Конструктивно-силовые схемы крыла
По конструктивно-силовой схеме крылья делятся на ферменные, лонжеронные, кессонные.
Ферменное крыло
Конструкция такого крыла включает пространственную ферму, воспринимающую силовые факторы, нервюры и обшивку, передающую аэродинамическую нагрузку на нервюры.
Не следует путать ферменную конструктивно-силовую схему крыла с лонжеронной конструкцией, включающей лонжероны и (или) нервюры ферменной конструкции.
В настоящее время крылья ферменной конструкции практически не применяются.
Лонжеронное крыло
Лонжероны выделены красным цветом
Фрагмент крыла поршневого истребителя Ла-5, вертикально на фото идут нервюры
Лонжеронное крыло включает один или несколько продольных силовых элементов — лонжеронов, которые воспринимают изгибающий момент. Помимо лонжеронов, в таком крыле могут присутствовать продольные стенки. Они отличаются от лонжеронов тем, что панели обшивки с стрингерным набором крепятся к лонжеронам. Лонжероны передают нагрузку на шпангоуты фюзеляжа самолёта с помощью моментных узлов.
Кессонное крыло
В кессонном крыле основную нагрузку воспринимают как лонжероны, так и обшивка. В пределе лонжероны вырождаются до стенок, а изгибающий момент полностью воспринимается панелями обшивки. В таком случае конструкцию называют моноблочной. Силовые панели включают обшивку и подкрепляющий набор в виде стрингеров или гофра. Подкрепляющий набор служит для обеспечения отсутствия потери устойчивости обшивки от сжатия и работает на растяжение-сжатие вместе с обшивкой.
Кессонная конструкция крыла требует наличия , к которому крепятся консоли крыла. Консоли крыла стыкуются с центропланом при помощи контурного стыка, обеспечивающего передачу силовых факторов по всей ширине панели.
Предкрылкиправить
Предкрылки — отклоняемые поверхности, установленные на передней кромке крыла. При отклонении образуют щель, аналогичную таковой у щелевых закрылков. Предкрылки, не образующие щели, называются отклоняемыми носками. Как правило, предкрылки автоматически отклоняются одновременно с закрылками, но могут и управляться независимо.
В целом, эффект предкрылков заключается в увеличении допустимого угла атаки, то есть срыв потока с верхней поверхности крыла происходит при бо́льшем угле атаки.
Помимо простых, существуют так называемые адаптивные предкрылки. Адаптивные предкрылки автоматически отклоняются для обеспечения оптимальных аэродинамических характеристик крыла в течение всего полёта. Также обеспечивается управляемость по крену при больших углах атаки с помощью асинхронного управления адаптивными предкрылками.
На «ветеране» мировой авиации — самолёте («кукурузник») используются автоматические предкрылки, установленные на верхнем крыле бипланной коробки и отклоняющиеся самостоятельно, без каких-либо приводов или тяг при углах атаки, близких к критическим, создавая при этом дополнительную подъёмную силу и предотвращая срыв потока с крыла. Самолёт при этом не входит в штопор, а, в самом худшем случае, делает «клевок» и самостоятельно выходит из него. Именно автоматическим предкрылкам планер самолёта Ан-2 обязан своей лётной (с 1948 года) долговечности.
Разделы
- Реестр
- Эксплуатация
- Производство
- История
- Самолёт
- Испытания
- Обучение
- Биографии
- Отзывы пилотов
- Пассажиры
- Заказчики
- Мифы СМИ
- “Не русский самолет”
- “Камней наглотает”
- “Стоит $7 млрд”
- “Убили Ту-334”
- “Разрушили все КБ”
- Катастрофа в Индонезии
- Чёрный маркетинг
- Разборы статей
- Полный список мифов
- Конкуренты
- Блогеры
- Пресса
- Фотографии
- Инфографика
- Видеотека
- Форум
- Полезные ссылки
- MC-21->
- Registry
- English
e-190 interjet sam-146 sky авиа ан-148 Аэрофлот безопасность брэо Видео Газпром ГСС деньги заказчики инцидент испытания история конкуренты мифы Московия отзыв производство российский? сми сравнение фото цос эксплуатация ЮТэйр
Видео
Описанное устройство самолета даёт лишь общее представление об основных конструктивных составляющих, позволяет определить степень важности каждого элемента при эксплуатации воздушного судна. Дальнейшее изучение требует глубокой инженерной подготовки, наличия специальных знаний аэродинамики, сопротивления материалов, гидравлики и электрооборудования
На производственных предприятиях авиастроения этими вопросами занимаются люди, прошедшие обучение и специальную подготовку. Самостоятельно изучить все этапы создания самолёта можно, только для этого следует запастись терпением и быть готовым к получению новых знаний.
Системы бортового оборудования
Все, что обеспечивает жизнь машины в воздухе и правильность ее поведения в полете — управляемость, безопасность, надлежащие условия для пассажиров и экипажа, исправное выполнение специальных функций, для которых, собственно, машина и создавалась, — называют системами бортового оборудования.
Часть бортовой системы электроснабжения самолета: преобразователь тока
В 1970-х годах, когда на воздушные суда начали все шире проникать электронные устройства, для этих систем появился термин «авионика», совместивший в себе понятия «авиация» и «электроника». Оборудование летательных аппаратов подразделяют на собственно авиационное, радиоэлектронное и авиационное вооружение (для военных машин).
К авиационному оборудованию относится, прежде всего, электрика, в том числе системы энергоснабжения, светотехническое оборудование, системы управления силовыми установками (двигателями машины), системы кондиционирования, автоматические противопожарные средства, противообледенительные системы.
Система энергоснабжения обеспечивает электроэнергией все системы и аппараты машины, питаемые от электричества. В нее входят в первую очередь авиационные генераторы, отличающиеся от аналогичных наземных устройств меньшими размерами и весом.
Часть бортовой системы электроснабжения самолета: генератор постоянного тока
Затем — преобразователи тока, изменяющие его род и характеристики при подаче к электрическим аппаратам. Аварийными источниками питания, которые применяются при выходе из строя основных, служат аккумуляторные батареи.
Наконец, сами электрические провода и коробки для их разветвления, а также разного рода реле, включающие и выключающие в нужный момент то или иное электрическое устройство.
Светотехническое оборудование самолета подразделяется на внешнее и внутреннее. Первое устанавливается на крыле, фюзеляже, хвостовом оперении. Оно служит для предотвращения столкновения с другими машинами, освещения взлетно-посадочной полосы, подсветки опознавательных знаков на борту и прочее. На консолях крыла, носу и хвосте находятся аэронавигационные огни, обозначающие габарит машины в темноте.
Части бортовой системы электроснабжения самолета: а — реле; б — распределительная коробка
Внутреннее освещение применяется в самом самолете — в кабине пилотов, пассажирских отсеках. Оно же используется для подсветки приборных досок.
К приборному оборудованию самолета относятся устройства, осуществляющие измерения условий полета: атмосферное давление за бортом и высоту машины над землей, скорость полета и число Маха (то есть отношение скорости самолета к скорости звука), скорость ветра за бортом, температуру воздуха и прочее. Все приборы, контролирующие эти показатели, называют аэрометрическими.
Фара для освещения взлетной полосы, применявшаяся в советских летательных аппаратах. На снимке — в убранном положении
Отдельная приборная система следит за работой силовых установок: проверяет температуру и давление в рабочих камерах двигателей, предупреждает о сбоях в управляющих системах. Специальные пилотажно-навигационные приборы сверяют движение машины с заданным курсом.
К авиационному оборудованию относят и средства объективного контроля, следящие как за оборудованием машины, так и за поведением ее экипажа, причем делающие это независимо от него. Такие средства, называемые черными ящиками, нужны для выяснения причин аварий. В эту же группу входят и всем известные автопилоты — средства, позволяющие вести машину по заданному курсу в автоматическом режиме. Система предупреждения о столкновении «обозревает» пространство вокруг машины, передает сигналы встречным воздушным судам, сообщает о появлении других машин своему пилоту.
Бортовой аэронавигационный огонь самолета
Аэробус
Как говорилось ранее, главным конкурентом Boeing на мировом рынке является европейская компания Airbus, центральный офис которой находится во Франции. Основана она была гораздо позже своего американского соперника – в 1970 году. Самые известные названия самолетов этой фирмы – A300, A320, А380 и A350 XWB.
Выпущенный в 1972 году, A300 является самым первым широкофюзеляжным самолетом на двух моторах. На A320 1988 года изготовления впервые в мире была применена электродистанционная форма управления. Самолет А380, который впервые взметнулся в небо в 2005 году, является самым крупным в мире. Он способен взять на свой борт до 480 пассажиров. Последней разработкой компании является A350 XWB. Его главной задачей было составить конкуренцию выпущенному ранее Boeing 787. И с этой задачей данный авиалайнер успешно справляется, обоходя своего соперника по экономичности.
Неудачные варианты
Начнем с определения неудобных мест во время перелета. Кресла в середине ряда, когда справа и слева от вас сидят люди, неудобны для большинства. Ещё к плохим местам относят сидения в хвосте самолета, в последнем ряду может не быть окна. Ещё там постоянно скапливаются пассажиры, которые ждут очередь в туалет. Существенным недостатком для вас может оказаться тот факт, что в момент раздачи еды и напитков – к рядам в хвосте заканчивается разнообразие продуктов, вы не сможете выбрать мясо, курицу или рыбу, вам просто дадут тот вид продукта, который остался.
К плохим можно отнести места прямо над крылом, так как оттуда вы не увидите ничего. Не всем будут удобны сиденья в рядах, расположенных перед аварийным выходом и в последнем ряду, так как у них нет возможности откинуть кресло.
Самолет К-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Пассажирский самолет К-5 конструктора К.А. Калинина, созданный в 1929 г., явился воплощением лучших качеств всех предыдущих его машин. За четыре года неустанных поисков после его первенца К-1 вес самолетов удвоился, а вес полезной нагрузки увеличился более чем в два раза. Конструкторы учли все замечания, сделанные пилотами в ходе эксплуатации серийных самолетов К-4. Задание на проектирование пассажирского самолета на 8—10 мест было получено в октябре 1927 г. Машину включили в пятилетний план опытного самолетостроения. В то же время аналогичное задание получила конструкторская группа ЦАГИ, руководимая А.Н. Туполевым. Их проект самолета АНТ-9 также включили в план развития гражданской авиации.
Механизмы передней кромки крыла
В качестве механизмов передней кромки крыла используются предкрылки и отклоняемые носки крыла.
Предкрылки наиболее сложные по конструкции устройства. Они представляют собой выдвижные механизмы аэродинамического профиля, установленные в передней части крыла. Их назначение улучшать летные возможности самолета на малых скоростях. При взлете их применение увеличивает угол набора высоты, что увеличивает крутизну взлета самолета и его быстрый выход на заданную высоту полета.
Обычный щелевой предкрылок в выпущенном состоянии
После выдвижения предкрылков вперед и вниз, образуется зазор, который, как и в случае с закрылками, открывает проход для набегающего потока воздуха с нижней кромки крыла к верхней его поверхности, что предотвращает срыв потока и повышает устойчивость полета самолета. Конструкция механизмов предкрылков обладает большой массой.
К основным недостаткам предкрылков следует отнести то, что в полете их деформация отличается от деформации основного крыла, что ухудшает аэродинамическое качество крыла в целом.
К разновидностям предкрылков относятся Щитки Крюгера, выполненные в виде отклоняющихся вперед и вниз плоскостей. Их применяют вместе с предкрылками на стреловидных крыльях. Они могут использоваться только до определенного угла подъема самолета. При его превышении происходит потеря управляемости.
Отклоняемые носки крыла. Применяются на самолетах с тонким крылом, где невозможно разместить механизмы предкрылков. Назначение их такое же, как и предыдущих механизмов – понизить вероятность потери управления при малых скоростях полета самолета и увеличить подъемную силу крыла.
К средствам механизации относятся также устройства, уменьшающие подъемную силу (тормозные щитки) и интерцепторы. Конструктивно они представляют собой профилированные плоскости. Располагаются в верхней части крыла перед закрылками. Если самолету нужно снизить скорость, они поднимаются вверх, и создают дополнительное сопротивление.
В убранном положении они спрятаны в крыло. Тормозные щитки отклоняются вверх синхронно, а интерцепторы используются в качестве органов управления креном самолета, поэтому они отклоняются только с той стороны крыла, в сторону которой направлен крен. Для повышения управляемости интерцепторы располагаются как можно дальше от оси самолета.
Механизация Боинг-747. Трехщелевые закрылки Фаулера, предкрылки Крюгера (ближе к фюзеляжу), обычные предкрылки (дальше).
Внешний облик и формы фюзеляжа
Наиболее выгодной формой фюзеляжа обычно считают такое тело, которое можно было бы назвать ассиметричным, потому что оно мене всего подвержено различным техногенным катастрофам.
Идеальная форма не самое важное при испытании фюзеляжа, прежде всего нужно понять, что безопасность пассажиров — превыше всего, и если что-то случится, то никакие воздухозаборники не смогут спасти вас он непредвиденных обстоятельств, катастрофа всё равно случится, чтобы не предпринимали пилоты, поэтому о выбора фюзеляже стоит беспокоиться с самого начала, не тянуть до последнего, а рассматривать вообще все варианты для успешного полёта в будущем. Подобное поведение и делает из пилота хорошего пилота. Каждому конструктору авиатранспорта нужно уяснить данный факт и делать фюзеляжи более функциональными и главное безопасными для всей авиаперевозки
Каждому конструктору авиатранспорта нужно уяснить данный факт и делать фюзеляжи более функциональными и главное безопасными для всей авиаперевозки.
Шасси
Еще один важный элемент конструкции любого самолета — шасси. Оно служит для передвижения аэроплана по земле или воде при рулении, взлете и посадке.
Шасси может быть колесным, лыжным и поплавковым. Существуют три основные схемы расположения шасси: с хвостовым колесом, с передним колесом и велосипедного типа. В первом случае две главные опоры находятся ближе к передней части, а вспомогательная, хвостовая, — сзади. Во втором случае главные опоры расположены ближе к задней части, а в носовой части находится переднее колесо.
Что касается шасси велосипедного типа, то одна главная опора находится в передней части фюзеляжа, вторая — в задней, а две вспомогательные крепятся обычно на крыльях. Схема расположения лыжного шасси идентична, с той лишь разницей, что вместо колес используются лыжи. А вот с поплавковым шасси все немного по-другому.
Существуют следующие типы гидросамолетов: поплавковые, летающие лодки и самолеты-амфибии.
У поплавковых самолетов две основных схемы расположения шасси: первая — два основных поплавка крепятся по бокам фюзеляжа, вторая — основной поплавок крепится к фюзеляжу, а два вспомогательных — к крыльям.
У летающей лодки роль основного поплавка выполняет сам фюзеляж, имеющий форму лодки, а вспомогательные поплавки крепятся к крыльям.
Самолет-амфибия — это та же летающая лодка, но кроме поплавкового шасси у нее есть убирающееся колесное шасси.
Рассмотрим устройство колесного шасси более подробно.
Шасси современного самолета состоит из:
- амортизационной стойки, которая обеспечивает плавность хода при взлете и передвижении самолета по аэродрому, а также смягчает удары при посадке;
- бескамерных пневматических колес, снабженных тормозами;
- тяг, раскосов и шарниров, которые служат для уборки и выпуска шасси и через которые амортизационные стойки крепятся к крылу.
Для достижения хороших летных характеристик у большинства самолетов шасси после взлета убираются в фюзеляж либо крыло. Исключение составляют небольшие и тихоходные машины. Но даже неубирающиеся шасси закрывают обтекателями для снижения аэродинамического сопротивления.
С какой скоростью летит пассажирский самолет
Скорость самолета – одна из главных технических характеристик летательного аппарата, влияющих на время полета. По сравнению с другими видами пассажирского транспорта авиалайнер заметно выигрывает.
Именно на нем можно максимально быстро добраться из одной страны в другую и провести отпуск незабываемо. Многим пассажирам интересно узнать, какая скорость пассажирского самолета.
Современные пассажирские самолеты летают со скоростью более 500-800 км/ч. А у сверхзвуковых она достигает 2100 км\час, то есть в 2,5 раза выше.
Однако от использования сверхзвуковых авиалайнеров для перевозки пассажиров отказались по нескольким причинам:
- Сверхзвуковые лайнеры обладают обтекаемой формой. Для пассажирского судна достичь такой формы практически невозможно.
- Неэкономный расход топлива, что удорожает полеты и делает их невыгодными для пассажиров.
- Неспособность многих аэропортов принимать такие воздушные судна.
- Частое техническое обслуживание.
До недавнего времени существовало два вида сверхзвуковых лайнеров: Ту-144 (СССР) и Конкорд (англо-французский). В настоящее время многие конструкторские бюро трудятся над созданием новых моделей.
Обязательные мероприятия
Для обеспечения исполнения требований, которые предъявляются к фюзеляжу самолета, должны быть выполнены определенные действия. К ним относят:
- Выбор таких значений параметров и внешних форм корпуса, при которых лобовое сопротивление будет снижено до минимума, а полезный объем, соответственно, будет оптимальным.
- Использование несущих фюзеляжей. За счет них создается значительная подъемная сила. За счет этого можно уменьшить массу и площадь крыла.
- Рациональное использование полезных объемов. Это достигается повышением плотности компоновки, компактным размещением груза в области центра масс. В этом случае будут уменьшаться массовые моменты инерции и улучшаться характеристики маневренности. Сужение диапазона изменения центровок при выгорании топлива, разных вариантах загрузки обеспечивает большую устойчивость и лучшую управляемость.
- Согласование силовых схем фюзеляжа и агрегатов, присоединенных к нему. При этом должны быть надежное крепление, уравновешивание и передача нагрузок от силовых деталей крыла, шасси, оперения, установок к корпусу.
- Обеспечение удобства входа/выхода экипажа, пассажиров, швартовки, загрузки/выгрузки предметов, оборудования, вещей, предназначенных для транспортировки.
- Обеспечение удобного подхода к разным агрегатам. Это необходимо главным образом для осуществления осмотра и ремонта.
Для экипажа и пассажиров должны быть созданы необходимые условия, а также надлежащий уровень комфорта во время перелета на больших высотах. Обязательным требованием является обеспечение звуко- и теплоизоляции кабин, возможности безопасного и быстрого аварийного выхода из салона. Для экипажа также должны быть созданы комфортные условия. В частности, пилотам должен быть обеспечен хороший обзор, удобство при полете и управлении самолетом.
Подъемная сила
На самом деле всем известно, что самолет удерживается в воздухе благодаря крыльям. За счет специального профиля и большой площади крыла, при увеличении скорости самолета поток воздуха «изгибается», встречая сопротивление наклоненного крыла, и давление воздуха под крылом значительно возрастает, а над крылом остается прежним, за счет чего самолет взмывает ввысь, курсируя по воздуху словно над водной гладью. Эта разница давлений и называется подъемной силой, которая зависит от угла атаки крыла (непосредственный угол наклона плоскости крыла навстречу воздушному потоку) и скорости потока воздуха (или крыла относительно воздушных масс — всякое движение относительно, мы это помним).
Подытожим: подъемной силой можно манипулировать изменяя два параметра: скорость и угол атаки. Подъемная сила названа таковой потому, что она направлена вверх от земли в небо, но на самом деле отклоняя любую плоскость в воздушном потоке можно создать разницу давлений между сторонами этой плоскости, соответственно будет возникать некая сила, направленная от стороны с большим давлением в сторону меньшего, причем плоскость может располагаться в любом положении, главное чтобы она находилась в набегающим воздушном потоке.
Видео
Описанное устройство самолета даёт лишь общее представление об основных конструктивных составляющих, позволяет определить степень важности каждого элемента при эксплуатации воздушного судна. Дальнейшее изучение требует глубокой инженерной подготовки, наличия специальных знаний аэродинамики, сопротивления материалов, гидравлики и электрооборудования
На производственных предприятиях авиастроения этими вопросами занимаются люди, прошедшие обучение и специальную подготовку. Самостоятельно изучить все этапы создания самолёта можно, только для этого следует запастись терпением и быть готовым к получению новых знаний.
Авиастроительство – развитая отрасль мировой экономики, которая выпускает большое разнообразие воздушных судов, от суперлёгких и быстрых до тяжеловесных и крупногабаритных. Мировыми лидерами по выпуску самолётов являются США, Евросоюз и Россия. В данной статье мы рассмотрим, какие есть виды самолётов в современном авиастроительстве, их предназначение и некоторые особенности строения.
Взлётно-посадочные системы 2280
Взлёт и посадку считают ответственными периодами при эксплуатации самолёта. В этот период возникают максимальные нагрузки на всю конструкцию. Гарантировать приемлемый разгон для поднятия в небо и мягкое касание поверхности посадочной полосы могут только надёжно сконструированные стойки шасси. В полете они служат дополнительным элементом придания жесткости крыльям.
Конструкция наиболее распространённых моделей шасси представлена следующими элементами:
- подкос складной, компенсирующий лотовые нагрузки;
- амортизатор (группа), обеспечивает плавность хода самолёта при движении по взлетно-посадочной полосе, компенсирует удары во время контакта с землёй, может устанавливаться в комплекте с демпферами-стабилизаторами;
- раскосы, выполняющие роль усилителя жесткости конструкции, могут называться стержнями, располагаются диагонально по отношению к стойке;
- траверсы, крепящиеся к конструкции фюзеляжа и крыльям стойки шасси;
- механизм ориентирования – для управления направлением движения на полосе;
- замочные системы, обеспечивающие крепление стойки в необходимом положении;
- цилиндры, предназначенные для выпуска и убирания шасси.
Стойка шасси самолёта
Сколько колес размещено у самолета? Количество колёс определяется в зависимости от модели, веса и назначения воздушного судна. Наиболее распространённым считают размещение двух основных стоек с двумя колёсами. Более тяжёлые модели – трёх стоечные (размещены под носовой частью и крыльях), четырёх стоечные – две основные и две дополнительные опорные.
Отечественное самолетостроение
Как узнать, где самолеты онлайн
Модели пассажирских самолетов в истории российской и советской авиации многочисленны и разнообразны. Конструирование первых отечественных самолетов началось еще при императоре Николае II, были созданы вполне успешные летательные аппараты «Русский витязь» и «Илья Муромец», которые проявили себя как отличные бомбардировщики на фронтах Первой Мировой войны. Для названия российских самолетов специально выбирались былинные герои, чтобы поддержать боевой дух в регулярных армейских частях.
После Октябрьской революции многие частные коммерческие компании по производству авиационной техники упразднили, вместо них появились подконтрольные государству конструкторские бюро с четко выверенным планом: работать только на военно-промышленный комплекс.
С наступлением мирного времени типы пассажирских самолетов стали разрабатывать с особым усердием, а воздушные перевозки набирали все большую популярность. Сейчас российская авиапромышленность во многом зависит от западных партнеров, но существуют и свои наработки, а число выпускаемых моделей в год постепенно растет.
Ан-24
Разработкой самолета занималось КБ Антонова, за 17 лет выпуска были произведены примерно 1200 моделей. В советский период авиалайнер использовался на внутренних рейсах и хорошо справлялся с различными погодными условиями. Некоторые авиаперевозчики в РФ до сих пор эксплуатируют данную модель, способную перевезти до 52 пассажиров за раз. У самолета есть в наличии два турбовинтовых двигателя, он способен на беспосадочный полет до 2 тысяч километров.
Ту-134
Создавался как более безопасная, быстрая и менее шумная версия Ан-24 в КБ Туполева. Впервые выпущен в середине 1960-х годов, за 18 лет было сдано в эксплуатацию около 900 машин. В салоне самолета могут разместиться до 75 пассажиров, а расстояние беспосадочного полета равняется 2 тысячам километров.
Ту-154
Чтобы понять, насколько популярной была в свое время данная модель, достаточно открыть любую книгу, где авиация России рассматривается в историческом контексте. Достаточно напомнить, что самолет выпускался вплоть до 2013 года и долгое время неизменно занимал первые места в списке наиболее безопасных авиалайнеров в мире.
Начиная с 1968 года, выпущено чуть менее тысячи среднемагистральных авиалайнеров, способных пролететь без дозаправки почти 4 тысячи километров. Значительное количество все еще находится в эксплуатации и составляет весомую часть воздушного флота российских авиаперевозчиков.
Ту-154
Ил-62
К середине 1950-х годов гражданская авиация СССР не имела ни одного конструкторского бюро, делающего самолеты, способные на перелет между континентами. КБ Илюшина разработало Ил-64, в первых сборках способного перевозить 164 пассажира (позднее число возросло до 186) на расстояние более 11 тысяч километров.
Ил-96
Широкофюзеляжные самолеты России выпускаются, начиная с конца 80-х годов. Именно эта модель перевозит президента РФ в настоящее время. Он способен перевозить до 300 пассажиров на расстояние до 9 тысяч километров. Начиная с весны 2014, авиалайнер полностью выведен из эксплуатации и в настоящее время используется только национальным перевозчиком Кубы.
SSJ-100
В настоящее время Россия может похвастаться продукцией , которая выпускает среднемагистральные лайнеры, способные на беспосадочный полет на расстояние 4,5 тысяч километров и транспортировку почти 100 километров. С 2008 года выпущено 89 самолетов, которые эксплуатируются в таких авиаперевозчиках, как «Аэрофлот», «Utair» и «Interjet».
SSJ-100
МС-21
Детище Иркутского авиазавода в виде среднефюзеляжного гражданского самолета, способного летать на расстояние до 6,4 тысяч километров, увидело свет в июне 2021, а первый испытательный полет прошел в конце мая 2021 года. Авиалайнер может перевозить до 180 человек, он рассчитан в первую очередь на внутренние рейсы.
Многообразие
Мы узнали, что представляет собой классификация самолетов, их виды, типы, названия тоже рассмотрели. Как видим, представлено очень большое количество моделей, выполняющих различные функции, имеющих очень разные технические характеристики. Мир авиации действительно многогранен, и в одном обзоре не получится описать абсолютно все его стороны.
Тем не менее общее представление мы по данному вопросу дать можем, описав наиболее известные вошедшие в историю самолеты. Виды и названия, несмотря на свою многочисленность, все-таки реально систематизировать определенным образом, чтобы внести ясность в суть этой темы.
Наиболее удобные места в авиалайнере
Вернемся в хвост самолета. Важным преимуществом можно считать то, что при неполной загрузке воздушного судна у вас не будет соседей, и вы отправитесь в полет одни на двух-трех креслах (это даже позволит лечь). К удобным местам стоит отнести сиденья у иллюминатора – на них можно вполне комфортно спать, не боясь быть разбуженными протискивающимся через ваши коленки соседом. Можно любоваться прелестными видами, открывающимися из окна, и читать при отличном освещении. К плюсам мест у прохода относят тот факт, что можно вытянуть ноги в проход и без проблем вставать, чтобы сходить в туалет, а также оказаться у выхода в числе первых. Кстати, места у аварийных и обычных выходов отличаются увеличенным расстоянием для ног.
Лучшими местами в плане комфорта и удобства считают те, которые находятся в первом ряду. Можно спокойно вытянуть ноги, так как перед вами будет только стенка. Это очень актуально для людей высокого роста (от 180 сантиметров). Также в передней части меньше трясет в те моменты, когда самолет попадает в Привлекательным бонусом будет право первым получить еду и напитки. Существенным недостатком для некоторых станет тот факт, что рядом наверняка окажутся пассажиры с грудничками и детьми до 7 лет.
Тема 1.4. Силовая установка самолета Общая характеристика воздушных винтов
Силовая установка предназначенадля создания силы тяги, необходимой для преодоления лобового сопротивления и обеспечения поступательного движения ЛА.
Сила тяги создается установкой, состоящей из двигателя, движителя (воздушного винта) и систем.
Воздушный винт, применяемый на самолетах для создания силы тяги, называется гребным винтом, в отличие от несущеговинта, применяемого на вертолетах.
Воздушные винты используются не только на летательных аппаратах, но и на глиссерах, аэросанях, аппаратах на воздушной подушке.
Идея применения воздушного винта на летательном аппарате возникла давно. Еще в XV веке Леонардо да Винчи создал проект летательного аппарата с несущим винтом, который приводился в действие мускульной силой человека.
В 1754г. М.В. Ломоносовым была построена модель вертолета, названная им «аэродинамической машинкой», на которой использовались так называемые соосные винты, приводимые в действие часовой пружиной. Теория воздушного винта разработана Н. Е. Жуковским и его учениками.
В настоящее время воздушные винты на многих самолетах заменены реактивными двигателями, создающими тягу непосредственно, без помощи винта. Однако для полетов на дозвуковых скоростях воздушные винты, работающие от поршневых и газотурбинных двигателей, продолжают широко применяться.
Воздушный винт – лопастный агрегат, вращаемый валом двигателя, создающий тягу в воздухе, необходимую для движения самолета. Воздушный винт преобразует крутящий момент на валу двигателя в аэродинамическую силу тяги.
Винты классифицируются:
по числу лопастей: на двух-, трех-, четырех- и многолопастные;
по материалу изготовления: надеревянные, металлические;
по направлению вращения: левого и правого вращения;
по расположению относительно двигателя: натянущие и толкающие;
по форме лопастей: на обычные, саблевидные, веслообразные;
по типам: на фиксированные, неизменяемого и изменяемого шага.
Воздушный винт состоит из ступицы, лопастей и укрепляется на валу двигателя с помощью специальной втулки (Рисунок4.1) .
Рисунок 4.1 Воздушный двухлопастный винт неизменяемого шага
Винт неизменяемого шага имеет лопасти, которые не могут вращаться вокруг своих осей. Лопасти со ступицей выполнены как единое целое.
Винт фиксированного шага имеет лопасти, которые устанавливаются на земле перед полетом под любым углом к плоскости вращения и фиксируются. В полете угол установки не меняется.
Винт изменяемого шага имеет лопасти, которые во время работы могут при помощи гидравлического или электрического управления вращаться вокруг своих осей и устанавливаться под нужным углом к плоскости вращения.
По диапазону углов установки лопастей воздушные винты подразделяются:
на обычные, у которых угол установки изменяется от 13 до 50°, ониустанавливаются на легкомоторных самолетах;
на флюгерные,у которыхугол установки меняется от 0 до 90°;
на тормозные или реверсные винты, которыеимеют изменяемый угол установки от –15о до +90о. Таким винтом создают отрицательную тягу и сокращают длину пробегасамолета.
Работа воздушного винта основана на тех же принципах, что и крыло самолета: по третьему закону Ньютона винт, вращаясь, отбрасывает массу воздуха назад вдоль своей оси. Реакцией движущейся массы воздуха является тяга винта. Чем больше масса и скорость отбрасываемого воздуха, тем больше развиваемая винтом тяга.
Выбор кресла в зависимости от размера транспортного средства
Когда имеется схема расположения мест в самолете, которым вы собираетесь лететь, можно точно понять, расположено ли кресло у перегородки или рядом с иллюминатором, будут ли крылья закрывать обзор.
Приведем несколько примеров. Рассмотрим расположение мест в самолете “Боинг-737” и ему подобных, где кресла в эконом-классе установлены в 2 ряда по 3 сиденья в каждом. При таком варианте компоновки удобными будут сиденья в первом ряду, а также в рядах у аварийных выходов – там всегда достаточно пространства, чтобы вытянуть ноги.
Салон предназначен для перелетов на дальние расстояния, у него имеется несколько салонов эконом-класса, в которых 3 ряда сидений, расположенных по схеме 3-4-3
И на этом судне хорошие места по-прежнему будут в первом ряду и у основных или аварийных выходов, но стоит обратить внимание, что туалеты там расположены и спереди, и в хвосте
Комплекс
Средством базового управления лайнером называют комплекс бортовых устройств и конструкций, с помощью которых лётчик приводит в действие средства регулировки, изменяющие режим полёта или балансирующие машину в заданном режиме. Сюда входят рули, элероны, переставной стабилизатор. Элементы, гарантирующие регулировку добавочных деталей контроля (закрылки, спойлеры, предкрылки), именуют механизацией крыла либо вспомогательным управлением.
В систему базового координирования лайнера входят:
- командные рычаги, на которые пилот воздействует, перемещая их и прикладывая к ним усилия;
- специальные и автоматические устройства;
- проводка пилотирования, соединяющая системы базового контроля с командными рычагами.
ЛК-1 НИАИ-1 Фанера-2 История. Размеры. Двигатель. Дальность полета
В 1928 г. в Ленинградском институте путей сообщения на факультете воздушных сообщений был образован студенческий самолетный кружок, который возглавил инженер В.Ф. Рентель. В кружке разрабатывались различные элементы конструкции самолета из фанеры. Вскоре возникла мысль построить опытный самолет с использованием фанерных конструкций. В 1931 г. при институте был создан Научно-исследовательский аэроинститут (НИАИ). Там также были различные секции, в том числе и самолетостроительная, которая выделилась из НИАИ и была преобразована в ОКБ. В этом ОКБ образовалось несколько бригад, которые работали над своими проектами самолетов. Одна из таких бригад разработала самолет ЛК-1 (НИАИ-1).