Первый полёт опытного образца состоялся 29 января 2016 года, а активно эксплуатироваться лайнер стал в 2017 году. Его главная особенность — новые двигатели LEAP-1B разработки компании CFM International, которые позволяют сократить расход топлива на 14%. Как уверяет Boeing, в процессе эксплуатации покупатель может дополнительно сэкономить более $100 млн.
Также по теме
«Выживших нет»: что известно о крушении пассажирского лайнера в Индонезии
Пассажирский самолёт авиакомпании Lion Air потерпел крушение и затонул около индонезийского острова Ява. Boeing 737 пропал с радаров…
По данным FAA, на сегодняшний день Boeing 737 MAX 8 числятся в парке 59 авиакомпаний по всему миру. По состоянию на март 2019 года было произведено 387 лайнеров. Как отметил Мельниченко, крупнейшим зарубежным эксплуатантом машины является Китай (около 70 лайнеров). Флот США насчитывает 74 машины. Общее число заказов на самолёты линейки MAX, по информации Boeing, составляет порядка 4,7 тыс. единиц.
В середине ноября прошлого года The Wall Street Journal со ссылкой на участников расследования крушения Boeing 737 MAX 8 сообщила, что Boeing мог не проинформировать эксплуатантов линейки 737 MAX об особенностях новой системы управления The Maneuvering Characteristics Augmentation System, которая, как теперь выяснили авиационные власти США, нуждается в совершенствовании.
Этот комплекс получает данные от датчиков угла атаки и скорости. Во время нештатной ситуации MCAS может резко опустить нос самолёта, в результате чего он оказывается в глубоком пике. Система отсутствует на предыдущих версиях семейства Boeing 737, и потому лётчики оказались не подготовлены к её эксплуатации, отмечает The Wall Street Journal.
В частности, представители FAA утверждают, что о наличии подобной функции не говорилось в пособиях и тренировочных материалах, которые предоставлял Boeing. В корпорации оставили без комментариев статью The Wall Street Journal.
Как пояснил эксперт, на самолётах линейки MAX инженеры Boeing были вынуждены «поднимать новые двигатели выше», чтобы они не располагались в нескольких десятках сантиметров от земли. В результате изменилась аэродинамика лайнера.
Boeing 757
Что за самолет? На предпоследней позиции рейтинга – двухмоторный пассажирский узкофюзеляжный самолет Boeing 757, производившийся с 1982 по 2004 годы. За это время успели построить 1050 авиалайнеров, из которых по состоянию на 2005 год в эксплуатации находилось около тысячи. Самолет оказался весьма успешен с коммерческой стороны и принес корпорации Boeing многомиллиардные доходы. Существует две основные пассажирские модификации машины: 757-200 и 757-300. Вариант 757-200 – самый распространенный, он может вмещать до 235 пассажиров. А вот самая крупная модификация 757-300 перевозит до 280 пассажиров, да еще и в салоне повышенного комфорта, концептуально близкого к тому, который используется на моделях Boeing 737NG. Есть и транспортный вариант – 757-200F, который способен брать на борт до 39 тонн грузов.
Безопасность Перед нами еще одно весьма удачное во всех смыслах творение Boeing: одна катастрофа приходится примерно на 14 млн летных часов. За все годы использования 757-го было потеряно всего восемь таких машин. Причем уровень аварийности самолета мог бы быть еще ниже, если бы не теракты 11 сентября, когда террористы захватили два этих самолета. Один из них (бортовой номер N644AA) боевики направили в здание Пентагона, другой (бортовой номер N591UA) разбился в поле, когда пассажиры оказали захватчикам сопротивление. Крупнейшей катастрофой в истории Boeing 757 стала трагедия под Пуэрто-Плата (Доминиканская республика), когда погибли 189 человек. Причиной катастрофы стало… осиное гнездо в приборе трубки Пито, из-за которого была нарушена работа указателей скорости. Это привело к некорректным действиям экипажа. Виноваты вновь были люди, а не механизмы.
Boeing 757-200 / Wikipedia
Надежность и репутация
Авиационный концерн озабочен высоким уровнем доверия и дорожит реноме. Поэтому, постоянно стремится совершенствовать свои разработки на этапе тестирования и в эксплуатационном режиме. Они добиваются исключительной надежности систем и конструкции самолета.
Предыдущие поколения Boeing 737 GN имеют эксплуатационную надежность порядка 99,8%. Уникальный показатель, но компания неустанно прогрессирует, добиваясь безукоризненного качества. В новых Boeing 737 MAX 8, по признанию представителей авиационного холдинга, использованы все доступные современные достижения.
Первый полет состоялся в начале 2016 года. Весной 2017 — американская Федеральная авиационная администрация (FAA) сертифицировала 737 MAX 8, допустив образец до коммерческого использования. Не прошло и двух месяцев, как был продан первый самолет. Его приобрел малазийский перевозчик Malindo Air.
Производитель прилагал неимоверные усилия, чтобы серийные самолеты Boeing 737 MAX 8 с первой минуты работали в штатном режиме
Им важно и выгодно удовлетворение запросов перевозчиков. Благодаря тщательной поверке и ответственной политике концерна, самолеты Боинг десятилетиями работают без технических сбоев
А процент задержки пассажирских рейсов у Boeing 737 MAX на порядок пониже, чем у других мировых перевозчиков.
McDonnell-Douglas MD-11
Широкофюзеляжный, комфортабельный лайнер известной американской компании закрывает 10-ку безопасных и надежных самолётов. В 1990 году его начали серийно выпускать, а на сегодня в разных уголках мира работает около 180 машины.
Довольно надежная модель с высокими техническими характеристиками долгое время была довольно популярной среди авиакомпаний. За все время потеряли 10 машин, а в катастрофах, случившихся с этим типом самолета, погибло 185 человек.
В 2001 году был снят с производства, уступив место в небе усовершенствованным и современным моделям пассажирских авиалайнеров.
11
Хронология возникновения у Boeing 737 max 8 проблемы с ПО MCAS
Как не банально все звучит, но основная проблема самолета в деньгах. В материале о катастрофе SSJ-100 в Шереметьево 5 мая 2019 года я уже затрагивал эту тему, разбирая особенности конструирования российского самолете от КБ Сухого. Именно такая история произошла и с Boeing 737 Max 8. Требовалось превзойти предыдущие модели компании и показать заказчикам, почему стоит переходить на новый лайнер.
Конструкция 737 серии была разработана в 1967 годы и последующие 40 лет эксплуатации только модернизировалась. В России многие эксперты считали еще в 2005 году, что ТУ-154 с 25 летней историей морально устарел и не имел потенциала для модернизации. Я считаю, что Тушка еще могла долго прослужить стране при должной модернизации. Более подробную информацию о советском самолете можно узнать в статье о ТУ-154М
Для достижения этой цели были выбраны двигатели совместной французско-американской компании CFM International. По характеристикам громадные силовые моторы LEAP-1B от CFM International показывали великолепные данные:
- по сравнению с предыдущим двигателем CFM56-7B новые моторы экономичнее на 15%
- выбросы углекислого газа и оксида азота сократились на 20%
- новые материалы двигателя LEAP-1B увеличивают надежность и повышают часовой налет:
- турбина изготовлена из композитного материала с керамической матрицей
- лопатки турбины из аллитированного титана
- форсунки производятся аддитивным методом
- камера сгорания кольцевого типа — TAPS (Twin-Annular Pre-Mixing Swirler)
- аэродинамика корпуса мотора 4 поколения
- рабочая часть вентилятора не дает попаданию сторонних частиц в двигатель
- значительное снижение шума от работы мотоблока (на тех же ТУ-154 в том числе из-за возникающего шума двигатели устанавливали в конце самолета)
Масса LEAP-1B — 2,8 тонны;Диаметр вентиляторов — 178 см (самый большие в мире!)
Простым и быстрым способом создать двигатель более эффективным с точки зрения потребления топлива на единицу мощности — сделать его больше. Поэтому дизельные двигатели морских кораблей делают размером в несколько этажей, а автомобильные моторы мощных машин имеют громадные поршни и объемы двигателей. Так посчитали и в Boeing!
Согласитесь, сложно отказаться от такого мотора! И все бы ничего, если бы не его размеры. Для возможности установки силового агрегата конструкторы компании Boeing были вынуждены переделать или усилить множество элементов самолета 737 Max 8. Именно размеры,вес и расположение двигателей привело к тому, что пришлось разрабатывать загадочную систему MCAS для корректировки неизбежного задирания носа лайнера. Давайте посмотрим какие изменения в конструкции новой версии Boeing 737 Max 8 были сделаны:
- переднее шасси поднялось на 20 см от ВПП
- пришлось усилить основную опору шасси
- приподнять пилоны
- добавить прочности в конструкцию крыльев
- увеличить длину крыла на 10см
Раздвоение кончиков крыльев не связано с новым двигателем. Эта мера была осуществлена для снижения расхода топлива на 1,5%. В свое время и на ТУ-154 увиливали площадь крыльев для снижения расхода топлива при выходи на штатную высоту полета.
Репутация самолета
За время эксплуатации лайнер полюбился пассажирам за счет «небесного» успокаивающего интерьера, большой вместимости и комфортабельности. Отличные показатели эффективности и эргономичности самолета вывели модель в число одной из наиболее популярных среди авиакомпаний.
Оценка надежности
Производитель оценивает модель по высоким показателям надежности — до 99,8%. Однако из-за решения властей США о запрете эксплуатации всего семейства Boeing 737 MAX, производитель также принял решение о приостановке производства.
Система Maneuvering Characteristics Augmentation System (MCAS) — помогает пилотам определить местоположение самолета в воздухе. Именно в этой системе были обнаружены сбои. Внедрение системы MCAS было необходимо, так как были увеличены двигатели самолета, из-за чего он стал поднимать нос вверх. MCAS регулирует отклонения самолета в воздухе и направляет нос вниз. Однако, как и любая автоматизированная система, она может дать сбой, что отразилось на репутации авиалайнера.
Происшествия и катастрофы
Boeing 737 MAX 8 печально известен двумя крупными крушениями по схожим обстоятельствам:
- 29 октября 2021 года — рейс индонезийской компании Lion Air потерпел крушение после 13 минут полета из Джакарты. 189 человек погибло.
- 10 марта 2021 года — самолет потерпел крушение спустя шесть минут после вылета из столицы Эфиопии — Аддис-Абебы. Все 157 человек погибли.
Последние новости
10 марта 2021 года в Эфиопии произошла серьезная авиакатастрофа с участием Boeing 737 MAX 8. После этого авиа]Китая приняли решения приостановить эксплуатацию этой модели. Администрация Гражданской Авиации Китая заметила сходство между авариями воздушного судна этой модели в Эфиопии и Индонезии авиакомпании Lion Air в октябре 2021 года.12 марта 2021 года отказались от использования Боинг 737 MAX 8 Германия, Франция, Австрия и Великобритания. Вслед за ними закрыли воздушное пространство для этой модели остальные государства Евросоюза.
До точного выяснения причин авиакатастрофы в Эфиопии, от перевозок на Boeing 737 MAX 8 отказались Вьетнам, Индонезия, Монголия, Оман, Российская Федерация, Казахстан и Сингапур.
13 марта 2021 года Дональд Трамп объявил о запрете на эксплуатацию всех модификаций Boeing 737 MAX. Общее число стран, которые отказались от использования Boeing 737 MAX 8, превышает 40.
Федеральная Служба Авиации США изучила информацию со спутника и пришла к выводу, что катастрофа, произошедшая в октябре 2019 года в Индонезии, имеет схожий сценарий с рейсом Эфиопских авиалиний. По официальным данным черного ящика на борту Lion Air перед падением сенсоры на пульте управления выдавали ложную информацию, из-за который самолет накренился. Однако после происшествия в Индонезии Boeing направил инструкции по устранению проблем с датчиками.
Акции Boeing в связи с этими событиями просели в цене. В связи с запретом президента США на эксплуатацию Boeing 737MAX, Boeing приостановил поставки этой модели.
Airbus A320
Что за самолет? На второй позиции расположился не менее знаменитый A320
В последнее время к этому самолету приковано особое внимание, ведь разбившийся A321 – одна из его модификаций. A320 – узкофюзеляжный пассажирский самолет, созданный европейской корпорацией Airbus
Он стал первым в истории серийным авиалайнером, получившим электродистанционную систему управления (ЭДСУ).
A320 продолжает пользоваться огромной популярностью, и к осени 2015 года было произведено свыше 6,7 тыс. этих кораблей. К 2005-му в эксплуатации находились 2420 разных модификаций A320. Добавим, что самолеты Airbus (как и Boeing) составляют основу российской гражданской авиации: к нынешнему году российские операторы эксплуатировали 281 «Аэробус».
Самой крупной модификацией самолета стал A321, который в эконом-варианте вместит в себя до 220 пассажиров. Дальность полета в этом случае может достигать 5600 км. Самолет не только очень популярен, но и имеет хорошие перспективы на будущее. Они связаны с модификацией Airbus A320neo, двигатели которого будут на 15% экономичнее тех, что используются сегодня. Новая модификация может похвастаться повышенным комфортом для пассажиров, большей экологичностью и пониженным уровнем шума.
Безопасность Степень безопасности A320 зависит от модификации. Всего в авариях и катастрофах потеряно 33 таких самолета, три из которых были вариантом 321-го. Среди причин катастроф – теракты, отказ оборудования и, самое главное, человеческий фактор. Самой масштабной трагедией с участием «Аэробуса» стал недавний синайский инцидент 31 октября 2015 года: тогда, напомним, погибло 224 человека. В целом же A320 довольно безопасен: одна катастрофа приходится примерно на 15 млн часов. Это несколько хуже показателя Boeing 737 (а также ряда других пассажирских самолетов), но лучше, чем у многих авиалайнеров подобного класса. Новая модификация A320neo, очевидно, будет еще безопаснее, так что бояться полетов на этом самолете не надо.
A321 авиа / Wikipedia
Основные характеристики
Для создания модели МАХ изначальная конфигурация подверглась значительным изменениям.
Вот некоторые явные инновации:
- новые винглеты высотой в 2,9 м с двойными законцовками, за счет чего потребление топлива было снижено на 1,5%;
- улучшение хвостового оперения, а также увеличение ниши для вспомогательной силовой установки;
- увеличение передней опоры шасси на 20 см;
- более экономичные двигатели, за счет которых расход топлива сокращается до 12%;
- шум двигателей значительно тише, чем у предыдущих моделей;
- количество выбросов углекислого газа также снижено на 20%;
- уменьшение массы самого лайнера и увеличение аэродинамичного сопротивления.
Помимо внешних характеристик улучшилось и положение пилотов. Теперь в их кабинах четыре широкоформатных дисплея, позволяющих оценивать ситуацию на авиалинии максимально точно. Пассажирский салон также был значительно переработан, что предполагает увеличение комфорта пассажиров при перелете в модели МАХ.
Какие авиакомпании эксплуатируют Boeing 737
Сегодня авиалайнеры Boeing 737 разных модификаций эксплуатируются на рейсах средних и малых магистралей многими авиакомпаниями в 115 странах мира. Эта модель имеет большую востребованность и среди российских авиаперевозчиков.
Аэрофлот
Крупный российский перевозчик заключил контракт на поставку Боингов в парк авиации с известным американским авиапроизводителем в 2011 году. По данным на 2018 год, в эксплуатации самого популярного отечественного авиаперевозчика находятся 42 самолета Boeing 737-800, ожидается поставка еще 5 единиц.
Самолеты укомплектованы двухклассовыми пассажирскими салонами на 158 человек. Для путешествующих по тарифу бизнес предусмотрено 20 посадочных мест в отдельном комфортабельном салоне.
S7 Airlines
Российская авиакомпания S7 Airlines, совершающая пассажирские перевозки по внутренним и международным направлениям, эксплуатирует 21 Боинг 737-800 и 2 авиалайнера модификации МАХ8. В заказе еще 9 самолетов.
Салоны пассажирских лайнеров имеют двухклассовую компоновку. Общее количество посадочных мест – 176 (8 кресел – бизнес класс).
Nordwind Airlines
В самолетном парке российской чартерной авиакомпании Nordwind 5 Боингов модификации 737-800. Единый салон экономичного класса вмещает 189 пассажиров.
Победа
Российская бюджетная компания Победа, являющаяся дочерным предприятием Аэрофлота, задействует на своих маршрутах 23 Боинга 737-800 вместительностью на 189 пассажиров. Это все самолеты, имеющиеся в парке авиации данного перевозчика. В скором времени воздушный флот пополнится еще 7 лайнерами данной модификации. Также в заказе 20 Боингов версии 737МАХ8.
Flydubai
В парке самолетов государственного бюджетного авиаперевозчика ОАЭ 51 Боинг 737-800, 10 лайнеров модификации 737 МАХ 8 и 2 самолета 737 МАХ 9.
Салон базовой модели компонован на один класс обслуживания вместимостью на 189 человек. Также есть лайнеры двухклассовой компоновки, рассчитанные на перелет 174 пассажиров.
Боинги четвертого поколения укомплектованы комфортабельными двухклассовыми салонами на 166 и 172 посадочных мест.
В заказе перевозчика Флайдубай 121 Боинг 737 МАХ 8, 68 – МАХ 9 и 50 единиц МАХ 10.
ЮТэйр
В эксплуатации российского перевозчика ЮТэйр 9 Боингов 737-800. Салоны компонованы на один и два класса обслуживания. Пассажировместимость – 159/186 человек.
Royal Flight
Российская чартерная авиакомпания Роял Флайт имеет в парке авиации 2 Боинга 737-800. Салоны компонованы на один класс обслуживания эконом вместимостью на 189 посадочных мест.
Азур Эйр
Отечественный авиаперевозчик Azur Air задействует на своих авиалиниях 6 лайнеров модификации 737-800. Салон на 1 класс обслуживания вмещает 189 пассажиров.
Белавиа
Белорусская авиакомпания Белавиа содержит в авиационном парке 7 Боингов 737-300 (одноклассовый на 189 чел.), 6 лайнеров 737-500 (двухклассовые салоны на 120/123 и 148 чел.) и 5 самолетов 737-800 (одноклассовый салон на 189 чел). В заказе находятся 4 Боинга модификации МАХ8.
Россия
Авиакомпания Россия эксплуатирует 16 лайнеров 737-800. Салоны компонованы на 1 и 2 класса обслуживания. Общее количество посадочных мест – 168/189.
Нордавиа
В эксплуатации российского перевозчика Nordavia, базирующегося в Архангельске, 9 Боингов 737-500 (одноклассовые салоны на 132/135 пассажиров) и 2 лайнера 737-700 (1 класс обслуживания, вмещающий 148 человек). В заказе 2 самолета В737-800.
NordStar
Авиакомпания РФ NordStar (Таймыр) содержит в авиапарке 9 самолетов Boeing 737-800. Двухклассовая компоновка салона на 180 человек. Также задействуется один Боинг модификации 737-300 с пассажирским салоном эконом класса на 148 человек.
Pegas Fly
В авиапарке российского перевозчика Pegas Fly находятся 4 Боинга модификации 737-800. Одноклассовый салон на 189 пассажиров.
Турецкие Авиалинии
Крупный флагманский авиаперевозчик Турции эксплуатирует на своих маршрутах 105 Боингов 737-800. Салон компонован на 2 класса обслуживания. Общее количество посадочных мест – 165.
В парке авиации также имеются Боинги 737-700 (1 самолет вместимостью на 149 человек в салоне экономичного класса) и модификация 737-900ER (15 лайнеров, двухклассовые салоны на 159 человек).
В заказе перевозчика Turkish Airlines 65 лайнеров Boeing 737 МАХ 8 и 10 единиц 737 МАХ 9.
Популярность Боингов линейки 737 вполне обосновывается высоким уровнем надежности, экономичности, безопасности и максимальным комфортом для пассажиров. В737 разных модификаций занимают подавляющее большинство в парке авиационной техники многих мировых перевозчиков.
В чем причины катастроф?
На данный момент нет окончательных данных ни по катастрофе в Индонезии, где расследование продолжается, ни по катастрофе в Эфиопии, где оно только началось.
Тревожит то, что у обеих катастроф есть много общего: лайнеры разбились вскоре после взлета , пилоты сообщали о неких неполадках и просили разрешения вернуться в аэропорт вылета, в обоих случаях до вхождения в пике наблюдались скачки высоты.
В ноябре 2021 года Bloomberg со ссылкой на источник сообщил, что корпорация Boeing намерена направить операторам-эксплуатантам Boeing 737 MAX предупреждение, в котором говорится: ошибочные данные в системе контроля за полетами на самолетах модификации MAX могут привести к крутому пикированию. Федеральное агентство гражданской авиации США (FAA) распространило директиву, основанную на исследовании Boeing. Согласно документу, у Boeing 737 MAX возникли определенные нюансы, связанные с сенсором угла атаки (Angle Of Attack — AOA). Этот датчик определяет, насколько сильно задран вверх нос самолета. Это нужно для того, чтобы не допустить выхода лайнера на критические углы атаки, что приводит к нехватке мощности двигателей и последующему срыву в пике.
«Если автопилот получает от датчика завышенные данные об угле атаки, высока вероятность того, что компьютер начнёт подавать горизонтальному стабилизатору сигналы на переход в пикирование. Экипажу становится сложнее управлять бортом. Ситуация может привести к большой потере высоты», — говорится в директиве.
10 ноября 2021 года корпорация Boeing отправила компаниям-эксплуатантам дополнительные разъяснения.
«Модели 737−8/ −9 поколения MAX имеют MCAS: сиcтему улучшения характеристик по тангажу при полете с убранной механизацией крыла и при повышенных углах атаки, — говорилось в письме. — Данная система выдает команды на порционное отклонение стабилизатора на пикирования во время выполнения разворотов с большими углами крена, а также при полете с убранной механизацией на скоростях, приближающихся к скорости сваливания. Система работает только при выключенном автопилоте и разработана так, что ее действия можно пересилить либо использованием кнопки триммирования на штурвале любого пилота, либо выключением электромотора управления стабилизатором переключателями на центральном пульте».
Центр обслуживания клиентов. Выбрать кресла для самолета и посадить на полосу Boeing-787
Чтобы ваш самолет однажды вышел готовым из заводского цеха — скажем, к живописному озеру Вашингтон, проходит большая предварительная работа с заказчиками. В центре обслуживания клиентов, который находится возле Сиэтла, можно выбрать и заказать определенный самолет.
Джим Пру останавливается перед дисплеем, который показывает: прямо сейчас, в эти минуты, в мире самолеты выполняют около восьми тысяч рейсов. Информация на дисплее постоянно обновляется.
— Если сравнивать с отношениями, то это часть, когда в них наступает определенность и вы не просто влюбляетесь, но и вступаете в законный брак, — объясняет рабочие моменты с помощью метафор представитель «Боинга» Джим Пру. — Эти отношения продлеваются 10, 20, 30 лет.
Специалисты «Боинга» говорят, что часто после долгой эксплуатации и многочисленных улучшений авиакомпании переоборудуют пассажирские самолеты в грузовые.
— Есть самолеты, которые мы перестали производить уже тридцать лет назад, а они все летают, — говорит Джим.
Из-за большого количества самолетов боинговские сервисные центры доступны 24 часа в сутки, семь дней в неделю, во многих точках мира.
— Жизненный цикл самолета это не просто — пришли и купили самолет, — говорит Джим.
В центре обслуживания клиентов компании «Боинг» есть огромные залы, которые кажутся почти пустыми. Но все не так просто. За стенами с похожими надписями, как на этом фото, — макеты салонов самолетов. Заказчик может пройтись по салону, который «точь-в-точь», как на настоящем воздушном судне, и выбрать нужный интерьер, вплоть до обивки кресел.Представитель «Боинга» проводит экскурсию по салону-макету.Это — стандартная комплектация салона «Боинг 737−800», который заказала авиакомпания «Белавиа».Бизнес-класс бывает и таким. Предложение для клиентов по бизнес-классу самолета «Боинг-747», у которого двухэтажный салон.На втором этаже бизнес-класса самолета «Боинг-747».
— Подготовить самолет к регулярным перевозкам — значит оттренировать все свои экипажи, включая пилотов и персонал, который обслуживает пассажиров в салоне. Получить все инструкции по эксплуатации, все необходимые запасные части, которые вам понадобятся на первом этапе эксплуатации самолета, — объясняет Джим. — А когда вы начинаете уже эксплуатировать самолет, вы должны не просто выполнять инструкции. Нужно анализировать, постоянно анализировать ситуацию, использовать разные компьютерные программы, чтобы повышать эффективность полетов.
Здесь напоминают: меняется сама индустрия.
— Традиционно, если что-то на самолете происходит, какая-то поломка — пилот делает заметку, после посадки он передает свою заметку техническому персоналу, который разбирается, что случилось с самолетом. Технический персонал уже решает: сразу чинить, или такое может ждать до вечера, или вовсе до следующего большого технического ремонта. Есть ли нужные запчасти, есть ли подходящий персонал? При этом пассажир страдает, возникает задержка рейсов.
Сегодня, говорит Джим Пру, работает и совсем другая система.
— Когда на самолете какая-то ошибка, то компьютер передает на землю, что происходит, — и уже на земле люди решают, что делать с этой проблемой. Еще до того как самолет сел, заказываются нужные запчасти, находят людей, которые могут их установить. При этом самолет не выбивается из расписания. Сейчас самолеты настолько «умные», что пилоты и технический персонал не включаются в процесс — возникшие проблемы решают компьютеры и наземные службы.
Но думать, будто из-за такого технического прогресса пилотам на борту нечем заняться, — большая ошибка. Будто стараясь показать нам это на деле, Джим Пру завершает свою экскурсию возле авиасимулятора.
— Есть добровольцы, готовые посадить на взлетную полосу 787-й?
Некуда спешить
Крушение лайнера Boeing в Эфиопии, ставшее вторым за полгода, спровоцировало волну запретов на эксплуатацию самой продаваемой модели американской корпорации. После этой авиакатастрофы небо для 737 MAX 8 закрыли Индонезия, Эфиопия, Китай, Германия, Индия, США и Великобритания — в общей сложности, более 40 стран по всему миру. Полеты на самолетах этой модели временно приостановили авиакомпании Royal Air Maroc, MIAT Mongolian Airlines, польская LOT, Norwegian Air Shuttle, российская S7, южнокорейская The Eastar Jet, Aeromexico, Gol Airlines (Бразилия), Aerolineas Argentinas, Eastar Jet (Южная Корея), Turkish Airlines, TUI Group и целый ряд других. При этом на сегодняшний день концерном заключены контракты на поставку около 5 тыс. самолетов, а перевозчиками эксплуатируется порядка 350 бортов.
Справка «Известий»
10 марта самолет авиакомпании Ethiopian Airlines разбился в Эфиопии через несколько минут после взлета. Погибли 157 человек, в том числе трое россиян. Сейчас бортовой самописец, найденный на месте трагедии, изучают специалисты. Похожее крушение Boeing 737 Max, унесшее жизни 189 человек, произошло менее чем полгода назад — в конце октября 2018 года. Лайнер авиакомпании Lion Air упал в Индонезии через 13 минут после вылета из аэропорта. Официальных итогов расследования катастрофы нет до сих пор.
последний
Фото: Global Look Press/imago-i/Michael Tewelde
Российские авиавласти пока не предпринимают активных действий для ограничения эксплуатации самолета. Росавиация лишь направила официальные запросы в Boeing и Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) с просьбой предоставить рекомендации по дальнейшему использованию модели.
На сегодняшний день в нашей стране эксплуатируется всего два Boeing 737 MAX 8. Оба входят в парк авиакомпании «Глобус» (S7 Group). Воздушные суда были переданы перевозчику в октябре прошлого года. Всего же российские перевозчики заказали более 70 самолетов 737 Max 8 на сумму порядка $4 млрд. В частности, S7 Group должна была получить пять 737 Max 8. Помимо S7, заказчиками Boeing являются еще четыре авиакомпании: лоукостер «Победа» ожидает поставки 20 лайнеров, «Уральские авиалинии» — 14, Utair — 30, NordStar — трех.
Первые самолеты планировалось передать уже в этом году. «Уральские авиалинии» должны были получить самолеты в октябре 2019-го, «Победа» — в ноябре, а NordStar — в апреле.
последний
Фото: РИА Новости/Илья Питалев
В Utair также рассчитывали на получение первых бортов в апреле. Однако представитель перевозчика сообщил «Известиям», что в компании решили дождаться результатов расследования — поставки 737 Max 8 начнутся, когда будет получена «100%-ная гарантия его безопасности от производителя».
Российские авиакомпании не пойдут на риск и не станут получать в лизинг самолеты, эксплуатация которых находится под запретом, считает руководитель Научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд.
-– В настоящее время в Boeing говорят о неполадках с программным обеспечением, которые авиахолдинг постарается оперативно устранить, -– пояснил «Известиям» эксперт.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает сдвиг поставок Boeing 737 MAX-8 в Россию «весьма вероятным». По его мнению, это касается как минимум авиакомпаний, которые рассчитывали получить новые самолеты в ближайшие месяцы.
последний
Фото: REUTERS/Abhirup Roy
— Почти все воздушные суда, которые ввозятся в Россию в последнее время, зарегистрированы на Бермудах, — подчеркнул эксперт. — Это касается и двух самолетов S7. Однако введенный властями Бермудских островов запрет на эксплуатацию лайнера не позволит им осуществлять полеты в РФ.
Источник в крупной лизинговой компании также заявил «Известия», что вариант переноса сроков поставок в данном случае вполне возможен.
-– Всё зависит от условий договора лизинга, которые оговариваются с каждой авиакомпанией индивидуально. Максимум, чем она рискует, -– потерять депозит. Но никаких санкций в ситуации, когда перевозчик по факту не сможет эксплуатировать самолет, к нему применяться не будет, -– отметил он.
Возможный сдвиг сроков поставок в Utair, S7 и «Уральских авиалиниях» не комментируют. В «Победе» и NordStar не ответили на запрос. Но как следует из информации на сайте госзакупок, «Победа» уже объявила конкурс на техобслуживание 20 Boeing 737 MAX.