Самый быстрый самолет

Турбовинтовой самолет

В этой категории уже давно нет равных советскому, а ныне российскому бомбардировщику Ту-95.

Поистине уникальный самолет, стоящий на вооружении с далекого 1952 (!) года. Скорость для того времени была поражающая воображение – 924 км/ч. Двигатели, мощностью 15 000 сил, установили рекорд Гиннеса для винтовых двигателей. Самолет и ныне стоит на вооружении ВКС России и выполняет широкий спектр боевых задач.

Интересным фактом является то, что скорость Ту-95 немногим меньше скорости реактивного американца B-52. Вооружение и технические характеристики самолета позволяют безопасно поражать цели за зоной действия радиолокационного оборудования противника.

Актуальность машины подтверждает и ее применение в военном конфликте в Сирии, где полк бомбардировщиков успешно выполнил ряд поставленных для него задач.

В заключение стоит отметить, что технологии производства летательных аппаратов не стоят на месте. Однако, те самолеты, которые были рассмотрены выше, прочно займут место в истории авиастроения, как передовые на то время самолеты. Кто знает, какие рекорды ждут человечество в дальнейшем, и какие цели будут выполнять новые гиперзвуковые летательные аппараты. Все это покажет время.

SR-71 Blackbird

Самый быстрый истребитель в мире, спроектированный компанией Lockheed Corp. ВВС США он служил как разведчик, а НАСА эксплуатировали его для научных исследований. Самолет активно использовался для шпионажа в странах социалистического лагеря, делая фото с воздуха. SR-71 — первый истребитель, который оснащен системой стелс. Свой первый высотный полет совершил в 1964 году. Снят с производства в 1998 году. Модель использует специальное топливо.

Во время Вьетнамской войны потеряно всего два экземпляра Черного дрозда, все – из-за технических неисправностей. Высокая скорость полета и способность SR-71 достигать большие высоты сделали его отличным разведчиком. Во время конфликтов на Ближнем Востоке он передавал ВВС США информацию о противнике, оставаясь не пойманным. Максимальная скорость SR-71 составляет 4102 км/ч. Всего создано 32 экземпляра.

МиГ-29 | Скорость 2 415 км/ч


Многоцелевой военный самолет МиГ-29 — один из самых быстрых советских истребителей. Максимальная скорость воздушного судна при большой высоте составляет порядка 2415 км/ч (2.3 Маха). Истребитель способен взлетать и садиться на неподготовленные аэродромы со слабо развитой инфраструктурой для обеспечения полетов. МиГ-29 применялся во многих военных конфликтах и хорошо зарекомендовал себя, как защитник неба. Истребитель может вести активный бой и при этом выполнять активные маневры. Он способен выполнять перехват самолетов-разведчиков даже на очень низких высотах. Производство МиГ-29 продолжается и по сей день. Всего выпущено более 1500 воздушных единиц.

SR-71 Blackbird

Скорость его 4102,8 км/час. Это как раз тот самолет прототипом которого стал обладатель 3 места в рейтинге самых самолетов. Первоначально самолет SR-71 Blackbird активно использовался военными для выполнения разведывательных полетов над территорией Советского Союза и его союзников. Благодаря скорости, машина легко отрывалась от преследователей и ракет. По сути, на нем впервые была применена технология «Стелс». Позже самолетом заинтересовались исследователи космоса. В самолете использовался специальный вид топлива, заправляться которым можно было только в воздухе. Всего произведено 32 самолета.

Истории, связанные с МиГ-25

А. Беляков, генеральный конструктор МиГ-25, не раз говорил, что при превышении скорости в 3 Мах у истребителя слишком быстро изнашивалась планерная часть, тогда как двигатель прекрасно выдерживал такую нагрузку. Поэтому официально пилоты никогда не превышали 3000 километров в час из соображений безопасности. В то же время в 1972 году, во время арабо-израильского конфликта, обеими участвующими в нем сторонами были зафиксированы пролеты МиГ-25 на скорости свыше 3600 километров в час.

Рассказывают, что когда МиГ-25 впервые появился в небе над Израилем, наблюдатели не поверили своим глазам, приняв советский самолет за НЛО.

