Список авиакомпаний Казахстана, их особенности и преимущества

История и описание

Список компаний, выполняющих авиаперевозки, возглавляет Air Astana. За ней следует SCAT Airlines, Bek Air и Qazaq Air. Последний выполняет только внутренние рейсы.

Air Astana

Air Astana – флагманская авиакомпания Казахстана, основанная в 2001 году. Это совместное предприятие Фонда национального благосостояния Самрук-Казына и британской аэрокосмической компании BAE Systems PLC.

Первым президентом «Эйр Астана» стал бывший руководитель British Airways Ллойд Пэкстон. Под его руководством авиакомпания вышла на чистую прибыль уже в 2003 году, а после банкротства Air Kazakhstan («Эйр Казахстан») расшила полетную программу за счет рейсов в Дубай, Стамбул, Москву, Пекин, Франкфурт и Лондон.

Авиаперевозчик обладает современным молодым авиапарком из 33 лайнеров Airbus, Boeing и Embraer. Средний возраст самолетов – 6,4 лет. В 2020 году компания планирует расширить флот до 54 лайнеров.

SCAT Airlines

Авиакомпания была основана и начала свою деятельность в 1997 году, имеет широкую внутреннюю и международную маршрутную сеть. В 2018 году авиакомпания перевезла 2 млн 200 тыс. пассажиров.

SCAT владеет двумя дочерними авиакомпаниями:

  • Sunday Airlines – выполняет чартерные рейсы в курортные города;
  • «Южное Небо» – выполняет рейсы на Ан-2 и Ан-24 в аэропорты Казахстана, не имеющие возможности принимать крупные авиалайнеры.

Флот авиакомпании состоит из 22 воздушных судов Boeing и Bombardier. Средний возраст воздушных судов – 19 лет.

Bek Air

Авиакомпания Bek Air была основана в 1999 году, она занимает второе место в стране по внутренним перевозкам (после SCAT Airlines). Имеет собственную базу обслуживания самолетов.

В декабре 2019 года, после крушения рейса 2100 Bek Air, деятельность авиакомпании была приостановлена до дальнейшего уведомления правительства Казахстана.

Qazaq Air

Это дочерняя компания Фонда национального благосостояния Самрук-Казына. Создана в 2015 году для обеспечения доступных региональных воздушных перевозок.

Флот Qazaq Air состоит из 5 турбовинтовых самолетов De Havilland Canada Dash 8-400. По результатам первого полугодия 2019 года, авиакомпания перевезла более 920 тыс. пассажиров с начала деятельности.

SCAT

Штаб-квартира в Шымкенте. Начало деятельности – 1997 год. SCAT – крупнейшая авиакомпания Казахстана. Имеет в своём авиапарке 65 самолётов. Средний возраст авиапарка, без учёта находящихся в эксплуатации советских самолётов Ан-2 (выпускался до 1971 года), Ан-24 (выпускался до 1979 года) и Як-42 (годы производства 1977-2003), составляет 18 лет и 2 месяца. Основные авиаперевозки осуществляются 16 самолётами, произведёнными в США и Канаде.

Фото с сайта planespotters.net/Yerbol Yespol
Все воздушные судна Boeing-757 авиакомпании SCAT в настоящий момент находятся на балансе её “дочки” – компании Sunday Airlines

  • 6 узкофюзеляжных самолётов малой и средней дальности Boeing 737 (выпускаются с 1968 года).
  • 4 узкокофюзеляжных среднемагистральных лайнера Boeing 757 (все находятся на балансе дочерней авиакомпании Sunday Airlines).
  • 6 узкофюзеляжных самолётов для региональных авиалиний Bombardier CRJ-200 (начало производства c 1995 года).

Самым старым воздушным судном зарубежного производства в парке авиакомпании SCAT является Boeing 757-21В c бортовым регистрационным номером UP-B5702, который был выпущен 28 марта 1991 года. В настоящий момент обслуживает чартерные рейсы дочерней авиакомпании Sunday Airlines. Приобретён у китайской компании China Southern Airlines, которая использовала его с момента сдачи в эксплуатацию.

Самым “свежим” самолётом зарубежного производства у авиакомпании SCAT является Boeing 737-7GL с бортовым номером LY-AZV (взят в лизинг у литовской компании AviaAM Leasing), который был выпущен 1 апреля 2008 года. Ранее это воздушное судно эксплуатировалось на рейсах авиакомпаний Словакии и Италии.

Выполняет рейсы из Шымкента: в Алматы, Астану, Актау, Москву, Стамбул и Урумчи.

Рейсы из Алматы: в Астану, Актау, Жезказган, Караганды, Кокшетау, Костанай, Петропавловск, Семей, Тараз и Усть-Каменогорск.

Рейсы из Астаны: в Атырау, Жезказган, Павлодар, Петропавловск, Семей, Тараз, Усть-Каменогорск, Шымкент и Казань.

Рейсы из Актау: в Актобе, Атырау, Кокшетау, Астрахань, Баку, Ереван, Краснодар, Махачкалу, Минеральные воды (Сочи), Москву, Стамбул и Тбилиси. 

Рейсы из Актобе: в Астану и Москву.

Рейсы из Караганды: в Кызылорду и Усть-Каменогорск.

Рейсы из Усть-Каменогорска: в Зайсан, Семей-Урджар (оба на Ан-24) и Новосибирск.

Итого: 12 самолётов моделей Boeing 737 и Bombardier CRJ-200 в общей сложности обслуживают 42 маршрута авиакомпании SCAT. Ещё 4 воздушных судна модели Boeing 757, находящиеся на балансе авиакомпании Sunday Airlines, выполняют сезонные чартерные рейсы.

Минимальный тариф на рейс “Алматы – Астана – Алматы”: 21 412 тенге.

Базовый аэропорт

Большая часть рейсов «Эйр Астана» отправляется из основного хаба – международного аэропорта Алматы. Вторичный хаб компании расположен в международном аэропорту имени Нурсултана Назарбаева.

SCAT Airlines осуществляет рейсы из своих хабов в аэропортах Актау, Алма-Ата, Астана, Шымкент. В 2018 году между руководством авиакомпании SCAT и властями Шымкента был подписан меморандум о строительстве нового терминала, благодаря которому планируется увеличение пассажиропотока с 800 тыс. до 3,5 млн человек в год.

«Бек Эйр» базируется в аэропорту города Уральск, а узловой аэропорт Qazaq Air расположен в международном аэропорту Алматы.

Международный рейтинг авиакомпаний

  • 100 лучших авиакомпаний

Независимый рейтинг 100 лучших авиакомпаний мира, которые представлены в поиске Авианити. Ежегодно авиаперевозчиков оценивает британская компания Skytrax и по итогам работы составляет рейтинг авиакомпаний. Звезды Skytrax считаются самыми престижными в мире авиации.

Для оценки авиакомпаний используются 700 критериев и отзывы пассажиров. Одними из самых важных критериев считаются качество обслуживания при регистрации на рейс, посадке на борт, чистота салона самолета, работа экипажа, комфортность кресел, удобство сайты авиакомпании.

В списке представлены лучшие авиакомпании мира 2020 года по версии Skytrax

  1. Qatar Airways
  2. Singapore Airlines
  3. ANA All Nippon Airways
  4. Cathay Pacific Airways
  5. Emirates

Максимальная оценка, которую авиакомпания может получить в рейтинге Skytrax — 5 звезд. Только 10 авиакомпаний в мире были награждены 5 звездами.

В международном рейтинге представлены 3 авиакомпании из России. Наивысшую оценку 4 звезды среди российских перевозчиков получила национальная авиакомпания «Аэрофлот». Далее следует авиакомпания S7 Airlines с 3 звездами и авиакомпания «Россия» с 2 звездами.

Авиакомпании в новом рейтинге указаны в алфавитном порядке. Напротив названия перевозчика представлено количество звезд. Ссылка в названии авиакомпании ведет на страницу с дополнительной информацией о перевозчике, отзывами пассажиров и поиском авиабилетов.

Если вы хотите написать свой отзыв об авиакомпании, то можете оставить его на официальном сайте Skytrax: нужно указать данные пассажира, посадочный талон и ваше мнение о перелете на английском языке. Также отзыв можно оставить на сайте Авианити, на страницах авиакомпаний.

АвиакомпанияРейтинг
Adria Airways
Aegean Airlines
Aer Lingus
Aeroflot
Aerolineas Argentinas
Aeromexico
Air Algerie
Air Arabia
AirAsia
AirAsiaX
Air Astana
Air Austral
Air Bagan
Air Baltic
Aircalin
Air Canada
Air Caraibes
Air China
Air Dolomiti
Air Europa
Air France
Air India
Air Italy
Air Koryo
Air Macau
Air Malta
Air Mauritius
Air Moldova
Air Namibia
Air New Zealand
Air Niugini
Air Nostrum
Air Serbia
Air Seychelles
Air Tahiti Nui
Air Transat
Alaska Airlines
Alitalia
ANA All Nippon Airways
Allegiant Air
American Airlines
Arik Air
Arkefly
Asiana Airlines
Atlasglobal
Austrian Airlines
Avianca
Azerbaijan Airlines (AZAL)
Bahamasair
Bangkok Airways
Biman Bangladesh
British Airways
Brussels Airlines
Bulgaria Air
Cathay Pacific Airways
Caribbean Airlines
Cebu Pacific
China Airlines
China Eastern Airlines
China Southern Airlines
China United Airlines
CityJet
Condor Airlines
Copa Airlines
Croatia Airlines
Cubana Airlines
Czech Airlines
Delta Air Lines
Dragonair
easyJet
Edelweiss Air
Egyptair
El Al Israel Airlines
Emirates
Ethiopian Airlines
Etihad Airways
EVA Air
Fiji Airways
Finnair
Flybe
Frontier Airlines
Garuda Indonesia
Eurowings
GOL Linhas Aereas
Gulf Air
Hainan Airlines
Hawaiian Airlines
Iberia
Icelandair
Interjet
Iran Air
Japan Airlines JAL
Jazeera Airways
Jet Airways
Jet2.com
JetBlue Airways
JetStar Airways
Jetstar Asia Airways
Juneyao Airlines
KLM Royal Dutch Airlines
Kenya Airways
Korean Air
Kuwait Airways
LAM Mozambique Airlines
LATAM Airlines
Lion Air
LOT Polish Airlines
Lufthansa
Luxair
Mahan Air
Meridiana
MIAT Mongolian Airlines
Middle East Airlines
Monarch Airlines
Myanmar Airways
Nepal Airlines
NIKI
Nok Air
Norwegian
Okay Airways
Olympic Air
Oman Air
Onur Air
Pakistan International
Pegasus Airlines
Philippine Airlines
Porter Airlines
Qantas Airways
Qatar Airways
Rossiya Airlines (Авиакомпания «Россия»)
Royal Air Maroc
Royal Brunei Airlines
Royal Jordanian Airlines
Ryanair
SAS Scandinavian Airlines
SATA Air Azores
Saudi Arabian Airlines
Scoot
Shandong Airlines
Shanghai Airlines
Shenzhen Airlines
S7 Airlines
Sichuan Airlines
SilkAir
Singapore Airlines
SmartWings
South African Airways
Southwest Airlines
Spirit Airlines
Spring Airlines
SriLankan Airlines
Sudan Airways
Swiss
Syrianair
TAAG Angola Airlines
TACA
TACV Cabo Verde Airlines
Tajik Air
TAP Portugal
Tarom
Thai Airways
Thomas Cook Airlines
Tianjin Airlines
Tigerair Mandala
Tigerair
Transavia
Tunisair
Turkish Airlines
Turkmenistan Airlines
Ukraine Airlines
United Airlines
Uzbekistan Airways
Vietnam Airlines
Virgin America
Virgin Atlantic
Virgin Australia
Vueling Airlines
Westjet
Wizz Air
WOW air
Xiamen Airlines
Yemenia

Разделяй и летай

Не исключается из планов компании и внедрение программы долевого владения, которая позволит сделать самолеты бизнес-класса доступными для верхушки среднего класса.

Бизнес-джет стоит от нескольких до десятков миллионов долларов, поэтому самолет крайне редко покупают сразу по 100%-ной предоплате – предоставляется финансирование или определенная рассрочка. Для снижения расходов на покупку и содержание в Европе и США также практикуется долевое участие, когда собственниками одного самолета являются от двух до 16 совладельцев. При покупке ВС они делят стоимость приобретения, и в зависимости от этого распределяются доли владения бизнес-джетом. Так же делятся расходы на содержание и услуги управляющей компании. В соответствии с долей начисляется соответствующее количество часов для авиаперелетов в течение года.

Регистрация на рейс

Все четыре перевозчика предлагают пассажирам современную и удобную регистрацию в режиме online. Самостоятельное оформление посадочного талона через интернет доступно на сайте перевозчика за 24 часа до запланированного времени вылета. Закрывается регистрация за 1 час до отправления рейса (у Bek Air за 2 часа).

Чтобы зарегистрироваться на рейс, пассажир заходит во вкладку Online Check-in, вводит свою фамилию, номер брони или билета. После ввода данных пассажир нажимает кнопку «Далее» и следует инструкциям на экране. После завершения процесса регистрации посадочный талон распечатывают на стандартной бумаге формата А4.

С помощью мобильного телефона

Регистрация через мобильное приложение доступна для пассажиров Air Astana, SCAT Airlines и Bek Air. Приложение позволяет сохранить и использовать мобильный посадочный талон, не распечатывая его.

Имея на руках бумажный посадочный талон или электронный документ, путешественник по прибытии в аэропорт проходит прямо к выходу на посадку. Если есть багаж для регистрации, его сдают на стойке для сдачи багажа.

Другие виды транспорта

К другим видам транспорта мы отнесли морской и прибрежный транспорт, а также внутренний водный транспорт.

Морским и прибрежным транспортом в стране перевезено 1,8 млрд тонн груза, а внутренним водным транспортом в тот же период – 1,03 млрд тонн. Рост за 10 лет по морскому транспорту составил 6,7%, тогда как по внутреннему транспорту наблюдалось уменьшение таких перевозок на 14,5%. Также отметим некое снижение перевозок грузов морским транспортом в 2018 году по сравнению с 2013 годом – с 4 млн тонн до 1,8 млн тонн.

Данные виды транспорта не распространены в Казахстане как средство передвижения людей. Так, всего за 2018 год их пассажирами стали только 170,43 тыс. человек за год, тогда как еще по итогам 2008 года показатель был в два раза меньше и составлял 88,6 тыс. человек. А грузообороты морского и внутреннего водного транспорта составили 1,4 млрд ткм и 37,5 млн ткм соответственно.

Фото в тексте: Shutterstock

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с ценными бумагами и иными активами указанных организаций

Как оценивают авиакомпании

Рейтинги присуждаются авиакомпаниям после подробного профессионального анализа стандартов качества компании аудиторским бюро. Типичный рейтинг стандартов основан на анализе от 500 до 800 единиц оценки продуктов и услуг. Сюда входят услуги аэропорта в хабе авиакомпании и бортовые стандарты для всех типов салонов и самолетов.

В качестве примера приведем систему выставления оценок Skytrax – влиятельной британской компании, специализирующейся на изучении качества услуг авиакомпаний и аэропортов. Skytrax была основана в 1989 году, и сейчас ее рейтинги признаны эталоном стандартов авиакомпаний во всем мире. В системе Skytrax Star Ratings используется 5-звездочная шкала.

При присуждении рейтингов выделяют:

  1. Полнофункциональные авиакомпании. Перевозчик оценивается на основе предлагаемых услуг и качества обслуживания на борту и в аэропорту.
  2. Бюджетные авиакомпании (лоукостеры). К ним применяется особая система классификации. Рейтинги учитывают различные уровни цен, дополнительные позиции и анализ их относительной стоимости.
  3. Чартерные авиаперевозчики. Оцениваются на основе предлагаемых услуг и качества обслуживания на борту и в аэропорту. Есть некоторые особенности, относящиеся к туристическим авиаперевозкам.

Наиболее значимые единицы оценки включают:

  • услуги в аэропорту:
    • премиум- и обычную регистрацию;
    • организацию приоритетной посадки;
    • помощь персонала пассажирам по прибытии;
    • приоритетную обработку багажа.
  • на борту авиалайнера:
    • комфортность сидений;
    • информацию о безопасности;
    • наличие предметов для комфорта (пледов, подушек);
    • чистоту и температуру в салоне;
    • развлечения на борту;
    • качество обслуживания и т. д.

Сила – в управлении

Главными задачами нового руководства было проанализировать существующий штат сотрудников и материально-техническую базу Jet Airlines, оптимизировать затраты и как можно быстрее поставить имеющийся самолет на крыло, потому что, несмотря на широкую географию полетов, в течение нескольких лет компания не развивалась и за один год ее единственный самолет имел лишь 30 часов налета. Также необходимо было наладить работу по оказанию услуг приобретения самолетов «под ключ».

Европейское небо для Jet Airlines

К 2017 году компания планирует пройти сертификацию по стандартам качества (IOSA, ISO9001:2008 и AS9100:2009), а также получить второе свидетельство эксплуатанта – AOC в европейской стране. По последнему вопросу руководство Jet Airlines уже ведет переговоры с администрацией гражданской авиации одного из государств. В случае положительного решения для авиакомпании откроется небо Европы.

«В ситуации, когда требования со стороны контролирующих органов постоянно повышаются, расходы на содержание авиакомпании, несомненно, увеличиваются, – рассказывает Исаев. – В таких условиях выживет только самоокупаемая компания, а это возможно только в том случае, если она будет высокоорганизованной и грамотно управляемой. Тем более что рентабельность такого бизнеса в среднем составляет около 15%. В противном случае он садится на шею своему владельцу».

На сегодняшний день в Jet Airlines работают около 40 высококвалифицированных специалистов летного, инженерно-технического и управленческого состава, имеющих богатый опыт работы в системе обеспечения полетов высокопоставленных государственных лиц республики. Компания берет под управление частные самолеты корпораций или бизнесменов, организуя внутренние и международные частные и чартерные VIP-перевозки. В этом случае чем больше самолетов находится под управлением, тем меньше затраты на содержание персонала в совокупности на один самолет и, соответственно, ниже стоимость летных часов. Поэтому с момента покупки «флага», в результате планомерной работы с владельцами имеющихся в Казахстане самолетов, флот авиакомпании увеличился уже до четырех самолетов. Вместе с тем Jet Airlines оказывает услуги консультаций по покупке, продаже и даже trade-in воздушных судов VIP-класса, начиная с выбора модели и вплоть до организации их эксплуатации.

«Выбранная нами бизнес-схема уже дает свои плоды. До нашего прихода компания на 100% существовала за счет субсидий собственника. Сейчас у нас очень хороший оборотный капитал. Самолеты летают по 40 с лишним часов в месяц. Ежемесячная прибыль составляет около 30–40 млн тенге», – подчеркивает Абдулатип.

Стоит отметить, что бизнес-авиация – это на 100% клиентоориентированная область. Отношения между клиентом и оператором выстраиваются долго, в процессе переговоров и последующей совместной работы. Компания-оператор должна зарекомендовать себя как высокопрофессиональная, оперативная, безопасная, обеспечивающая должный уровень сервиса по конкурентной цене

Очень важно заработать такую репутацию, особенно когда речь идет о только формирующемся казахстанском рынке бизнес-авиации. Заказать рейс бизнес-джета (реактивный самолет для деловой авиации) сегодня могут позволить себе не только люди из первой десятки рейтинга богатейших бизнесменов, но и представители «среднего звена», часто это могут быть групповые рейсы

В основном же это, конечно, бизнесмены и большие корпорации.

«Чтобы привлечь клиента в таком узком сегменте авиационного рынка, нужны хорошая репутация, опыт, наработанные связи и, что немаловажно, привлекательные, льготные условия в части покупки самолета, его обслуживания и организации эксплуатации», – отмечают авиаторы. В этом плане у Jet Airlines имеются выгодные соглашения на получение приоритетных предложений и скидок при покупке ресурсной авиатехники от американских и европейских брокеров с финансированием и рассрочкой, налажена работа с хэндлинговыми компаниями для оперативной и экономичной организации полетов по всему миру, установлена оперативная связь с авиационной администрацией РК

Авиакомпания также имеет тесные связи с американским учебным центром Flight Safety и получает выгодные условия на обучение персонала.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий