Создание легендарного самолета
Ту-134 — пассажирский самолет, что включает 76-80 мест и рассчитан на авиамагистраль среднего или малого маршрута. Самолет был представлен конструкторским бюро Туполева.
Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Впервые в истории СССР был использован самолет, управление которым проводилось сразу 3 людьми. Изготовлением занимался авиационный завод города Харьков. Эта модель стала наиболее успешным началом пути СССР по производству самолетов для перевозки пассажиров.
Во времена Союза Ту-134 был признан самым масштабным авиа проектом того времени. Ту-134 — первый самолет, который соответствовал высоким стандартам английского авиа изготовления.
Авиаконструктор Туполев
Производство в масштабном количестве начиналось в 1966 году. Самолет имел три основных вариации: Ту-134 (активная эксплуатация — 1966-1970 гг.), Ту-134А (1970-1980 гг.) и Ту-134Б (1980-1984 гг.)
Расследование
Согласно заключению специальной комиссии, причиной катастрофы стало преступное пренебрежение правилами безопасности полётов — ещё во время предполётной подготовки перед вылетом в Куйбышев КВС поспорил со вторым пилотом, что сможет посадить самолёт «вслепую» (по одним показаниям приборов). В 15:31, перед началом захода на посадку, командир закрыл обзорные окна кабины со своей стороны шторкой слепого полёта и повёл лайнер на посадку; второй пилот, штурман и бортмеханик не препятствовали его действиям.
В итоге к взлётной полосе самолёт подошёл выше глиссады и со слишком большими вертикальной и горизонтальной скоростями. На высоте принятия решения об уходе на второй круг КВС продолжил заход на посадку за шторкой (кроме того, вплоть до столкновения с ВПП второй пилот вообще не управлял самолётом). За 1 секунду до приземления командир дал бортмеханику команду открыть шторку, но тот не успел её выполнить, а второй пилот не принял мер по выравниванию самолёта и потом запоздало взял штурвал «на себя».
Самая крупная авиакатастрофа
24 августа 2004 года произошла самая крупная авиакатастрофа на территории России, проведенную террористами-смертниками: в один день взорвались два самолета. В результате теракта погибло 89 человек — все пассажиры и экипаж самолетов.
Сацита Джебирханова и Роза Нагаева, смертницы, были допущены на рейс по причине халатности работников аэропорта, в частности — капитана милиции Михаила Артамонова.
Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.
Из общего числа катастроф самолетов модели Ту-134 на счет военных действий приходится 10 крушений, из-за терактов — 2.
Ныне ведутся активные работы по производству нового оборудования, техники. Образцы VIP-класса имеют большую популярность среди клиентов различных авиакомпаний.
https://youtube.com/watch?v=QCAZxM3yVH4
Хронология событий
Рейс SU2808 вылетел из Донецка в 21:03 UTC, на его борту находились 7 членов экипажа и 77 пассажиров (в том числе 21 ребёнок). Взлёт и полёт до Иванова проходили штатно, без нарушений.
Для захода на посадку с магнитным курсом 292° высота 1800 метров была занята в 28 километрах от торца взлётной полосы, после чего по команде диспетчера подхода экипаж приступил к снижению до 1500 метров и был переведён под управление диспетчера посадки.
Запросив заход по КГС, экипаж получил разрешение на снижение к четвёртому развороту. Снижение до эшелона перехода 1200 метров выполнялось с магнитным курсом около 20° и вертикальной скоростью 15 м/с. Эшелон перехода 1200 метров (1020 метров по давлению аэродрома) был занят в районе 3-го разворота на радиальном удалении 17 километров и боковом 10 километров.
На скорости 410 км/ч экипаж выпустил шасси. В течение 1 минуты полёт проходил на высоте 1020 метров по давлению аэропорта с магнитным курсом около 20° при скорости 390 км/ч; самолёт двигался от третьего разворота к четвёртому.
За 2 километра до пересечения линии посадочного курса, находясь в 13 километрах от торца ВПП, на скорости 390 км/ч и высоте 1020 метров, экипаж приступил к выполнению четвёртого разворота с левым креном до 25° и одновременным переходом на снижение с вертикальной скоростью от 6 до 13 м/с. Выход из разворота был закончен в 8600 метрах от торца ВПП на высоте 470 метров при скорости 390 км/ч, при этом лайнер оказался на 1900 метров правее линии посадочного курса.
Для парирования бокового уклонения экипаж начал манёвр выхода на посадочный курс с левым креном до 20°. В 6 километрах от аэропорта Иваново-Южный на высоте 260-270 метров и скорости 380 км/ч, находясь правее линии посадочного курса на 1000 метров, экипаж вывел самолёт из крена. Но в результате перекладки стабилизатора создалась вертикальная перегрузка 1,3 единицы и лайнер из снижения с вертикальной скоростью 8 м/с перешёл в набор высоты с вертикальной скоростью 6 м/с. КВС отклонил штурвал «от себя», в результате чего рейс 2808 вновь перешёл на снижение с вертикальной скоростью 10-14 м/с.
В 4500 метрах от аэропорта при боковом уклонении 100 метров вправо, высоте 180 метров и скорости 360 км/ч КВС попытался энергично вывести лайнер на посадочный курс, для чего ввёл его в левый разворот с креном до 35°; разворот выполнялся с увеличением вертикальной скорости до 15—16 м/с. ДПРМ был пройден на высоте 170 метров (по схеме должно быть 210 метров) и 50 метров левее посадочного курса. На высоте 120-130 метров в 3700 метрах от ВПП и в 130 метрах левее линии посадочного курса КВС начал выводить лайнер из крена, при этом не уменьшая вертикальной скорости снижения; на высоте 60 метров при правом крене 10° КВС резко отклонил штурвал «на себя», вследствие чего реализовалась вертикальная перегрузка 1,5 единицы и вертикальная скорость уменьшилась до 6 м/с.
В 22:44 UTC в 2962 метрах от торца ВПП на скорости 370 км/ч рейс SU2808 столкнулся правой плоскостью крыла с верхушками деревьев; в этот момент самолёт находился в 60 метрах левее линии пути и двигался с магнитным курсом 295°. Правое крыло начало разрушаться, лайнер опрокинулся вправо и, пролетев ещё 512 метров, рухнул на землю в 2450 метрах от торца ВПП аэропорта Иваново-Южный на посёлок Лебяжий Луг Ивановской области и полностью разрушился и сгорел; все 84 человека на его борту погибли. На земле был повреждён двухэтажный кирпичный жилой дом и несколько нежилых построек, но никто не погиб и не пострадал.
Крушение ТУ-134 под Минском
1 февраля 1985 произошла крупная катастрофа ТУ-134 под Минском. Практически после взлета самолета, следовавшего рейсом Минск — Ленинград, у судна поочередно отказали оба двигателя, в результате чего самолет упал в лесу. Из 80 человек на борту в живых осталось 22. Расследование происшествия привело к выводу об отсутствии вины членов экипажа в данном инциденте. Спорным оставался вопрос, каким образом оба двигателя самолета пришли в негодность. ТУ-134 1977 года выпуска находился в отличном состоянии на тот момент.
Достоверно подтвердить эту версию не удалось, так как лед, возможно попавший в двигатели, на момент аварии растаял. Последующие эксперименты с двигателями данной модели все же подтвердили версию с попаданием на входы двигателей льда, но не выявили причину возможного оледенения.
Катастрофа ТУ-134 под Минском
Самолет Ту-134, потерпевший крушение в Карелии, один из самых массовых пассажирских лайнеров, которые строили в Советском Союзе.
Самолет Ту-134, потерпевший крушение в Карелии, один из самых массовых пассажирских лайнеров, которые строили в Советском Союзе. Эта машина считается ветераном отечественного авиапрома, напоминает НТВ. Первый полет состоялся в 1963 году, воздушные суда выпускалась на протяжении 20 лет. Ту-134 активно продавался за рубеж, в основном в страны бывшего соцлагеря.
Реактивный Ту-134 стал одним из наиболее удачных проектов в области пассажирского самолетостроения, в историю российской гражданской авиации вошел как самый массовый самолет. Всего было построено 852 таких машины. В последние годы они постепенно выводятся из эксплуатации как морально и физически устаревшие.
Первая катастрофа Ту-134 произошла в 1971 году. При заходе на посадку разбился борт югославской авиакомпании «Авиагенекс». Из 82 человек выжили только пятеро.
В 1986 году в ЮАР потерпел крушение Ту-134, погибли 18 из 28 человек, находившихся на борту. В том же году при подлете к немецкому аэропорту Шенефельд разбился самолет «Аэрофлота». 69 человек погибли, 12 получили ранения.
В 1988 году при посадке в аэропорту Сургута потерпел катастрофу Ту-134 Белорусского управления гражданской авиации. Были погибшие и раненые.
В 1990 году под Свердловском в аварию попал Ту-134, летевший, на борту были 64 пассажира и шесть членов экипажа. Погибли 23 человека, 30 были ранены.
В 1992 году при посадке в аэропорту Иванова, в трех километрах от взлетно-посадочной полосы потерпел катастрофу Ту-134 Ивановского авиаотряда. Погибли 82 человека.
В 1994 году в Московской области разбился самолет Ту-134, принадлежавший Летно-испытательному институту имени Громова. В воздухе машина столкнулась со стратегическим бомбардировщиком Ту-22 М. Погибли восемь человек.
В 1995 году в аэропорту Лагоса при посадке загорелся Ту-134, погибли 10 человек.
В 1997 году при неблагоприятных погодных условиях во время приземления в международном аэропорту Почентонг (Камбоджа) потерпел катастрофу самолет Ту-134 вьетнамской авиатранспортной компании. Из 66 человек, находившихся на борту, в живых остался один ребенок.
В 2004 году в Тульской области упал пассажирский Ту-134 авиакомпании «Волга-авиаэкспресс». Погибли 35 пассажиров и девять членов экипажа. Причиной ЧП стал теракт.
В 2007 году Ту-134, выполнявший рейс Сургут Самара Белгород, приземлился за 400 метров до начала взлетно-посадочной полосы самарского аэропорта Курумоч, задел крылом землю и развалился на части. Шесть человек погибли. Причиной трагедии стала ошибка экипажа.
Модификации самолета Ту
Ту-134А
Ту-134А — первая удачная модификация Ту-134, поступившая в массовое производство. Широкое применение данная модель получила в 70-х годах. Ту-134А подверглась следующим изменениям:
- благодаря смене двигателя на более новую модель самолет требовал меньшее количество топлива;
- отсутствовал тормозной парашют;
- место парашюта заняла вспомогательная силовая установка, которая являлась дополнительным источником энергии;
- число пассажиров увеличилось до 76 возможных;
- фюзеляж Ту-134А удлинили на 2,1 метра;
- внешний вид Ту-134А и Ту-134Б практически не отличался.
Ту-134А подлежал трансформации, вследствие чего появилось 4 функциональных образца: Ту-134А-2, Ту-134А-3, Ту-134АК и Ту-134А «салон».
Ту-134А Аэрофлота
Каждый вариант оригинального Ту-134А обладал улучшенными параметрами, которые привели к открытию Ту-134Б.
Ту-134Б
- уменьшилась масса пустого самолета;
- увеличилось количество запасных выходов;
- пассажирский салон и грузовой отсек подлежали видоизменению;
- число мест достигло своего пика — 80 пассажирских сидений;
- укреплялась силовая мощь транспорта;
- в отличие от Ту-134А, где радар размещался на носе самолета, два экранных локатора были установлены на центральном пульте управления;
- повысился возможный объем запаса топлива.
Ту-134Б также подлежал модельным коррекциям. Ту-134Б-3, Ту-134БВ и Ту-134Б «салон» — результаты модернизации.
Прочие модификации
- Ту-134ЛК — самолет-лаборатория для подготовки космонавтов.
- Ту-134М — усовершенствованный Ту-134Б с встроенным Д-436Т1-134 двигателем и новой техникой.
- Ту-134С — подвид Ту-134А, используемый для грузовых перевозок.
- Ту-134СХ — предназначен для удовлетворения потребность жителей сельской местности.
- Ту-134УБЛ — самолет для проведения тренировок будущих морских и стратегических летчиков.
- Ту-134УБЛ-Ш — самолет для проведения тренировок будущих морских и стратегических штурманов.
- Ту-134Ш-СЛ — лаборатория, проводящая испытания радиоэлектронной техники.
- Ту-134А-3М — самолет VIP образца.
Ту-134УБЛ
Аварии и катастрофы
Начиная с 1966 года самолеты серии Ту-134 потерпели 77 аварий на территориях различных государств.
Катастрофа Ту-134 под Киевом
16 сентября 1971 года самолет держал курс в Киев из Будапешта. Крушение произошло из-за плохой погоды и халатности командования, которое было оповещено о нелетных условиях, но все равно выбрало опасный маршрут. В результате 49 погибших из 72 присутствующих.
Катастрофа Ту-134 под Бухарестом
21 сентября 1977 года самолет направлялся из Стамбула в Будапешт. Заходя на посадку руководство опустило самолет ниже требуемого, поэтому транспорт задел верхушки деревьев и врезался в них. Из 45 пассажиров уцелело лишь 16.
Как установил анализ, авария произошла по вине экипажа в лице 8 членов.
Столкновение двух Ту-134 над Днепродзержинском
11 августа 1979 года над Днепродзержинском произошло столкновение двух самолетов версии Ту-134, что привело к смерти 178 пассажиров. Данная катастрофа вошла в историю, как самая масштабная авария в СССР, и заняла второе место в мировой хронике.
Причиной широкого распространения новости стала гибель футбольного клуба «Пахтакор», находящегося на самолете.
Катастрофа Ту-134 под Софией
10 января 1984 года самолет направлялся из Берлина в Софию. На борту находилось 45 пассажиров и 5 представителей экипажа. Находясь над Софией, самолет попал в снежную бурю.
Командир принял решение совершить посадку на запасной аэропорт города, но проверяющий отдал приказ садиться. Несмотря на отговорки и просьбы экипажа, проверяющий не изменил решения. При посадке крыло самолета зацепило провода. Это стало причиной крушения и гибели всех людей, находящихся на борту.
Падение ТУ-134 в Крыму
10 июля 2006 года произошла катастрофа ТУ-134 при взлете. Самолет должен был проследовать по рейсу Симферополь — Москва. При наборе скорости во время разбега в двигатель судна внезапно попала птица. Экипаж корабля экстренно принял решение прекратить полет. Самолет начал экстренное торможение, но с учетом массы судна, с поправкой на массу полной заправки топливом, остановить его сразу не удалось.
Машина выкатилась за пределы взлетной полосы, где попала в овраг стойками шасси и переломилась пополам. Топливо, вытекшее из-под разрушенной правой плоскости крыла, загорелось. К счастью, никто из пассажиров не пострадал. Само судно после полученных повреждений было списано. Еще одним удачным моментом стало то, что экипаж корабля сумел отвести самолет от зданий аэропорта, избежав жертв.
Падение ТУ-134 в Крыму
Это лишь неполный список аварий с участием самолета ТУ-134. Количество их кажется большим в сравнении с самолетами Vickers Viscount, единственная катастрофа с участием которых произошла в 1960 году под Москвой. Сложно выявить закономерности, предопределяющие крушения. Каждый подобный случай происходит из-за индивидуального набора факторов и после тщательно расследуется. К примерному перечню критических факторов можно отнести следующие причины:
- Резко испортившиеся погодные условия — объективная причина, предугадать возникновение которой порой не представляется возможным.
- Человеческий фактор — набор ошибочных действий, неправильных решений, принятых в критической ситуации, преступная халатность, предшествующая трагедии. Предупредить эти события также весьма непросто.
- Техническая неисправность самолетов. Как в случае с крушением под Минском, данный фактор не связан с халатностью экипажа. Обнаружить причины возникновения неполадок после аварии не всегда выходит из-за значительных повреждений корпуса и двигателей.
Тем не менее, самолеты были и остаются одним из безопасных видов транспорта, где катастрофы являются, скорее, редким исключением из правил. ТУ-134 внесли вклад в развитие гражданской и военной авиации СССР и России и по праву могут считаться достойными представителями авиационного судостроения.