История
Впервые в небе над Ненецким округом самолеты появились в 1925 году. Это был перелет летчиков Кальвица и Чухновского по маршруту Ленинград – Архангельск – Новая Земля. При помощи двух самолетов «Юнкерс 20» они провели разведку короткого маршрута северного морского пути.
В феврале 1933 года за 6,5 часов самолет под управлением летчика Фительберга совершил перелет из Архангельска в Нарьян-Мар. Также в этом году на льду Печоры около поселка Белощелье летчиком Правиловым Михаилом Павловичем была организована посадочная площадка с маслогрейкой для приема первых самолетов «Сталь-2» в округе. Первые полеты осуществлялись для вывоза пушнины, рыбы и доставки почты.
В 1935 году было принято постановление о необходимости создания авиабазы в Нарьян-Маре. В октябре были доставлены два самолета У-2.
С 1936 по 1938 год было начато строительство авиационных сооружений и расширена карта полетов во все регионы округа. Был получен самолет С-1 для использования его в санитарных целях. Начались полеты тяжелых самолетов Г-2 и Ли-2. После серии арестов руководства в 1938 году авиабаза была расформирована.
В годы Великой Отечественной войны в Нарьян-Маре базировался 16 отряд 3-й авиагруппы Беломорской военной флотилии. Отряд контролировал проливы Новой Земли. 30 сентября 1946 года был организован 228 авиаотряд Северного управления Гражданского авиафлота, который стал началом авиапредприятия Нарьян-Мара. Были поставлены 6 самолетов По-2.
С 1947 года начала работать станция санитарной авиации.
В 50-е годы ХХ века авиаотряд пополнился самолетами Як-14 и Ан-2, что послужило стремительному развитию авиации как основного транспорта округа. Авиаотряд был укомплектован радиолокатором, это улучшение позволило совершать ночные полеты. Сельское хозяйство округа загрузило авиацию сверхурочной работой.
В 1960-х годах округ получил первые вертолеты. Было обустроено множество площадок, а геологи получили транспорт для изыскания залежей нефти и газа. Впоследствии вертолеты стали выполнять спасательные и санитарные операции.
В 1970-х годах авиация Нарьян-Мара заняла второе место среди предприятий авиации СССР. Основным фронтом работ было сельское хозяйство и строительство Кольской АЭС.
С 1981 года начал свою работу аэровокзал и новый аэродром. Авиационные работы проводились с пиковой интенсивностью, вырабатывая за год по 2/3 ресурса между ремонтами. Ан-2 и Ми-8 обслуживали полярные станции.
Во время кризиса 90-х годов авиапредприятие оказалось на грани банкротства, но до 1999 года сумело выйти на положительные показатели баланса. Экипаж вертолета Ми-8 в 1993 году совершил спасательную операцию по эвакуации моряков тонущего теплохода «Яхрома» ночью в условиях шторма силой в 9 баллов.
В наше время авиаотряд совершает большой объем перевозок пассажиров, работников нефтяных компаний, товаров. Аэропорт сотрудничает со многими отечественными перевозчиками.
Происшествия
В конце июля 1968 года вертолет Ми-8 произвел жесткую посадку около озера Теребей-то. В результате повреждений баки загорелись, в салоне начался пожар. Экипаж успел эвакуироваться, а все 5 пассажиров погибли.
11 декабря 1997 года самолет Ан-12 и вертолет Ми-8 столкнулись на ВПП аэропорта в Нарьян-Маре. Восемь пассажиров погибли. Причиной катастрофы стала ошибка диспетчеров и погодные условия.
В авиапарке ОАО «Нарьян-Марский объединённый авиаотряд» насчитывается 25 воздушных судов, из которых:
- 4 самолёта типа Ан-2;
- 21 вертолёт типа Ми-8 (включая и различные его модификации).
Маршрутная сеть российской авиакомпании распространяется по таким населённым пунктам, как Нижняя Пеша, Усть-Кара, Несь и т.д. Вполне возможно, что в скором будущем авиакомпания расширит свою маршрутную сеть и за пределы Ненецкого АО, но на сегодняшний день, востребованности в таких авиаперевозках нет.
Основные данные:
Страна авиакомпании — Россия;
Занимается местными воздушными линиями в Ненецком АО.
Внутренний код авиакомпании: НЯ;
Нарьян-Марский объединённый авиаотряд.
Какие авиакомпании летают
Пассажирские и грузоперевозки авиаперевозки по Ненецкому округу осуществляет основной авиаперевозчик — НОА.
Кроме этого, аэропорт обслуживает ещё 6 российских авиакомпаний:
- Nordavia;
- UTair;
- Komiviatrans;
- Saravia Saratov Airlines;
- NordStar Airlines;
- др. авиалинии.
Аэропорт
Аэропорт нарьянмар — небольшой по размерам, имеет плохо развитую инфраструктуру и ограниченный набор услуг. Тем не менее его пропускная способность на сегодня — 100 человек в час, у него есть возможность принимать воздушный транспорт до 80 тонн весом. Это важный транспортный узел. Поэтому на ближайшие годы запланированы работы по развитию его инфраструктуры и улучшению качества сервиса: реконструкция стоянки, строительство гостиницы и модернизация взлетной полосы, возведение международного терминала.
* Цены актуальны на июнь 2018г.
Коротко об истории
История воздухоплавания в Нарьян-Маре начала свой отсчет с 1933 года, с прилета первого самолета. В 1940-м – заложили первый камень народной стройки. Это на самом деле была стройка общественная, ибо финансирования, несмотря на обещания, с большой земли не поступало, в то время, когда аэродром был жизненно необходим в суровых северных условиях. Стройка велась методом субботников, пока, наконец, строительство аэродрома ни стало жизненно важным для страны – началась война.
Уже в октябре присоединенный к составу 772-ой авиабазы Беломорской флотилии аэродром стал принимать самолеты-разведчики, проводившие полеты над Арктикой.
Новый этап стройки запустили в 1943 году, сделав немало для осушения территории, обустройства деревянно-земляных укрытий для техники и пр.
Только в 50-х годах к техническим объектам аэродрома стали добавляться гостиница и домики для персонала, началось техническое перевооружение, появилась возможность принимать более новые типы самолетов.
Так выглядит аэропорт сегодня
Тот аэропорт, что пассажиры видят сегодня, был отстроен ближе к началу семидесятых годов. Это было вызвано потребностями Министерства обороны. Только в начале 80-х в аэропорт стали прилетать гражданские суда. Для пассажирских перевозок потребовались новые условия, поэтому был построен аэровокзал, в котором разместили вспомогательные службы. Он проработал до 1993 года, когда для удобства пассажиров было сдано в эксплуатацию новое здание аэровокзала.
И по сей день на летном поле могут встречаться воздушные суда разных ведомств, так как и сегодня Нарьян-Мар считается аэропортом совместного базирования для гражданских и военных судов. Имущество его поделено между военными и гражданскими – последним отведены рулежные дорожки, стоянки и перрон.
Нарьян-Мар принимает самолеты различных ведомств
Сегодня все движение происходит на трех взлетно-посадочных полосах, из которых только одна является полноценной, остальные – грунтовые, они принимают и отправляют в рейсы вертолеты и самолеты Ан-2. Главная полоса способна принимать от легких Ил-76 и Ту-154 до тяжелых Боингов 737 и Bombardier CRJ.
Расписание рейсов и билеты
- Введите в форме поиска название аэропорта вылета и аэропорта прибытия, дату вылета (и дату обратного вылета). Какие нужны билеты: взрослые, детские до 12-ти лет, младенцы до 2-х лет без места (цена взрослого и детского билета различается). Бизнес или эконом класс. Затем перейдите по кнопке «Найти билеты»
- Найдите подходящий билет с учетом стоимости, наличия багажа, времени вылета, времени на пересадку и времени прилета. В списке будут регулярные рейсы по расписанию и чартерные рейсы, поступившие в открытую продажу. Зимнее и летнее расписание учитывается автоматически. В цену билета включен топливный сбор.
- Самые популярные сезонные билеты летом (июнь, июль, август и сентябрь) и в праздники (май, декабрь, январь и февраль). В это время цены на билеты выше среднего. И наоборот, в межсезонье (октябрь, ноябрь, март и апрель) билеты значительно дешевле. Новогодние скидки, как правило, отсутствуют, в это время билеты, наоборот, значительно дороже.
- По субсидированным рейсам размер субсидии уже учтен в цене билета. Если льготы предоставляется отдельным группам пассажиров, студентам, молодежи, пенсионерам, нужно забронировать билет без оплаты и затем (или сразу) обратится к авиаперевозчику для получения льготного билета.
- Нажмите кнопку «Купить» и вы перейдете на сайт авиакомпании или агентства, чтобы осуществить бронирование и покупку билетов
- Введите данные внутреннего или заграничного паспорта пассажиров, ваши контактные данные и все внимательно перепроверьте
- Оплатите билет банковской картой (Visa, MasterCard) и через 5-10 минут к вам на электронную почту придет маршрутная квитанция с номером электронного билета, на которой будет указан маршрут перелета, дата и время вылета, терминал, паспортные данные и фамилии пассажиров. Распечатку маршрутной квитанции, на всякий случай, возьмите с собой перед поездкой
- В аэропорту вылета при регистрации пассажира понадобится только паспорт, данные которого вы вводили
Правила покупки билетов
Справочная служба, телефон+7 (81853) 4-31-51
Авиабилеты из Нарьян-Мара
Кликните по месяцу, чтобы посмотреть расписание самолетов Нарьян-Мара с самыми низкими ценами на авиабилеты.
- Кликните по месяцу, чтобы просмотреть самые низкие цены билетов экономкласса на каждый день. Чтобы найти и дёшево забронировать выгодные билеты на самолет, нажмите на выбранный день и вы перейдете на страницу результатов поиска. Будет показана стоимость билетов в рублях с багажом и без багажа.
- Если не указана цена на нужный вам день, все равно нажимайте на этот день, самая низкая цена по авиалинии сформируется в процессе поиска.
- Кликните «Туда и обратно», чтобы сравнить цены с билетом на обратный рейс и найти самый дешевый авиабилет. Сразу купить авиабилеты туда и обратно всегда значительно дешевле, чем купить билет на самолёт в один конец.
- Кликните «Прямой рейс», чтобы увидеть авиарасписание движения самолетов по маршруту с лучшими ценами на прямые авиарейсы без пересадок, иначе поиск будет дополнен вариантами с транзитными билетами.
- На смартфоне нажмите синий треугольник справа вверху для входа в панель изменения параметров поиска.
Все цены на авиарейсы по направлению запрашиваются в процессе поиска у авиакомпаний и агентств по продаже билетов и выводятся в режиме реального времени.
Как найти билеты на календаре
Как найти билеты
Календарь низких цен
Удобный инструмент для поиска недорогих авиабилетов из Нарьян-Мара, чтобы спланировать поездку заранее, с минимальными расходами и дёшево приобрести билеты через интернет. Сразу видно наличие свободных мест и сколько стоит заказать билеты, в том числе и горящие. Тарифы учитывают спецпредложения, скидки, распродажи и акции. Самые дешёвые билеты на самолет из Нарьян-Мара обозначены зеленым цветом.
Общая информация об аэропорте
Аэродром Нарьян-Мар имеет класс В, оснащен системой посадки с двух направлений (II и III категории) и светосигнальной техникой. Большая нагрузка идет на взлётно-посадочную полосу, 2562 м. в длину и 40 м. в ширину. Она применяется для взлёта и посадки воздушных судов как Boeing 737 и других, более легких видов авиатранспорта.
Вертолетная площадка Нарьян-мара
Для взлетов/посадок Ан-2 применяются две другие, грунтовые полосы. На вертолётных площадках аэродрома размещаются самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-8, которые вылетают на предприятия региона, место проведения спасательных работ и для медицинских мероприятий. Гражданский сектор владеет перроном, рулёжными дорожками и местами стоянок. Техническое обслуживание авиатранспорта осуществляет АТБ НАО.
Аэропорт располагается в 3 километрах от г.Нарьян-Мар, НАО, 166000.
Код аэропорта
- ИАТА: NNM
- ИКАО: ULAM (УЛАМ)
- Внутренний Код: HHP
Время работы аэропорта 04.30-16.00 UTC
Справочная аэропорта: +7 (818-53) 4-31-51
Приемная:
- +7 (818-53) 4-31-57
- +7 (818-53) 91-5-01
Отдел кадров: +7 (818-53) 91-5-22
Служба организации пассажирских и почтово-грузовых перевозок:
- +7 (818-53) 91-5-83 начальник СОП и ПГП
- +7 (818-53) 91-5-82 заместитель начальника СОП и ПГП
- +7 (818-53) 91-5-54 грузовой склад
- +7 (818-53) 91-5-84 сменный диспетчер СОП и ПГП
- +7 (818-53) 91-5-37 зал повышенной комфортности
Авиационно-техническая база:
- +7 (81853)91-5-10
- +7 (81853)91-5-61
Услуги
Справа от стоек регистрации находится касса аэропорта, где можно приобрести и сдать билеты. Местные рейсы осуществляются только утром, поэтому на регистрацию пассажирам этих рейсов приходится приезжать очень рано.
Стойки регистрации и зона ожидания расположены на первом этаже. В зоне ожидания вывешивается расписание вылета/прилета самолетов. Начало регистрации пассажиров для рейсов внутренних авиалиний за 2 часа, завершение за 40 минут до отправления. Во время регистрации предъявляется паспорт и билет. Пассажирам с электронными билетами достаточно только паспорта.
Макет аэропорта Нарьян-мар
Обслуживание всех рейсов в аэропорту осуществляется через один терминал.
Пассажирам эконом класса, при желании, предоставляется предполетный сервис в зале с условиями повышенной комфортности. Стоимость посещения и пребывания в зале — 1000 руб. с чел.*.
К услугам пассажиров использование комнаты матери и ребенка. Она находится на втором эт. В комнате предусмотрена душевая кабина, 4 кровати, игровая комната. Плата за пребывание и использование данного помещения не взимается.
Имейте в виду, что запрещается в этой комнате:
- Находиться людям с инфекционными заболеваниями — медицинские работники аэропорта могут произвести осмотр взрослого и ребенка до сопровождения в комнату.
- Оставлять ребенка одного без присмотра взрослого.
- Употребление спиртных напитков, находиться в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
На территории аэровокзала работает здравпункт НАО. Медицинские услуги оказывают высококвалифицированные врачи-терапевты, старший фельдшер и фельдшер.
Камера хранения расположена на первом этаже, часы работы соответствуют рабочему графику аэропорта.
Тариф:
- 1 место стандартного багажа — 75 руб.;
- 1 место негабаритного багажа — 100 руб.*
На 2 эт. здания аэровокзала расположено уютное кафе. В меню первые и вторые блюда, гарниры, свежая выпечка и т.д. Принимаются заявки на приготовление различных закусок, пирогов и т.д.
Средняя стоимость блюд:
- Первые блюда — от 50 руб.;
- Вторые блюда — от 60 руб.;
- Гарниры от 20 — руб.*
На перовом этаже находятся банкоматы:
- Сбербанка;
- Банка Петрокоммерц.
Услуги по техническому обслуживанию воздушных судов в аэропорту оказывает НАО. Данные услуги включают, в том числе, оперативное и регулярное плановое, техническое обслуживание планеров, двигателей, замену двигателей и агрегатов, выявление и устранение неисправностей, а также наземное обслуживание.
Услуги для пассажиров в аэропорту
На территории Нарьян-Мар расположена небольшая автостоянка. В 1993 году построено здание аэровокзала, эксплуатируемое по сей день. Центральный вход находится рядом с остановкой для общественного транспорта. В аэропорту находится только 1 терминал. На первом этаже терминала можно найти зону ожидания, авиакассу, стойки для регистрации на рейсы, а также банкоматы таких банков, как Петрокоммерц и Сбербанк.
Услуги аэропорта не отличаются разнообразием.
Из сервиса можно обнаружить:
- телевизор;
- туалет;
- кафе;
- бизнес-холл;
- врачебный пункт;
- отделение для хранения багажа;
- автостоянку.
Кафе
Кафе работает с 7:30 до 15:00 с понедельника по пятницу. Обеденный перерыв начинается в 10:30 и длится 30 минут. В наличии имеются холодные напитки и выпечка. Можно заказать горячие обеды, пиццу, холодные закуски и пироги. Телефон: +7 (818-53) 91-5-94. Цены: первые и вторые блюда первые – от 50-60 руб; гарниры – от 20 руб.
Бизнес-зал
Бизнес-зал предлагает пассажирам Эконом-класса воспользоваться услугой по предполетному обслуживанию. Стоимость услуги – 1000 руб. с человека. Оплата производится в кассе аэропорта за наличный расчет.
Камера хранения
Камера для хранения багажа находится на 1 этаже. Стоимость услуги по хранению багажа составляет 75 руб., а хранение малогабаритного багажа обойдется в 100 руб. Масса багажного места не должна быть более 30 кг
Продукты питания на хранение можно оставлять только в упакованном виде, бьющиеся предметы – в твердой упаковке с маркировкой «Осторожно, стекло!». Срок хранения – 30 суток
Если в течение 30 дней владелец не заберет свои вещи, то их признают невостребованными.
История
Первые самолеты начали прилетать в Нарьян-Мар в январе 1933 года. Первый сухопутный аэродром начали строить в 1940 году. Строительные работы не спонсировались государством, а велись методом народной стройки (субботники и воскресники). Ожидалось, что в 41-м году все же выделят средства, однако постоянные задержки постоянно приостанавливали процесс. С началом войны постройка аэродрома стала первоочередной задачей в Ненецком округе. Инициатором является первый секретарь окружкома и горкома Кузин С.
Аэродром Нарьян-Мара начал эксплуатироваться в октябре 1941 года. В тот период его присоединили к 772-й авиабазе Беломорской флотилии. Самолеты из Амдермы и Нарьян-Мара выполняли разведывательные полеты над Арктикой.
ВПП длиной 900 м построили в 1200 м от окружного Дома Советов. В 1943 году начался новый этап постройки аэродрома.
Модернизация шла быстрыми темпами. Были заложены дренажные канавы, осушено летное поле, произведена подсыпка песком заболоченных участков, сделаны деревянные ограждения протяжностью 2000 м, возведен командный пункт и дерево-земельное укрытие для самолетов. В 50-м году в аэропорту построили 4 домика для служб авиаотряда. В 1952 году произошло большое наводнение, в результате чего дополнительно построили здания для гостиницы, отдела перевозок, жилой дом на 8 квартир и укрытие для ремонта техники. В декабре в аэропорту приземлился первый самолет Ан-2. В 55-м году в «Нарьян-Мар» поступил радиолокатор П-10, с помощью которого можно было слышать и видеть все воздушные суда в радиусе 60-60 км. В 56-м году в авиаотряд поступил гидровариант Ан-2 – Ан-2В.
В аэропорту на озере построили пирс из брусьев и бревен. Современный аэродром построили в конце 60-х годов по требованию Министерства обороны. Изначально ИВПП покрывали американские стальные полосы, но позже взлетную полосу покрыли советскими стальными плитами ПАГ-14.
Начиная с 1981 года аэропорт используется как пассажирский. В октябре 81-го года сдали в использование аэровокзал, который был приспособлен для размещения вспомогательных служб. В июне 93-го года открыли новое здание аэровокзала.