Авиация Первой мировой войны

[править] Общие сведения

В дореволюционной России было немало выдающихся авиаконструкторов, таких как Игорь Иванович Сикорский, Дмитрий Павлович Григорович, Фёдор Фёдорович Терещенко, Александр Сергеевич Кудашев, Михаил Михайлович Шишмарёв и Борис Григорьевич Луцкий. Однако, авиационная промышленность была развита относительно слабо, многие детали (особенно двигатели) и даже вооружение, были иностранного производства, что в условиях войны усложняло производство. Транспортные средства (обозы) оказались совершенно не приспособлены для перевозки авиационного имущества, а грузовых автомобилей не хватало, что отрицательно сказалось на авиации. Не хватало и лётчиков.

Главным заводом, выпускающим самолёты был Русско-Балтийский вагонный завод (Рига, Петроград). Были и другие заводы: С. С. Щетинина, АО В. А. Лебедева (оба — Петроград); АО Дукс и Моска (Москва); завод А. А. Анатра (Одесса); завод В. В. Слюсаренко, заводы Ф. Р. Терещенко, В. Ф. Адаменко, Безобразов и Ко, А. А. Пороховщикова и Матиас. Военное министерство устранилось от координации выпуска самолётов. Производительность была относительно ведущих стран низка:

Отделение завода «Гном» в Москве давало не более 5 авиадвигателей в месяц. На Русско-Балтийском заводе было успешно освоено производство отечественных моторов «Русбалт», которыми была оснащена большая часть самолётов «Илья Муромец».

В 1911 году Глеб Евгеньевич Котельников изобрёл парашют.

К началу войны Россия имела от 244 до 263 самолётов и 14 дирижаблей.

Основные типы русских самолётов в ходе войны:

  • Русский витязь — 1-й в мире четырёхмоторный самолёт, дал начало тяжёлой авиации. Создан И. И. Сикорским в 1913 году.
  • Илья Муромец — 1-й в мире серийный бомбардировщик. Создан И. И. Сикорским в 1913 году, затем совершенствовался. За время войны было произведено 85 экземпляров. Максимально имел до 8 пулемётов и нёс до 1,5 тонны бомб. Могла устанавливаться скорострельная пушка «Гочкис».
  • Гидроаэроплан специального назначения — 1-й в мире морской торпедоносец, созданный М. М. Шишмарёвым и Д. П. Григоровичем в 1915 году. Вооружение — 1 или 2 пулемёта, 1 торпеда или до 480 кг бомб.
  • М-5, летающая лодка, разведчик Д. П. Григоровича, также 1915 года, нёс пулемёт.
  • М-9, гидросамолет, сконструированный Д. П. Григоровичем, отличался высокими боевыми качествами. 1916 год. Вооружение: один 7.62-мм пулемет, лёгкие бомбы до 160 кг.
  • Лебедь XII, самолёт-разведчик 1915 года, нёс пулемёт.
  • С-16, истребитель И. И. Сикорского 1915 года. Нёс 7.7-мм пулемет Виккерс.
  • РБВЗ-16, истребитель, построен в январе 1915 года. Самолет РБВЗ-16 был вооружен синхронным пулеметом, стрелявшим через винт. В сентябре 1915 года завод начал серийный выпуск истребителей. В начале 1916 года успешно прошел испытание новый истребитель РБВЗ-17.
  • РБВЗ-С-20, одномоторный истребитель 1916 года И. И. Сикорского.
  • Анатра, проект легкого бомбардировщика, спроектированного В. Н. Хиони.

Были также самолёты иностранного, в основном французского, производства (до 1 ноября 1916 года из-за границы было получено 883 самолёта и 2326 двигателей). За годы войны русская армия получила 3100 самолетов, из них 2250 с русских авиационных заводов и около 900 из-за границы.

По числу дирижаблей Россия в 1914 году занимала 3 место в мире (после Германии и Франции), но это в основном были устаревшие модели. Лучшие российские дирижабли Первой мировой были иностранного производства. В кампании 1914—1915 годов русским дирижаблям удалось провести лишь один боевой вылет.

Авиашколы были в Гатчине, Варшаве, Севастополе, Москве, Одессе, Петрограде и Киеве, но за 1915 год было подготовлено всего лишь 190 лётчиков.

В начале войны на вооружении авиации состояли бомбы 4, 6, 10, 16, 32 кг для истребителей и разведчиков; в 1915 году появились бомбы 48,80, 160, 240 и 400 кг для самолетов типа «Илья Муромец». Кроме бомб в русской авиации применялись «стрелы» конструкции В. Л. Слесарева — свинцовые пули (в 4 раза больше обычных) с жестяным стабилизатором, которые сбрасывали на противника. «Стрелы» были особо эффективны против кавалерии.

Военная авиация входила в состав Императорского военно-воздушного флота.

Самолет ПРТВ М-9 (Россия)

Самолет ПРТВ М-9

В 1915 г. командование ВМФ, вдохновленное успехом М-5, заказало Д. П. Григоровичу более крупную летающую лодку. Главная проблема, которую пришлось решать конструктору, работая над новой машиной, заключалась в поиске оптимальной конфигурации обводов лодки. Экспериментируя, он создал одну за другой три летающие лодки — М-6, М-7 и М-8. Первая из них была оснащена двигателем Санбим (150 л. с.), однако оказалась неудачной, поскольку имела сильную поперечную килеватость и плохо отрывалась от воды. На М-7 были изменены обводы днища и редан стал более высоким, но отрыв по-прежнему был тяжелым. Очередная попытка модифицировать обводы лодки  потерпела полный провал — М-8 просто не смогла оторваться от поверхности моря.

В декабре 1915 г. был готов очередной опытный образец — летающая лодка М-9. Проанализировав свои неудачи, Григорович вернулся к конструкции корпуса, отработанной еще на М-5. И это решение оказалось правильным. Испытания, проведенные в Баку и закончившиеся в январе 1916 г., прошли успешно. Сходная по конструкции с М-5, летающая лодка М-9 отличалась увеличенными размерами и более мощным двигателем Сальмсон (140 л. с.). На серийных машинах устанавливались двигатели Сальмсон (130 и 160 л. с.) и Рено (220 л. с.). Имеются неподтвержденные данные о применении двигателя Испано-Сюиза (140 л. с.). Первые аппараты имели более широкий редан, позже вместо выступающих «жабер» были установлены узкие водные «крылышки», облегчавшие взлет. Большой расходный топливный бак, находившийся на первых экземплярах в обтекателе мотора, был в дальнейшем заменен на два малых. Их закрепили на первой паре межкрыльевых стоек. В носовой части лодки была размещена кабина стрелка со шкворневым пулеметом, могли устанавливаться «Максим», «Гочкисс» или «Льюис». Функции стрелка выполнял летчик-наблюдатель, сидевший справа от пилота. В случае необходимости он ползком перебирался в носовую часть лодки. Небольшое количество самолетов оснащалось 20-мм пушкой «Эрликон» для обстрела малых надводных целей. На одной из лодок была установлена 37-мм пушка «Пюто». Под крылом размещались 4 бомбодержателя. Бомбовая нагрузка составляла до 100 кг.

М-9 имела хорошие летные данные, была легка в управлении, долго и устойчиво планировала. По сравнению с другими летающими лодками подобного класса, М-9 отличалась относительно большой грузоподъемностью. 17 сентября 1916 г. известным полярным летчиком Яном Нагурским на ней впервые среди летающих лодок была выполнена мертвая петля. Корпус обладал хорошей мореходностью, что позволяло взлетать и садиться при значительной волне. 12 июля 1916 г. на Балтике произошел воздушный бой одной М-9, (пилотируемой лейтенантом П. А. Туржанским) с 5 германскими гидропланами, один из которых в результате был подбит.

В начале 1917 г. на Восточном фронте появились новейшие немецкие истребители с синхронными пулеметами, и поскольку М-9 не имели оборонительного вооружения, они сразу же стали нести потери при атаках с хвоста. Поэтому впоследствии они выполняли боевые задачи только в сопровождении своих истребителей.

Самолеты поставлялись на Черное море (102 экземпляра), Балтику (90) и в летные школы (5). Был выпущен уменьшенный вариант М-15 под двигатель Испано-Сюиза (150 л. с.). Из-за отсутствия необходимого количества нужных моторов было изготовлено только несколько экземпляров. Всего до 1924 г. было произведено около 500 летающих лодок М-9.

Летающая лодка представляла собой деревянный однореданный трехстоечный биплан.

Поделиться ссылкой

Производство самолетов в России и за рубежом в 1914-1917 гг.

Государство1914 г.1915 г.1916 г.1917 г.Всего
Россия445686143213863949
Германия1348453281821412328185
Франция541446975492366936228
Великобритания245193261491442122747
  • История отечественной авиапромышленности. Серийное самолётостроение, 1910-2010 гг./Под общ.ред. Д.А. Соболева. М.: РУСАВИА, 2011. -432 с.: ил.
  • Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России (июль 1914 г. — октябрь 1917 г.). М., 1986.
  • Марков О.Д. Русская армия 1914-1917 — СПб.: Галея принт.
  1. РГВИА. Ф. 802. Оп. 4. Д. 2817. []
  2. Михеев В.Р., Катышев Г.И. С. 596-601: Хайрулин М. «Илья Муромец». Гордость русской авиации. М., 2010. С. 140-141. []
  3. РГВИА. Ф. 802. Оп. 4. Д. 2400. Л. 16. []
  4. РГВИА. Ф. 802. Оп. 4. Д. 2792. []
  5. РГВИА. Ф. 493. Оп. 4. Д. 399. Л. 5. []
  6. Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России (июль 1914 г. — октябрь 1917 г.). М., 1986. С. 61. []
  7. Там же. С. 108. []
  8. РГВИА. Ф. 493. Оп. 10. Д. 161. Л. 41. []
  9. ЦИАМ. Ф. 760. Оп. 1. Д. 101. []
  10. РГВИА. Ф. 493. Оп. 9. Д. 56; Горохов В.Д. Икары крымского неба. Феодосия, 2006. С. 74. []
  11. РГВИА. Ф. 493. Оп. 4. Д. 365. []
  12. РГВИА. Ф. 493. Оп. 9. Д. 56. А. 216-217. []
  13. Харук А. Мараев Р. Адаменко, Матиас и другие… // Авиация и время. 2006. № 6. С. 28-29. []
  14. РГВИА. Ф. 493. Оп. 9. Д. 56. []
  15. Там же. Л. 280. []
  16. Там же. Л. 149. []
  17. Там же. А. 128. []
  18. Дузь П.Д. С. 53. []
  19. Шумихин B.C. Советская военная авиация. 1917-1941. М., 1986. С. 32. []
  20. Барановский М. Состояние русской авиационной промышленности // Вестник воздушного флота. 1920. № 3/4. С.10 []
  21. РГВИА. Ф. 493. Оп. 4. Д. 419. []
  22. Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России (июль 1914 г. — октябрь 1917 г.). М., 1986. []

Самолеты первой мировой войны

Авторы: В. Обухович, А. Никифоров

 

О книге: Самолеты первой мировой войны

   17 декабря 1903 г. оторвался от земли и устойчиво продержался в воздухе чуть более десяти секунд самолет, созданный американскими изобретателями, братьями Уилбуром и Орвиллом Райт, названный «Флайер». Это событие стало прорывом в вековом стремлении человека покорить воздушное пространство. Весь мир с восхищением следил за полетами братьев — перед человечеством открывалась заманчивая перспектива освободиться от пут земного тяготения…   
В Европе скептически относились к скупым сообщениям из Америки и упорно работали над созданием своих летательных аппаратов. 12 сентября 1906 г. самолет датского конструктора Якоба Христиана Эллехаммера оторвался от земли и пролетел 40 метров. Через два дня Альберто Сантос-Дюмон поднял в воздух свою машину, которая продержалась в воздухе восемь секунд. Еще через три недели совершил полет, пролетев пять метров, самолет румына Т. Вуйя. Первые робкие эксперименты энтузиастов авиации вызвали настоящий бум у европейской общественности.   
Во Франции, а затем в России, Австрии и других странах стали создаваться новые конструкции и модификации самолетов. Летно-технические данные (ЛТД) самолетов стремительно совершенствовались, а вместе с ними росли скорость, дальность и высота полета. Многочисленные соревнования и конкурсы самолетов, крупные денежные призы за достижение лучших результатов, слава, всеобщее восхищение стали мощным стимулом для создателей авиационной техники и пилотов. К концу 1909 г. рекорд скорости полета, установленный Луи Блерио на моноплане собственной конструкции, достиг 77 км/ч. Рекорд дальности принадлежал биплану конструкции Анри Фармана — 234 км. Самолет-моноплан инженера Леона Лева-вассера поднялся на высоту 475 м.   
В это же время создаются первые летные школы, самой известной из которых была школа братьев Анри и Мориса Фарманов близ Парижа. В 1909 г. под их руководством было организовано производство первых серийных самолетов-бипланов Фарман IV. В конструктивном отношении это был относительно простой самолет с деревянными силовыми элементами конструкции и полотняной обшивкой; без фюзеляжный ферменный биплан с толкающим воздушным винтом, передним рулем высоты и ротативным двигателем Гном (50 л. с).   
В 1909 г. Луи Блерио на своем самолете-моноплане Блерио XI перелетел через Ла-Манш, чем немало удивил чопорных англичан, гордившихся своей обособленностью от остальной Европы. Этот перелет поставил точку в споре о роли и месте авиации в обществе — она стала фактором международной политики. Самолет Блерио, оснащенный двигателем REP мощностью 30 л. с, был одним из самых удачных накануне первой мировой войны.   
В это же время (1910 г.) французским летчиком Эдуардом Ньюпором (следует отметить величайший вклад Франции в становлении авиации) был создан самолет-моноплан, в котором чувствуется влияние схемы Блерио, и, в тоже время, это был следующий шаг в истории развития самолетостроения. Ньюпор расположил двигатель и кабину пилота внутри фюзеляжа, чем значительно улучшил аэродинамические характеристики самолета и его летно-технические данные.   
Очень удачные конструкции самолетов появляются в это время в Германии и Ав-стро-Венгрии. Над ними работали авиаконструкторы Лёнер, Этрих, Урсинус. Румплер, Юнкере, Хейнкельидр. В Великобритании создают самолеты Шорт и де Хэвилленд. В США. становится известным конструктор Кертисс, а в Италии – Капрони. Россия дала миру своих конструкторов — Слесарев, Сикорский, Анатра.   
Таким образом, первое десятилетие XX века завершилось признанием самолета как средства для полета человека, созданием методов подготовки пилотов и началом серийной постройки летательных аппаратов.   
В книге представлена самая полная информация о самолетах Австро-Венгрии, Великобритании, Германии, Италии, России и Франции, принимавших участие в боевых действиях во время первой мировой войны; подробно изложена история создания всех типов и модификаций серийно выпускавшихся самолетов. Приведены летно-технические характеристики, конструкция, а также данные о вооружении.
Издание содержит архивные фотодокументы, рисунки, схемы. Книга предназначена как для специалистов по военной технике, так и для широкого круга читателей.

Год издания: 2003Страниц в книге: 368Качество: Отсканированные страницыФормат: PDFРазмер файла: 38,5 Мб

 

Скриншоты страниц:

Скачать книу:
Самолеты первой мировой войны

Другие книги этой серии:

Самолеты СССР второй мировой войны.Самолеты Германии Второй мировой войны.Самолеты Японии Второй мировой войны.Реактивные самолеты Вооруженных Сил СССР и России.

Британия

Лучшими британскими военными авиалайнерами стали так называемые Де Хэвилленд. Изначально в военных действиях принимали участие такие авиалайнеры 4-й серии. Но постепенно их производство совершенствовалось. Эта модель получила развитие до 9-й серии

В процессе разработки специалисты обратили внимание на такой аспект, как взаимодействие членов экипажа во время осуществления полета. Если у первых моделей между кабиной пилота и наблюдающего было расстояние около 1 м, то в последних моделях эта дистанция была значительно сокращена, поскольку бортовой связи на тот момент не было. У этих самолетов были самые мощные на то время двигатели

Также они отличались более высокой боевой нагрузкой по сравнению с другими самолетами той поры с одним двигателем. Советский самолет Р-1, который применялся для разведки, являлся копией последней модели Де Хэвиленда

У этих самолетов были самые мощные на то время двигатели. Также они отличались более высокой боевой нагрузкой по сравнению с другими самолетами той поры с одним двигателем. Советский самолет Р-1, который применялся для разведки, являлся копией последней модели Де Хэвиленда.

Тактика ведения авиационных боев в Первую мировую войну

Таран Петра Нестерова во время воздушного боя.

В начальный период войны при столкновении двух самолётов бой велся из личного оружия или при помощи тарана. Впервые таран был применён 8 сентября 1914 года русским асом Нестеровым. В результате оба самолёта упали на землю. 18 марта 1915 года другой русский летчик впервые применил таран без падения собственного самолёта и успешно вернулся на базу. Такая тактика применялась в силу отсутствия пулемётного вооружения и его малой эффективности. Таран требовал от лётчика исключительной точности и хладнокровия, поэтому тараны Нестерова и Казакова оказались единственными в истории войны.

В боях позднего периода войны авиаторы пытались обойти самолёт противника сбоку, и, зайдя противнику в хвост расстрелять его из пулемёта. Эту тактику использовали и при групповых боях, при этом побеждал пилот проявивший инициативу; заставивший противника улетать. Стиль воздушного боя с активным маневрированием и стрельбой с ближней дистанции получил название «догфайт» («собачья драка») и до 1930-х доминировал в представлении о воздушной войне.

Особым элементом воздушного боя Первой мировой были атаки на дирижабли. Воздушные корабли (особенно жесткой конструкции) имели достаточно многочисленное оборонительное вооружение в виде турельных пулемётов, в начале войны практически не уступали самолётам скоростью, и обычно существенно превосходили скороподъемностью. До появления зажигательных пуль, обычные пулемёты оказывали очень слабое воздействие на оболочку дирижабля, и единственным способом сбить воздушный корабль было пролететь прямо над ним, сбросив на киль корабля ручные гранаты. Несколько дирижаблей было сбито, но в целом, в воздушных боях 1914—1915 годов дирижабли обычно выходили победителями из встреч с самолётами.

Положение поменялось в 1915 году, с появлением зажигательных пуль. Зажигательные пули позволяли воспламенить смешивающийся с воздухом вытекающий через пробитые пулями отверстия водород, и вызвать уничтожение всего воздушного корабля.

Свои особенности имела и тактика русской авиации.

Состав Авиации Российского Императорского флота в декабре 1916 г.

— 1-я бригада — г. Ревель (1-й, 2-й, 3-й дивизионы, 54 самолёта);

— 2-я бригада — г. Гельсингфорс (4-й, 5-й, 6-й дивизионы, 48 самолётов);

отряд корабельной авиации (гидроавиатранспорт «Орлица», 4 самолёта);

Отдел морской авиации при службе связи Черноморского флота — Севастополь (до декабря 1916 г.).

Воздушная дивизия Чёрного моря (в стадии формирования):

— 1-я бригада — г. Севастополь (1-й, 2-й дивизионы, 36 самолётов);

— 2-я бригада — г. Батум (3-й, 4-й, 5-й дивизионы, 54 самолёта) ;

дивизион корабельной авиации (гидроавиатранспорты «Император Александр I», «Император Николай I», «Алмаз», «Румыния», «Король Карл», «Дакия», «Император Траян», 6 авиаотрядов, 33 самолёта);

  • Чудской гидроавиационный отряд;
  • Ванский гидроавиационный отряд.

Использование СПАДов С-7 в России

В начале 1917 г. 43 самолета SPAD S.7C1 поставили в Россию. Большинство их попало в 1-ю боевую авиагруппу (БАГ), в составе которой такие самолеты появились летом 1917 г. Вероятно, первая зафиксированная победа 1-й БАГ на «Спаде» была одержана 27 июля, когда есаул Шангин на таком самолете совместно с самым результативным русским асом Александром Козаковым на «Ньюпоре» сбил австрийский разведчик «Ганза-Бранденбург» C.I. Помимо 1-й БАГ SPAD S.7C1 попали и в ряд других частей, в частности 9-го авиационного отряда истребителей (АОИ).

Новые самолеты показали свое преимущество над устаревшими австро-венгерскими и немецкими истребителями, действовавшими на Восточном фронте. Так, прапорщик Владимир Стрижевский 17 мая 1917 г. на «Спаде» сбил «Ганза-Бранденбург» D.I, а 17 июня — «Фоккер» Е.III (5-я и 6-я победы). Григорий Сук с 14 октября по 10 ноября 1917 г. сбил на SPAD S.7C1 четыре самолета, доведя свой счет до 9 побед (на «Спаде» русский ас Сук и погиб, разбившись 28 ноября 1917 г. при заходе на посадку). Поставки самолетов SPAD S.7C1 производства завода «Дукс» начались фактически уже после выхода России из Первой мировой войны. Этим машинам довелось повоевать в уже в Гражданской войне.

Российский императорский воздушно-военный флот

Несмотря на сильное отставание России от всего мира, по части военной мощи ей практически не было равных, если не считать французские и немецкие войска. То же самое касается и воздушно-военных сил. Названия самолетов I мировой войны, которые участвовали в столкновениях со стороны Российской империи, на протяжении многих лет оставались на слуху.

На момент 1914 года на вооружении России было более 260 самолетов, что превосходило все страны-участницы конфликта. И это несмотря на то, что воздушный флот еще не был окончательно сформирован. Основной ударной силой империи стали первые многомоторные аппараты «Илья Муромец» — самые передовые и мощные бомбардировщики.

Помимо новейших разработок, Россия также использовала более старые модели, значительно уступающие не только новинкам, но и разработкам немецких инженеров. Сегодня такие самолеты называют «Кукурузниками». Они производились из самых обычных деревянных фанер, а потому были крайне уязвимы против любого вида оружия, будь то пулеметы или пистолеты. В основном такие средства использовались при ночных перелетах и разведывательных операциях.

Российская империя стала первой страной в мире, использовавшей в своем арсенале авианосцы. Всего на вооружении было 5 кораблей, способных переносить авиацию.

Самолет ПРТВ М-9 (Россия)

Самолет ПРТВ М-9

В 1915 г. командование ВМФ, вдохновленное успехом М-5, заказало Д. П. Григоровичу более крупную летающую лодку. Главная проблема, которую пришлось решать конструктору, работая над новой машиной, заключалась в поиске оптимальной конфигурации обводов лодки. Экспериментируя, он создал одну за другой три летающие лодки — М-6, М-7 и М-8. Первая из них была оснащена двигателем Санбим (150 л. с.), однако оказалась неудачной, поскольку имела сильную поперечную килеватость и плохо отрывалась от воды. На М-7 были изменены обводы днища и редан стал более высоким, но отрыв по-прежнему был тяжелым. Очередная попытка модифицировать обводы лодки  потерпела полный провал — М-8 просто не смогла оторваться от поверхности моря.

В декабре 1915 г. был готов очередной опытный образец — летающая лодка М-9. Проанализировав свои неудачи, Григорович вернулся к конструкции корпуса, отработанной еще на М-5. И это решение оказалось правильным. Испытания, проведенные в Баку и закончившиеся в январе 1916 г., прошли успешно. Сходная по конструкции с М-5, летающая лодка М-9 отличалась увеличенными размерами и более мощным двигателем Сальмсон (140 л. с.). На серийных машинах устанавливались двигатели Сальмсон (130 и 160 л. с.) и Рено (220 л. с.). Имеются неподтвержденные данные о применении двигателя Испано-Сюиза (140 л. с.). Первые аппараты имели более широкий редан, позже вместо выступающих «жабер» были установлены узкие водные «крылышки», облегчавшие взлет. Большой расходный топливный бак, находившийся на первых экземплярах в обтекателе мотора, был в дальнейшем заменен на два малых. Их закрепили на первой паре межкрыльевых стоек. В носовой части лодки была размещена кабина стрелка со шкворневым пулеметом, могли устанавливаться «Максим», «Гочкисс» или «Льюис». Функции стрелка выполнял летчик-наблюдатель, сидевший справа от пилота. В случае необходимости он ползком перебирался в носовую часть лодки. Небольшое количество самолетов оснащалось 20-мм пушкой «Эрликон» для обстрела малых надводных целей. На одной из лодок была установлена 37-мм пушка «Пюто». Под крылом размещались 4 бомбодержателя. Бомбовая нагрузка составляла до 100 кг.

М-9 имела хорошие летные данные, была легка в управлении, долго и устойчиво планировала. По сравнению с другими летающими лодками подобного класса, М-9 отличалась относительно большой грузоподъемностью. 17 сентября 1916 г. известным полярным летчиком Яном Нагурским на ней впервые среди летающих лодок была выполнена мертвая петля. Корпус обладал хорошей мореходностью, что позволяло взлетать и садиться при значительной волне. 12 июля 1916 г. на Балтике произошел воздушный бой одной М-9, (пилотируемой лейтенантом П. А. Туржанским) с 5 германскими гидропланами, один из которых в результате был подбит.

В начале 1917 г. на Восточном фронте появились новейшие немецкие истребители с синхронными пулеметами, и поскольку М-9 не имели оборонительного вооружения, они сразу же стали нести потери при атаках с хвоста. Поэтому впоследствии они выполняли боевые задачи только в сопровождении своих истребителей.

Самолеты поставлялись на Черное море (102 экземпляра), Балтику (90) и в летные школы (5). Был выпущен уменьшенный вариант М-15 под двигатель Испано-Сюиза (150 л. с.). Из-за отсутствия необходимого количества нужных моторов было изготовлено только несколько экземпляров. Всего до 1924 г. было произведено около 500 летающих лодок М-9.

Летающая лодка представляла собой деревянный однореданный трехстоечный биплан.

Поделиться ссылкой

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий