Как выбрать учебное заведение
Существуют высшие и средние училища летного дела, но все же профессии пилота ближе среднее образование, поскольку она относится к области эксплуатации машин, а не к сфере инженерии.
В целом количество летных училищ в России сокращается, и выбор не слишком велик. В нашей большой стране, рассматривая альтернативы для поступления, имеет смысл руководствоваться географическим фактором. При желании можно будет продолжить образование в вузе, филиалом которого считается ссуз.
Если в ближайших городах нет училищ летного дела, обратитесь в зональную отборочную комиссию при региональном управлении гражданской авиации.
Еще с советских времен принято разделение авиации на военную и гражданскую. Военные летные училища среднего звена организованы при аэродромах Минобороны, но чаще армейский аспект летного дела изучается в рамках высшего образования.
Училища гражданской авиации Российской Федерации:
- Бугурусланское летное училище имени П. Ф. Ермакова.
- Краснокутское летное училище.
- Сасовское летное училище имени Г. А. Тарана.
- Калужское летно-техническое училище.
- .
Летные лицензии
На сегодняшний день все пилоты гражданской авиации делятся на три большие категории. Происходит это из-за строгой системы лицензирования, которую обязаны пройти абсолютно все летчики. Именно она впоследствии определяет, каким видом крылатых машин сможет управлять человек.
Итак, существуют следующие :
- PPL или частный пилот. Обладание этим документом дарует право управлять небольшими самолетами, не предназначенными для грузовых перевозок. Проще говоря, в свое удовольствие человек может летать сколько угодно, но при этом на работу его никто не возьмет.
- CPL или коммерческий пилот. Этот тип лицензии позволяет человеку доставлять небольшие грузы, совершать туристические облеты и подымать в небо парашютистов.
- ATPL или линейный пилот. Что тут сказать, это высшая категория летчиков, позволяющая управлять многотонными пассажирскими авиалайнерами.
Последний рубеж как убедить родителей
Если родители полагают, что профессия пилота слишком опасна и недостаточно перспективна, и что лучше выбирать более приземленные и менее адреналиновые специальности — с ними нужно работать, убеждать. И начать нужно как можно раньше. Разговор должен вестись не на эмоциях, а с фактами наперевес. На каждый аргумент взволнованных родителей должен следовать целый залп контраргументов, с фактами, статистикой и математическими выкладками.
Список обычных возражений всегда приблизительно одинаков:
- «Профессия неперспективна». Ничего подобного — очень даже перспективна! За последние годы авиапарк страны увеличивается ежегодно на несколько десятков (а то и сотен) самолетов, на которых скоро некому станет летать. Пилоты советского времени уходят на пенсию, новых мало. Ежегодная потребность в пилотах около 2 тысяч человек, а летные училища выпускают не более 500 человек.
- «Низкая зарплата» — неправда! Зарплата у пилотов более чем приличная, и возрастает пропорционально профессиональному росту. Даже второй пилот может получать вскоре после выпуска из училища около 200 тыс. руб. Кроме того, есть приятные бонусы: длинный отпуск, ранний выход на пенсию, хороший соцпакет и большие скидки на авиабилеты для семьи. А еще есть отличные возможности работы за рубежом: во многих авиакомпаниях с удовольствием берут на работу российских пилотов.
- «Самолеты падают, это опасно» — а если сравнить с автоавариями? На дорогах и за рулем автомобилей на земле случается неисчислимо больше несчастных случаев. Управлять автомобилем намного опаснее, чем самолетом, но из-за этого никто не отказывается от вождения автомобиля.
Кроме того, во многих летных академиях есть военные кафедры, что избавляет выпускника от службы в армии.
Трудоустройство после окончания институтов и училищ
Выпускники авиационных учебных заведений имеют шанс устроиться работать по специальности в авиакомпании, заводы в сфере производства самолетной, вертолетной и космической техники и авиаузлы. Шансы трудоустройства в качестве пилотов увеличиваются при достаточном количестве часов налета и высоком уровне владения иностранным языком.
Трудоустройство по окончании училища может быть затруднено, несмотря на то, что предприятиям России требуются сотрудники. Как правило, каждый ССУЗ сотрудничает с рядом организаций и компаний, которые регулярно присылают списки вакансий. Многие выпускники предпочитают продолжить профильное обучение в институте или отправиться на военную службу.
Уровни квалификации
Классная квалификация лётного состава военной авиации (государственная авиация, в нынешнем трактовании документов, регламентирующих лётную работу), в порядке возрастания:
- Военный лётчик 3-го класса;
- Военный лётчик 2-го класса;
- Военный лётчик 1-го класса;
- Военный лётчик-ас.
Военный лётчик 3-го класса
— лётчик, имеющий установленный нормами определенный налёт на всех типах самолетов (вертолетов) и подготовленный к ведению боевых действий по основному предназначению рода авиации днём в простых метеорологических условиях. Классная квалификация присваивается приказом Командующего Воздушной Армии (ВВС округа)Военный лётчик 2-го класса — лётчик, имеющий установленный нормами определенный налёт на всех типах самолётов (вертолётов) и подготовленный к ведению боевых действий по основному предназначению рода авиации днём в сложных метеорологических условиях и ночью в простых метеорологических условиях в объёме курса боевой подготовки. Классная квалификация присваивается приказом Главнокомандующего Военно-Воздушными силамиВоенный лётчик 1-го класса — лётчик, имеющий установленный нормами определенный налёт на всех типах самолётов (вертолётов) и подготовленный к ведению боевых действий по основному предназначению рода авиации днём и ночью в сложных метеорологических условиях при минимуме погоды в полном объёме курса боевой подготовки. Классная квалификация присваивается приказом Министра обороны.Военный лётчик-ас — военный лётчик 1-го класса, имеющий повышенный налёт на всех типах самолётов (вертолётов) и выполнивший определенное количество полетов на боевое применение подряд с оценкой «отлично». Классная квалификация присваивается приказом Министра обороны.
Высшее военное авиационное училище летчиков в Сызрани (Сызранское ВВАУЛ)
Уникальность Сызранского ВВАУЛ состоит в том, что это единственное военное училище, которое занимается подготовкой летного состава боевых вертолетов. В настоящее время на базе училища существует один вертолетный полк, базирующийся на аэродроме в Сызрани. Раньше их было три. Но остальные полки расформировали.
Летные училища России пользуются популярностью у студентов ближайших стран. В стенах Сызранского ВВАУЛ также проходят подготовку иностранные специалисты, которые не имеют возможности тренироваться в своем государстве.
Военные летные училища России в своем немногочисленном количестве на данный момент отвечают потребностям военной авиации страны и ее ближайших соседей. За годы своей работы они выпустили много специалистов своего дела.
Как поступить в авиационный институт
Для поступления на основные лётные специальности необходимы результаты ЕГЭ по русскому языку, математике и физике.
Для авиационных направлений, связанных с экономикой, менеджментом, юриспруденцией, управлением персоналом, — ЕГЭ по русскому языку, математике и обществознанию (иностранный язык, история).
Поступающие обязаны предоставить следующие медицинские документы:
- Справка по форме 086у, содержащая заключение о годности к обучению в вузе.
- Копия сертификата о прививках.
- Копия медицинского полиса.
- Справка из психоневрологического диспансера.
Дополнительно абитурентам, подающим документы на специализации Организация летной работы, Организация использования воздушного пространства, Лётная эксплуатация воздушных судов, необходимо предоставить:
- медицинское заключение (выписка из протокола) ВЛЭК ГА;
- заключение профессионально-психологического отбора ВЛЭК ГА.
Авиационные профессии требуют внимательного отношения к своему здоровью, так как при исполнении обязанностей пилоты и диспетчеры несут ответственность за чужие жизни.
Недопустимы:
- хронические заболевания;
- проблемы со слухом и зрением;
- боязнь высоты или клаустрофобия;
- нарушения вестибулярного аппарата.
Хорошему специалисту нужно обладать:
- эмоциональной устойчивостью;
- ответственностью;
- высокой концентрацией;
- скоростью реакции;
- аналитическим мышлением.
Трудоустройство по окончании
После окончания учебного учреждения каждый студент имеет право устроиться в авиакомпанию или на заводы, занимающиеся изготовлением самолётной продукции. Чем больше количество часов налёта, тем выше шансы поступить в престижное авиационное заведение для работы и получать высокую зарплату за своё увлечение — летать. А также при этом студент должен хорошо знать иностранный язык, поскольку лётчикам перед взлётом и посадкой нужно информировать пассажиров о разных нюансах на русском и английском.
Проблемы с трудоустройством у учеников возникают редко. В большинстве случаев каждый ВУЗ сотрудничает с определёнными компаниями и организациями, которые присылают им вакансии.
Но многие ученики предпочитают продолжить своё обучение в институтах, чтобы углубить знания, или после этого поступить на военную службу. Чтобы посмотреть данные о статистике трудоустройства, необходимо посетить сайт выбранного училище, где информация размещена в открытом доступе.
Научиться пилотировать самолётом — мечта многих молодых людей. Но чтобы стать лётчиком, придётся потрудиться — хорошо учиться и схватывать информацию на лету.
Высшее военное авиационное училище летчиков в Краснодаре (Краснодарское ВВАУЛ)
Краснодарское ВВАУЛ в настоящее время является филиалом Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина. Было основано в 1938 году в качестве школы пилотов военной авиации.
В современном Краснодарском ВВАУЛ полностью функционируют три факультета, которые осуществляют подготовку специалистов в нескольких направлениях военной авиации. За время своего существования в виде летной школы училище выпустило множество кадров, которые впоследствии добились высоких званий в военной сфере.
Практически все летные училища России в годы Великой Отечественной войны осуществляли подготовку военных пилотов. Но по окончании ее большинство из них были уволены в запас либо переквалифицированы в пилотов гражданской авиации. Кроме Краснодарского ВВАУЛ, подготовкой пилотов военных летных аппаратов в настоящее время занимается еще одно учебное заведение.
Изменения в классификации лётного состава
С 2000 года в России принята уточненная классификация лётного состава государственной авиации в соответствии с Положением об определении квалификации лётного состава государственной авиации.
- лётчик (штурман) третьего класса;
- лётчик (штурман) второго класса;
- лётчик (штурман) первого класса;
- лётчик (штурман)-ас.
Для инструкторского лётного состава центров подготовки лётного состава (училищ):
- лётчик (штурман)-инструктор третьего класса;
- лётчик (штурман)-инструктор второго класса;
- лётчик (штурман)-инструктор первого класса.
Для лётно-подъемного состава:
- бортовой специалист третьего класса;
- бортовой специалист второго класса;
- бортовой специалист первого класса;
- бортовой специалист-мастер.
При присвоении квалификационных категорий лётному составу выдаются квалификационные свидетельства (вносятся изменения в квалификационные свидетельства) и нагрудные знаки классности установленного образца.
История профессии
Проекты аппарата, способного взлетать вертикально, можно найти еще в трудах Леонардо да Винчи, хотя первые идеи приписывают китайцам и датируют их IV веком до н. э. В России прототипы такого рода машин создавал еще Михаил Ломоносов, позже, уже в XIX веке – Павел Кузьминский.
Первым пилотом вертолета считается француз Поль Корню, который сумел в 1907 году подняться на 20 секунд на высоту 50 метров. С тех пор количество авиаторов росло в геометрической прогрессии, появлялись все новые модели аппаратов, рассчитанные на ту или иную специализацию. На сегодня в России в строю находится более 2,5 тысячи вертолетов и несколько тысяч действующих пилотов.
Плюсы и минусы работы пилотом:
Минусы работы пилотом
Подумайте о состоянии своего здоровья. Многие, даже мелкие и незначительные, недуги могут стать достаточным поводом, чтобы медкомиссия отклонила вашу кандидатуру. В пилоты, как в ВДВ, нужны только здоровые. За своим состоянием нужно следить и во время учебы, потому что, если оно внезапно ухудшается, студента исключат и больше шанса стать пилотом у него может не быть.
Одним из главных пунктов в медкомиссии, которую проходят, чтобы стать пилотом — психологическое тестирование. Именно его результат станут определяющими, если на одно место будут претендовать абитуриенты с одинаковым аттестатами.
Отдельных внутренних испытаний на этой специальности нет, но нужно сдать нормативы по физической культуре:
Физические нормативы на пилота в СПбГУ ГА для женщин (нижний порог):
- Бег на 1000 м — 4 мин. 35 сек
- Бег на 100 м — 16,5 сек
- Подтягивания — 10 раз
Сразу же попасть в крупную компанию пилотом трудно. Существует лимит на количество часов, которое необходимо налетать, чтобы устроиться на работу пилотом. Поэтому большинство начинающих идет в небольшие региональные компании, а потом уже перебирается в организации посерьезнее.
Кстати, почти везде нужно проходить программы повышения квалификации для того, чтобы научиться управлять конкретной моделью самолета.
Авиационные и летные колледжи и училища Москвы
Первый Московский Образовательный Комплекс
Входит в топ-20 лучших учебных заведений г. Москвы. Победитель приоритетных национальных проектов, флагман объединения. Ученики регулярно занимает призовые места в мировом чемпионате по профессиональному мастерству по стандартам «WorldSkills». В колледже используются новые технологии обучения, инновационные методики и индивидуальный подход к студентам.
141700, Московская обл., г. Долгопрудный, пл. Собина д.1. +7(495) 408-31-09 +7(495) 408-45-93 Открыть в новом окне | Перейти на сайт
140305, Россия, Московская область, город Егорьевск, улица Владимирская, дом 2 +7(496) 404-24-06 +7(496) 404-24-05 +7(496) 404-23-31 +7(496) 404-17-14 Открыть в новом окне | Перейти на сайт
140180 Московская обл., г. Жуковский, ул. Кирова, д. 4 +7(495) 556-52-94 +7(495) 556-54-47 Открыть в новом окне | Перейти на сайт
Московская область, г. Луховицы, улица Горького, дом 3Б +7(496) 632-49-49 +7(496) 635-91-82 +7(496) 635-93-82 Открыть в новом окне | Перейти на сайт
125130, г. Москва, ул. Клары Цеткин, 23 +7(495) 450-12-23 +7(495) 450-11-53 Открыть в новом окне | Перейти на сайт
105005 г. Москва, набережная Академика Туполева, д.15, корп. 4 +7(495) 912-74-06 Открыть в новом окне
109382, Москва, Люблинская ул. д. 56/2 +7(985) 179-06-88 +7(903) 968-39-28 Открыть в новом окне | Перейти на сайт
121596 Москва, улица Горбунова, 10 корпус 1 +7(495) 448-61-64 +7(495) 449-85-86 +7(495) 449-76-12 Открыть в новом окне
Средне-специальные учебные заведения в сфере авиации
Помимо университетов или институтов, возможность получения образования предоставляют многочисленные авиационные училища гражданской авиации в России. Они расположены в разных городах, располагают вариантами поступления на базе 9 или 11 классов и имеют различные списки специальностей обучения. Ведущие ССУЗЫ в авиационной сфере находятся в следующих городах России:
- Красный Кут;
- Омск;
- Бугуруслан;
- Сасово.
Летные училища гражданской авиации России после 9 классов обучают курсантов в течение 3 лет 10 месяцев. Такую возможность предоставляет Омский летный колледж. В нем представлено несколько специальностей: пилот самолета и вертолета (одно из немногих заведений, где имеется вертолетная подготовка), бортмеханик, авиамеханик, инженер по работе с навигационным и радиооборудованием.
В училище обучается около 1000 человек, среди них есть и очники, и заочники. Отбор в колледж весьма строгий: как правило, его успешно проходит лишь половина абитуриентов. Курсанты тренируются на самолетах, вертолете Ми-8. Для успешного освоения учебно-методической программы на территории колледжа расположен аэродром, ангары, склады, лаборатории и мастерские — все для теоретических и практических занятий.
Летные училища гражданской авиации России после 11 классов представлены в более широком спектре вариантов. Омский колледж, упомянутый выше, предоставляет возможность поступления и после 11 классов. Кроме него, в России функционирует Краснокутское училище — школа пилотов гражданской авиации. Обучение на базе 11 классов длится в течение периода 2 лет и 10 месяцев. Будущие пилоты тренируются на 5 видах самолетов и различных тренажерах. Всего в Красном Куте учится около 300 человек. Курсантам предоставляется общежитие, питание и форма. Есть возможность обучения на платной основе, стоимость которого за весь период составит более 100 000 рублей.
Омский летно-технический колледж
В Бугуруслане очно обучаются будущие коммерческие пилоты. Срок учебы стандартный для специальности. Каждый год в училище набирают около 320 человек; большая часть курсантов учится бесплатно, оставшиеся — за счет собственных средств. Колледж обладает масштабным парком самолетов, тренажерами и прочими элементами современного оснащения. Платное обучение здесь стоит немало, более 2,7 миллионов рублей за все время.
Обязанности военного летчика
В его обязанности входит:
- несение воинской службы в соответствии с Уставом ВС РФ;
- проверка работоспособности основных систем и узлов воздушного судна;
- ознакомление с учебной или боевой задачей, ее выполнение;
- организация, координация действий членов экипажа перед полетом, в полёте и после него;
- координация действий членов команды в экстренной ситуации;
- подготовка отчета о выполненном задании.
Здесь приведены общие обязанности пилота. Конкретный список будет зависеть от типа воздушного судна, звания военнослужащего, его роли в экипаже. Во время чрезвычайной ситуации командование придется взять на себя.
Высшие учебные заведения
Чтобы получить престижную должность пилота авиатранспорта, необходимо поступать в специализированные училища или ВУЗы гражданской авиации. Самые известные располагаются в следующих городах:
- Москва.
- Ульяновск.
- Казань.
- Санкт-Петербург.
- Челябинск.
- Самара.
Выучиться на лётчика в любом из этих заведений — престижно. Современное обучение проходит по европейским стандартам преподавания с применением новейших технологий. Студенты обучаются методикам управления авиационным судном, осваивают общие дисциплины и курсы иностранного языка. В программу обязательно входят занятия физической подготовкой, а также непременная часть обучения — освоение узкопрофильных предметов.
Ученики могут выбрать несколько форм обучения:
- 5,5 лет заочно.
- 5 лет на очной форме.
- Если у абитуриента уже есть среднее образование, то возможна сокращённая форма обучения.
В институте можно получить не только диплом лётчика. Там есть большой спектр смежных профессий, который включает в себя:
- ТО авиатранспорта.
- Управление непосредственно самолётами и полетами дистанционно (в специальном штабе).
- Менеджмент.
- Безопасность во время полётов.
Ещё одним престижным местом для обучения считается Московский авиационный институт. Это научно-исследовательский ВУЗ, который пользуется популярностью по всей России. Здесь студенты не только обучаются необходимым знаниям пилотирования, но и могут принять участие в разработке новых достижений, связанных с ракетно-космическими целями.
Студентам предоставляют бесплатную и платную форму обучения. Как в предыдущем училище, абитуриент вправе подать документы на заочную и очную форму. Чтобы не возникло трудностей с поступлением, каждый молодой человек может записаться на специальные курсы, которые подготовят его к вступительным экзаменам.
Московский институт готовит не только лётчиков, но и специалистов, разбирающихся в авиационных конструкциях, электротехнике, информационных технологиях и других смежных специальностях. Если студент приезжает в Москву из другого города, он может рассчитывать на место в общежитии. А также есть возможность поступить на военную кафедру.
Государственный институт имени Циолковского подготавливает студентов к эксплуатации авиатехники или по направлению космонавтики. Можно получить и гуманитарное образование — в настоящий период ВУЗ объединили с Московским университетом.
Государственный аэрокосмический университет, располагающийся в городе Самаре — это исследовательское заведение. Здесь готовят сотрудников, способных конструировать самолеты, а также детали к ним. Если нет возможности обучаться в Самаре, то можно подать заявление в филиал, расположенный в Тольятти. Абитуриент должен выбрать программу обучения по очной или заочной форме и пройти подготовительные курсы, чтобы не возникло проблем на вступительных экзаменах.
Цена за прохождение платного обучения будет зависеть от конкретного места обучение и выбранного факультета. Если человек решил поступать в Московский институт, то за первый курс ему придётся заплатить стоимость минимум в 144 тыс. рублей. Для прохождения заочного обучения цена снижена до 60 тыс. рублей. В Петербурге за очное обучение придётся отдать примерно 2.000 у.е. и 1 тыс. у.е. за заочное.
Особенности поступления
Чтобы поступить в любой авиационный институт, необходимы те же действия, что и для поступления в обычные учебные гражданское учреждения, но в этом случае более пристальное внимание уделяется физической подготовке и психологической устойчивости
Абитуриенту обязательно нужно пройти ЕГЭ по русскому языку и математике. А также понадобится справка об успешном прохождении лётной медкомиссии, в результате которой врачи узнают о состоянии здоровья студента. Ещё одна важна проверка — обследование у психолога.
Если несколько абитуриентов получили одинаковые баллы за экзаменах, то выбор будет сделан в пользу молодого человека, который продемонстрировал лучшие навыки в сдаче профильных предметов. В случае неполучения бюджетного места абитуриенты подают заявку на платную форму и также поступают в университет. Для поступления в ВУЗ также набирают девушек, но в большинстве случаев они не допускаются для обучения пилотированию аппаратов. Хотя на авиафорумах неоднократно поднимаются вопросы о пилотессах.
Трудоустройство после окончания институтов и училищ
Выпускники авиационных учебных заведений имеют шанс устроиться работать по специальности в авиакомпании, заводы в сфере производства самолетной, вертолетной и космической техники и авиаузлы. Шансы трудоустройства в качестве пилотов увеличиваются при достаточном количестве часов налета и высоком уровне владения иностранным языком.
Трудоустройство по окончании училища может быть затруднено, несмотря на то, что предприятиям России требуются сотрудники. Как правило, каждый ССУЗ сотрудничает с рядом организаций и компаний, которые регулярно присылают списки вакансий. Многие выпускники предпочитают продолжить профильное обучение в институте или отправиться на военную службу.
Авиационные колледжи в Москве 2019/2020
Авиационные колледжи Москвы: список колледжей Москвы, в которых можно пройти обучение по программам среднего профессионального образования профессий и специальностей связанных с авиацией.
Егорьевский АТК имени В.П. Чкалова – филиал МГТУ ГА: специальности, дни открытых дверей, контакты.
МГОК: специальности, дни открытых дверей, приемная комиссия, контакты.
Колледж «Царицыно»: специальности, дни открытых дверей, контакты.
ПТ №47: специальности, дни открытых дверей, приемная комиссия, контакты.
КСТ: специальности, дни открытых дверей, контакты.
ПК им. Н.Н. Годовикова: специальности, дни открытых дверей, контакты.
Авиационный техникум имени В.А. Казакова: специальности, дни открытых дверей, контакты.
КБТ: специальности, дни открытых дверей, приемная комиссия, контакты.
Долгопрудненский техникум: специальности, дни открытых дверей, приемная комиссия, контакты.
ЗКНО: специальности, дни открытых дверей, контакты.