Первый полет самолета в России и мире

Аргументы в спорах

Скорее всего, все три точки зрения на то, кто изобрёл машину, способную передвигаться в воздушном океане, имеют под собой основания. В каких-то аспектах и братья Райт, и Александр Можайский, и Альберто Сантос-Дюмон были первыми.

К примеру, сторонники братьев Райт считают, что их самолёт взлетал по рельсам просто из-за песчаной почвы в месте испытаний. Поклонники Сантос-Дюмона построили десятки копий «14-бис» и налетали на них сотни часов, тогда как из многих попыток построить копии «Флайера» лишь несколько оказались успешными, да и то лишь частично. Ну, а самолёт Можайского опередил конкурентов на два десятилетия, и, получи русский инженер финансирование, первый самолёт, скорее всего, был бы создан именно в России. Следует отдать должное всем первопроходцам авиации. Путём проб и ошибок, нередко рискуя здоровьем и жизнью, они строили и пилотировали первые самолёты, и заложили фундамент огромной отрасли, в которую превратилась авиация в наши дни.

Илья Муромец первый в мире пассажирский самолет

Год первого полета: 1913

Экипаж: 5-8 человек

Пассажировместимость: 16 человек

Грузоподъемность: 1100-1200 кг

Дальность полета: 500-600 км

Фото: Википедия

Создателем этого уникального четырехмоторного деревянного авиалайнера был знаменитый российский авиаконструктор Игорь Сикорский, который позднее эмигрировал в США и прославился как выдающийся американский вертолетостроитель. Но первую славу Сикорскому принесли его истребители, а по-настоящему легендарным он стал именно после постройки «Ильи Муромца». Это был не только первый в мире четырехмоторный самолет. На нем – и тоже впервые в мире! – появился специализированный пассажирский салон, в котором могли размещаться полтора десятка человек. Он имел остекление и двери для выхода на поверхность нижних крыльев, где, как предполагалось, пассажиры могли бы при желании проветриться прямо в полете (тогдашние скорости позволяли делать это почти безопасно). Кроме того, в салоне были предусмотрены спальные комнаты, ванная с туалетом и даже отопление, которое работало за счет выхлопных газов двигателей.

Начавшаяся Первая Мировая война заставила «Илью Муромца» стать первым в мире многомоторным бомбардировщиком – и именно в этом качестве он был наиболее знаменит. Впрочем, самолет все-таки успел и на мирную службу: шесть таких машин в 1921 году обслуживали первую в Советской России почтово-пассажирскую линию Москва-Орел-Харьков и за 43 рейса перевезли 60 пассажиров и более 2 тонн грузов.

Зона ожидания

Полет в самолете первый раз — дело волнительное. Особенно, если вы ранее не были в аэропорту и плохо ориентируетесь в нем. Поэтому сразу после регистрации, не теряя времени, отправляйтесь на поиски своего гейта. В крупных международных аэропортах к гейтам могут курсировать специальные поезда. Также могут быть цифровые таблички, которые означают, сколько минут вам еще придется идти до пункта назначения.

Перед входом в зону ожидания вам придется пройти досмотр. Это связано с мерами безопасности. Вы пройдете через рамку металлоискателя и пропустите ручную кладь через сканер. Кстати, на этом этапе потребуется снять верхнюю одежду. Иногда пассажиров заставляют снимать обувь.

В зоне ожидания можно просто посидеть, посетить дьюти-фри или перекусить. Стоит отметить, что заведения общественного питания здесь довольно дорогие. Что же касается дьюти-фри, цены здесь нельзя назвать бюджетными. Тем не менее вы можете быть на 100 % уверены в оригинальности и высоком качестве приобретаемого товара.

Первый перелёт в Гавану – как на войне

Первый такой рейс был совершён 22 декабря 1962 года, через неполных два месяца после разрешения Кубинского ракетного кризиса. Отношения между СССР и США оставались ещё на грани войны. Американские диспетчерские службы сделали всё от них зависящее, чтобы этот перелёт закончился катастрофой.

Экипаж ТУ-114 возглавлял опытный лётчик, ветеран Великой Отечественной войны, затем ставший гражданским пилотом «Аэрофлота», осетин Николай Цховребов. С его слов мы знаем о подробностях этого полёта, который стал своего рода геройским подвигом в условиях холодной войны.

Ещё над Исландией диспетчер, по указке американцев, потребовал снижения самолёта до высоты 1500 метров. Цховребов вежливо послал его подальше, так как подобное требование привело бы к перерасходу топлива. Вблизи берегов Гренландии и Канады обошлось спокойно. Но при приближении к воздушному пространству США американский диспетчер потребовал от советского экипажа такого же снижения, мотивируя это тем, что в эшелоне ТУ-114 находятся три американских самолёта. Видимость была хорошей, а потому Цховребов сказал, что никаких других самолётов на его высоте (10-12 км) не видно, но если они есть, то он требует, чтобы они были немедленно оттуда убраны, а он будет продолжать полёт на ранее заявленной высоте. Пришлось американскому диспетчеру заткнуться.

Что произошло

  • 28 июня 2021 года в международном аэропорту Братислава-Иванка совершил посадку летающий автомобиль AirCar, произведенный и запатентованный компанией Klein Vision. Изобретатели устройства — профессор Стефан Кляйн и бизнесмен Антон Заяц. Пилотировал аэромобиль сам Кляйн.
  • AirCar совершил 35-минутный перелет в словацкую столицу из города Нитра, который располагается в 70 км восточнее. Это была 142-я его успешная посадка, по первый междугородний перелет.
  • AirCar — это двухместный четырехколесный трансформер. Для перевода в режим самолета задняя часть машины удлиняется, обнажая отсеки с выдвигающимися крыльями. Процесс преобразования сложенных пополам крыльев полностью автоматизирован. Для взлета и дальнейшего полета используется двухлопастной винт. По завершении полета крылья убираются обратно в машину, и далее она движется как обычный наземный автомобиль.

    Полет AirCar

  • Создатель AirCar профессор Кляйн занимается подобными проектами уже около 20 лет и разработал уже несколько автомобилей-самолетов, в том числе для компании Aeromobil, в штате которой он состоял до 2016 года. Кляйн также планирует выводить на рынок автомобили-амфибии, предназначенные для посадки на воду (подводный режим не предусмотрен).
  • AirCar может: пролететь около 1000 км на высоте 2500 м и на данный момент имеет уже 40 часов налета. Также он способен перевозить двух человек, обладая общей предельной грузоподъемностью 200 кг.
  • По заверению разработчиков AirCar хорошо подходит для использования беспилотной системы управления и в перспективе может стать основой для коммерческого такси. В воздухе машина развила крейсерскую скорость 170 км/ч. AirCar работает при помощи двигателя от BMW и использует обычное бензиновое топливо.
  • Сейчас используется первый вариант аэромобиля, AirCar Prototype 1 — он оснащен двигателем BMW мощностью 160 л.с. с несъемным винтом и баллистическим парашютом. Под контролем Управления гражданской авиации AirCar выполнил более 40 часов испытательных полетов, включая крутые повороты на 45 градусов, а также испытания на устойчивость и маневренность.
  • В разработке находится более мощная модель AirCar Prototype 2, которая будет оснащена двигателем мощностью 300 л.с. и получит сертификат самолета EASA CS-23 с дорожным разрешением M1. Ожидается, что с винтом переменного шага Prototype 2 будет иметь крейсерскую скорость 300 км/ч при дальности полета 1000 км.

Машина с крыльями на взлетной полосе — это еще и гэг полувековой давности. Правда, Citroen Фантомаса использовал реактивный двигатель

Вклад братьев Райт историю развития авиации.

«Флайер-1» братьев Райт

Конечно же, вклад Уилбера и Орвилла Райт в историю развития авиации огромен и не подлежит сомнению. Однако, пальма первенства принадлежит не им. Но надо отдать им должное, именно их «Флайер-1» заслуженно принадлежит лидерство в преодолении земного тяготения на летательном аппарате.

Вам может быть интересно – «Принцип работы индукционной лампы».

При конструировании Флайера братья французы отдали предпочтение не мощности мотора, а вопросу управляемости и устойчивости ЛА. Поэтому, после долгих опытов с планерами, 17 декабря 1903г. их ЛА поднялся в воздух и продержался там 12 секунд, покрыв при этом 36,5м. С данным полетом началась эра авиации.

1.

Слева — Орвил Райт, справа — Уилбур Райт. Им было 34 и 38 лет в 1905 году соответственно. (Фото Library of Congress):
В 1896 году произошло три важных события в мировой авиации. В мае Секретарь Смитсоновского института Самуэль Пирпонт Лэнгли совершил успешный запуск беспилотного самолёта с паровым двигателем. Летом инженер из Чикаго и известный авиатор Октав Шанют нанял несколько молодых людей, которые испытывали различные типы планёров над песчаными дюнами по берегу озера Мичиган. В августе Отто Лилиенталь погиб при крушении своего планёра. Эти события произвели большое впечатление на братьев

Первый самолет в мире и России

Первым, кто изобрел самолет во всем мире, стал Энтони Фоккер. Это событие произошло в 1910 году. Он поднял в небо первый de Spin. К сожалению, летательный аппарат не преодолел большого расстояния. Он врезался в дерево. Фоккер на этом не остановил свои эксперименты.

Энтони Фоккер

В 1911 году он создал компанию, которая уже в 1915 году выпускает первый самолет-истребитель. Именно благодаря этой воздушной машине Германии удалось изменить ход Первой мировой войны.

Характеристики воздушного судна:

  1. Размах крыла авиасудна достигал 8,53 м;
  2. Длина фюзеляжа — 6,76 м, а высота — 2,89 м;
  3. Самолет развивал крейсерскую скорость 132 км/ч.

Примечание. Компания просуществовала до 1996 года.

Первым, кто придумал самолет в России, стал Александр Можайский. Произошло это в 1876 году. В то время он проводил испытания с маленькой лодочкой, на которой были монтированы крылья. Светскую прессу того времени заинтересовало необычное сооружение. О нем появились публикации в различных изданиях.

Александр Можайский

Это изобретение не оставил без внимания и Дмитрий Иванович Менделеев. На тот момент ученый был известен всему миру. Именно он убедил комиссию Главного инженерного управления спонсировать опыты.

Примечание. На тот момент в стране было скептическое отношение к изобретателям такого рода. По этой причине Можайскому не удалось закончить свои опыты.

1881-1886 гг. — начало испытаний летательного аппарата. Все попытки продержаться в воздушном пространстве как можно дольше не увенчались успехом. В 1890 году конструктор умер, так и не закончив свои труды. Многие утверждают, что если бы у него было больше времени и финансов, современные летательные аппараты появились бы гораздо раньше.

первые военные самолеты

Прототипы «Флаера» братьев Райт и летательного аппарата Сантос-Дюмон использовались в военных целях.

Если братья изначально преследовали цель изобретения техники, которая дала бы преимущество американской армии, то бразилец Сантос-Дюмон был против использования авиации в военных целях. Несмотря на это, его работы послужили отправной точкой для создания ряда летательных аппаратов, которые затем использовались во время войны. Интересно, что Можайский изначально также преследовал строительство летательного аппарата, который бы использовался в военных целях.

Первый реактивный самолет появился в разгар Второй мировой войны.

Чудо-голубь Архита

С незапамятных времен человек стремился увидеть землю оттуда, откуда на нее смотрели птицы. Летать, точнее пытаться взлететь, он начал, подражая им. Для этого нужны крылья, а у крыльев должно быть оперение. Так думал древний мечтатель, провожая взглядом птичью стаю.

Из перьев, склеенных воском, сделал себе крылья мифический античный мастер по имени Дедал

Такие же он изготовил для своего сына Икара, и тот взмыл в небо так высоко, что неосторожно приблизился к светилу, и солнечный жар растопил воск на его крыльях. В людском сознании полет стал неизбежно связываться с падением

Увлекшись полетом, Икар слишком близко подлетел к Солнцу. Воск, связывавший перья его крыльев, растаял. Упав с огромной высоты, сын Дедала погиб в пучине волн.
Падение Икара. П. П. Рубенс. 1636 год

В V-IV веках до н. э. в итальянском городе Таранто жил человек по имени Архит. Был он искушен в науках и искусствах, писал труды по механике, арифметике, астрономии и музыке, дружил с самим Платоном. Семь раз выбирали его стратегом, то есть городским главой и военачальником.

Как-то, наблюдая за птицей в небе, ученый решил изготовить точно такую же из дерева и заставить ее летать, чтобы разгадать секрет механизма, помещенного в птичьей груди и управляющего полетом. Насколько преуспел Архит, сказать сложно. По словам очевидцев, его творение сумело захлопать крыльями, взлететь и преодолеть по воздуху на глазах изумленной толпы около 200 м.

Если не принимать во внимание колоритную подробность о хлопающих крыльях, можно назвать изобретение Архита первой в мире успешной моделью планера (безмоторного летательного аппарата тяжелее воздуха). Архит

Бюст найден при раскопках Геркуланума. Сегодня находится в Национальном археологическом музее Неаполя

Архит. Бюст найден при раскопках Геркуланума. Сегодня находится в Национальном археологическом музее Неаполя

Сегодня об этом событии напоминает лаконичная надпись, оставленная древнеримским писателем Авлом Геллием: «Архит Тарентский, искушенный, помимо прочего, в механике, сделал летающего деревянного голубя».

Развитие теории в России

Легендарный теоретик аэродинамики – Николай Жуковский

Первым теоретиком машущего полета стал наш соотечественник Н.Е. Жуковский, который, изучая полеты птиц, разрабатывал свои аэродинамические теории.

Его первой работой, связанной с происхождением подъемной силы, стала «К теории летания», обнародованная в 1890.

На следующий год ученый опубликовал статью «О парении птиц» с подробным анализом основ динамики полета самолета, а также впервые рассматривались принципы расчета траекторий полета птиц и воздушных судов.

Здесь же впервые появилось решение задачи о парении в спокойной и неспокойной атмосфере, в горизонтальной плоскости, со снижением и набором высоты. Эту работу стоит рассматривать как первое научное обоснование полета и создание теории фигур высшего пилотажа.

Именно Жуковский описал физику полета живых существ

Обоснование возможности сложных движений самолета в воздухе, в том числе, «мертвой петли» дало свой результат спустя 22 года: именно тогда знаменитый русский летчик Петр Нестеров на практике выполнил выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости, названную в последствии «петлей Нестерова».

В 1920–1930 годах попутно с основной работой Михаил Тихонравов, создатель первой жидкостной советской ракеты, провел объемное исследование способов полета живых существ — птиц и жуков, а так же попытался разработать модель махолета.

Результатом стала вышедшая в 1937 году выходит книга «Полет птиц и машины с машущими крыльями», которая долгое время оставалась единственной работой, рассматривающей вопросы создания орнитоптеров.

Создатель первого искусственного спутника Земли тоже интересовался махолетами

К сожалению, впоследствии ученый оставил сферу, сконцентрировавшись на ракетных снарядах «Катюш» и первого искусственного спутника Земли, запущенного ракетой Р-7 4 октября 1957 года.

К теме махолетов он смог вернуться только в 1981 году, когда группа студентов под его руководством осуществила и продемонстрировала машущий полет с помощью нескольких радиоуправляемых моделей махолетов весом 7-10 кг.

Ими же были созданы проекты больших пилотируемых машущекрылых летательных аппаратов различного назначения, в том числе пилотируемого человеком махолета, способного перелететь через Ла—Манш.

Одновременно с ними коллектив В. А. Киселева создал завершенную аэродинамическую теорию машущего полета и ряд летающих моделей с машущим крылом, наибольшая из которых была весом 12 кг.

Домашние приготовления

Начнем разговор с подготовки к путешествию, которая предполагает упаковку поклажи пассажира. Тарифы авиакомпании предусматривают отдельные нормативы на бесплатный провоз багажа и ручной клади. Конкретные значения указаны в маршрутной квитанции, поэтому целесообразно заглянуть туда, чтобы не ошибиться. Хотя обычно эти показатели составляют до 8 кг вещей, которые удастся пронести в салон, и 20 кг багажа.

Дома спокойно рассортируйте вещи на ручную кладь и багаж, чтобы уложиться в бесплатную норму провоза поклажи

Отметим, что транспортировка ручной клади регламентируется авиакомпаниями строже – тут уместно поинтересоваться перечнем запрещенных предметов и ограничениями вещей на перевозку. Кроме того, некоторые перевозчики вовсе исключают этот пункт. Такую информацию удастся узнать еще во время резервирования авиабилета. Габариты чемодана, который получится пронести на борт, составляют 55х40х20, а вес колеблется от 5 до 15 кг.

Излишки по весу или габаритам здесь придется оплатить по установленному перевозчиком тарифу. Сумма доплаты и валюта определяются типом перелета. Однако уместнее заранее распределить вещи и перепаковать «перевес» в чемодан для багажа. Правда, тут тоже существуют правила и лимиты на транспортировку. Чтобы снизить массу дорожных сумок, целесообразно выбирать для путешествия легкие модели – ведь в аэропорту взвешивают чемодан вместе с содержимым.

Watch this video on YouTube

Подготовка к полету на самолете

Билеты куплены, самое время правильно подготовиться к предстоящему авиапутешествию и морально настроится на перелет.

Если есть проблемы со здоровьем или во время длительных поездок появляются симптомы укачивания, обязательно проконсультируйтесь с врачом и возьмите в дорогу необходимые медикаменты.

Что нужно знать о багаже

Пассажиры могут перевозить в самолете основной багаж и ручную кладь. Первый предполагает провоз в грузовом отделении лайнера. Такие вещи упаковываются в дорожные сумки или чемоданы. Багаж сдается в аэропорту возле специальной стойки и маркируется. На посадочный талон пассажира крепят отрывную бирку, по которой он сможет получить личные вещи в аэропорту прибытия.

Ручная кладь провозится в салоне. Пассажир может упаковать в ручную кладь все самое необходимое и ценное – документы, деньги, медикаменты, мобильный телефон, ключи и т. д. Информацию о том, можно ли в полете пользоваться гаджетами и электронными устройствами, можно прочитать тут.

Правила авиакомпаний к провозу багажа и ручной клади в самолете:

  1. Пассажир может взять на борт личные вещи, вес и размер которых не превышает допустимые нормы. Информацию о количестве багажных сумок, их габаритов и весовой категории нужно заранее уточнить в авиакомпании, на самолет которой был забронирован билет.
  2. Также нужно ознакомиться с перечнем запрещенных к провозу на самолете вещей. Такие предметы нельзя брать в дорогу. Авиакомпании также определяют ограничения по провозу конкретных вещей в салоне или в багаже. Всю информацию по этому вопросу уточняйте заранее на сайте авиаперевозчика.

Берите в дорогу только самое необходимое. Не нагружайте сумки лишними предметами. Упаковывайте вещи в качественные сумки или чемоданы, без дефектов и повреждений, с работающими молниями и замками.

В какой одежде лучше лететь

Чтобы путешествие на лайнере прошло максимально комфортно, выбирайте не нарядную, а удобную одежду для перелета. Оптимальный вариант – спортивная одежда из дышащей ткани и легкая обувь, например, кроссовки или обычные тапочки. Их можно взять в ручную кладь и переобуться уже в салоне самолета.

Людям, страдающим варикозной болезнью, необходимо взять в самолет специальные компрессионные чулки, облегчающие кровоток.

Пассажирский самолет

Матерью гражданской авиации является Россия. «Илья Муромец» появился на свет благодаря конструктору Сикорскому, который конвертировал бомбардировщик в воздушное пассажирское судно. Внутри «Муромца» располагались благоустроенные, разделенные перегородками, спальные места с отоплением, имелся ресторан и даже ванная комната. Пассажирский лайнер впервые поднялся в небо в 1913 г., а уже в феврале 1914 состоялась демонстрация полета с 16 авиапассажирами. Им же был установлен рекорд по дальности перелета. «Илья Муромец» перелетая из Петербурга в Киев и обратно, совершил лишь одну посадку для заправки. Однако, начало Первой Мировой Войны приостановило разработку и дальнейшее совершенствование серии воздушного транспорта.

Ford Trimotor стал американским прототипом «Муромца» и считается вторым лайнером гражданского назначения в истории. Его сборка осуществлялась в период с 1925 по 1933 годы. Самолет брал на борт 8 пассажиров и считался наиболее надежным. Именно высокая степень доверия к лайнеру, позволила Ford Trimotor оставаться на рынке и после завершения производства.

Рекомендации для тех, кто летит впервые

Чтобы запланированный перелет на авиалайнере прошел успешно и не доставил существенного дискомфорта, правильно подготавливайтесь к предстоящему путешествию и придерживайтесь советов опытных туристов.

Полезные рекомендации для новичков:

  1. Выспитесь перед полетом.
  2. Возьмите в дорогу аптечку с препаратами первой необходимости.
  3. Чаще мойте руки в самолете, используйте антибактериальные гели или влажные салфетки.
  4. Старайтесь не употреблять в самолете «тяжелые» для желудка продукты.
  5. Пейте больше воды. Из напитков отдайте предпочтение томатному соку или обычной негазированной воде.
  6. Прихватите в дорогу увлажняющий крем для кожи. Используйте его во время полета, чтобы не допустить пересыхание эпидермиса. Также пригодится при перелете крем от усталости ног.
  7. Чтобы не мешал шум и свет в салоне, используйте беруши и маску для сна. Они помогут быстрее уснуть.
  8. Не стесняйтесь делать в самолете зарядку, если появляются проблемы с онемением рук или ног.
  9. Если затекает шея, подложите под голову дорожную подушку или валик (эти аксессуары нужно приобрести заранее).
  10. Не принимайте алкоголь перед вылетом и во время авиапутешествия, даже в небольших дозах.

Воздушные ямы, мятные карамельки, аварийный выход

Замечательные стюардессы были светлым пятном в моей памяти. Помогли найти место, запихнуть ручную кладь на верхнюю полку, выдали теплый плед.

  • Перед взлетом обязательно пристегните ремни. Чисто психологически так спокойнее.
  • Попросите бумажный пакет на случай тошноты. Даже если у вас крепкий желудок, перепады давления и нагрузка могут сделать свое черное дело. Лучше сразу обезопасить себя и ребенка от досадных неприятностей.
  • Запаситесь мятными конфетками, проверено — помогает. Я теперь понимаю, откуда появилось название «Взлет». Да-да, именно из предполетного салона.

Я внимательно слушала правила безопасности. Так на всякий случай, если не умру раньше времени. И конечно, сначала кислородную маску на себя, потом на ребенка. Отключила телефон и приготовилась.

Взлет был самым страшным явлением в моей жизни, чего не скажешь трехлетней девчушке. Онатыкала пальчиками в пассажиров, болтала ногами, смотрела в иллюминатор и пыталась дернуть какие-то ручки. В конце полета я прочитала надпись «Аварийный выход». Слов не было, совсем.

Самолет набрал высоту, выровнялся, ровный гул принес успокоение. Моя непоседа тоже выдохлась, съела все пюре, которое нам разрешили пронести в самолет, и неожиданно заснула. Я пообедала и даже задремала.

Знаете, в конце полета я поняла, что не взлет самое страшное на сегодняшний день. Очень пригодились леденцы. Пересчитав все воздушные ямы, мы шли на посадку. Длилось это недолго, но, честно говоря, я до сих пор боюсь таких провалов при полете.

Первые военные самолеты

Изобретение самолета «Флаер» Братьев Райт и «14-Бис» Сантоса-Дюмона не осталось незамеченным военными. Если американские предприниматели изначально разрабатывали летательный аппарат для расширения возможностей армии США, то французский изобретатель бразильского происхождения был настроен решительно против применения авиации в вооруженных конфликтах. Первый самолет, который был приобретен войсками Америки — биплан, разработанный братьями Райт и развивавший скорость до 70 км/час.

Первым русским самолетом с установленным на нем пулеметом стал «Дыховичный-1», выполненный по принципу винтового биплана. Самолет был предназначен для атаки объектов и целей, расположенных на поверхности земли. На развитие авиации повлияла Первая мировая война. Летательные аппараты стали оснащаться турелями, позволявшими пулеметам вращаться на 360 градусов, а также синхронизаторами стрельбы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий