Применение в ходе военных действий
Первый военный вылет Ил-10 совершил 15.04.1945. В бою приняли участие 15 штурмовиков, командование операцией было поручено М.И. Безуху. В 1945 году применялся во время сражений против Квантунской армии на Дальнем Востоке.
Во время Корейской войны активно выполнял боевые задания за северокорейскую сторону. Спустя 2 месяца, после вторжения южнокорейских войск, из 93 штурмовиков боеспособными остались лишь 20 единиц. 11 самолетов Ил-10 северокорейских ВВС были сбиты авиацией ООН. Еще два боевых самолета были перехвачены и переданы США на летные испытания.
Окраска
Первые модели Ил-10 красились аналогично Ил-2 крупными пятнами светло-коричневого, черного и зеленого цветов. Однако 6.10.1944 было выдано указание красить штурмовые самолеты в единственный камуфляж, который состоял из темно-серых полосок на светло-сером фоне. До этого такую раскраску имели лишь истребители. Серый цвет стал постоянным, даже на зиму окрашивание в белый отменили.
С 1945 года заводам, выпускавшим самолеты, необходимо было полностью переходить на новые системы окраски, а уже выпущенные экземпляры разрешалось эксплуатировать, не перекрашивая.
Поэтому на конечном этапе войны против германских оккупантов в небе на фронте можно было видеть и серые, и пятнистые штурмовики Ил-10.
После войны снова пересмотрели раскраску боевых самолетов и вернули прежние довоенные стандарты. Согласно послевоенным изменениям все военные самолеты красились поверх темно-зеленым цветом. Такую цветовую гамму получило большинство Ил-10, произведенных в СССР в 1946-1948 гг., и все чешские В-33. Места расположения опознавательных знаков не менялись. Как и в военное время, они размещались снизу на крыльях, на хвостовом оперении и бортах фюзеляжа.
Бортовые номера наносились белой краской на фюзеляже возле звезды. В военное время дивизии и полки метили свою технику дополнительными цветными знаками быстрой идентификации: кольцами, полосками, звездочками на крыльях и фюзеляже. Часто на Ил-10 рисовались значки наград, которые присваивались экипажу самолета, а на гвардейских машинах, на крыльях ставился спецзнак «Гвардия». Все это к концу 40-х годов стало запрещено в связи с повышением секретности военной сферы СССР и вхождением его в фазу холодной войны. На самолетах остались лишь звезды и номера.
Ил-10 характеристики:
Модификация | Ил-10 |
Размах крыла, м | 13.40 |
Длина, м | 11.12 |
Высота, м | 4.18 |
Площадь крыла, м2 | 30.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 4650 |
нормальная взлетная | 6300 |
Тип двигателя | 1 ПД Микулин АМ-42 |
Мощность, л.с. | |
полетная | 1 х 1750 |
взлетная | 1 х 2000 |
Максимальная скорость , км/ч | |
у земли | 507 |
на высоте | 551 |
Крейсерская скорость , км/ч | 436 |
Практическая дальность, км | 800 |
Скороподъемность, м/мин | 625 |
Практический потолок, м | 7250 |
Экипаж, чел | 2 |
Вооружение: | две 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23 (установленные на крыле) и два 7.62-мм пулемета ШКАС |
одна 20-мм пушка УБ-20 или 12.7 пулемет УБС с сзади | |
до 8 РС-82 или РС-132 | |
бомбовая нагрузка – нормальный вариант – 400 кг (2 ФАБ-100 в бомбовых отсеках и 2 ФАБ-100 на внешних подвесках); перегрузочный – 600 кг (2 ФАБ-50 в отсеках и 2 ФАБ-250 на внешних подвесках) |
Ил-10У
Самолет представлял собой учебно-тренировочный аппарат для подготовки летчиков-штурмовиков. Первые испытания были пройдены в средине 1945 года. В отличие от полноценного Ил-10, на учебной версии кабина стрелка была переоборудована под кабину инструктора и летчика, в которой размещалась доска с указателями поворотов, скорости, высотомером, компасом и авиагоризонтом. Были сняты с самолета: броневая перегородка между пилотом и стрелком, кассета для авиагранат, пускатели реактивных ракет, пулемет УБТ. Откидывающуюся крышку фонаря заменили на сползающую назад по полозьям. Еще одним отличием стало размещение инструктора: в Ил-10У он находился лицом по направлению полета.
Если сравнивать летные характеристики, то ИЛ-10У ничем не уступал боевому товарищу, однако обзор из кабины особенно при посадке был меньше, чем у полноценного штурмовика. Учитывая огромное количество выпущенных Ил-10, возникала острая необходимость создания учебных самолетов-прототипов. Поэтому Ил-10У начали выпускать серийно, и всего с конвейера сошло 280 учебно-тренировочных моделей.
Avia В-33
Чехословакия получила лицензию на производство штурмовиков и начала их производить под именем Avia В-33. Серийное производство проводилось с 1952 по 1956 г. За это время было выпущено свыше 1200 экземпляров-аналогов Ил-10, среди которых около пятидесяти учебных моделей, получивших название СВ-33. Чешские версии самолетов снабжали страны Варшавского договора: Польшу, Румынию, Чехословакию, Болгарию и Венгрию. По своей конструкции эти самолеты ни в чем не отличаются от советских Ил-10 и их модификаций.
Особенности конструкции
Самолет Ил-16 был сконструирован аналогично устройству предшественника – Ил-10. Подробнее:
- Это был одномоторный цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем из бронекорпуса и хвостовой части уменьшенной длины по сравнению с Ил-10.
- Самолет имел также меньшую массу за счет снижения толщины бронеплит и увеличения площади небронированных частей фюзеляжа.
- Устройство крыла осталось без изменений, но с меньшим размахом.
- Основным преимуществом нового самолета была большая скорость, обеспечиваемая новым двигателем, и лучшая маневренность, обеспечиваемая измененной геометрией корпуса.
- Основным недостатком Ил-16 был двигатель новой модели АМ-43НВ. При всех своих достоинствах, прежде всего, большой мощности, двигатель оставался не обкатанным, как говорится, «сырым», к тому же имел низкую износостойкость, что совершенно не годилось для серийного производства.
Ил-4 (ДБ-3Ф) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
Весной 1933 г. в ЦКБ завода № 39 под руководством С.В. Ильюшина велись работы над созданием ближнего бомбардировщика ББ-2 смешанной конструкции. Эта работа дублировала программу создания скоростного Цельнометаллического бомбардировщика СБ конструкции А.Н. Туполева. Затем С.В. Ильюшин по собственной инициативе принял решение о проведении в рамках создания программы ББ-2 исследований по скоростному дальнему бомбардировщику. На основе проведенного анализа различных схем будущего бомбардировщика была выбрана схема двухдвигательного свободнонесущего низкоплана с двигателями М-85.
Оборудование Ил-40
На борту Ил-40 установлено современное оборудование, которое позволяло эффективно применять самолет днем и ночью, в различных метеоусловиях. Носки крыла, киля и стабилизатора, воздухозаборников двигателей оснащались воздушно-тепловыми противообледенителями, горячий воздух к которым поступал из компрессоров двигателей. Лобовое стекло кабины летчика имело электрообогрев.
Пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование самолета представлено навигационным индикатором НИ-50И, авиагоризонтом АГИ-1, гирополукомпасом ГПИ-48, автоматическим радиокомпасом АРК-5 и компасом ЛГМК-3М, командной радиостанцией РСИУ-3М и связной — РСБ-5, переговорным устройством СПУ-5, радиовысотомером РВ-2, маркерным радиоприемником МРП-48П, ответчиком госопознавания «Барий», аэрофотоаппаратами НАФА и АФА.
Во время ведения пушечного огня, бомбометания и стрельбы реактивными снарядами летчик пользовался коллиматорным прицелом ПБП-6, который не давал сбоев на больших высотах и пикировании. Сбрасывание бомб происходило в автоматическом режиме благодаря электрическому бомбосбрасывателю ЭСБР-3П. Кормовая установка оснащалась прицелом СПБ-40. На самолете присутствовала аппаратура, позволявшая снимать результаты бомбардирования в любое время суток.
Во время разработки Ил-40 на его базе в дальнейшем предусматривалось создание нескольких модификаций.
Модификации ИЛ-22 и ИЛ-20Рт
Самолеты Ил-20РТ и Ил-18РТЛ в 1980 г. поступили на вооружение и были созданы на базе Ил-18Д. Они базировались на аэродроме Крайний, что находился на Байконуре. Летный состав был из шести человек плюс инженер-электрик и пять человек, которые использовали бортовой измерительный комплекс: оператор СЕВ, начальник СИПа, оператор АФУ, инженер по МА-9 МКТС и инженер по БРС-4С. Несмотря на то, что самолеты числились за ВКС, они регулярно выполняли задачи ВМФ или РВСН во время испытаний крылатых и баллистических ракет. Потом самолеты были переданы в ВМФ, где применялись по усмотрению командования. Модификация 75 840 была продана и в 2001 г. разбилась. Лишь один самолет использовался по прямому назначению и был модернизирован.
На базе Ил-18Д создавались воздушные командные пункты (ВзКП или ВКП) Ил-22, оборудованные устройством закрытой кодовой связи. В составе экипажей данных самолетов входят офицеры боевого управления и операторы аппаратуры ЗАС. На правом борту находился люк багажного отсека самолета Ил-18, который использовался для аварийного покидания самолета. Все рабочие места были оборудованы чашкой под парашют. На самолете установлена иная кислородная система.
Самолеты Ил-22 и Ил-20 часто открашиваются под так называемый стандарт советского «Аэрофлота» и имеют гражданский регистрационный номер. К тому же на борту рядом с кабиной, как и в пассажирской версии самолета, была надпись «Ил-18». Лишь некоторые машины имели серый (шаровый) цвет, такой как на Ил-38.
Окраска
Первые модели Ил-10 красились аналогично Ил-2 крупными пятнами светло-коричневого, черного и зеленого цветов. Однако 6.10.1944 было выдано указание красить штурмовые самолеты в единственный камуфляж, который состоял из темно-серых полосок на светло-сером фоне. До этого такую раскраску имели лишь истребители. Серый цвет стал постоянным, даже на зиму окрашивание в белый отменили.
С 1945 года заводам, выпускавшим самолеты, необходимо было полностью переходить на новые системы окраски, а уже выпущенные экземпляры разрешалось эксплуатировать, не перекрашивая.
Поэтому на конечном этапе войны против германских оккупантов в небе на фронте можно было видеть и серые, и пятнистые штурмовики Ил-10.
После войны снова пересмотрели раскраску боевых самолетов и вернули прежние довоенные стандарты. Согласно послевоенным изменениям все военные самолеты красились поверх темно-зеленым цветом. Такую цветовую гамму получило большинство Ил-10, произведенных в СССР в 1946-1948 гг., и все чешские В-33. Места расположения опознавательных знаков не менялись. Как и в военное время, они размещались снизу на крыльях, на хвостовом оперении и бортах фюзеляжа.
Бортовые номера наносились белой краской на фюзеляже возле звезды. В военное время дивизии и полки метили свою технику дополнительными цветными знаками быстрой идентификации: кольцами, полосками, звездочками на крыльях и фюзеляже. Часто на Ил-10 рисовались значки наград, которые присваивались экипажу самолета, а на гвардейских машинах, на крыльях ставился спецзнак «Гвардия». Все это к концу 40-х годов стало запрещено в связи с повышением секретности военной сферы СССР и вхождением его в фазу холодной войны. На самолетах остались лишь звезды и номера.
Ил-10 характеристики:
Модификация | Ил-10 |
Размах крыла, м | 13.40 |
Длина, м | 11.12 |
Высота, м | 4.18 |
Площадь крыла, м2 | 30.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 4650 |
нормальная взлетная | 6300 |
Тип двигателя | 1 ПД Микулин АМ-42 |
Мощность, л.с. | |
полетная | 1 х 1750 |
взлетная | 1 х 2000 |
Максимальная скорость , км/ч | |
у земли | 507 |
на высоте | 551 |
Крейсерская скорость , км/ч | 436 |
Практическая дальность, км | 800 |
Скороподъемность, м/мин | 625 |
Практический потолок, м | 7250 |
Экипаж, чел | 2 |
Вооружение: | две 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23 (установленные на крыле) и два 7.62-мм пулемета ШКАС |
одна 20-мм пушка УБ-20 или 12.7 пулемет УБС с сзади | |
до 8 РС-82 или РС-132 | |
бомбовая нагрузка – нормальный вариант – 400 кг (2 ФАБ-100 в бомбовых отсеках и 2 ФАБ-100 на внешних подвесках); перегрузочный – 600 кг (2 ФАБ-50 в отсеках и 2 ФАБ-250 на внешних подвесках) |
Боевое применение
В боевых действиях против фашистской Германии Ил-10 успел принять участие в самом конце войны — с середины апреля по 8 мая 1945г. Новые штурмовики поступили на вооружение в состав 3-х штурмовых авиаполков (ШАП): 571-й, 108-й, 118-й. К месту боевого расположения авиаполки прибыли на новых «илах» 9 апреля 1945г. Начиная с этого дня они принимали участие в боевых операциях. Последние бои состоялись 8 мая, буквально за день до полной капитуляции германских групп войск на всех плацдармах.
Этот период стал серьезным боевым испытанием новому штурмовику. За это время авиаполки понесли особенно большие потери в лётном составе и технике из-за противодействий противника. Однако летные качества самолета, и в первую очередь его маневренность, спасли жизни не одному экипажу.
После окончания войны с Германией самолет Ил-10 принимал участие в боях с японской Квантунской армией на Дальнем Востоке. К этому времени штурмовиками Ил-10 был вооружен один дальневосточный 26-й ШАП. В начале боевых действий самолёты авиаполка использовались для уничтожения вражеских морских судов и зенитных орудий на них. И только с августа 1945г. самолеты стали применять для уничтожения наземных объектов противника. Успешное боевое применение Ил-10 осуществлялось летчиками авиации ВМФ, которые выполняли на новых «илах» топмачтовое бомбометание.
В 1950г., с началом войны в Корее, в состав северокорейских ВВС было передано 93 единицы штурмовика Ил-10. Однако из-за плохой подготовки корейских летчиков и технического персонала, а также противодействия мощных ВВС противника, в основном американских самолетов, к осени 1950г. на вооружении оставалось около 20 боеспособных самолетов. В 1955 году штурмовики Ил-10 прекратили производить, а спустя год, с появлением реактивных самолетов, штурмовики Ил-10 были выведены из состава вооруженных сил СССР.
История создания самолета Ил-10
Благодаря тому, что Ил-2 успешно зарекомендовал себя во время Второй мировой войны, появилась идея о его модернизации в более мощный вспомогательный истребитель. Изначально проектировка относилась к двум основным линиям. Первая касалась вопроса усиления защиты и бомбардировочных свойств самолета (тяжелый штурмовик Ил-8). Но из-за затянутых испытаний самолет в серию так и не попал. Вторая линия касалась резкого улучшения летных данных с однотипным Ил-2, бронезащитой и стрелковым вооружением. Именно Ил-10 стал таким самолетом. У него были меньше размеры, улучшенная аэродинамика и двигатель с жидкостным охлаждением АМ-42.
Ил-2 был неплохим истребителем, но он значительно уступал немецкой авиации и силам ПВО. Вооружение также оставляло желать лучшего. Пушки ВЯ-23 и ШВАК были уже неэффективны против фашистской бронетехники.
К осени 43 года руководство ВВС уяснило, что задерживать с решением о проектировке нового бронированного истребителя нельзя. Он просто-таки был необходим для летней наступательной кампании 1944 года.
Новый самолет по плану был более маневренным и эффективным. Крыло Ил-10 в сравнении с базовой моделью было тоньше и имело ряд различных компоновок. Оно снабжалось посадочно-взлетными щитками по типу «Шренк» и элеронами «Фрайз». Уборка шасси схожа с Су-6, также убирается в межлонжеронное пространство центральной части. При этом колеса поворачиваются на 86 градусов. Благодаря этому лобовое сопротивление и мидель уменьшились. Также уменьшению сопротивления воздуху в полете поспособствовала герметизация всех отверстий и щелей. Были установлены дополнительные перегородки внутри фюзеляжа для создания отдельных отсеков. По итогам проведенной работы лобовое сопротивление Ил-10 практически в двое меньше, чем у базового Ил-2.
Ил-10 видео
https://youtube.com/watch?v=76ipmqAGHCs
За защиту самолета и его боевую живучесть отвечают установленные бронекорпуса. Они защищают основные агрегаты истребителя: силовую установку, топливный и масляный баки вместе с их магистралями. Защиту стрелку и пилоту обеспечивают экранированные бронеплиты, установленные в задней полусфере. К ним относятся бронестенка, бронированная перегородка и подголовник пилота. Бронеплиты состоят из двух восьмимиллиметровых бронелистов с воздушным промежутком. Они намного эффективнее защищают от немецких 20-мм снарядов. Боковые листы, защищающие стрелка и пилота, были толщиной в 6 мм, а нижний боковой – 5 мм. Сверху лётчика прикрывала броня толщиной 6 мм. Агрегаты водо- и маслорадиаторов прикрывала 10-мм броня.
Дополнительный позитивный эффект для живучести самолета осуществлялся за счет использования топливных проектированных баков и повышенной прочности тяг в механизме управления рулем высоты.
Проектировка нового самолета целиком и полностью опиралась на имевшийся опыт с эксплуатацией Ил-2. На Ил-10 установили 4 пушки калибром 20 мм (позже их заменили на 23 мм). На крыльевые балки поставили восемь РС-82 (реактивные снаряды). Внутренний бомболюк и внешняя подвеска использовались в качестве вооружения разнокалиберными бомбами с весом до 600 кг.
Общий вес пустого самолета составляет 4680 кг, полностью же вооруженный тяжелее на две тонны. Последующие модернизации касались в основном улучшения огневой мощи самолета. Также конструкторы из ОКБ спроектировали учебный вариант УИл-10. Боевой модификацией машины в 1951 году был Ил-10М.
Первый опытный полет на самолете совершил В. Коккинаки 18 апреля 1944 года. На заводские испытания ушло меньше чем месяц, они закончились 13 мая. А государственные испытания и вовсе были проведены в короткие сроки – 2 недели. Спешка была инициирована срочной необходимостью самолета на фронте.
По результатам всех испытаний вышло, что самолет не только отвечал необходимым параметрам, но и превзошел их. Максимальная горизонтальная скорость Ил-10 была выше, чем у взятого за базу Ил-2, на 150 км/ч. На высоте до 2000 м воздушный аппарат практически не уступал немецким одноместным истребителям.
До первого мая 1945 года армии передали 630 штурмовиков Ил-10. Он состоял на вооружении ВВС до 60-х годов. Его смогли сменить лишь реактивные самолеты.
Самолёт почти не успел совершить боевых вылетов против немецких истребителей, только в апреле 45 года смогли повоевать 15 Ил-10. Их применяли на Дальнем Востоке против Квантунской армии в августе. Широкое использование самолета относилось к периоду корейской войны. ВВС КНДР получили 93 Ил-10, однако из-за малого опыта корейских пилотов уже через два месяца осталось меньше двадцати машин.
Боевое применение
В боевых действиях против фашистской Германии Ил-10 успел принять участие в самом конце войны — с середины апреля по 8 мая 1945г. Новые штурмовики поступили на вооружение в состав 3-х штурмовых авиаполков (ШАП): 571-й, 108-й, 118-й. К месту боевого расположения авиаполки прибыли на новых «илах» 9 апреля 1945г. Начиная с этого дня они принимали участие в боевых операциях. Последние бои состоялись 8 мая, буквально за день до полной капитуляции германских групп войск на всех плацдармах.
Этот период стал серьезным боевым испытанием новому штурмовику. За это время авиаполки понесли особенно большие потери в лётном составе и технике из-за противодействий противника. Однако летные качества самолета, и в первую очередь его маневренность, спасли жизни не одному экипажу.
После окончания войны с Германией самолет Ил-10 принимал участие в боях с японской Квантунской армией на Дальнем Востоке. К этому времени штурмовиками Ил-10 был вооружен один дальневосточный 26-й ШАП. В начале боевых действий самолёты авиаполка использовались для уничтожения вражеских морских судов и зенитных орудий на них. И только с августа 1945г. самолеты стали применять для уничтожения наземных объектов противника. Успешное боевое применение Ил-10 осуществлялось летчиками авиации ВМФ, которые выполняли на новых «илах» топмачтовое бомбометание.
В 1950г., с началом войны в Корее, в состав северокорейских ВВС было передано 93 единицы штурмовика Ил-10. Однако из-за плохой подготовки корейских летчиков и технического персонала, а также противодействия мощных ВВС противника, в основном американских самолетов, к осени 1950г. на вооружении оставалось около 20 боеспособных самолетов. В 1955 году штурмовики Ил-10 прекратили производить, а спустя год, с появлением реактивных самолетов, штурмовики Ил-10 были выведены из состава вооруженных сил СССР.
Конструкция
Проект получил полностью классическую аэродинамическую схему с низким расположением крыла и однокилевым оперением хвоста. Но у этого самолета есть характерные особенности, которые не позволяют его спутать ни с одним другим:
- Во-первых, в носовой части появился заметный горб, который служит местом расположения объемной радиоаппаратуры.
- Во-вторых, конструкторы провели ряд доработок для усиления фюзеляжа и крыльев.
- В третьих, на самолете нет иллюминаторов (кроме, разумеется, остекления кабины пилотов), а также серьезно сокращено количество входов и выходов (вместо 8 на Ил-86, осталось только 3). Данные меры необходимы, чтобы обезопасить пассажиров от последствий возможного ядерного взрыва в непосредственной близости от Ил-80.
Но в столь серьезном оснащении кроется и большой минус Ил-80. Самолет получился очень тяжелым, что требует для него хорошо подготовленную взлетно-посадочную полосу, а также высокую квалификацию пилотов для взлета и посадки. Большой вес также потребовал установку на Ил-80 сразу четырех опор шасси, а для распределения нагрузки каждая стойка получила тележки по четыре колеса. Шасси убирается в фюзеляж и подкрыльевые ниши.
Под крылом на пилонах размещены 4 турбовентиляторных реактивных двигателя НК-86. Наличие сложного оборудования на борту привело к необходимости установки дополнительных источников энергии. Ими стали 2 турбогенератора, которые спрятаны в гондолах и также закреплены на пилонах под крылом.На носовой части заметна штанга для возможности дозаправки самолета в воздухе.
Вооружение штурмовика Ил-10
Вооружение Ил-10 по составу было аналогично Ил-2., в центроплане оборудованы два бомбоотсека, рассчитанные на бомбовый груз до 400 кг. В перегрузку штурмовик мог поднять 600 кг бомб в различных комбинациях на внутренней и внешней подвесках.
В комплект ударного вооружения входили малогабаритные противотанковые кумулятивные бомбы ПТАВ-2,5-1,5 и специальные ракетные бронебойные снаряды РБС-132 с мощным двигателем.
В хвостовой части фюзеляжа, за бронеперегородкой кабины стрелка-радиста, размещалась кассета с десятью авиационными гранатами, предназначавшимися для защиты хвоста самолета. Сброшенная граната сначала тормозилась небольшим парашютом, а затем, через 3-5 секунд, разрывалась, поражая атакующий снизу истребитель противника. Стрелок на Ил-10 был защищен бронестенкой и отражал атаки из крупнокалиберного пулемета, установленного в полностью закрытой кабине.
В 1945 году, уже после окончания войны, вооружение самолета Ил-10 было значительно усилено: в крыльях установили 4 23-мм пушки НС, а в кабине стрелка вместо пулемета установили 20-мм пушку БТ.
Конструкция
Самолёт Ил-16 в основном был идентичен предшественнику – Ил-10. Как и «десятый», он был одномоторным низкопланом цельнометаллической конструкции, фюзеляж которого состоял из бронекорпуса и отъёмной хвостовой части. При этом хвостовая часть имела меньшую, по сравнению с прототипом, длину.
Дополнительное снижение массы достигнуто уменьшением толщины некоторых бронеплит. Более тонкими стали стенки капота и кабины, кроме того, верхний дюралевый капот стал больше по площади. Толщину нижних бронеплит и бронеспинок сохранили на прежнем уровне. Крыло самолёта осталось неизменным по конструкции, но его размах также уменьшили.
Двигатель АМ-43 отличался от прежней модели «42» усиленной конструкцией головок блока цилиндров, увеличенными клапанами и иными распределительными валами. Прирост мощности дополнительно обеспечивался увеличением оборотов. На Ил-16 установили модификацию АМ-43НВ. У этого мотора карбюратор заменили системой непосредственного впрыска, а в систему наддува ввели интеркулер. На взлёте этот 12-цилиндровый двигатель объёмом 46,6 литров развивал мощность 2300 л.с, номинальная мощность составляла 2000 сил.
Стрелково-пушечное вооружение штурмовика не претерпело значительных изменений даже по сравнению с Ил-2. В крыле устанавливались две 23 мм пушки ВЯ конструкции Волкова и Ярцева. Каждое орудие снаряжалось лентой на 140 выстрелов. Для стрельбы использовались бронебойно-зажигательные и осколочные снаряды массой 198 г.
В некоторых источниках указываются пушки НС-23 конструкции Нудельмана и Суранова – вероятно, в ходе доработок Ил-16 могли перевооружить. Пушки НС использовали 23 мм выстрелы с уменьшенным зарядом, вследствие чего начальная скорость не превышала 700 м/с. При этом масса орудия снизилась почти вдвое – с 66 до 37 кг.
Орудия дополнялись пулемётами ШКАС калибра 7,62 мм, боезапас каждого составлял 700 патронов. На турели бортового стрелка установили 20 мм пушку УБ-20. Другим средством обороны служила кассета с 110 гранатами АГ-2. Первоначальный проект предусматривал возможность размещения бомбовой нагрузки в 200 кг, и 400 кг – в перегруз. Позже максимальную нагрузку довели до 500 кг (две бомбы ФАБ-250), а стандартную – до 400 кг (4 бомбы ФАБ-100).
Дальнейшее развитие штурмовика Ил-2
В ходе серийного выпуска повышалась мощность вооружения. С 1943 г. под крылом самолета начали устанавливать две пушки НС-37. Эффективность поражения бронетанковой техники особенно возросла с созданием малогабаритных противотанковых авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 кумулятивного действия.
При попадании в цель бомба весом в 1,5 кг прожигала броню толщиной до 70 мм. В бомбоотсеки Ил-2 помещалось до 192 авиабомб ПТАБ. Сброшенные в одном заходе, с высоты 75-100 м, они поражали объекты, в том числе практически все танки, на площади 15 х 70 м.
Всего за годы войны предприятиями авиапромышленности было построено 36163 самолета Ил-2 всех модификаций.
Основные модификации штурмовика Ил-2
Достоинства и недостатки
Ил-2 показал себя надёжным боевым товарищем:
- Живучий — чинился в полевых условиях;
- Броня защищала от пуль истребителей, даже бронебойные (о пулемётах и говорить нечего);
- Броня сохраняла экипаж (хоть и сильно побитым, но живым) при аварийной посадке;
- Броня — не добавочный вес, а элемент конструкции;
- Мощный двигатель (даже первый АМ-38 выдавал 1665 лошадиных сил («Як-1» в то же время летал всего на 1100 л. с.), а последующие давали 2000 л.с.);
- Хорошая скорость для своего класса (тяжелобронированных штурмовиков) — 450 км/ч (у аналогов было всего 300 км\ч). Чаще всего успевал уничтожить наземную технику до того, как она отвечала огнём или успевала сделать достаточно отверстий;
- Обилие разного вооружения вплоть до фосфорных кумулятивных снарядов позволяло бороться с различными целями — воздушными, морскими, наземными, бронированными и небронированными.
Ил-2 возвращался домой и без куска крыла…Однако Ил-2 — самолёт несовершенный, особенно в первые годы войны (все 5 лет )
…и даже без куска хвоста Ил-2 доносил пилотов на аэродром.
Были и минусы:
- зенитные снаряды броня почти не выдерживала;
- не мог долго удирать от вражеских истребителей;
- был неповоротливым и неустойчивым при полной загрузке;
- деревянный хвост и крылья легко отстреливались;
- небронированное место стрелка;
- низкое качество изготовления в первые годы — механикам приходилось дорабатывать на месте;
- очень низкая квалификация пилотов — не успевали обучить;
- плохо проработанная тактика в первые годы — не успевали накопить опыт;
- низкая эффективность авиабомб — не сразу появились хорошие прицелы, сбрасывать точно во время пикирования было трудно, как и оценить ущерб.
При всех недостатках это было лучшее — и для тех времён самое инновационное — воздушное орудие, которое действительно спасло страну и приблизило Победу.
Ил-2 и по сей день не забыт — он фигурирует во многих военных играх («Ил-2: Крылатые хищники», «Ил-2: Битва за Сталинград» (БЗС), «WarThunder» и др.), а памятники ему стоят в 5 городах России. Восстановленная версия принимала участие в автосалоне «МАКС-2017» (другая находится во владении иностранного покупателя).