Разведки всего мира стремились заполучить чертежи нашего истребителя. В 1976 году один из пилотов, В.Беленко, решил воспользоваться случаем обогатиться и угнал самолет в Японию, попросив убежища в Соединенных Штатах.Wikimedia Commons / Alan Wilson (CC BY-SA 2.0)
Японские конструкторы в считанные дни разобрали попавший им в руки Миг-25 до последнего винтика и скопировали все детали. Впоследствии самолет был возвращен Советскому Союзу.

Этот случай заставил переоборудовать все МиГи новыми электронными приборами, что, кстати, пошло самолетам на пользу, так как увеличило их обзор и управляемость.

Старые модели, не утратившие своей мощи

Как известно, впервые в военных действиях авиация стала использоваться в 1794 году. Это произошло во время битвы при Флерюсе между Австрией и Францией. Именно в ходе тех далеких событий французами были использованы воздушные средства. Основной их задачей являлась разведка. В настоящее время развитие техники происходит достаточно быстрыми темпами. Поэтому на смену примитивным летательным аппаратам пришли высококлассные самолеты с вертолетами. Какой самый быстрый военный самолет в мире можно выделить? Следует отметить те модели, производством которых занимались достаточно давно.

Истребитель марки F-15 «Орел» вне зависимости от достаточно крупных размеров обладает более высокими маневренными характеристиками. Его разработкой занимались американские авиаконструкторы. Необходим он был для того, чтобы добиться превосходства в воздушном пространстве. Именно для этого и нужен был самый быстрый самолет. Он считается более сильным по сравнению с советскими военными летательными аппаратами. Этого удалось добиться посредством применения специальных материалов при проектировании судна. Среди достоинств истребителя следует выделить большую емкость, которой характеризовались топливные баки. Ко всему прочему, имелись автономные системы питания двигателей, которые оснащались расходными баками, а также системой кольцевания.

Еще один самый быстрый самолет – бомбардировщик модели F-111 Aardvark. Сконструирован он был в Америке. Для него характерно наличие изменяемой геометрии крыла. Среди достоинств также следует выделить способность обнаружения вражеских объектов с последующим нанесением удара по ним вне зависимости от погодных условий и времени суток. Кроме того, с помощью данного бомбардировщика можно прорывать противовоздушную оборону вне зависимости от ее плотности. Данный летательный аппарат достаточно активно применялся во время войны во Вьетнаме.

Спроектированный советскими специалистами аппарат Су-24 «Фенсер» также может выступать как самый быстрый самолет в мире. Фото, которые имеются в достаточно большом количестве, демонстрируют его некоторую схожесть с американской моделью F-111. Советский бомбардировщик способен атаковать наземные объекты на сравнительно небольших высотах. По сравнению с американским аналогом он характеризуется наибольшей скоростью, высокой мощностью, малыми размерами, а также возможностью взлетать с недостаточно хорошо оборудованных аэродромов.

XB-70 Valkyrie

Валькирии – это девы из скандинавской мифологии, решающие кто будет убит на поле боя. В отличии от них бомбардировщик XB-70 предназначен, чтобы сеять смерть и доставлять ядерное оружие к месту назначение. Самолет может залететь в тыл противника на расстояние 6900 км и прилететь на базу без дополнительной заправки. Первый полет XB-70 совершил в 1964 году.

Разработан North American Aviation – ныне не существующей аэрокосмической компанией. XB-70 прослужил недолго: в 1966 году один из двух выпущенных экземпляров потерпел крушение. Второй находится в Музее ВВС США. Модель имеет массу 24 тысячи кг и 6 двигателей. XB-70 смог разогнаться до 3672 км/ч или 3 Maxa. На такой скорости некоторые части его конструкции разогревались до 330 С.

Самые быстрые самолёты в мире по номинациям

В рейтинге наиболее скоростных самолётов присутствует больше военных судов. Это естественно, поскольку на подобные разработки выделялись значительные средства для поддержания обороноспособности страны. Но топ-10 был бы не полон без разбивки самолётов по номинациям.

Вторым по скорости в гражданской авиации станет Boom Supersonic, разрабатываемый для межконтинентальных полётов

Пассажирский самолёт

Самым быстрым пассажирским лайнером за историю существования гражданской авиации является российская, а точнее советская разработка – Ту 144, которая попала в топ-10 наиболее скоростных воздушных судов.

Немногим уступает ему самолёт Boom Supersonic, который может разогнаться до 2335 км/ч. Это небольшое судно, которое в настоящее время находится на стадии разработки. Основной задачей разработчиков является создание лайнера, который не только сможет развивать значительную скорость, но также предлагать возможность совершения полёта не только для состоятельных пассажиров, а также для простых граждан.

Во время испытания SR-71 Lockheed гражданские жаловались на частый сильный шум и вибрацию во время пролета аппарата над городами

Разведывательный самолёт

Среди истребителей разведчиков наиболее быстрым считается американская разработка, именуемся «Чёрный дрозд». Самолёт SR-71 Lockheed был способен развить скорость до 3300 км/ч, и он был первым летательным аппаратом, оснащенным функцией «стелс».

С момента создания данного судна было выпущено всего 32 аппарата, 12 из них потерпели крушение из-за технических неполадок. Этот истребитель простоял на вооружении максимальное количество лет – первый полёт совершен в 1964 году, а снят с вооружения он был только в 1998. За всё это время ни один самолёт, находящийся в серийном производстве, не сумел побить установленный рекорд скорости.

Беспилотные летательные аппараты также способны развивать гиперзвуковую скорость

Беспилотное судно

Конструкторы стремились разрабатывать быстрые и мощные самолёты, пилотируемые не только реальными людьми, но также модели, которые могли бы быть полностью автоматическими. Наиболее быстрым беспилотником является Boeing X-43, который обладает скоростью, достаточной, чтобы за 3,5 часа обогнуть всю Землю вокруг. Над разработкой модели трудились сразу ряд КБ. Достичь гиперзвуковых показателей скорости удалось за счёт небольших размеров судна, отсутствия трущихся деталей конструкции, что обеспечивает минимизацию сил, приводящих к помехам при движении.

Беспилотники разрабатываются также для нужд военных как способ проведения разведки без ущерба для лётного состава

Это судно может считаться также самым экологически чистым самолётом, поскольку продуктом выделения служит водяной пар, образующийся в процессе переработки топлива.

Самолёт, взлетающий посредством стороннего носителя

В этой категории на первом месте находится китайская разработка, которая в полном понимании не является самолётом. Это управляемый планер под названием WU-14, который доставляется на околоземную орбиту посредством баллистической ракеты. Далее происходит запуск аппарата в свободное пикирование, что позволяет последнему набирать скорость 12 000 км/ч. Но большинство исследователей склонны приравнивать данную разработку не к самолётам, а к боеголовкам.

Китайцы разработали беспилотное управляемое судно, которое использует принцип планирования с космической орбиты с достижением впечатляющей скорости

Покорение воздуха занимало умы человечества с давних времен. Стоит вспомнить миф об Икаре, который сделал себе крылья и пытался летать словно птица. Современные воздушные машины представляют собой высокотехнологичные устройства, способные развивать значительные скорости и летать на внушительной высоте. Ещё раз увидеть самые скоростные самолёты можно в представленной видео.

XB-70 Valkyrie

За час данный аппарат способен преодолеть 3672 километров. «Холодная война» послужила хорошим стимулятором для развития технического прогресса и рождения уникальных конструкторский идей. Одним из воплощений в жизнь стал самолет XB-70. Масса машины составляла 240 тонн. Разгон до рекордных скоростей был возможен, благодаря шести мощнейшим двигателям. Некоторые конструктивные элементы летательного аппарата, при достижении высокой скорости полета, нагревались до температуры, превышающей 300 градусов. Высокая скорость бомбардировщику XB-70 Valkyrie была необходима для отрыва от советских самолетов-перехватчиков. Также, основной задачей большой скорости, являлся молниеносный уход от взрывной волны после разрыва ядерной авиабомбы. Запас топлива самолета позволял ему проникать далеко в глубь территории Советского Союза и вернуться назад без дополнительной дозаправки. Неся на себе 14 авиабомб с ядерной начинкой самолет представлял очень серьезную опасность. Высокая стоимость строительства самолета и значительные эксплуатационные затраты на его содержание позволили запустить в серию всего два бомбардировщика, один из которых впервые поднялся в небо в 1964 году.

Истребитель и перехватчик американского производства

Реактивный истребитель 4-го поколения РЭО F-14 «Томкат» был спроектирован в Америке еще в 1970 году. Он характеризуется изменяемой геометрией крыла, значительной емкостью топливного бака. Кроме того, в нем используется система управления вооружением. Именно за счет нее данный истребитель получил возможность отражения ракетных ударов по корабельным группировкам.

Следующая модель – РЭО «Супер Томкат» F-14D. Это последняя модель реактивного самолета-перехватчика. О его разработке задумались в то время, когда возникла необходимость обнаружения и уничтожения вражеских летательных аппаратов в ночное время суток. Ко всему прочему, на самолете данной модели можно было совершать вылеты вне зависимости от погодных условий.

McDonnell Douglas F-15 Eagle | 3065 км/ч

Это американский всепогодный истребитель, который считается одним из наиболее успешных самолетов, он до сих пор состоит на вооружении ВВС США. F-15 Eagle относится к четвертому поколению, имеет два двигателя и прекрасную тяговооруженность. Все это позволяет разгонять самолет весом 18000 кг до скорости в 2,5 раза выше, чем скорость звука

Свой первый полет F-15 Eagle совершил в далеком 1976 году, но он и сегодня считается важной частью вооружений ВВС США и будет оставаться в строю вплоть до 2025 года. 1200 экземпляров этих самолетов американцы поставили своим самым близким союзникам: Японии, Саудовской Аравии и Израилю

В текущих планах американского командования продолжить производство этих машин, вплоть до 2019 года.

Изначально этот самолет задумывался, как средство завоевания превосходства в воздухе, но затем была выпущена модификация F-15E Strike Eagle, которую уже можно отнести к истребителям-бомбардировщикам. Эта машина может брать на борт ракеты класса «воздух-воздух» Sparrow, Sidewinder, дополнительные топливные баки или авиационные бомбы. Для этого у F-15E Strike Eagle предусмотрено 11 точек подвески. Кроме того, этот самолет вооружен 20-мм скорострельной пушкой M61A1 Vulcan. Не удивительно, что на счету этого самолета более 100 подтвержденных побед в воздушных боях.

Топ 10 самых больших самолетов

  • Stratolaunch. Данная модель создана для запуска космических ракет. В воздух не поднимался. Самолет представлен в 2017 году. Масса составила 250 тонн, размах крыльев — 117 метров.
  • Ан-255 «Мрия». Самый большой российский самолет — разработанный в СССР, длина которого составляет 85 метров, размах крыла более 88 метров. Взлетная масса 640 тонн и максимальная дальность полета более 15 000 километров.

Дополнительная информация! Впервые в небо модель поднялась в 1988 году. Собрана была в одном экземпляре. Сначала планировалось использовать как транспортировщик космического корабля «Буран», но после распада Советского Союза необходимость исчезла. На данный момент находится в Украине и используется авиакомпанией «Антонов» для перевозки грузов.

  • Аэробус А380. Самый большой по количеству перевозимых пассажиров серийный самолет среди существующих.
  • Боинг 747-8. Самый длинный самолет, долгое время находился в лидерах по пассажировместимости.
  • Ан-124 «Руслан». Российский грузовой самолет, созданный в 1982 году. Размах крыльев более 73 метров, длина 69 метров, а высота 21 метр. Взлетная масса 392 тонны. До того, как появился Аэробус А380 был самым большим серийным самолетом в мире. Занимает первую строчку среди самых больших военных самолетов по грузоподъемности.
  • Ан-22. Является самым большим самолетом среди турбовинтовых. Создан в 1965 году, используется в наше время некоторыми транспортными перевозчиками.
  • Boeing 747 LCF (Dreamlifter). Грузовой самолет с самым большим по вместимости фюзеляжем.
  • Dornier Do X. Это летающая лодка и грузовой лайнер. Рекордсмен по грузоподъемности среди самолетов-амфибий. Выпускался с 1929 по 1942 годы.
  • Boeing B-52 Stratofortress. Стратегический ракетоносец-бомбардировщик, крупнейший в своем классе. Выпущен был в 1952 году и используется ВВС США до сих пор.
  • Lockheed C-5 Galaxy. Военно-транспортный самолет ВВС Америки. Выпущен был в 1968 году, до сих пор состоит на вооружении в множестве модификаций. Последняя и самая новая — C-5M Super Galaxy.

За все время существования авиации было создано множество различных моделей самолетов для огромного количества нужд. Самым популярным и массовым направлением в авиации является гражданская. Конечно же она развивается быстрее всего, постоянно создаются и совершенствуются крупнейшие модели, для перевозки наибольшего количества пассажиров и багажа. Благодаря конкуренции на этом рынке выходят такие большие модели как Аэробус А380 и Боинг 747-8.

Сколько в мире авиагрузовиков российского производства?

Парк отечественных грузовых самолетов очень небольшой, потому что новые авиалайнеры, типа Sukhoi Superjet и МС-21, еще не достигли возраста, когда целесообразно переделывать их в грузовые варианты. А изначально грузовые самолеты, вроде Ту-204 и «рабочие лошадки» Ил-76, можно пересчитать по пальцам. Еще есть несколько единиц совсем ветеранов АН-12, выпущенных аж в 1970-х годах прошлого века, но они скоро уйдут в небытие. Новые российские авиагрузовики, например, Ил-112, еще только-только проходят государственные испытания, до запуска их в серию пройдет 5-7 лет.

Знаменитому «Руслану» (АН-124) принадлежит 21 мировой рекорд, например, это самый грузоподъемный транспортник на планете. Способен взять на борт до 120 тонн, пустой может летать на расстояние до 20 тыс. км, груженый — до 4,8 тыс. км. Разработкой и производством занимались на заводах в Киеве и Ульяновске. После распада СССР за права на АН-124 борются Россия и Украина.

В АН-124 загружают 2 вагона на магнитной подушке, чтобы перевезти из Мюнхена в Чэнду (Китай)

(Фото: Max Boegl)

У российских грузовых самолетов есть свои достоинства и недостатки. Например, Ил-76 может спокойно перевозить до 60 тонн груза, в самолет своим ходом заедет не один автомобиль. Однако это специализированный самолет, он изначально разрабатывался для военных, поэтому не предназначен для современных гражданских контейнеров.

АН-225 «Мрия» — самый большой грузовой самолет, когда-либо поднимавшийся в небо. Ему принадлежит абсолютный рекорд грузоподъемности — 253,8 тонны. Существует в единственном экземпляре. «Мрию» построили в Киеве в 1988 году специально для перевозки космического корабля «Буран». Сегодня АН-225 эксплуатирует украинская компания Antonov Airlines. В 2020 году самолет перевозил медицинский груз из Китая в Польшу для борьбы с COVID-19, ставший крупнейшим в истории авиации.

Самолет АН-225 «Мрия»

8 место – McDonnell Douglas F-15 Eagle

Разработка этого тактического истребителя четвертого поколения началась в 1962 году. Спустя 12 лет F-15 совершил первый вылет.

При конструировании была реализована идея совместить фюзеляж и крылья самолёта так, чтобы они находились практически на одном уровне. Благодаря этому летательный аппарат стал менее обтекаемым воздушным потоком. Самолеты были приняты на вооружение в Сирии, Японии, США и Саудовской Аравии.

Истребитель McDonnell Douglas F-15 способен летать на дозвуковых, сверхзвуковых и трансзвуковых скоростях с махом от 0,8 до 2,5. Установлен двигатель F100-PW-100, который развивает тягу до 10 кН.

При длине в 19 м самолёт имеет следующее вооружение:

  • шестиствольная пушка General Electric М61А1 с диаметром ствола 20 мм;
  • 4 УР AIM-9L/V Сайдуиндер.

3. Bell X-2

Bell X-2 3380 замыкает тройку самых быстрых самолетов. Американские военно-воздушные силы совместно с NASA занялись его созданием в далеком 1949 г. Эта модель самолета изначально была предназначена для проведения экспериментов для получения данных в сфере аэродинамики и термодинамики. Его испытания основывались на получении результатов при полете на скоростях равных М=3. При конструировании решено было его оснастить реактивным жидкостным двигателем с развивающей тягой 900 кг. При наличии такой мощной силовой установки конструкторы планировали подняться на высоту в 40-65 км.

Главное отличие этой модели от предшественников — это наличие низкорасположенного крыла стреловидной формы. Весь корпус несущей части крыла был выполнен из нержавеющей стали. Так как данный самолет предусматривает полеты на больших высотах, то для эвакуации экипажа была применена система полного отсоединения кабины. Комплектация кабины выполнена из материалов, выдерживающих сильное охлаждение, а также высокие температуры.

Полет, выполненный в 1956 году 25 июля показал очень высокие результаты по скорости – 3000 км/ч. В то же году был рекорд по высоте полета, который составил около 38000 м. Максимально развитая скорость равна 3380 км/ч.

Самый быстрый и красивый

Не огорчайтесь, но самый быстрый и самый красивый пассажирский самолет в мире уже не летает, впрочем, как и второй по скорости, а третий – скоро перестанет перевозить людей. Но обо всем по порядку.

В 1968 году 31 декабря поднялся в воздух советский пассажирский самолет ТУ-144, которому и суждено было остаться в истории самым быстрым, установив рекорд скорости – 2500 километров в час. В сравнении с достигнутым ранее рекордом в 900 км в час это, как говорится, ни в какое сравнение не идет. Стоит упомянуть и о той совершенной красоте, какой отличался этот лайнер, не зря многие документальные и художественные фильмы демонстрируют завораживающие кадры взлетающего ТУ–144 или несущегося на фоне облаков, словно серебряная стрела. В те же годы взлетел и номер «два», в рейтинге самых быстрых – Concorde, производимый совместно с Англией и Францией. Скорость его была ниже, да и пассажиров он брал меньше, а вот внешне они были схожи как братья-близнецы.

Чем примечательны эти конкуренты?

Несмотря на внешнюю схожесть, различий было много. Интересны некоторые детали:

  1. Строительство ТУ–144 заставило напрячь усилия всей страны, были задействованы ведущие научные учреждения и флагманы промышленности.
  2. Создание сверхзвукового пассажирского самолета было настолько дорогостоящим, что США вынуждены были от него отказаться, а Англия и Франция объединили работу.
  3. От невероятной скорости полета внешняя сторона корпуса разогревалась до +160 С, но в салоне сохранялся оптимальный режим температуры и давления.  

  4. Сильное нагревание корпуса в сверхзвуковом режиме приводило к тому, что фюзеляж Concorde становился длиннее на 25 см, от этого лопались коврики в салоне.
  5. Мощнейшие двигатели ТУ-144 прожигали в полете хвост собственного самолета, поэтому в серийных машинах они устанавливались значительно шире.
  6. Оба лайнера сжигали огромное количество топлива, так Concorde при выруливании на взлете тратил две тонны керосина, а если при полете через Атлантический океан дул встречный ветер, самолет разворачивали на обратный курс, в противном случае ему не хватило бы топлива, чтобы дотянуть до противоположного берега.
  7. Также оба самолета по мере уменьшения топлива поднимались выше, чем обеспечивали дальность перелета.
  8. Более надежным был ТУ-144, а вот Concorde ремонтировали часто, особенно систему управления.  

  9. При преодолении «звукового барьера» в окнах домов лопались стекла, якобы в связи с этим США на время запрещало полеты Concorde над страной.
  10. Для защиты пассажиров от солнечной радиации в стратосфере, стекла иллюминаторов и ткани для штор пилотов изготавливались с добавлением золота.
  11. Полеты ТУ-144 полностью управлялись электроникой, которая считалась в то время самой совершенной, более сотни маршрутов вносилось в память, выполняя все операции от взлета до посадки.

Самолеты были очень похожи, одинаковой стала и их судьба: в связи с низкой рентабельностью полеты их закончились. Но и по сей день ТУ-144 – самый быстрый пассажирский самолет в мире.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий