Самые крупные авиакатастрофы в России за последние 10 лет

Причины авиакатастроф в России

Подводя итоги, можно выделить несколько причин, по которым, чаще всего, разбиваются самолеты в России:

  • недостаточный уровень подготовки членов экипажа;
  • изношенность парка авиалайнеров, используемых в гражданской авиации;
  • плохое техническое обслуживание самолетов;
  • террористические акты.

В мировом рейтинге наиболее опасных самолетов можно найти три отечественных модели: Ил-76, Ту-154, Ту-134. К сожалению, в аналогичном рейтинге самых безопасных воздушных судов российские лайнеры не фигурируют.

Ситуация с крушениями самолетов в России за 10 лет почти не изменилась. Наша страна по-прежнему остается среди лидеров по количеству авиакатастроф. Будем надеяться, что отечественные авиакомпании сделают верные выводы из данных статистики и займутся повышением качества летной подготовки экипажей и технической безопасности самолетов.

Полет по нештатному навигатору

На вечер 6 июля власти рассматривали несколько основных версий крушения самолета.

Катастрофа могла произойти при заходе на второй круг во время посадки, сообщил губернатор Камчатского края Владимир Солодов. По его словам, не исключено, что на исходе маневра сказалась плохая видимость.

— При исследовании места с воздуха часть фюзеляжа воздушного судна обнаружена на берегу, часть в воде и прибрежной зоне, — сказал глава региона.

Он добавил, что в среду, 7 июля, на Камчатке начнет работу правительственная комиссия во главе с руководителем Росавиации Александром Нерадько. Она установит причины трагедии.Пилот потерпевшего крушение Ан-26 пытался срезать маршрут по нештатному навигатору, сообщил «Известиям» близкий к следствию источник. По его данным, перед посадкой летчик, предположительно, решил срезать траекторию полета через сопку Пятибратка. Неудачный маневр обернулся столкновением со скалой, подчеркнул он.

Таким образом, причиной катастрофы могла стать ошибка пилота. Также к крушению могли привести неблагополучные метеоусловия. В момент посадки воздушного судна в регионе наблюдался туман, горы были закрыты плотными облаками, уточнил источник.

На склоне горя1

Самолет Ан-28, принадлежащий ФГУП «Камчатские авиалинии» и потерпевший крушение в 10 км от поселка Палана

Фото: Дальневосточное СУ на транспорте СК РФ

Для Камчатки это уже не первая авиатрагедия — в 2012 году здесь потерпел крушение самолет Ан-28, который тоже столкнулся с горой. Часть его обломков также были найдены на сопке Пятибратка, напомнил он.

Со слов источника, пилоты на Камчатке с ее гористой местностью часто меняют траекторию по нештатным навигаторам GPS. Использование такого прибора и могло привести к отклонению от схемы полета и столкновению с землей.

Крушение Boeing 737-800 над Ростовской областью (2016)

Экипаж лайнера ночью 19 марта 2016 года сажал самолет в Ростове-на-Дону  при очень плохих погодных условиях. Ветер был почти ураганный. До «Боинга» несколько бортов не рискнули здесь садиться, и были отправлены на запасной аэродром.

Но главный пилот этого лайнера Аристос Сократус понадеялся на свой опыт, но совершив несколько кругов над аэропортом, также отказался от посадки.

Самолет уже стал набирать высоту, когда вдруг резко накренился и под большим углом врезался в землю недалеко от взлетной полосы.

В катастрофе погибли все: 55 пассажиров и 7 членов экипажа. Расследование международной комиссии выявило ошибку командира корабля, который слишком резко снизил траекторию полета на малой высоте. Поэтому вывести самолет из пике он просто не успел.

Безопасность самолетов

Интересная статья опубликована на сайте http://turist.rbc.ru в которой на основе информации, представленной различными авторитетными экспертными организациями представлена статистика крушений воздушных кораблей российских авиакомпаний и  составлен рейтинг безопасности самолетов.

Так, в последнее время российские авиакомпании предпочитают покупать подержанные иностранные самолеты, а не новые российские. А управление импортной техникой, оснащенной электроникой, значительно отличается от пилотажа отечественных самолетов. Соответственно, и риск возникновения “человеческого фактора” сильно возрастает. По данным агентсва JACDEC, наибольшее количество жерт авиакатастроф у авиакомпании S7 – 250 человек. За ней следует “Аэрофлот”, за все время своего существования лишивший жизни 242 своих пассажиров. Правда здесь следует учесть, что статистика по “Аэрофлоту” собрана за весь период существования компании, включая времена СССР, а “S7” существует с 1992 года. На счету авиакомпании “Россия” 184 жизни, “Владивосток-Авиа” – 145, “КрасЭйр” – 29 и “Тюменских авиалиний” – 5. Пока обошлось без жертв у компаний “Трансэро”, “Домодедовские авиалинии” и “Уральские авиалинии”.

Модель самолетаРейтинг опасности самолетаКол-во полетов, млн.Погибших при крушении в среднем, %Кол-во крушений
Boeing 7470,8416,2649,04%28
Boeing 737-300/400/5000,225074,40%15
Airbus A3000,629,7266,56%9
Boeing 7570,3714,7177,14%7
Airbus A320/319/3210,2221,4365,86%7
Airbus A3101,393,7587,17%6
Boeing 7670,4711,7691,67%6
Fokker F70/F1000,286,6746,75%4
Boeing 737-600/700/800/9000,1413,9100%2
Boeing 7772

Из представленной информации следует, что Boeing 737 имеет один из лучших показателей надежности.

Основными причинами авиакатастроф являются:

– Отказ техники;

– «Человеческий фактор» (ошибки в управлении авиатранспортными средствами, а также ошибки диспетчеров и прочего персонала);

– Боевые действия и терроризм;

– Неблагоприятные погодные условия;

– Ошибка военных ПВО.

«Клевок» или скала?

По мнению Олега Смирнова, возможной причиной крушения стал «клевок» при заходе на посадку при выпуске закрылок, когда менялась конфигурация крыла, для того чтобы увеличить подъемную силу и уменьшить скорость перед посадкой.

— Происходит скос потока, который отрицательно влияет на подъемную силу стабилизатора, и образовывается «клевок». Это мгновенное явление, из которого невозможно вывести самолет, потому что идет очень резкое снижение. Пилотов готовят к тому, чтобы в такие ситуации не попадать. Есть вероятность, что в этом случае экипаж не доучили, — предположил летчик.

Однако, судя по тому, что обломки самолета были найдены в море и у горы, предпочтительнее другая версия произошедшего, подчеркнул пилот.

На склоне горя3

Спасатели на вездеходах продолжают следовать на место крушения самолета АН-26

Фото: ГУ МЧС России по Камчатскому краю

— Столкновение с возвышенностью при заходе на посадку весьма вероятно. Нужно разобраться, есть ли в аэропорту радиолокатор, посадочные системы для помощи оператору. Когда летишь в облаках, ничего не видно кроме приборов. Если пилот вслепую заходил на посадку ниже безопасной высоты, это самоубийство. Столкновение с горой — грубейшее нарушение. Летчик не мог не знать расположение возвышенностей, тогда причиной крушения будет признан человеческий фактор

Но важно еще и то, как был подготовлен экипаж, оборудован аэропорт, как работал диспетчер. Списывать всю вину на пилота пока не стоит, хотя зачастую происходит именно так, — отметил он.Напомним, днем 6 июля в ГУ МЧС России по Камчатскому краю поступила информация о том, что самолет Ан-26, совершавший пассажирский рейс Петропавловск-Камчатский–Палана, в указанное время не вышел на плановый сеанс связи

Радиосвязь с экипажем воздушного судна, принадлежавшего АО «Камчатское авиапредприятие», пропала примерно за 10 минут до времени посадки. В 05:55 мск в аэропорту Палана была объявлена тревога и организована поисково-спасательная операция. Позднее в 3,8 км от поселка с вертолета были обнаружены обломки пропавшего самолета. Часть из них упала в море. К месту крушения были направлены спасатели, оперативная группа МЧС по Камчатскому краю, а также сотрудники правоохранительных органов. Предположительно, все 28 человек, которые находились на борту, погибли.

Справка «Известий»

Самые крупные катастрофы с Ан-26 в России и мире

Чугуев, 2020 год. 25 сентября недалеко от украинского города Чугуев в Харьковской области разбился самолет Ан-26. Он выполнял учебный полет с курсантами. На борту находилось 27 человек, 26 из них погибли.

Хмеймим, 2018 год. 6 марта российский Ан-26 потерпел крушение при заходе на посадку на сирийском аэродроме Хмеймим. Он столкнулся с землей, не долетев около 500 м до взлетно-посадочной полосы. На борту самолета находилось 26 пассажиров и шесть членов экипажа, все они погибли.

Киншаса, 2018 год. 20 декабря потерпел крушение транспортный Ан-26 компании GomAir в 40 км от международного аэропорта Нджили (Киншаса, Демократическая Республика Конго). На борту находилось 23 человека.

Провинция Идлиб, 2015 год. 18 января Ан-26 ВВС Сирии разбился при заходе на посадку на аэродроме Абу-Духур (провинция Идлиб). Погибло 30 человек.

Багдад, 2007 год. Грузовой Ан-26, арендованный Турцией у молдавской авиакомпании, потерпел катастрофу 9 января 2007 года. Самолет пытался зайти на посадку в условиях плохой видимости из-за тумана и разбился во время второй попытки. На борту находилось 35 человек, 32 из них погибли.

Архангельск, 2002 год. 21 февраля Ан-26 потерпел крушение при заходе на посадку в районе аэродрома Лахта в Архангельской области. 17 из 20 находящихся на борту человек погибли. Основной причиной катастрофы были названы метеоусловия: из-за плохой видимости и сильного бокового ветра самолет трижды заходил на посадку и последняя попытка стала роковой.

Авиакатастрофа лайнера «Air Asia». 162 жертвы непогоды.

Как известно, конец минувшего года ознаменовался ещё одной весьма страшной авиакатастрофой. Самолёт авиакомпании «Air Asia» со 162 людьми на борту совершал авиаперелёт из Сурабая в Сингапур, однако, пролетая над Яванским морем, неожиданным образом исчез с радаров авиадиспетчеров.

Спустя два дня, фюзеляж самолёта был обнаружен поисковой группой на дне Яванского моря и все люди, находившиеся на его борту, оказались погибшими. Впоследствии выяснилось, что командир воздушного судна за несколько мгновений до исчезновения оповестил авиадиспетчера о намерении изменить курс и эшелон из-за грозовых туч, надвигающихся с фронта. По неизвестной причине, авиадиспетчер отказал авиарейсу в наборе высоты, а спустя ещё четыре минуты, самолёт исчез с радаров, так и не подав сигнала бедствия.

По некоторой информации, самолёт мог попасть с зону сильнейшей турбулентности или даже быть поражённым молнией, вследствие чего все его системы оказались отключенными. С этого момента начали появляться всевозможные версии о том, что причиной могли послужить неквалифицированные действия экипажа или даже техническая неисправность воздушного судна, однако, крайне мало внимания было обращено на отказ авиадиспетчера в наборе воздушным судном высоты. Вполне вероятно, что если бы самолёт поднялся выше грозовых облаков, то следствия непогоды могли бы быть устранены, причём это касается двух причин и удара молнии и турбулентности.

Если проанализировать данную катастрофу с точки зрения специального анализатора авиакатастроф, то можно увидеть, что при попытках прохождения самолёта сквозь грозовые облака, вероятность инцидента составляла 0.000922%, однако, в случае набора высоты она могла бы снизиться до 0.000375%, что в 2.5 раза меньше, и вполне возможно, это могло бы спасти жизни людей.

Опять-таки, весьма характерным во всём этом являются действия человеческого фактора, причём в лице авиадиспетчера. Конечно, тот мог пользоваться предписанными инструкциями, но это отнюдь не означает, что он осознавал ситуацию гораздо лучше пилота.

Из всего выше приведенного можно сделать вывод о том, что если в настоящий момент совершенствованию самолётов уделяется большое внимание, то необходимо и совершенствовать безопасность авиаперевозок и среди людей. Вполне вероятно, суммарно это поможет если и не полностью ликвидировать авиакатастрофы, то максимально их минимизировать

Падение самолёта «TransAsia». 43 унесённые жизни.

Катастрофа с участием самолёта авиакомпании «TransAsia» произошла 4 февраля 2015 года при попытке выполнения авиарейса из Тайбэя на архипелаг Цзиньмэнь. На борту воздушного судна находилось 53 пассажира и 5 членов экипажа, однако, спустя некоторое время после взлёта, у самолёта отказал один из двигателей, и при попытке развернуть самолёт для возвращения в аэропорт своего отправления, неожиданным образом отказал и второй двигатель, лишив большую часть людей шансов на спасение.

Причины отказа сразу двух двигателей воздушного судна остаются неизвестными, однако, удалось выяснить, что буквально за неделю до авиакатастрофы самолёт проходил техническое обслуживание, что может стать ключевым моментом в выяснении всех обстоятельств. Конечно, причиной всему может также послужить и случайность, однако учитывая тот факт, что при реальном шансе самолёта попасть в авиакатастрофу равно в 1 к 100000, самолёт авиакомпании «TransAsia» полностью их исчерпал.

В этом случае важно обратить внимание на тот факт, что опять-таки, преобладающим фактором является именно человеческое вмешательство, причём независимо от того, сделал это пилот, либо же техники обслуживающие самолёт.  Мы зачастую виним во всё именно самолёты, которые проектируются самыми лучшими специалистами, но не надлежащим образом их эксплуатируем, что непозволительно, и приводит к человеческим смертям, которых можно избежать. В роковой авиакатастрофе погибло 43 человек, 13 выжило, однако, несмотря на то, что с её момента прошло уже около 2 месяцев, истинные причины установить так и не удалось

В роковой авиакатастрофе погибло 43 человек, 13 выжило, однако, несмотря на то, что с её момента прошло уже около 2 месяцев, истинные причины установить так и не удалось.

Статистика падений самолетов

Авиакомпании делают все возможное, чтобы перелеты были предельно безопасными. Статистика крушений самолетов в мире зафиксировала 9 случаев в 2017 году. Сюда не входят военные и маловместительные, в т. ч. личные самолеты. Всего погибло 67 человек.

В 2017 году показатели статистики крушений самолетов в России снизились на 53%. Количество смертельных случаев пассажиров воздушных суден сократилось на 81%. Сравнительная статистика авиакатастроф:

ГодКоличество крушенийЧисло жертв
201632119
20171522

Статистика падения самолетов в России выделила три федеральных округа, где чаще всего происходят авиакатастрофы:

  1. Южный – 24%.
  2. Дальневосточный – 24%.
  3. Центральный – 17%.

Когда произойдет трагическое событие определить сложно. Однако за последние пятьдесят лет безопасность передвижения воздушным транспортом выросла в 482 раза. Статистика самолетов показывает, что 50 лет назад вероятность смерти пассажира в результате авиакатастрофы составляла 1:264 тыс. Сегодня показатель уменьшился до 1:127,5 млн.

Статистика полетов самолетов демонстрирует более доверительное отношение граждан к воздушному транспорту. Ежегодно количество желающих воспользоваться таким способом передвижения возрастает. Только в прошлом году численность пассажиров превышала 1 млрд.

В какой стране чаще падают самолеты

Если принимать в расчет исключительно пассажирские авиаперевозки, то ярко выраженного «Бермудского треугольника», в котором чаще всего падают самолеты, нет. А вот если взять статистику по всему воздушному транспорту, то результат будет несколько неожиданным.

За те же 6 лет больше всего авиакатастроф произошло… в России — 41, количество погибших — 559 человек. За тот же период в США случилось 11 авиапроисшествий. Интересно отметить, что последнее было еще в 2013 году. Следующей идет Украина (7 катастроф), Конго (6) и Германия (4, все в 2010 году).

В целом, цифры весьма обнадеживающие. Узнав, как часто падают самолеты по статистике, надеемся, вы будете увереннее чувствовать себя в полете.

17.01.2020

Авиакатастрофы 2010-2013 годов

Крушение президентского лайнера под Смоленском

В авиакатастрофе под Смоленском, произошедшей 10 апреля 2010 года, погиб президент Польши Лех Качиньский, представители руководства страны, вооруженных сил и общественных организаций, известные религиозные деятели, депутаты Парламента. Все они прилетели в Россию, чтобы почтить память жертв Катынского расстрела.

Президентский борт потерпел крушение при заходе на посадку в сложных погодных условиях. Жертвами аварии стали 96 человек – это рекордное число в статистике  всех катастроф, в которых погибали первые лица государств.

Почти год длилось расследование Межгосударственного авиационного комитета (МАК). В январе 2011 были объявлены основные причины, приведшие к трагедии:

  • посадка самолета при метеоусловиях ниже минимально допустимых значений;
  • выход авиалайнера за пределы минимальной высоты снижения при одновременном превышении скорости;
  • психологическое давление на экипаж со стороны польского руководства;
  • игнорирование летчиками систем оповещения об опасном сближении с землей.
  • недостаточная подготовка экипажа и, в частности, командира для посадки в сложных метеоусловиях.

Польская сторона была согласна не со всеми доводами МАК, поэтому в июле 2011 инициировала собственное расследование, однако его результаты вскоре были аннулированы. Согласно повторной проверке, начатой в 2016 году, причиной катастрофы польская комиссия назвала взрыв крыла самолета и умышленное введение в заблуждение пилотов диспетчерами смоленского аэродрома. Россия эти обвинения категорически отвергла.

Катастрофа под Петрозаводском

Лайнер Ту-134 авиакомпании «РусЭйр» 20 июня 2011 года следовал по маршруту Москва-Петрозаводск. Во время захода на посадку в условиях плохой видимости самолет задел деревья, столкнулся с землей и загорелся. В момент катастрофы погибли 44 человека, трое позже скончались в больнице, пятерых удалось спасти.

Главной причиной крушения МАК назвал несогласованные действия экипажа и устаревшее оборудование самолета, контролирующее заход на посадку. Эта трагедия схожа по обстоятельствам с катастрофой под Смоленском.

Авиационные эксперты утверждают, что наибольшее число катастроф происходит при взлете или посадке самолетов. Как раз во время взлета 7 сентября 2011 разбился авиалайнер Як-42Д, выполнявший чартерный рейс из Ярославля в Минск с хоккейной командой «Локомотив» на борту. Не сумев набрать высоту, воздушное судно спустя несколько секунд полета задело радиомаяк и врезалось в берег реки Туношонка.

Авиакатастрофа в Ярославле

Погибли 44 человека: почти весь основной состав команды «Локомотив», ее тренерский штаб и персонал, а также 8 членов экипажа. Выжить удалось инженеру по обслуживанию авиационного оборудования Александру Сизову. По итогам расследования установлено, что к трагедии привели несогласованные действия экипажа в процессе разбега и взлета самолета.

Самолет ATR-72 авиакомпании «Ютэйр» разбился 2 апреля 2012 года возле деревни Горьковка недалеко от Тюмени. Он направлялся в Сургут, но в воздухе успел пробыть меньше минуты. Погибли 33 человека, 10 удалось спасти.

К развитию аварийной ситуации на борту привело обледенение корпуса самолета, которое не было устранено при подготовке к полету. В результате ухудшения аэродинамических характеристик лайнер ушел в режим сваливания, чего вовремя не заметил экипаж.

Крушение Boeing-737 в Казани

В 2013 году крупнейшей авиакатастрофой в России стало крушение Boeing-737 при заходе на посадку в аэропорту Казани. Самолет принадлежал авиакомпании «Татарстан», на борту находилось 50 человек – все они погибли. Среди факторов, приведших к неблагоприятному развитию воздушного инцидента, МАК назвал недостаточную летную подготовку экипажа, в том числе для управления Boeing-737, неправильную работу с навигационным оборудованием, формальный подход к проверке знаний у пилотов в авиакомпании.

США, 11 сентября 2001, 2977 жертв

Произошедший в США 11 сентября 2001 года террористический акт ставит его на первое место в нашем списке самых крупных авиакатастроф. Члены запрещённой в России организации «Аль-Каида» смогли угнать 4 гражданских лайнера. Один из них был направлен прямо на минобороны США – Пентагон, второй спикировал в землю в Пенсильвании. Двумя другими смертники протаранили знаменитые здания Всемирного торгового центра.

Конструкции обоих зданий получили такие повреждения, что не смогли устоять и обрушились. Погибло около 3000 невинных человек. В их числе жертвы обрушения, пассажиры воздушных судов и спасатели.

Самолеты Техника

Самый безопасный вид транспорта

Статистические данные и общественное мнение по этому вопросу очень различаются. Одно можно сказать точно: абсолютно безопасных видов транспорта не существует. Тем не менее многие опасения пассажиров перед использованием того или иного вида транспорта необоснованы.

Согласно опросу, который в 2006 году провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), самолеты по уровню безопасности разместились на последнем месте, а железнодорожный транспорт попал на первое место.

Положительную оценку ему дают 70% опрошенных, а «безусловно опасным» считают лишь 15%. Негативные отзывы получила авиация. 84% опрошенных считают, что такие путешествия опасны, а 33% — что очень опасны. Подобные оценки были и у водного транспорта: 44% воспринимают его как опасный способ передвижения и лишь 39% — как безопасный. А самый популярный вид транспорт — автомобильный — оценивается неоднозначно: 48% считают его безопасным, 50% — опасным.

Статистика утверждает обратное. Самым безопасным считается самолет, после него идет водный и железнодорожный транспорт. А вот автомобили считаются самым опасным средством передвижения. Данные рассчитываются, исходя из количества пострадавших при использовании того или иного вида транспорта.

В наибольшей безопасности мы ощущаем себя в железнодорожном транспорте. Но по статистике количество аварий намного выше, чем в авиации. Обычно они не такие массовые и получают меньший общественный резонанс.

По подсчетам ICAO (Международная организация гражданской авиации — учреждение ООН, которое устанавливает международные нормы гражданской авиации), на миллион вылетов приходится одна катастрофа, чего не скажешь об автомобильных и других авариях

Но любая авиакатастрофа, даже самого маленького летательного аппарата, сразу же привлекает внимание СМИ. Это способствует формированию негативного мнения об авиации, как об очень опасном виде передвижения

Однако расследование авиакатастроф говорят о том, что они происходят из-за стечения редчайших обстоятельств, возможность возникновения которых минимальна (статистика авиакатастроф).

Вероятность того, что пассажир, севший в самолет, погибнет в авиакатастрофе, составляет примерно 1/8 000 000. Если пассажир будет садиться каждый день на случайный рейс, ему понадобится 21 000 лет чтобы погибнуть.

Также ошибочным считается мнение о том, что в случае авиакатастрофы шансы выжить минимальны. Согласно результатам анализа 568 авиационных происшествий, произошедших в США с 1983 по 2000 годы, погибшие составляют лишь 5% от общего числа пассажиров, находящихся на борту. Согласно этой статистике, из 53 487 человек, попавших в авиакатастрофы, 51 207 остались в живых. В результате более подробного изучения 26 серьезных аварий, сопровождавшихся сильными ударами лайнеров о землю, их разламыванием на части и пожарами, выяснилось, что спаслось в этих катастрофах примерно 50% людей, находившихся на борту (как выжить при авиакатастрофе).

Вероятность выживания команды пассажиров и пилотов увеличивается, если самолет совершает аварийное приводнение, даже если и не рассчитан на подобные меры. Специалисты утверждают, что приводнение увеличивает шансы выживания людей на 50%.

На фоне статистики авиакатастоф, не очень радужной выглядит статистика аварийности на дорогах. Только в Российской Федерации за 2009 год произошло 203 603 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 26 084 человека, а 257 034 получили ранения.

Конечно, если брать за основу количество пройденных километров, то самым безопасным видом транспорта можно смело считать космический. За всю историю развития только 3 космических корабля не долетело до земли (2 у американцев и 1 у нас). Кстати, космический туризм, несмотря на свою стоимость, приобретает всю большую популярность, а число желающих посетить космос постоянно растет. Была ли полезна статья: Нет

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий