Особенности конструкции
В понятие конструктивных особенностей, отличающих один летательный аппарат от другого, входят корпус, который в авиации принято называть фюзеляжем, двигательные и топливные системы, форма и устройств крыла, внутреннее оборудование.
Фюзеляж
Фюзеляж – это основа всей конструкции, корпус, в котором располагаются кабина пилота, топливные баки, система управления и т. д. Но ошибочно полагать, что это просто коробка с начинкой. Фюзеляж – это основа, позволяющая соединить в единое целое все составляющие части машины. Каждая модель имеет свои особенности в зависимости от предназначения.
Планер модели включает:
- кабину пилота и отсек радиоуправления;
- обтекатель, в котором размещена бортовая радиостанция;
- два бомбоотсека;
- центральную балку-кессон;
- хвост и киль.
Крыло
Изменяемая геометрия крыла – одна из основных отличительных черт конструкции. Под ней подразумевается возможность крыльев изменять угол расположения к корпусу (стреловидность). У «Белого Лебедя» диапазон изменения находится в пределах от 20 до 65°. При взлете и посадке более эффективной является малая стреловидность, при полёте на большой высоте и сверхзвуковой скорости – большая. Подобная конструкция уже использовалась на самолетах Ту-22М, а для Ту-160 её просто модернизировали с учетом большего размера.
Кстати, при обслуживании на земле техникам категорически запрещено переводить стреловидность крыла в полётный режим, поскольку это сделает машину неустойчивой и может спровоцировать опрокидывание назад из-за образовавшегося перевешивания хвоста.
Шасси
Самолёт оснащён тремя опорными шасси – одним передним и двумя задними. Ширина колеи составляет 5400 мм, база — 17 880 мм. Основные (задние стойки) оснащены 12 колесами (по 6 каждая). При взлете стойки убираются в специальные отсеки в обратном направлении от полета и укорачиваются (это позволяет экономить место). При посадке шасси выпускаются и раздвигаются на 60 см, увеличивая устойчивость при рулении. Отсеки основных стоек одновременно выполняют функцию технических, куда можно грузить различное оборудование. Через люк под передней стойкой осуществляется проход в кабину (по внешнему трапу). Передняя стойка является рулевой. Она оснащена 2-х камерным газомасляным амортизатором (задние – 3-х камерным). Управление поворотом передней стойкой осуществляется из кабины пилота.
Двигатель и силовая установка
«Белый Лебедь» оснащен четырьмя 2-х модульными турбовентиляторными двигателями системы НК-32. Двигательные гондолы располагаются под фюзеляжем. При движении с крейсерской (т. е. постоянной) скоростью тяга составляет 14000 кгс, однако на максимальных оборотах двигателя при форсаже она достигает 25000 кгс. Воздухозаборники регулируемые. Это позволяет самолету набирать скорость до 2200 км/ч и поддерживать её на протяжении длительного времени. Особенны и лопатки турбины. Они покрыты специальным поглощающим покрытием и установлены особым образом, что в итоге делает машину малозаметной для радаров.
Топливная система
Самолет оснащён 13 баками для горючего. Они располагаются как в крыльях, так и в фюзеляже. Контроль за количеством топлива в автоматическом режиме ведёт специальное бортовое оборудование. По мере опустошения баков также в автоматическом режиме происходит перераспределение топлива таким образом, чтобы постоянно сохранялось равновесие машины. Ту-160 приспособлен для дозаправки в воздухе, для чего имеет расположенную в носовой части штангу топливоприемника.
Скорость
2230 километров в час с использованием форсажа и на высоте. Больше, чем два числа Маха. Даже для современных истребителей это более чем солидный результат, а здесь мы говорим об огромном, несущем едва ли не полста тоннподарков» бомбардировщике.
В своё время предполагалось на сверхзвуковой скорости преодолевать оборону противника. И в самом деле, если вы пилот F-16 и немного опаздываете, то я вам не позавидую: догонять Ту-160 с вашей максималкой в 2120 километров час — пустая затея.
Тут кто-то говорит о B-1A Lancer с его 2300 километрами в час(и то — проектными)? Помилуйте, где тот B-1A, он даже в серию не пошёл. Его же младший брат B-1B разгоняется всего до 1340 километров в час. Ни о чём.
Производство и эксплуатация
Серийное производство начато ещё в 1984 г. на Казанском авиазаводе. До августа 1986 с конвейера сошло 4 боевые машины. К 1992 г. было изготовлено 35 воздушных суден. Эти летательные аппараты были распределены по авиабазам союзных республик. После развала СССР несколько единиц боевой техники выкуплено ВВС РФ.
В 1992 г. Б. Ельцин принял постановление о приостановке производства летательных аппаратов, если американцы остановят выпуск своих «Лансеров». До 2018 все старые модели Ту прошли модернизацию, улучшилось качество используемых двигателей. В 2008 и 2017 выпуск бомбардировщиков возобновился. Было выпущено ещё 2 единицы техники. Все боевые машины стоят на службе в ВВС России и эксплуатируются для защиты российской территории и в военных миссиях за рубежом.
На базе Ту-160 возможен выпуск пассажирского варианта сверхзвукового летательного судна. Такой самолёт сможет быстро перевезти пассажиров на большое расстояние. В СССР сверхзвуковым был лайнер Ту-144. Правда, его было экономически невыгодно использовать: билет стоил слишком дорого. Сегодня ситуация иная: многие крупные бизнес-компании могут приобрести и эксплуатировать такой лайнер.
Продолжение последует…
Экипажи советских бомбардировщиков, как представляется, решали политическую задачу: требовалось, что называется, щёлкнуть американцев по носу. При этом в Москве понимали, что самолёты стратегической авиации создавались, конечно же, не ради рекордов, но рекорды, как бы там ни было, демонстрировали военно-техническую состоятельность государства. Уже в 1956 году первые Ту-95 и М-4 начали поступать в полки Дальней авиации и, оснащённые свободнопадающими обычными и ядерными бомбами, приступили к несению боевого дежурства. А в конце 1950-х советские стратегические бомбардировщики освоили арктические аэродромы: научились взлетать с так называемых аэродромов подскока, тем самым был увеличен радиус действия самолётов, а следовательно – эффективность возможных ударов по США. К тому времени в полках советских ВВС состояли на вооружении порядка 200 стратегических самолётов Туполева и Мясищева.
авиару.рф
Стратегический бомбардировщик М-4.
И вот 10 января 1962 года, стартовав с авиабазы на острове Окинава и приземлившись на авиабазе близ Мадрида 11 января, экипаж американского бомбардировщика Боинг B-52H «Стратофортресс» во главе с Клайдом Эвели за 22 часа 10 минут преодолел расстояние 20.168 километров, установив мировой рекорд дальности полёта по прямой. Причём рекорд был официально зарегистрирован Международной авиационной федерацией.
В сентябре 2020 года Российские воздушные «стратеги» догнали американцев по дальности полёта. А для класса сверхзвуковых стратегических ракетоносцев – таких, как «Белые лебеди», это абсолютный рекорд дальности. Но, по всей видимости, не последний.
История создания
Согласно приказу, изданному Советом Министров Советского Союза в 1967 году, отечественные производители приступили к проектированию нового бомбардировщика. В разработке проекта принимали участие как сотрудники предприятия «Мясищева» и «Сухого», внося на протяжении нескольких лет различные предложения по создаваемому проекту.
По каким-то причинам представители авиакомпании, названной в честь Туполева, не принимали участие в конкурсе, несмотря на то, что ранее инженеры именно этого бюро смогли разработать и ввести в действие проект относительно создания нескольких моделей бомбардировщиков, а также сверхзвукового летательного аппарата Ту-144. Рассматриваемое военно-воздушное средство является основой ядерной мощности России. А подтверждают этот факт отменные технические характеристики Ту-160.
Белый лебедь стратегического назначения
Перед инженерами-конструкторами были поставлены конкретные цели относительно создания будущего военной машины:
- дальность перелета воздушного транспорта должна приравниваться к 13 тыс. км на примерной высоте в 18 тыс. км при скорости в 2450 км/ч;
- к назначенной цели военно-воздушный транспорт должен суметь приблизиться в скоростном дозвуковом крейсерском режиме;
- вес нагрузки относительно общей массы должен приравниваться к 45-ти тоннам.
Первый пробный вылет военной машины был произведен в конце 1981 года на территории военного аэродрома «Раменское». Испытания прошли успешно, что подтвердил опытный летчик Б. Веремеев, пилотирующий первую модель.
Кабина Ту-160
Сверхзвуковой российский ракетоносец был запущен в серийное производство спустя 3 года после успешно произведенного пробного вылета. Новые модели воздушно-военной техники изготавливались специалистами, работающими на авиапредприятии в Казани. Первая модель серийного производства смогла подняться в небесный простор в конце 1984 года, в дальнейшем авиапроизводитель ежегодно изготавливал по одной единице востребованных военно-воздушных машин.
По приказу Б. Ельцина, в начале 1992-го года было решено прекратить серийное производство моделей Ту-160. Данное решение действующий в те времена президент принял в ответ на решение США приостановить производство не менее мощных американских военных бомбардировщиков В-2.
«Белый лебедь». 10 фактов о самом мощном бомбардировщике России (12 фото)
18 декабря 1981 года состоялся первый полет стратегического бомбардировщика Ту-160. Русские летчики дали самолету красивое имя – «Белый лебедь», потому что в полете самолет действительно походит на эту птицу. В свою очередь в NATO бомбардировщик прозвали «Blackjack», что означает «дубинка». Это мощное и страшное оружие, на борту могут переноситься ракеты и бомбы, в том числе ядерные.
Ту-160 — самый крупный и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолёт с изменяемой геометрией крыла, а также самый тяжёлый боевой самолёт в мире.
Российские летчики прозвали Ту-160 «Белым лебедем», а по кодификации НАТО он называется Blackjack («дубинка»).
Максимальная скорость полета Ту-160 — 2 220 км/ч, а дальность полета без дозаправки — 12 300 км.
Ту-160 является обладателем 44 мировых рекордов.
Первым американцем, побывавшем на борту Ту-160, стал министр обороны США Фрэнк Карлуччи, посетивший авиабазу в Кубинке в 1988 году. Пытаясь попасть в кабину самолета, он ударился головой о электрощиток. Впоследствии летчики стали называть его «щитком Карлуччи».
Ту-160 оснащен ракетами Х-55СМ с ядерной боеголовкой. Дальность полета каждой ракеты – около 2500 км.
Стоимость Ту-160 по состоянию на 1993 год составляет 250 миллионов долларов США.
В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.
Каждый из состоящих на вооружении самолетов носит имя крупного авиаконструктора или знаменитого летчика: Игоря Сикорского, Андрея Туполева, Павла Тарана, Виталия Копытова и многих других.
До 2020 года на вооружение ВВС России будут поставлены 10 самолетов модификации Ту-160М.
Подковёрные игры с самолётами
С созданием Ту-160 связана загадочная история. В те времена в нашей стране работало несколько конструкторских бюро, которые могли «потянуть» такой сложнейший проект. Это было ОКБ Сухого, которое работало надо проектом Т-4 — бомбардировщика, который мог стать самым быстрым самолётом в мире с максимальной скоростью 3200 км/ч, ОКБ Мясищева, разрабатывавшее проект М-18 с изменяемой стреловидностью крыла. Старейшее конструкторское бюро Туполева, которое уже имело опыт разработки сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 и бомбардировщиков Ту-95 и Ту-22, в конкурсе не участвовало.
Победителем был признан проект ОКБ Мясищева, но отпраздновать победу конструкторы так и не успели: через некоторое время правительство приняло решение о закрытии проекта в ОКБ Мясищева и передаче всей документации по М-18 в… ОКБ Туполева, которое подключилось к конкурсу со своим «Изделием-70» (будущим Ту-160).
Быстрее, выше, сильнее
Ту-160 представляет собой реактивный бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности. Машина получилась уникальная: это самый большой и самый мощный военный самолет с изменяемой геометрией крыла в мире. Также это самый скоростной бомбардировщик из всех, которые стоят на вооружении. Кроме того, он обладает самой большой взлетной массой, т.е. может взять на борт большую бомбовую нагрузку, чем зарубежные аналоги.
Чтобы было понятней, давайте посмотрим на цифры и сравним характеристики “Белого лебедя” с его основным конкурентом – американским реактивным бомбардировщиком В-1В “Лансер”. Если взглянуть на эти самолеты, то можно заметить, что у них множество схожих черт – у обоих схожие контуры фюзеляжа, изменяемая стреловидность крыла и расположение двигателей. Но в глаза бросается очевидно больший размер “Лебедя”: длинной 54,1 метра, а высотой 13,1 метр, он почти на 10 метров длиннее и на 3 метра выше американца.
Мощность двигателей Ту-160 позволяет на больших высотах развивать скорость до 2200 км/ч или 2,08 М (Махом в авиации называют скорость звука, которая равняется примерно 1200 км/ч, но зависит от состояния воздуха). Максимальная же скорость “американца” – всего 1,2 М. Боевая нагрузка (сколько боеприпасов может нести самолет) у нашего – 45 тонн, а В-1В – 34 тонны в заднем бомбовом отсеке и 22 тонны на пилонах под крыльями.
Упадок отрасли
Разумеется, в таких условиях не могла не начаться гонка вооружений, когда ни один из соперников не мог допустить своего отставания. В начале 60-х годов Советскому Союзу удалось вырваться вперед в области ракетных стратегических вооружений, в то время как США явно лидировали по количеству и качеству самолетов дальней авиации. Возник военный паритет. Приход Хрущева еще более усугубил ситуацию. Он настолько увлекался ракетной техникой, что на корню «зарезал» многие перспективные идеи в области ствольной артиллерии и стратегических бомбардировщиков. Хрущев считал, что они не слишком-то нужны СССР. В результате к 70-м годам сложилась ситуация, когда у нас были только старые Т-95 и некоторые другие машины. Эти самолеты даже гипотетически не могли преодолеть развитую систему ПВО вероятного противника.
Редкая птица
А теперь о печальном. На вооружении России находится всего 16 таких машин. Этот дефицит произошел из-за сокращения вооружений в период перед развалом СССР и привел к тому, что каждый самолет имеет свое собственное имя. Американских аналогов в строю находится не менее 61.
С этим связана ещё одна примечательная история. Когда произошел развал СССР, на территории Украины осталось 19 таких машин, причем в рабочем состоянии из них находилось только 6. Учитывая экономическое состояние новообразовавшегося государства, содержать и обслуживать эти машины не было никакой возможности. Ведь даже для одного учебного полета требуется заправить в машину около 40 тонн топлива.
Экипаж
Всего четыре человека управляют такой махиной. Два пилота, штурман и оператор располагаются в двух кабинах. Кстати, в отличие от других самолётов-тяжеловесов, на Ту-160 не привычные штурвалы, а ручки управления, как на истребителе.
КокпитБелого лебедя»
Если договоритесь с экипажем о проходе на борт самолётазайцем», то могут до нужного места добросить и вас. Конечно, Ту-160 — не бизнес-джет, но довезут быстро. Удобнее всего устроиться на специальном спальном месте для длительных перелётов. Также в вашем распоряжении окажется небольшая кухонька с духовкой для разогрева пищи и туалет.
Хроника полёта
В сентябре 1957 года на Ту-95 с новыми двигателями (НК-12М вместо НК-12) была достигнута (без дозаправки топливом) дальность 16.750 километров. Рекорд был установлен в ходе испытательного полёта на заводском самолёте и, понятно, держался в тайне. А потому к новому рекордному полёту, на этот раз публичному, стали готовить сразу три экипажа. Первый возглавлял командир дивизии генерал-майор авиации Василий Решетников (с ним летел генерал-майор авиации Виктор Таранов), второй и третий – заместители командиров полков подполковники Евгений Мурнин (в экипаже летел офицер штаба Дальней авиации Герой Советского Союза полковник Леонид Агеев) и Николай Хромов. Расписали полётные карты и бортжурналы, выждали подходящую погоду, чтоб не «путаться» в грозовых облаках, и часа за два до рассвета 19 июня 1959 года подняли машины в воздух.
airwar.ru
Стратегический межконтинентальный бомбардировщик Ту-95 К, разработанный в ОКБ А.Н. Туполева.
Пролетели несколько километров, и на самолёте Николая Хромова зафлюгировались винты одного из двигателей. Ему пришлось вырабатывать топливо и возвращаться домой. Полёт продолжили два экипажа.
«Тот маршрут помню хорошо, – рассказывал полковник в отставке Евгений Мурнин. – С Узина мы пошли на Ростов, потом на Баку. Далее был Ташкент, Алма-Ата, после неё пошли на Байкал и вверх по Лене в Арктику, до Тикси (там выполнили бомбометание имитационными бомбами). Отбомбившись, мы вокруг арктических островов направились к Кольскому полуострову. После чего на Саратов, Горький, затем поднялись до Калинина и через Смоленск – на Украину, на свой аэродром в Узине. По намеченному маршруту прошли без отклонений. Впрочем… Руководитель полётов полковник Юрий Павлов перед самой посадкой поинтересовался расходом топлива на нашем самолёте. И для того, чтобы налёт у меня был не меньше чем у моего ведущего – Решетникова, дал команду сходить на Житомир и уж, вернувшись, совершить посадку. Что я и сделал, но всё же пролетел на 200 км меньше экипажа командира дивизии. Мой самолёт прошёл 16.950 километров, находясь в воздухе 21 час 2 минуты».
Дополнительные штрихи к полёту дают записи в лётной книжке Евгения Мурнина. В частности, его экипаж 6 часов 14 минут летел ночью, 2 часа 30 минут – в облаках днём и ночью, 5 часов 50 минут – в стратосфере, максимальная высота в полёте – 12.900 метров.
А теперь опять слово Василию Решетникову:
Так был установлен мировой рекорд полёта на дальность, выполненный на стратегических бомбардировщиках. С точки зрения спортивного кодекса Международной авиационной федерации (ФАИ) рекорд получился как бы неофициальным, поскольку о спортивных комиссарах на маршруте никто не побеспокоился, да и не спортивная задача была поставлена экипажам 106-й тяжёлой бомбардировочной авиадивизии. Однако лётчикам хотелось овладеть официальным мировым рекордом и они обратились к маршалу Судцу с просьбой разрешить им повторить полёт – уже с привлечением спортивных комиссаров.
К осени 1959 года была сформирована команда во главе с заместителем командира дивизии полковником Алексеем Плоховым. Однако второй полёт на рекордную дальность не состоялся – непроглядные осенние туманы так окутали аэродромы, что ни взлететь, ни тем более сесть. И всё же рекорд был зафиксирован – советской печатью. 9 июля 1959 года почти все центральные газеты опубликовали официальное сообщение озаглавленное «Сверхдальний беспосадочный перелёт советских самолётов»: «Над территорией Советского Союза на днях произведен полёт на серийном военном самолёте без посадки и дозаправки горючим в воздухе по маршруту общей протяжённостью 16.950 километров. Общая продолжительность полёта составила 21 час 02 минуты. Второй такой же самолёт по другому маршруту и на других высотах также без посадки и дозаправки в воздухе топливом пролетел 17.150 километров за 21 час 15 минут. После посадки в топливных баках каждой машины оставалось горючее, достаточное для полёта продолжительностью более часа. Как сообщили корреспонденту ТАСС в авторитетных советских военных кругах, эти перелёты намного превышают по дальности и продолжительности аналогичные полёты иностранных самолётов».
Немного о самой модернизированной модели
Самолет ТУ-160 «Белый лебедь» под индексом М – это новейшая модернизация, выпущенная в серийное производство. Аппарат оснащен новым вооружением и современным радиоэлектронным оборудованием. Бомбардировщик может нести на борту около девяноста зарядов ОФАБ, каждый из которых весит пятьсот килограмм. Если сравнить рассматриваемый самолет с британским аналогом «Тайфун», отечественная модель превосходит «британца» по большинству показателей. Например, он имеет в четыре раза больше запас перелета без дозаправки, лучший КПД мотора, а также способен нести больше авиабомб и ракет.
Вторжение на ядерный объект
В январе 2019 года активисты решили выяснить, насколько тщательно охраняются ядерные объекты. Чтобы определить их уязвимость, они сбросили дымовую шашку на завод по переработке ядерного топлива в коммуне Ла-Аг на западе Франции. Для этого были использованы два дрона. Фотографии и видео позднее разместили на странице французского представительства «Гринпис» в Twitter. Организация пришла к выводу, что один из крупнейших ядерных комплексов в мире защищен недостаточно. По словам волонтеров, делать крыши из металлического листа на таких объектах неприемлемо: с неба может упасть не только дымовая шашка.
Противостояние
А теперь короткое авторское отступление. В начале 1950-х США и СССР пересмотрели свои авиационные стратегические программы и приступили к созданию дальних бомбардировщиков с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями (ТРД и ТВД). В США начинаются форсированные работы по созданию стратегического межконтинентального бомбардировщика B-52, СССР разрабатывает стратегические межконтинентальные бомбардировщики в ОКБ А.Н. Туполева – Ту-95 с ТВД, а в ОКБ В.М. Мясищева – М-4 с ТРД.
elementsofpower.blogspot.com
XB-52 (Model 464-67). Первый прототип B-52.
Важнейшей характеристикой стратегических бомбардировщиков являлась дальность полёта (главное – достать противника). Дальность была межконтинентальной – в пределах 15.000 километров. Но это были расчётные цифры. Требовалось утвердить их в реальных полётах.
Ту-160: абсолютное оружие холодной войны
Ту-160М – глубокая модернизация стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Эта уникальная боевая машина была создана в 1970-е годы и по сей день не имеет себе равных в мире. Это самый тяжелый боевой самолет, а кроме того – самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет и самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Ту-160 также является лидером по скорости среди бомбардировщиков. За грациозность и изящество линий летчики назвали Ту-160 «Белым лебедем».
Разработка самолета началась на пике ядерного противостояния СССР и США в конце 1960-х годов. Главными особенностями ракетоносца должны были стать многорежимность и возможность межконтинентальных полетов. Вооружать Ту-160 планировалось крылатыми ракетами большой дальности с ядерными боеголовками.
Фото: Александр Бельтюков / wikimedia.org
Изначально самолет создавался в ОКБ Мясищева и ОКБ Сухого, а затем проект был передан ОКБ Туполева. Всего в разработке самолета приняло участие около 800 организаций. Первый опытный образец поднялся в небо в 1981 году. Ту-160 − самолет-рекордсмен, поставивший подтвержденных 44 мировых рекорда.
Новый самолет стал ответом на разработанный американцами сверхзвуковой бомбардировщик B-1 Lancer аналогичной конструкции, впервые взлетевший в 1974 году. Ту-160 обогнал своего конкурента по всем основным параметрам – он быстрее, мощнее и дальше американского «стратега».
Основная особенность Ту-160 – крылья с изменяемой геометрией. Использование такой конструкции сделало самолет более универсальным. С одной стороны, при максимально отведенных от фюзеляжа крыльях «лебедь» способен взлетать с очень короткой для такой массы взлетно-посадочной полосы. С другой стороны, в полете крылья прижимаются к фюзеляжу, и это позволяет самолету достигать сверхзвуковых скоростей.
Фото: пресс-служба Президента РФ
К 1992 году было выпущено всего 35 ракетоносцев. Чтобы подчеркнуть ценность каждой машины, самолетам были даны имена, например, «Валерий Чкалов» или «Илья Муромец». После распада Советского Союза 19 самолетов Ту-160 остались на территории Украины. Девять из них были утилизированы по совместной украинско-американской программе, один отправился в музей, а восемь удалось вернуть в Россию. К 2001 году в российских войсках было 15 действующих Ту-160.
Только в 2005 году указом Президента самолет был официально принят на вооружение. В 2000-е годы проводилась их модернизация и усиление современным вооружением. В 2015 году Минобороны объявило о запуске проекта по возрождению ракетоносца. Была проделана огромная работа по восстановлению наработок и модернизации производства. В том же году Ту-160 был впервые задействован в реальных боевых действиях в Сирии.
В ноябре 2017 года на Казанском авиазаводе был построен новый ракетоносец. Самолет достраивали в рамках программы воспроизводства Ту-160 с целью опережающего восстановления технологий агрегатной и окончательной сборки. В январе 2018 года он совершил демонстрационный полёт, за ходом которого лично наблюдал президент России Владимир Путин. В октябре 2019 года два Ту-160 впервые прибыли в Южно-Африканскую Республику в рамках соглашения о военном сотрудничестве. Сегодня Ту-160 является основным самолетом дальней авиации – воздушного компонента ядерной триады России.
Тактико-технические характеристики самолета
Ту-160 оснащен четырьмя двухконтурными силовыми агрегатами НК-32, которые устанавливаются попарно в специальной гондоле под фюзеляжем. Несущая конструкция самолета имеет интегральную схему и включает в себя шесть основных частей, при этом статичная часть крыла образует общую конструкцию с фюзеляжем. Центральная часть машины неразъемная и состоит из двух грузовых отсеков, которые разделяет кессон-отсек и неподвижная часть крыла, а также фюзеляжа с кабиной экипажа, специальных гондол для двигателей и хвостовой части оснащенной килевой надстройкой. Кабина выполнена в виде общего гермоотсека, в котором расположены рабочие места летчиков, а также электронное оборудование.
Боевые возможности машины позволяют обеспечить надежную защиту воздушного пространства страны, а также наносить превентивные и ответные удары по сопернику. Ту-160 «Белый лебедь» может преодолеть океан и не заходя в зону, контролируемую ПВО противника, наносить по его территории удар с помощью крылатых ракет. Всего один стратегический ракетоносец-бомбардировщик несет реальную угрозу большому городу или крупной военной базе. Подобный эффект достигается за счет оснащения самолета современным ракетным комплексом и возможности преодолевать расстояние на скорости до 2000 км/ч.
Количество и стоимость Ту-160 Белый лебедь
В 2013 г. в авиарезерве России было всего 16 единиц таких машин. В 2020 Минобороны разрешило приобрести для своих ВВС ещё 50 бомбардировщиков «линейки М». Новейший усовершенствованный Ту-160 М был показан зрителям в 2020. Полная модернизация всей техники должна закончиться до конца 2020. Серийное производство новых моделей начнётся в 2021–2023 годах. Сейчас в РФ количество единиц на вооружении по-прежнему равно 16.
Модернизированные бомбардировщики не смогут решить все оборонные задачи России. В планах — возобновление изготовление моделей линейки М и М2, а также пассажирского лайнера на базе Ту-160. Стоимость единицы Ту-160 — 250 000 000 долларов. Шестьдесят минут полёта обходится в 23 000 долларов.
Конструкция
Стратегический ракетоносец-бомбардировщик ТУ-160 был создан со многими конструкционными решениями, взятыми у ранних моделей. Часть агрегатов и узлов перешла с ТУ-144. В конструкции «Белого лебедя» применяются различные виды композиционной и нержавеющей стали, титановые и алюминиевые сплавы.
Самолет «Белый лебедь» ТУ-160, ТТХ которого признаны уникальными в мире, получил малую габаритную высоту и крылья с технологией изменения стреловидности.
Также в конструкции присутствует трехопорное шасси и поворотный киль. 4 двигателя имеет ТУ-160 которые попарно смонтированы в нижней части корпуса.
Возле обтекаемой кабины располагаются два грузоотсека.
В кабине помимо мест для экипажа располагается электронное оборудование стратегического назначения.
Конструкция ТУ-160
Минимальный размах стреловидного крыла составляет 57,7 метров. Система поворота крыла имеет схожесть с моделью ТУ-22М. В ТУ-160 крылья выполнены с применением алюминиевых сплавов. Поворотные характеристики крыла начинаются от 20° до 65°.
На крыльях установлены четырех механических секционных предкрылка, которые обеспечивают более устойчивое поведение самолета на высокой скорости. Топливные баки, вмонтированные во внутреннюю часть крыльев, что обеспечивает отличную обтекаемость.
Управление самолетом осуществляется с применением сдвоенных ручек.
Также установлена современная навигация, обеспечиваемая автоматическое управление бортовой системой.
Кабина пилотов имеет большие размеры, что предоставляет пилотам свободное перемещение к кухне, которая так же установлена в кабине пилотов. ТУ-160 имеет туалет, который отсутствовал на других стратегических бомбардировщиках.
Кабина ТУ-160 (фото)
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
- Экипаж: 4 человека
- Длина: 54,1 м
- Размах крыла: 55,7/50,7/35,6 м
- Высота: 13,1 м
- Площадь крыла: 232 м²
- Масса пустого: 110000 кг
- Нормальная взлётная масса: 267600 кг
- Максимальная взлетная масса: 275000 кг
- Двигатели: 4 × ТРДДФ НК-32
- Тяга максимальная: 4 × 18000 кгс
- Тяга на форсаже: 4 × 25000 кгс
- Масса топлива, кг 148000
Лётные характеристики
- Предельная скорость на высоте: 2230 км/ч (1,87М)
- Крейсерская скорость: 917 км/ч (0,77 М)
- Максимальная дальность без дозаправки: 13950 км
- Практическая дальность без дозаправки: 12300 км
- Боевой радиус: 6000 км
- Продолжительность полёта: 25 ч
- Практический потолок: 15000 м
- Скороподъёмность: 4400 м/мин
- Длина разбега/пробега: 900/2000 м
- Нагрузка на крыло:
- при максимальной взлётной массе: 1185 кг/м²
- при нормальной взлётной массе: 1150 кг/м²
- Тяговооружённость:
- при максимальной взлётной массе: 0,37
- при нормальной взлётной массе: 0,36
Сравнение Ту-160 с аналогами | ||||
Страна и название сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносеца | Ту-160 | Т-4 («сотка») | Ту-95 | XB-70 Valkyrie |
Внешний вид | ||||
Максимальная взлётная масса, т | 275 | 170 | 172,0 | 246 |
Максимальная боевая нагрузка, т | 45 | н/д | 20 | 29,4 |
Максимальная скорость, км/ч | 2 230 | 3 200 расчетная) | 882 | 3 309 |
Боевой радиус, км | 6 000 | н/д | 6 500 | 6 900 |
Дальность с боевой нагрузкой, км | 10 500 | н/д | 12 100 | н/д |
Максимальная дальность, км | 13 950 | 7000 | 15000 | н/д |
Рабочий потолок, м | 16 765 | 18000 | 11 900 | 23 600 |
Совокупная тяга двигателей, кгс | 100 000 | 64 000 | 48 000 | 76 200 |
Применение технологий снижения заметности | частично | нет | нет | нет |
Количество самолётов в строю | 27 | нет | 68 | нет |
Страна и название сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносеца | B-1B | B-2 | B-52 | |
Внешний вид | ||||
Максимальная взлётная масса, т | 216,3 | 171 | 229 | |
Максимальная боевая нагрузка, т | 56,7 (34 + 22,7) | 22,6 | 22,7 | |
Максимальная скорость, км/ч | 1 448 | 1,010 | 957 | |
Боевой радиус, км | 5 543 | 5 300 | 7 210 | |
Дальность с боевой нагрузкой, км | 12 000 | н/д | н/д | |
Максимальная дальность, км | 13 500 | 11 100 | 16 090 | |
Рабочий потолок, м | 18 290 | 15 000 | 16 765 | |
Совокупная тяга двигателей, кгс | 55 400 | 31 300 | 61 680 | |
Применение технологий снижения заметности | частично | да | нет | |
Количество самолётов в строю | 64 | 19 | 62 |
Полезная нагрузка
Ту-160 — мировой лидер и по этому параметру: 45 000 килограммов полезной нагрузки. Говорят, что если на B1-B Lancer навешать ракет на внешние подвески, он может и больше поднять, но мы считаем, что это не по-джентльменски. Бомбардировщики должны меряться бомболюками, чтобы всё было честно. Сорок пять тонн различныхподарков» — это более чем серьёзный аргумент.
Ракеты размещаются на специальных пусковых барабанах, по шесть штук на каждом. Всего барабанов два, соответственно, ракетБелый лебедь» может нести 12. После соответствующего переоборудования ваш Ту-160 может оснащаться также свободнопадающими бомбами(до 40 000 кг) различного калибра, в том числе и ядерными.