Катастрофа А321 над Синайским полуостровом

Версии трагедии: ошибка пилотирования и старый самолет

Сразу после инцидента специалисты начали выдвигать различные версии трагедии. Гипотеза о том, что самолет рухнул из-за ошибки летчиков, была сразу признана несостоятельной. Дело в том, что это воздушное судно управлялось опытными пилотами, причем командир экипажа Валерий Немов налетал свыше 12 тыс. часов.

Между тем позднее СМИ узнали подробности эксплуатации самолета. Выяснилось, что он уже давно выполняет рейсы на дальние расстояния.  Выпущен он был весной 1997 года, а 9 мая совершил свой первый полет. После этого воздушное судно передали американской компании ILFC, которая сдала его в лизинг Ливану на шесть лет. 2 июня 2003 года уже под бортовым номером TC-OAE самолет сдали в лизинг компании Onur Air из Турции, которая, в свою очередь, позднее сдавала лайнер в сублизинг саудовской Saudi Arabian Airlines, а с июня по сентябрь 2010-го сирийской Cham Wings Airlines. Весной 2012-го TC-OAE вернулся к ILFC, и с апреля 2012 года был взял в лизинг «Когалымавиа», которая через месяц работала под торговой маркой Metrojet.

16 ноября 2001 года с самолетом произошел один неприятный инцидент. Воздушное судно совершало рейс ME 306 по маршруту Бейрут – Каир. При заходе на посадку в аэропорту египетской столицы пилоты слишком высоко подняли нос самолета, после чего хвост опустился и сильно ударился о землю. Никто из летевших тогда 88 человек не пострадал. Лайнер отремонтировали, и он продолжил полеты. Накануне вылета 31 октября 2015 года самолет прошел полное техническое обслуживание, вопросов к состоянию судна не возникло.

Так как Египет считается одним из самых популярных направлений у туристов, к расследованию причин трагедии Airbus A321-231 приступили сразу несколько стран мира – Россия, Египет, Франция, Германия, а также власти Ирландии и США. При этом общее руководство осуществляли следователи из Египта, так как инцидент произошел в воздушном пространстве этой страны.

1 ноября 2015-го удалось расшифровать обнаруженные ранее «черные ящики» со злополучного самолета. В этот же день Следственный комитет РФ возбудил уголовные дела по статьям 263 и 238 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена» и «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

Те же трупы

Руководитель созданного после катастрофы благотворительного фонда “Рейс 9268” Ирина Захарова помнит, как в тот день ехала вместе с мужем в аэропорт встречать дочь Эльвиру с отдыха. Новость о крушении самолета, летевшего из Египта, ей сообщил брат по телефону. Родители 28-летней Эльвиры Воскресенской не обнаружили дочь в списках погибших. Для опознания тела им необходимо было сдать анализы ДНК, результатов ждали больше месяца.

– Информации не было вообще никакой. Один единственный раз в “Плазе” людей собрали 31 числа, когда всем было уже понятно, что произошла трагедия, – рассказывает Ирина Захарова.

Эльвира Воскресенская

Эльвира Воскресенская родилась и выросла в Петербурге, с детства мечтала стать криминалистом, служить и помогать людям.

– Мы ее отговорили с отцом, потому что быть криминалистом очень сложно. Она по специальности инженер-программист, но все равно пошла в эти структуры: устроилась в районную инспекцию МЧС, занималась дознанием, изучала причины и следствия пожаров. Она нам сказала: “Вы меня не пустили в криминалистику, чтобы у меня был нормальный образ жизни, как у женщины, не связанный с преступностью и трупами. Так у меня те же трупы, только после пожара”, – вспоминает она.

На службе Эльвира познакомилась с будущем мужем, который работал в той же части пожарным. Бывало, что молодожены встречались на пожарах. У супругов не совпали даты отпусков, поэтому в последнюю поездку Эльвира отправилась не с ним, а с подругой.

“Правды нет”

Ирина Захарова считает, что это был теракт, который стал реакцией на ввод российских вооружённых сил в Сирию за месяц до трагедии.

Ирина Захарова

– До конца никто ничего не знает, и правды нет. Единственная версия у родственников, которая изначально была – что это месть за сирийскую войну. Мы вторглись на территорию Сирии, нам показали наше место. Практически у всех родственников единое мнение по этому вопросу. А кто это сделал, мы уже не знаем, – добавила она.

По мнению адвоката россиян Михаила Загайнова, который вместе с коллегой Давидом Кухалашвили представляют интересы семей пострадавших в судах Египта, промедление с расследованием крушения самолета над Синайским полуостровом может иметь “политический момент”.

– Они, видимо, считают, что если признают это терактом, то будет нанесен удар по их репутации как государству. С нашей точки зрения, совершенно неправильная постановка вопроса. Если бы они признали, покаялись и заплатили серьезные компенсации родственникам погибших, то они показали бы свою политическую силу. А так – это только показывает их слабость и неспособность отрегулировать вопросы по борьбе с терроризмом на своей территории, – считает Загайнов.

Реакция

Президент РФ В.В. Путин выразил слова соболезнования близким и родственникам жертв трагедии. На главу Правительства Д.А. Медведева была возложена обязанность создать комиссию по расследованию причин авиакатастрофы. В. Путин призвал найти и ликвидировать виновных в трагедии террористов.

Соболезнования близким и родственникам погибших, а также всем россиянам, высказали:

  • президенты и премьер-министры боле 50 стран мира,
  • Папа Римский,
  • генеральные секретари,
  • главы религиозных сообществ РФ.

Для родственников погибших пассажиров были открыты «горячие линии»: по телефону можно было узнать всю информацию о пострадавших близких.

Скандальный французский журнал «Шарли Хебдо» выпустил на своих страницах 3 карикатуры, иллюстрирующих авиакатастрофу, вызвавшую резкую негативную критику со стороны российского руководства и общественности. Иллюстрации были названы «кощунственными», «жестокими» и «издевательскими по отношению к жертвам трагедии».

Совбез ООН выпустил заявление, в котором осудил теракты, в том числе катастрофу над Синаем.

Траур

года стал днем траура для россиян. В Северной столице состоялся трехдневный траур, в Ленинградской области – четырехдневный.

Последствия

После крушения самолета «Когалымавиа» Россия приостановила авиасообщение с Египтом, а туроператорам запретили работать на этом направлении. Весь год они ждали возобновления сообщения со страной, которая многие годы была одним из основных курортных направлений для россиян. По последним данным, это может произойти не раньше декабря-января.

Для возобновления полетов египетской стороне необходимо выполнить ряд требований по обеспечению безопасности аэропортов (полный их список официально не обнародовали). В течение года Россия неоднократно направляла в Египет своих специалистов для проверок в аэропортах Каира, Шарм-эш-Шейха и Хургады, но каждый раз обнаруживала нарушения. По словам источников газеты «Аль-Ватан», которых цитирует ТАСС, «ряд российских структур отказывается обсуждать вопрос о возобновлении авиасообщения с Египтом до появления результатов официального расследования».

С закрытием авиасообщения Египет понес значительные убытки. От обвала туризма — одной из ключевых для страны отраслей (более 11% ВВП до ноября 2015 года) — бюджет Египта, по оценке Reuters недополучил более трех миллиардов долларов. 

Крушение российского аэробуса и последующее прекращение полетов в Арабскую республику привело к проблемам и для самой «Когалымавиа» и связанного с ней туроператора Brisco, который был заказчиком рейса 9268. С весны 2015 года тянется дело о признании перевозчика банкротом, следующее заседание состоится 10 ноября. В марте Росавиация ограничила сертификат эксплуатанта «Когалымавиа» и лишила ее допусков на 13 международных направлений.

Организатор рейса туроператор Brisco 2 августа приостановил работу до тех пор, пока не погасит задолженности перед клиентами и агентствами. Как сообщалось на сайте Brisco, после закрытия полетов в Египет и Турцию компания понесла «колоссальные финансово-экономические потери».

