Как проверяют ручную кладь в аэропорту?
Компании-перевозчики устанавливают определённые лимиты по габаритам и весу клади. В большинстве случаев на борт допускается сумка весом до 10 килограмм включительно для Эконом-класса и до 15 килограмм для Бизнес-класса. В среднем величина клади не может быть больше 115 см в совокупности длины, высоты и ширины.
Пассажир вправе взять с собой:
- технические устройства (смартфон, ноутбук);
- необходимую одежду;
- какую-либо книгу;
- вещи, купленные в Duty Free;
- медикаменты;
- и т. д.
Ручная кладь подлежит взвешиванию при регистрации. В случае превышения установленных компанией лимитов для провоза бесплатного багажа гражданин вынужден будет осуществить доплату по тарифам перевозчика.
Ручная кладь проверяется с помощью технических устройств. При обнаружении подозрительных или запрещённых предметов сотрудник аэропорта вправе настоять на личном досмотре.
Как в аэропорту проверяют багаж и пассажиров?
После приезда в аэропорт граждане должны пройти регистрацию на соответствующий рейс и получить посадочный талон. В нём указывается дата и время отлёта самолёта по расписанию, номер рейса, место в салоне воздушного судна и номер выхода на посадку.
Чтобы узнать, к какой именно стойки регистрации нужно подойти, достаточно посмотреть на электронное табло в зале ожидания.
При себе пассажир должен иметь соответствующее удостоверение личности (например, для перелёта в другую страну гражданин РФ предъявляет загранпаспорт).
После окончания регистрационной процедуры пассажира ожидает:
- таможенный контроль;
- миграционный и пограничный досмотр;
- предполётный досмотр багажа в аэропорту.
Если вы летите не международным, а внутрироссийским рейсом, после завершения регистрационной процедуры вам достаточно пройти предполётный досмотр и проверку действительности паспорта.
В большинстве случаев пассажиры имеют при себе личную сумку, относящуюся к ручной клади, и/или багаж, подлежащий передаче в специальный отсек в воздушном судне. Данные вещи подлежат обязательной проверке на наличие запрещённых к провозу предметов. Эти меры применяются для борьбы с терроризмом и обеспечения безопасного полёта.
На стойке регистрации осуществляется оформление вещей, сдаваемых в багажный отдел. Ручная кладь и багаж подлежат взвешиванию, чтобы избежать перевеса (размеры и предельный вес вещей, который можно взять с собой, зависят от внутренней политики конкретной авиакомпании). Перевес оплачивается дополнительно.
«Рентген» на колесах
Принцип работы стационарного инспекционно-досмотрового комплекса СТ-6035 для автотранспорта такой же, только размеры поскромнее. Машина въезжает в одни ворота досмотрового туннеля, а выезжает через другие. Внутри туннеля находятся рельсы для перемещения передвижной рамы высотой почти 5 метров. Именно она выступает в роли сканера с рентгеновым излучением. Комплекс способен точно распознавать материалы с проникающей способностью по стали до 40 см. Досмотр одного грузовика может занять примерно три минуты. При этом проектная пропускная способность ИДК составляет не менее 20 транспортных средств в час.
Большое внимание при разработке ИДК уделяется радиационной безопасности. Во-первых, обеспечивается защита операторов на уровне требований для населения, то есть допускается дополнительная годовая доза не более 1 мЗв
Кроме того, система мониторинга дает разрешение на включение генератора только при соблюдении мер безопасности. Например, невозможно включение генерации излучения при открытой двери входа в досмотровый туннель. Конечно, водители грузовиков в этот момент ни в коем случае не должны находиться внутри туннеля – они ожидают окончания проверки в специальном помещении.
Фото: РЭК Ростеха
Таким образом, добросовестным и законопослушным водителям бояться точно нечего. А вот тем, кто везет контрабанду, нужно быть готовым быть обнаруженным и ответить по закону. Однако мошенники продолжают придумывать все более изощренные схемы, как «провести» сотрудников таможенной службы и средства досмотра. «Росэлектроника» следит за развитием технологий в средствах таможенного контроля и отвечает новыми разработками.
К примеру, в прошлом году холдинг впервые представил мобильный инспекционно-досмотровый комплекс нового поколения на базе автомобиля КАМАЗ. Тогда глава Ростеха Сергей Чемезов лично ознакомил с возможностями новой машины министра транспорта России Евгения Дитриха, руководителя Федеральной таможенной службы РФ Владимира Булавина и первого заместителя директора ФСБ России – руководителя Пограничной службы ФСБ России Владимира Кулишова.
Фото: Александр Уткин
Преимущество мобильного ИДК – его подвижность, отличная проходимость, возможность оперативно развернуть работу в любом месте. Алгоритм комплекса способен автоматически «вычитать» стенки контейнера, чтобы исключить возможность «закладок» в металлическом корпусе.
Производство ИДК такого уровня смогли освоить всего несколько стран в мире. При этом «Росэлектроника» не приостанавливает работу по наращиванию технических возможностей собственных комплексов. Например, сейчас создается система автоматического анализа рентгеноскопических изображений с технологиями искусственного интеллекта, где человеческий фактор при досмотре будет сведен к нулю.
Как в аэропорту проверяют багаж и пассажиров?
После приезда в аэропорт граждане должны пройти регистрацию на соответствующий рейс и получить посадочный талон. В нём указывается дата и время отлёта самолёта по расписанию, номер рейса, место в салоне воздушного судна и номер выхода на посадку.
Чтобы узнать, к какой именно стойки регистрации нужно подойти, достаточно посмотреть на электронное табло в зале ожидания.
При себе пассажир должен иметь соответствующее удостоверение личности (например, для перелёта в другую страну гражданин РФ предъявляет загранпаспорт).
После окончания регистрационной процедуры пассажира ожидает:
- таможенный контроль;
- миграционный и пограничный досмотр;
- предполётный досмотр багажа в аэропорту.
Если вы летите не международным, а внутрироссийским рейсом, после завершения регистрационной процедуры вам достаточно пройти предполётный досмотр и проверку действительности паспорта.
В большинстве случаев пассажиры имеют при себе личную сумку, относящуюся к ручной клади, и/или багаж, подлежащий передаче в специальный отсек в воздушном судне. Данные вещи подлежат обязательной проверке на наличие запрещённых к провозу предметов. Эти меры применяются для борьбы с терроризмом и обеспечения безопасного полёта.
На стойке регистрации осуществляется оформление вещей, сдаваемых в багажный отдел. Ручная кладь и багаж подлежат взвешиванию, чтобы избежать перевеса (размеры и предельный вес вещей, который можно взять с собой, зависят от внутренней политики конкретной авиакомпании). Перевес оплачивается дополнительно.
Сканер в аэропорту: как проверяют багаж
Пожалуй, многих интересует вопрос, как проверяют багаж в аэропорту. Дело в том, что за последнее десятилетие правила досмотра багажа значительно поменялись.
Также изменился и список предметов, которые можно брать пассажиру на борт самолета. Примечательно, что работники погранслужбы, служба безопасности аэропорта и экипаж на авиалайнере могут провести осмотр личных вещей любого пассажира.
Отметим, что все желающие полететь на самолете должны пройти:
- первичный осмотр;
- вторичный осмотр.
Итак, многих интересует вопрос: как и чем просвечивают багаж в аэропорту. Рассмотрим все по порядку. Первый досмотр багажа в аэропорту происходит сразу же после входа в здание. На этом этапе сотрудники проверяют ручную кладь при помощи специального аппарата и багажной ленты.
Отметим, что в любой момент работники могут попросить открыть сумки и показать то, что покажется им подозрительным
Примечательно, что при осмотре сотрудники не обращают внимание, например, на то, что сумка замотана полиэтиленовой лентой и т. д
Соответственно, при возникновении любых вопросов придется все распаковывать. Иначе пассажир попросту не пройдет в аэропорт.
Второй досмотр проходит уже внутри здания. Здесь придется пройти рамки металлоискателя либо подобного аппарата. Перед прохождением этого осмотра не забудьте снять все металлические предметы, например, часы и положить их в специальную пластиковую коробку.
В противном случае их попросят выкинуть.
Отметим, что, если металлоискатель отреагирует на человека, его проверят при помощи специального ручного сканера. Далее при повторном осмотре и обнаружении чего-либо вас попросят предъявить металлический предмет. Конечно, это не касается металлических пластин либо штырей, которые были вшиты во время операции.
Следующий этап
После успешного прохождения металлодетектора пассажиры сдают всю ручную кладь и отправляются проходить паспортный контроль. Во многих больших аэропортах установлены специальный сканер тела человека, который показывает детальную картинку. Такие аппараты есть, например, в Домодедово. Для того чтобы пройти такой сканер в аэропорту, всем людям приходится даже разуваться и надевать бахилы.
Именно поэтому будьте крайне внимательны, так как всякие мелкие вещи могут случайно запасть под подкладку сумок и т. д. Рекомендуется осуществлять очень тщательную проверку. Не стоит забывать и то, что к жидкостям относятся различные крема, шампуни, зубные пасты и т. п. Соответственно, их запрещается проносить на самолёт.
Принцип работы сканера в аэропорту
В последние годы практически во всех крупных аэропортах позаботились о безопасности и установили специальные сканеры, которые делятся на 2 вида: металлодетекторы и устройства, создающие объемную картинку просканированного человека.
Соответственно, второй вариант является намного более действенным и эффективным для обнаружения неразрешенных предметов, так как такой рентген в аэропорту выводит изображение, очень похожее на голое тело.
Однако не стоит переживать, служба безопасности в аэропорту ответственно заявляет, что анонимность для всех пассажиров полностью обеспечена, так как оператор устройства не видит лица. Помимо этого, картинки сразу же удаляются.
Отличия досмотра на международных и внутренних рейсах
Во время совершения авиаперелета внутренним рейсом, пассажирам требуется проходить стандартный процесс проверки, во время международных перевозок – дополнительно используются силы представителей пограничного и таможенного контроля с целью исключения вероятности контрабанды и прочих установленных фактов нарушения законодательных норм.
Уполномоченные представители осуществляют проверку ручной клади для выявления запрещенных предметов, а также предельно допустимого количества личных вещей. Превышение норм влечет необходимость в дооформлении документов и внесения сервисного сбора.
Рентген-cканирование в аэропортах вредно для здоровья — Российская газета
Роспотребнадзор в связи с широким применением установок по рентгеновскому сканированию людей для досмотра предупреждает, что частое их использование может привести к лучевым и онкологическим заболеваниям населения России, говорится в документе ведомства, опубликованном на сайте в субботу.
Аппараты для рентген-сканирования установлены во многих аэропортах мира, в частности, в Великобритании и США. В московском аэропорту «Домодедово» в процессе досмотра используются современные технические средства, в частности, системы миллиметрового сканирования, рентгенотелевизионные интроскопы, газоанализаторы, рентгенографические сканеры.
В конце января этого года президент РФ Дмитрий Медведев осмотрел экспериментальный комплекс по досмотру пассажиров на станции московского метро «Охотный ряд», который включает в себя систему оповещения населения, блок индивидуального контроля подозрительных граждан, систему радиационного контроля и обнаружения взрывчатых веществ. Президент призвал ускорить введение в метрополитене комплекса для досмотра пассажиров и багажа. Указ о создании комплексной системы безопасности на транспорте Медведев подписал после терактов в московском метро в марте 2010 года, когда погибли 40 человек и 160 получили ранения.
«Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, учитывая распространение лучевых установок для персонального досмотра людей, считает необходимым усилить надзор за их использованием в части обеспечения радиационной безопасности населения», — говорится в документе.
Роспотребнадзор напоминает, что если за одно исследование человек получает 0,3-0,4 мкЗв, то для каждого отдельного человека таких исследований не должно быть более 20 в год. При этом контроль доз и идентификация гражданина при повторных сканированиях должны обеспечиваться, согласно документу Роспотребнадзора, специальными программами, которыми оснащаются сканирующие людей устройства.
Кроме критерия «дозы», согласно закону «О радиационной безопасности населения», при работе сканера должен быть обеспечен «принцип обоснования», то есть польза для человека, подвергающегося облучению, или для общества гарантированно должна превышать риск возможного вреда, связанного с облучением.
«Вышеизложенные условия не могут быть выполнены при сканировании пассажиропотоков, в том числе миллионов пассажиров метрополитена», — считают специалисты ведомства.
Кроме того, считает глава санитарного ведомства Геннадий Онищенко, недопустимо скрытое от человека (то есть не добровольное) просвечивание рентгеновским устройством, так как это не обеспечивает радиационной безопасности окружающих людей, в том числе детей и беременных женщин.
«Такое сканирование людей приведет к значительному увеличению коллективной дозы техногенного облучения населения Российской Федерации и в несколько раз увеличит риск возникновения стохастических эффектов — вредных биологических эффектов в первую очередь, онкологических заболеваний, вызванных ионизирующим излучением», — говорится в документе ведомства.
Специалисты Роспотребнадзора подчеркивают, что испытанные лучевые сканеры, которые предназначаются для предполетного досмотра авиапассажиров, «являются достаточно мощными техногенными источниками рентгеновского излучения, представляющими потенциальную опасность для здоровья человека».
«До проведения исследований необходимо предоставить человеку информацию о дозе облучения, последствиях облучения для здоровья и получить его согласие на проведение исследования», — говорится в документе Роспотребнадзора.
В пресс-службе аэропорта «Домодедово» уточнили, что для предполетного досмотра пассажиров служба авиационной безопасности аэропорта использует радиоволновые сканеры. «Такой досмотр не имеет никаких медицинских ограничений по применению, так как при сканировании используется метод активной радиолокации, аналогичный процедуре в кабинете УЗИ. Мощность радиосигнала сканера в 10 тысяч раз ниже мощности излучаемого сигнала мобильного телефона. Поэтому количество проходов через аппарат ничем не ограничено», — говорится в сообщении пресс-службы.
Как работают сканеры в аэропорту, что показывает аппарат
Принцип очень простой. Нужно пройти двойную проверку. Уже на входе в здание терминала всех заставляют поставить сумки на ленту, которая подает багаж в камеру, просвечивающую содержимое. Это первичный этап. Затем, после регистрации на рейс, для перехода в зону вылета все проходят вторую проверку, более детальную, в момент прохождения таможни.
Важно! Сканер проверяет багаж и самих пассажиров на наличие запрещенных предметов и веществ. Рентген в аэропорту безопасен, исключением являются беременные женщины и инвалиды, которые имеют встроенный аппарат для стимуляции сердца
Им позволяется обойти процедуру. Однако если беременность девушки выглядит неестественно или подозрительно, ее могут отвести за ширму, чтобы удостовериться в отсутствии нарушений
Рентген в аэропорту безопасен, исключением являются беременные женщины и инвалиды, которые имеют встроенный аппарат для стимуляции сердца. Им позволяется обойти процедуру. Однако если беременность девушки выглядит неестественно или подозрительно, ее могут отвести за ширму, чтобы удостовериться в отсутствии нарушений.
Сканирование в зоне таможенного контроля
Сканер человека в аэропорту обязателен для всех остальных категорий граждан, включая детей. Вред здоровью в данном случае исключен, ведь действие луча длится одно мгновение.
Зоны таможенного контроля
Паспортный контроль в аэропорту пассажира осуществляется только после его прохода по зеленой или красной зоне специального помещения таможни:
- В зеленой зоне путешественники, которым нечего декларировать, вместо досмотра проходят мимо сотрудников воздушной гавани через специальную рамку. Однако таможенник может по собственной инициативе проверить любого пассажира.
- Красная зона предназначена для путешественников, обязанных письменно заполнить декларацию о вывозимых за рубеж вещах и оплатить пошлину.
При прохождении таможенных зон необходимо выключить телефон или перевести его на режим без звука.
Без оплаты пошлины
Не декларируются и вывозятся за пределы страны беспошлинно:
- Любые деньги в сумме не более 10 000 $;
- алкогольные напитки до 3 л;
- табачные изделия до 200 шт. (блок сигарет);
- собственные драгоценности не дороже 25 000$;
- личные вещи весом до 35 кг и стоимостью менее 65 000 руб.;
- жизненно необходимые лекарства без опасных веществ в своем составе.
Обязательно для декларирования
Ограничения и запреты на вывоз / ввоз особой категории вещей:
Ограниченный ввоз/вывоз | Запрещенный ввоз/вывоз |
Наличные деньги в сумме, превышающей установленную норму. | Морские продукты весом более 5 кг. |
Ценные бумаги, включая банковские чеки и векселя, акции и облигации. | Более 250 г осетровой икры. |
Личные вещи общим весом более 50 кг и стоимостью в сумме более 10000 у.е. | Оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества без разрешительных справок. |
Награды и культурные ценности. | |
Краснокнижные растения, птицы и животные. | |
Любого типа носители с информацией о государственной тайне. | |
Наркотики, яды, радиоактивные вещества, опасные лекарства. |
Провоз незадекларированной суммы, превышающей 10 000$, является контрабандой и уголовно наказуемым преступлением. В семье из нескольких человек указанную сумму имеет право перевозить каждый член семьи. Электронные деньги на банковских картах провозятся без ограничений. По возвращении в страну у пассажира не должно быть больше денег, чем было при отъезде. За появившиеся дополнительные денежные средства придется давать объяснение.
При декларировании культурных ценностей может потребоваться лицензия профильного министерства с гербовой печатью. При вывозе на выставку картин, икон и другого антиквариата необходимо предъявить подтверждающие документы. При попытке провоза опасных лекарств возможна их конфискация, штраф или даже тюремное заключение. Опасными считаются лекарства с наркотическими и психотропными компонентами.
Для их провоза требуются специальные медицинские документы, подтверждающие количество и жизненную необходимость употребления пассажиром данных медикаментов. С информацией об ограничениях на ввоз и вывоз продуктов в той или иной стране необходимо ознакомиться заранее на сайте соответствующего ведомства. На перевоз праха или тела покойного требуются разрешительные документы, подтверждающие смерть человека.
При въезде в РФ необходимо декларировать лишнее количество спиртных напитков и табачных изделий, дорогие предметы для личного пользования, некоторые виды лекарственных средств, культурные ценности и транспортные средства. При обнаружении излишков придется оплатить пошлину. Для ввоза транспортных средств требуется предварительное оповещение таможни о пункте ввоза, предоставление документов и внесение залога.
Досмотр пассажиров – как он проходит?
Контроль безопасности включает, прежде всего, предъявление документов. Вы предъявляете…
- Паспорт.
- Свой посадочный талон.
- И, естественно, билет.
Процедура досмотра включает в себя:
- Проверку интроскопом. Здесь пассажир снимает верхнюю одежду и обувь (прим. – если подошва толще 1-го см, а каблук выше 2,5 см), а также часы, ремни и все украшения из металлов. Кроме того, придется предъявить содержимое карманов (прим. – «мобильники», ключи с зажигалками, метал/деньги).
- Проверку через стационарный металлоискатель. Исключение: пассажиры, которые не могут ее пройти по причине здоровья (в этом случае они проходят досмотр в медпункте аэропорта), и пассажиры с имплантами для стимуляции сердечной деятельности.
- Проверка через рентген-сканер. При этом максимальное время сканирования – не более 5-ти сек., а получаемая доза облучения не превышает дозу, получаемую при пятиминутном полете на высоте около 8000 м.
- Индивидуальный досмотр. Его осуществляют только в исключительных случаях и при определенных условиях: присутствие 2-х свидетелей; осуществление осмотра лицом одного пола с самим пассажиром; наличие решения сотрудников МВД (и их участие); наличие решения служб авиац/безопасности; составление протокола досмотра.
О проверке вещей и багажа
После успешного завершения мероприятия по прохождению проверки предоставленного паспорта и при необходимости посадочного талона на рейс все личные вещи пассажира должны быть переложены в специально отведенную корзину. В том числе туда помещаются различные металлические предметы, среди которых могут быть:
- ключи;
- брелки;
- флэш-карты – если в них имеются металлические вставки;
- ремни и пр.
Сложенное в корзину подлежит прохождению через специально установленный таможней сканер. В случае обнаружения у пассажира каких-либо подозрительных либо запрещенных к перевозке предметов, служба безопасности вынуждена будет задержать человека для дополнительных мер безопасности.
Согласно нормам федерального законодательства, пассажиры не имеют право осуществлять перевозку:
- оружия – вне зависимости от того, огнестрельное это либо же холодное. В данном случае необходимо помнить, что в случае транспортировки, например, коллекционного древнего кинжала, обязательно требуется иметь в наличии соответствующие разрешительные документы, в противном случае неприятности неизбежны. К тому же не рекомендуется его прятать, а, скорее, наоборот, использовать специальный чехол, находясь в котором, кинжал не нанесет вреда окружающим пассажирам и сотрудникам аэропорта;
- боеприпасы – не имеет значения, о каких именно идет речь;
- различные виды взрывчатых веществ, в том числе устройства, способные спровоцировать взрыв (например, детонаторы и пр.);
- наркотические препараты – исключение может быть актуально для больных пациентов, которые транспортируются под наблюдением лечащих специалистов. В данном случае речь идет о невозможности перенести вынужденный перелет в другую клинику без использования препаратов, в составе которых имеются наркотические вещества;
- ядовитые, отравляющие и многочисленные виды радиоактивных веществ.
В случае обнаружения запрещенных предметов, порядок действия внутренней службы безопасности аэропорта заключается в следующем:
- Пассажир с нарушениями приглашается в специальную комнату для тщательного досмотра.
- Сотрудники внутренней службы безопасности аэропорта составляют соответствующий акт, в котором перечислены все без исключения личные предметы и вещи нарушителя.
- Вызываются соответствующие сотрудники правоохранительных органов – в зависимости от того, что именно нашли. Встречаются ситуации, когда вместе с полицией приезжают минеры.
- Нарушитель передается правоохранителям.
Именно по этой причине настоятельно рекомендуется не испытывать судьбу и придерживаться правил федерального законодательства.
Дополнительно необходимо обращать внимание на то, что у пассажиров не должно быть не задекларированных вещей. Декларации в обязательном порядке подлежат:
Декларации в обязательном порядке подлежат:
- духи;
- табачные изделия;
- спиртные напитки.
Необходимость в заполнении декларации возникает, только в случае превышения установленных лимитов для указанных групп товаров в объеме.
Аналогичные правила распространяются и на имеющуюся на данный момент валюту у пассажира. В зависимости от того, территорию какой страны пересекает человек, лимиты могут отличаться между собой, единых правил не установлено.
Только после всех проделанных мероприятий, которые были рассмотрены выше, пассажир имеет законное право двинуться к необходимому выходу на посадку на борт самолета.
Необходимо заметить, что все без исключения аэропорты России работают по стандартному сценарию. Паспортный контроль не проходят только высокие чины – Президенты, Премьер-министры и пр.
Вывод
Проанализировав информацию, я прихожу к выводу, что сканирование в аэропорту безопасно, во всяком случае, безопасно в той степени, чтобы не думать о нем. Я отношу это к обоим типам сканеров, которыми сканируют человека.
Этическая сторона вопроса меня вообще не интересует. Есть ли такая проблема или нет – я не знаю. Может, кому-то и неприятно представать перед работниками служб контроля без одежды. Ну, а кому-то неприятно проходить медицинский осмотр, это не повод обсуждать этичность осмотров.
Сама по себе необходимость подобных сканирований у меня вызывает значительные вопросы, но хотя бы теперь мы выяснили, что они безопасны. И то хорошо.