Память

На Румболовой горе во Всеволожске на вторую годовщину трагедии открыли памятник «Сад памяти». Финансировали проект из областного бюджета и бюджета Всеволожска. На гранитной плите увековечены имена всех погибших пассажиров рейса 7К-9268. Также в этот день все колокола  храмов Петербурга пробьют 224 удара, в честь каждого погибшего человека.

Фото: «Сад памяти»

В Петербурге 28 октября открыли памятник «Сложенные крылья». Мемориал поставили на месте захоронения неопознанных пассажиров «Аэробуса». В небо запустили 25 белых шаров, символизирующих погибших в катастрофе детей.

Фото: «Сложенные крылья» / Администрация Санкт-Петербурга

По всей стране ежегодно проходят акции памяти жертв катастрофы на Синаем.

После трагедии активисты создали благотворительный фонд «Рейс 9268». Фонд поддерживают администрация Ленинградской области, администрация Петербурга, Российский союз спасателей и Гильдия Кузнецов. В феврале 2016 года, при содействии фонда, более 80% семей родственников погибших письменно поддержали идею строительства храма и памятника в память о погибших пассажирах и экипаже рейса 9268. Храм великомученика Димитрия Солунского построят в МФК «Балтийская жемчужина».

Фото: Эскизный проект храма святого великомученика Димитрия Солунского в МФК «Балтийская жемчужина» / flight9268.ru

ФСБ: На борту Airbus взорвалась бомба

16 ноября глава ФСБ РФ Александр Бортников рассказал, что трагедия случилась в результате террористического акта. По его словам, на борту лайнера сработало самодельное взрывное устройство, чья мощностью составила до 1 кг в тротиловом эквиваленте. На обломках самолета и вещах пассажиров специалисты нашли следы взрывчатого вещества. 17 ноября российские власти попросили помощи у международного сообщества в установлении лиц, причастных к теракту. За ценную информацию об было обещано вознаграждение 50 млн.

Что касается следователей из Египта, то они достаточно долго не хотели признавать, что причиной авиакатастрофы был теракт. Это произошло только в начале 2016 года.

Кто причастен к трагедии

В ходе расследования этого дела сначала наиболее громко звучала версия о том, что за терактом стоит «Вилаят Синай» – местное подразделение запрещенной в РФ террористической организации «Исламское государство». Вскоре после случившегося члены этой группировки заявили о себе, взяв ответственность за преступление.

Однако звучали и другие версии. Многие эксперты полагали, что к теракту причастна прокатарская организация «Ансар Бейт аль-Макдис», также присягнувшая на верность ИГ. О ней же сообщила американская разведка.

Как бы то ни было, но авиакатастрофа российского пассажирского самолета под Синаем привела к тому, что силы ВКС РФ стали интенсивнее наносить удары по позициям боевиков и вооруженной оппозиции в Сирии. К налетам на инфраструктуру ИГ была привлечена российская стратегическая авиация. Вместе с тем имена конкретных исполнителей теракта пока не установлены.

Какую поддержку получают родственники экипажа в Москве и что известно о выплатах им

— То, что делают в Петербурге для увековечения, — это всё большая заслуга фонда. Для нас это имеет большое значение. Если нам построят еще и духовно-просветительский центр — это будет еще одно место, куда мы сможем приехать и поклониться памяти родных и близких, — говорит отец 25-летнего бортпроводника Алексея Филимонова, москвич Андрей Филимонов.

Андрей рассказывает, что эти два года регулярно созванивается и списывается с родственниками экипажа. Почти все они живут в Москве и Подмосковье, стараются чаще встречаться и поддерживать друг друга. Иногда приезжают на встречи фонда в Петербурге.

25-летний Алексей, по словам отца, попал на борт в последний момент: он не должен был работать на этом рейсе: по дороге в аэропорт его машина сломалась на МКАД, в итоге молодой человек пропустил свой рейс и попал в резерв. Его вызвали за 12 часов до вылета, чтобы заменить другую бортпроводницу.

Сведения о рейсе

Самолет

Airbus A321-231 был произведен в 1997 году. Затем судно передали владельцу – лизинговой корпорации ILFC, которая предоставила его в аренду компании MEA (Ливан). Авиалайнеру был присвоен номер F-0HMP, его вместимость составляла 149 чел. В Ливане он использовался 6 лет, и в 2003 году был возвращен ILFC.

В 2003 году самолет был снова передан в аренду корпорации Onur Air (Турция). Борт судна был модернизирован, его вместимость увеличилась до 220 чел. В 2007 году авиалайнер был передан в сублизинг фирме Saudi Arabian Airlines (Саудовская Аравия), а в 2010 — Cham Wings (Сирия). В 2012 авиалайнер был сдан в аренду ООО «Когалымавиа».

Согласно информации лизинговой компании, самолет обслуживался на соответствующем нормам уровне, вовремя осуществлялся технический контроль и проверки. 26.10.2015 был проведен еженедельный техосмотр, 18.03.2014 самолет проходил заводской контроль. За все годы использования лайнер выработал 46-48% своего номинального ресурса рейсовых перелетов.

Экипаж и пассажиры

Экипаж

На судне работал российский экипаж, включая:

  • 2 опытных пилотов,
  • 5 бортпроводников.

Среди пассажиров, находившихся в момент катастрофы на борту самолета, было 192 чел. взрослых и 25 детей. Самый старший из них был в возрасте 77 лет, самой младшей девочке было 10 мес. При крушении все люди умерли. Фото погибших были размещены на нескольких официальных сайтах.

Список пассажиров погибших над Cинаем

Большая часть жертв катастрофы проживала в северо-западных регионах РФ, также в самолете было 4 гражданина Украины и 2 из Беларуси.

В списке погибших при падении самолета, были:

  • А.Копылов – замглавы администрации города Пскова,
  • Д. Громова (10 мес.), чье фото стало символом авиакатастрофы.

“Убрал детское кресло”

Петербургский бизнесмен Олег Винник потерял в авиакатастрофе пятерых членов семьи. В самолете были его жена Марианна, двое маленьких детей Александра и Дмитрий, мать и бабушка супруги. Утром 31 октября 2015 года Олегу позвонил тесть и сообщил, что самолет рейса 9268 пропал с радаров.

– Я убрал детское кресло в другую машину и все. Дальше помню очень смутно все, что происходило со мной в тот день. За мной заехал мой лучший друг, отвез в аэропорт собирать информацию. Я был в состоянии полного неадеквата, – вспоминает Олег Винник. После обнародования списков погибших в аэропорту Пулково Олег убеждал психологов, что его близкие еще живы, просил не хоронить его семью раньше времени.

Останки Airbus A321 на территории Синайского полуострова

Некоторые родные погибших узнавали о крушении самолета из новостей по телевизору. Сестра погибшего в катастрофе жителя Ленинградской области Анатолия Киселёва Любовь Муравьёва рассказала Север.Реалии, что о катастрофе услышала в новостях. Она говорит, что брат не хотел ехать в отпуск в Египет. Его уговорили подруги детства – Анна Зорькина и Наталья Кузнецова. Они росли в одном дворе и попросили съездить с ними, чтобы не отдыхать одним.

– Он говорил: “Приеду, денег заработаю, найду девушку и женюсь”. Я забеременела перед отъездом. Он обещал купить мне тунику для беременных после отпуска. Он так радовался, что дядькой станет, – вспоминает Любовь Муравьёва.

К полудню в аэропорт “Пулково” начали съезжаться родственники пассажиров, летевших из Египта, пытаясь получить информацию о неприбывшем рейсе. Власти Египта тогда сообщили, что в центральной части Синайского полуострова обнаружены обломки российского самолета, на место происшествия направлены машины скорой помощи и выживших скорее всего нет. Для работы с потерпевшими в аэропорту был организован оперативный штаб из сотрудников авиакомпаний и МЧС: родственников встречали и автобусами перевозили в гостиницу, где с ними беседовали психологи.

Семья Олег Винника, погибшая в авиакатастрофе

– Есть такая компания “Трансаэросервис” – они были представителями “Когалымавиа” и непосредственно принимали участие во всем: встречали людей, организовывали автобусы. Основная задача оперативного штаба была успокоить родственников, он же занимался перевозкой сюда “грузов 200” (погибших. – СР). Спустя сутки МЧС начали самолетам Ил-76 их вывозить оттуда, – рассказал Север.Реалии один из сотрудников оперативного штаба по работе с родными разбившегося лайнера.

Пропавшие жертвы

В марте 2020 года Олег Винник разместил на сайте Change.org петицию от имени родственников погибших рейса N9268 с просьбой к российским властям повлиять на правительство Египта, которое не признает случившееся терактом. Обращение собрало более 85 тысяч подписей, однако никаких результатов не принесло.

– Единственное, чего мы добились, лично мне позвонила Мария Захарова (официальный представитель МИД РФ. – СР). Она обещала, что в этом вопросе мне посодействует, но, к сожалению, этот вопрос не закрыт, прошло уже полгода, а результатов нет. Ссылаются, конечно, на пандемию, но мы же все понимаем прекрасно, что это все вопрос переговоров, и они не всегда должны проводиться лично, можно же письмами обмениваться, – рассуждает Олег Винник.

В конце 2015 года компания “Ингосстрах” выплатила потерпевшим в авиакатастрофе родственникам примерно по 700 тысяч рублей на одного погибшего. Еще по 1 млн рублей они получили от государства и по 150 тысяч – от авиакомпании. Адвокат Анатолий Кучерена тогда назвал страховые выплаты мизерными.

В начале 2016 года группа из 30 родственников подала в египетские суды иски к “Когалымавиа” и “Ингосстрах” о возмещении морального вреда в размере $3 млн на каждого потерпевшего. Отдельным блоком были поданы иски к Шерифу Исмаилу, премьер-министру Египта на момент крушения А321, и трем его подчиненным — главам МВД, министерств финансов и авиации. Заявители обвинили госслужащих в халатности при обеспечении безопасности полетов. Некоторые родственники лично приезжали на суды в Египет.

– Я не прилетал, я туда ни ногой, потому что эта страна убила мою семью и не признает это, говорит, что это была авария, а я человек эмоциональный, для меня это тяжело, – говорит Олег Винник.

Неопознанные останки

Тела погибших привозили в Петербург в первые дни после авиакатастрофы. Следователи приглашали родных на опознание в крематорий. В декабре 2015 года удалось идентифицировать только 58 тел, похоронить – 47. Родственники жертв авиакатастрофы тогда выступили с открытым письмом с жалобой о недостатке информации о расследовании аварии, а также о том, что им не отдают тела родных. Неопознанные останки погибших захоронили только спустя два года после катастрофы.

– Нам наших детей отдавали частями по мере того, как были проведены исследования по ДНК. Кто-то опознавал близких визуально в первые дни — у кого были целые тела, а основная часть людей ждала очень долго, как и мы. Это отдельная тема, потому что захоронение проходило в несколько этапов. Мы ждали анализы ДНК, и только через 40 дней выдавали. А потом еще была одна экспертиза, выдавали в колбах, потом была третья экспертиза и третье захоронение было. Конечным захоронением были неопознанные останки, которые не подлежали уже экспертизе. 715 неопознанных частей останков захоронены сейчас на Серафимовском кладбище в общей могиле, там памятник стоит, – рассказывает Ирина Захарова.

Мемориал памяти жертвам авиакатастрофы

Реакция

Президент РФ В.В. Путин выразил слова соболезнования близким и родственникам жертв трагедии. На главу Правительства Д.А. Медведева была возложена обязанность создать комиссию по расследованию причин авиакатастрофы. В. Путин призвал найти и ликвидировать виновных в трагедии террористов.

Соболезнования близким и родственникам погибших, а также всем россиянам, высказали:

  • президенты и премьер-министры боле 50 стран мира,
  • Папа Римский,
  • генеральные секретари,
  • главы религиозных сообществ РФ.

Для родственников погибших пассажиров были открыты «горячие линии»: по телефону можно было узнать всю информацию о пострадавших близких.

Скандальный французский журнал «Шарли Хебдо» выпустил на своих страницах 3 карикатуры, иллюстрирующих авиакатастрофу, вызвавшую резкую негативную критику со стороны российского руководства и общественности. Иллюстрации были названы «кощунственными», «жестокими» и «издевательскими по отношению к жертвам трагедии».

20.11.2015 Совбез ООН выпустил заявление, в котором осудил теракты, в том числе катастрофу над Синаем.

Траур

1.11.2015 года стал днем траура для россиян. В Северной столице состоялся трехдневный траур, в Ленинградской области – четырехдневный.

Хронология событий

Предшествующие обстоятельства

30.10.2015 года аэробус A321-231 совершил 2 нормальных рейса по запланированным маршрутам: Шарм-аль-Шейх—Самара—Шарм-аль-Шейх. Конечная высадка пассажиров в аэропорту была завершена в 15:30, и у представителей выполнившего ее экипажа претензий к состоянию оборудования не было. Судно прошло плановое техобслуживание, и утром 31.10.2015 года заступил новый экипаж (В. Немов и С. Трухачев), и началась подготовка к последующим рейсам — Шарм-аль-Шейх—С.-Петербург—Шарм-аль-Шейх.

Компания «Когалымавиа» была членом международного объединенного холдинга, специализирующегося на туризме – «TH&C», в него входила и компания «Бриско», заказавшая рейс из Египта в Северную столицу.

Катастрофа

В 5:50 по местному времени Египта (6:50 по Москве) самолет вылетел из аэропорта Шарм-аль-Шейха, взял курс на север вдоль берега залива и постепенно поднялся до 6,4 км. Через 12 минут полета лайнер повернул налево, чтобы миновать Синайский полуостров и достичь Средиземноморья, пилоты намеревались набрать высоту 9,75 км.

На 23-ей минуте полета авиалайнер набрал скорость 755 км/ч и поднялся 9,4 км, когда ситуация вышла из нормального режима. Судно стало падать со скоростью 1,8 км / мин. В 04:13 по ГЕС запись бортового самописца прервалась, на фоне постороннего шума. После 24 минут полета самолет разбился на территории Синая и мгновенно был разрушен.

Поисковые службы нашли остатки катастрофы среди горных массивов полуострова в 50 км от города Нехель. Обломки самолета и фрагменты тел погибших были разбросаны в радиусе 13км, на территории общей площадью 30 км.

Зачем семьи погибших судятся из-за компенсаций

19 октября стало известно, что родственники погибших подали коллективный иск на 93 млрд 158 млн рублей. Тогда говорилось, что заявителями выступили 149 человек. По словам Войтенко, сейчас речь идет уже о почти 160.

Адвокат Анатолий Кучерена, представляющий интересы части заявителей, пояснил, что ответственность перевозчика «Когалымавиа» была застрахована компанией «Ингосстрах». Он подтвердил, что страховая компания выплатила минимальную сумму в 2 млн рублей.

— Жизни пассажиров и сам перевозчик были застрахованы на достаточно большую сумму. По данным наших адвокатов, более чем на 700 млн долларов, но выплатили только минимальные компенсации. Вообще, таких низких компенсаций, как в России, нет практически нигде. Мы хотим добиться того, чтобы у нас были такие же стандарты, как в Европе и Америке, и чтобы эта сумма перестраховки распределялась прежде всего между родственниками погибших. Они пострадали больше всех, — считает Александр Войтенко.

При этом точная сумма, на которую был застрахован рейс и пассажиры, до сих пор неизвестна.

Расследование причин трагедии над Синаем

Расследование падения самолета осуществлялось совместными усилиями нескольких стран мира, включая Египет и РФ, а также представителей «Эйрбас» и IASA.

1.11.2015 началось следствие: анализ информации, содержащейся в бортовых самопишущих устройствах, которые практически уцелели, и исследование останков погибших. В России было возбуждено дело по статьям 263 и 238 Уголовного кодекса России.

То, что остатки авиалайнера нашли на большой территории площадью около 30 км, позволило сделать вывод, что трагедия произошла на большой высоте.

7.11.2015 года официальное руководство Египта высказалось о результатах расшифровки, из которых следовало, что в завершении записи были слышны посторонние громкие звуки. В конце полета зафиксирована высота 9,415 км и скорость около 520 км / ч, судно двигалось под руководством автоматического пилота, которому нужно было набрать высоту.

На тот период озвучивалось несколько версий причин авиакатастрофы:

  • изношенность оборудования воздушного судна;
  • воспламенение топливного бака;
  • повреждение литиевой батареи лайнера.

16.11.2015 года была получена информация, что самолет разбился из-за террористического акта – сработало СВУ, расположенное в задней части аэробуса, общей мощностью 1кг тротиловом эквиваленте. Такой вывод был сделан после того, как на фрагментах самолета, личных вещах и телах погибших были найдены остатки взрывоопасных веществ не российского изготовления.

Анализ остатков самолета показал, что СВУ сработало в задней части судна, в 30-32 рядах.

14.12.2015 года специальная комиссия, организованная руководством Египта, заявила об окончании расследования авиакатастрофы и готовности отчета по ней. В нем указывалось, что в процессе анализа причин трагедии не найдено ничего, свидетельствующего о теракте. Это объясняется тем, что в обратном случае косвенной причиной катастрофы стала бы недоработка службы безопасности аэропорта Египта.

В начале 2016 года действующий глава Египта признал, что авиалайнер потерпел крушение в результате террористического акта.

Причина катастрофы

03.11.2015 из источников в оборонном ведомстве США стало известно, что американский спутник заметил яркую вспышку, соответствующую по месту и по времени аварии аэробуса А321. Никаких доказательств поражения его ракетой не было зафиксировано, так как наблюдался бы температурный след. Воспламенение в воздухе свидетельствовала о том, что трагедия не могла произойти при посадке.

Через несколько дней после авиакатастрофы одна из террористических групп в составе «ИГИЛ» объявила о своей причастности к инциденту. Однако официальное руководство Египта в качестве предполагаемой причины трагедии называла неисправность оборудования.

Ряд представителей СМИ, российские и египетские руководители транспортных ведомств отвергали гипотезу взрыва, называя ее пропагандой.

5.11.2015 года разведывательные службы Соединенных Штатов и Великобритании поддержали неофициальную версию о террористическом акте на основе перехваченных от боевиков «ИГИЛ» сведений о закладке на самолете бомбы.

По предположениям зарубежных спецслужб, высказанных различным СМИ, СВУ было установлено террористами, подчиненными «ИГИЛ», в багажный отсек перед самым вылетом.

16.11.2015 на Совете президента РФ В.В. Путина версию о взрыве самодельного устройства подтвердил руководитель ФСБ России А.Бортников.

13.09.2016 специальная комиссия точно определила, где была расположена бомба: в отделе негабаритного багажа в хвосте самолета. Для установки СВУ боевики воспользовались помощью работника аэропорта Шарм-аль-Шейха: перед самым полетом был заложен пакет со взрывчатым веществом, после чего его прикрыли колясками и чемоданами.

https://youtube.com/watch?v=b8e7sCXDfcc

Как город поддерживает семьи погибших и что делает для сохранения памяти

— Когда всё только произошло, нам очень помогали психологи МЧС, профессионалы высокого уровня: они выводили людей из состояния шока. Потом эстафету подхватили психологи районных служб соцзащиты: за всеми нуждающимся были закреплены социальные психологи. По прошествии полутора лет мы поняли, что связи со специалистами ослабли, а время не лечит, всё равно нужна социальная поддержка, — рассказывает соучредитель фонда, профессор ВШЭ, Валерий Гордин.

По его словам, после того, как анонсировали программу, по которой фонд был готов оплачивать анонимные консультации психологов, за ними обратилось несколько десятков человек. Психологи, по словам Гордина, говорят, что у родственников погибших возникают фантомные боли.

У Валерия в авиакатастрофе погиб сын 28-летний Леонид вместе со своей невестой Александрой Илларионовой. Леня очень любил животных и был, как вспоминает отец, стихийным зоозащитником. Однажды, когда Гордин собрался заводить кошку, уговаривал не покупать питомца, а взять из приюта. А когда у самого Леонида потерялся кот Кыся, тот искал питомца вместе с волонтерами.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий