Начало расследования. Черные ящики
В день авиакатастрофы за штурвалами Як-42 находились опытные летчики — командир Андрей Соломенцев и второй пилот Игорь Жевелов. Запись с черных ящиков, опубликованная Международным авиакомитетом через несколько недель после катастрофы, пролила свет на то, что происходило в самолете за несколько минут до крушения. Точнее, некоторые ее отрывки.
В начале записи пилоты обсуждают взлетное положение стабилизатора:
11:51:32. Второй пилот (2П): Сколько тебе? Девять?
11:51:35. Командир (К): Восьмерку, наверное.
11:51:36. 2П: Восемь с половиной.
Делают они это на глаз, не рассчитывая точную массу самолета. Далее пилоты обсуждают взлетную скорость. На 190 км/час Як-42 должен был оторваться от земли. Если же во время разгона до 190 км/час что-то пойдет не так — самолет должен отменить взлет и начать торможение.
В кабине пилотов обсуждают параметры. Бортмеханик сообщает о растущей скорости:
11:58:59. Б (бортмеханик): Скорость растет. Параметры в норме. 130, 150, 170, 190.
Через несколько секунд на записи слышится стук. Его издает передняя стойка шасси. Она подпрыгивает, но не отрывается от земли. Специалисты объясняют это тем, что кто-то из пилотов неосознанно начал жать на тормоз.
Самолет достигает скорости в 210 км/ч, пилоты с силой тянут штурвал на себя, но самолет все равно не отрывается от земли. Один из пилотов по-прежнему давит на тормоз. До края взлетной полосы меньше километра.
Бортмеханик сообщает о наборе скорости:
11:59:31. Б: 220… 230.
11:59:37. 2П: Мы мало, наверное, стабилизатор развернули.
11:59:41. К: Взлетный! Взлетный!
11:59:41. Б: 250.
11:59:42. К: Взлетный! Стабилизатор!
11:59:45. Самолет выкатывается со взлетной полосы на грунт.
Командир резко бросает штурвал, прижимая нос самолета к земле. Вероятно, в этот момент он решает прекратить взлет. Бортмеханик, заметив это, без команды переводит двигатели на малый газ. Скорость начинает падать.
Второй пилот не понимает, что происходит и начинает кричать (по версии специалистов МАКа, пилот осознал, что прекращение взлета приведет к повреждению самолета, а в случае взлета этого можно избежать).
Пилоты вновь тянут штурвал на себя, стабилизатор и рули высоты выведены на максимум. Пилоты упираются ногами в пол, чтобы сильнее тянуть штурвал. Возможно, в этот момент кто-то из них вновь случайно нажимает на тормоз.
Бортмеханик бросает газ. Пилот кричит на него. Бортмеханик вновь дает максимальный газ на все три двигателя. В салоне начинается паника.
11:59:48. К: Взлетный!!!
11:59:49. 2П: На х*** ты!
Самолет отрывается от земли спустя полкилометра от окончания взлетной полосы. На записи слышен сигнал тревоги. Тормоза не сдерживают самолет. Он, задрав нос, резко взмывает вверх.
Достигнув высоты в несколько метров, Як-42 начинает заваливаться на бок:
11:59:55. К: Бл***ь!
11:59:56. 2П: Андрюха!
11:59:57. К: Всё! П***ц!
Павол Демитра, нападающий, 36 лет
Настоящий джентльмен (получал даже соответствующий приз в НХЛ), «пан Профессор» стал символом словацкого хоккея, хотя свой единственный ЧМ в 2002 году команда выиграла как раз без него. Павол пробился в НХЛ уже через год после драфта в девятом раунде – поднялся с самых низов в рекордные сроки. В 2005-м жизнь нанесла главный удар – умер один из новорожденных близнецов Демитры, Тобиас. На фоне этого, конечно, четвертое место на Олимпиаде в Ванкувере, где он стал лучшим бомбардиром турнира и отправил Россию под канадский каток – просто житейская ерунда. Даже в 36 Павол сходу стал лучшим бомбардиром «Локомотива».
Йожеф Вашичек и Павол Демитра
Александр Сизов, инженер по эксплуатации – единственный выживший
Как и Александр Галимов, не был пристегнут. Его нашли стоящим в горящей реке с телом Матюшкина. Отделался ожогами 15% тела, переломами обоих бедер, свода черепа, ребер. Сизов не дает интервью – а в одном обрывочном в 2013 году сообщил, что у него все нормально и он продолжает работать техником в ОКБ Яковлева в Жуковском.
В публикации использованы материалы «Ярославского региона», «Чемпионата», «РИА Новости», Sport24, «Московского комсомольца».
«Локомотив» почтит память жертв авиакатастрофы перед игрой с минским «Динамо»
Третьяк – о трагедии ярославского «Локомотива»: сдержать слезы в тот момент было невозможно
В Ярославле появились граффити, посвященные ХК «Локомотив»
Максим Шувалов, защитник, 18 лет
Самый молодой игрок той команды встал на коньки только в 8 лет – и родители с трудом представляли его в хоккее из-за скромности и доброты. Зато парень вышел ростом, чем и привлек тренера в Рыбинске. В 11 пришлось переехать в ярославский интернат, куда мама поначалу приезжала каждый день. Накануне вылета он был уставшим и сказал ей по телефону «Может, меня и не возьмут в Минск. Хотя нет, надо лететь». Макс вырос невероятным романтиком и покорил свою девушку Ольгу, с которой встречался два года. В день перед трагедией они необычно долго прощались, а в 15:58 он написал последнее СМС – «Люблю! Вылетаем».
Руслан Салей, защитник, 36 лет
Родители и старшая сестра Руслана поражались, что он будто родился взрослым – всегда был рассудительным, спокойным, без истерик и неудобств для окружающих. В хоккее и оказался потому, что возить его на картинг было некому, а секция хоккея располагалась намного ближе к дому. Отчасти делом случая стал и отъезд за океан из-за запрещенного вещества в микстуре от ангины. Дальше были финал Кубка Стэнли и почти тысяча матчей в НХЛ. В год, когда «Анахайм» уже без него взял трофей, у Салея родился сын: «Я свой Кубок в этом году уже выиграл». Жена и дети были для него центром вселенной – ради их благополучия он отказался от мечты сыграть тысячу матчей в НХЛ и поехал в Россию за Кубком Гагарина. Поначалу были надежды и сообщения, что он уже ждал команду в родном Минске, куда вылетал «Локомотив», но Руслан был вместе с парнями…
Руслан Салей
Президент у обломков самолета
Под утро 8 сентября спасатели сообщили об окончании поисков. Тела 43 погибших были найдены.
Днем 8 сентября из ярославской больницы в московский НИИ имени Вишневского увезли выжившего хоккеиста Александра Галимова. Второго выжившего — Александра Сизова — отправили в НИИ имени Склифосовского.
Несмотря на крушение самолета, в Ярославле продолжал работать политический форум. Дмитрий Медведев, который должен был приехать в «Арену» 8 сентября, изменил свой график. В день приезда он сначала побывал в Туношне и возложил цветы к месту крушения самолета.
Выступление в «Арене» Медведев начал с минуты молчания.
— Это, конечно, шок для всей страны, как обычно случается в ситуациях подобных катастроф, но здесь еще и дополнительный момент — на борту самолета находился основной состав любимой в Ярославле, да и во всей стране, команды, одного из наиболее сильных, успешных клубов нашей страны. Это, конечно, большая потеря не только для всех близких, но и для всего нашего государства — для всех болельщиков. Трудно, конечно, выступать после таких событий, но я это сделаю, — сказал Дмитрий Медведев.
Форум завершился выступлением декана МГУ Вячеслава Никонова. Он заявил, что несмотря на трудности, возникшие во время проведения мероприятия, всё прошло на высоком уровне.
После окончания форума, 9 сентября, в городе официально был объявлен траур по хоккеистам.
Прощание. Путин. 100 тысяч человек
10 сентября закрытые гробы с фотографиями погибших выставили в «Арене-2000». На прощание с любимой командой тянулись нескончаемым потоком несмотря на проливной дождь.
— Более 100 тысяч человек часами стояли под дождем, чтобы пройти мимо гробов любимых игроков и положить цветы к их портретам. До сих пор помню море зонтов перед центральным входом комплекса. Это одно из самых сильных впечатлений в моей жизни, — вспоминает Александр Шиханов.
На прощание с хоккеистами пришли Владимир Путин, работавший тогда председателем правительства, и министр внутренних дел Рашид Нургалиев.
14 членов команды «Локомотив» похоронили на Леонтьевском кладбище.
Утром 12 сентября, спустя пять дней после крушения самолета, в больнице умер Александр Галимов. За дни после катастрофы нападающий так и не пришел в сознание. Его похоронили на следующий день на Чурилковском кладбище в Ярославле.
Через несколько недель после авиакатастрофы стало известно, что Иван Ткаченко — один из погибших хоккеистов — жертвовал деньги на благотворительность. Последний взнос для больной раком девочки он отправил накануне вылета.
Роберт Дитрих, защитник, 25 лет
Будущий защитник сборной Германии родился в Казахстане, но семья быстро переехала на историческую родину, где парень сделал небанальный для Германии выбор между футболом и хоккеем, хотя по футболу входил в юношескую сборную Баварии. С Россией судьба его изначально связывала – в НХЛ его подписали после российского ЧМ, перед переходом в «Локомотив» его сборная Германии обыграла Россию на ЧМ. Роберт согласился перейти в «Локомотив» летом 2011-го, только если «Мангейм» разрешит ему вернуться до декабря – не был уверен, что в России пойдет. Но с первого дня понял, что это команда его мечты.
Роберт Дитрих
Осудили и отпустили
После авиакатастрофы главным подозреваемым в случившемся назвали бывшего заместителя гендиректора по организации летной работы авиакомпании «Як Сервис» Вадима Тимофеева. Расследование длилось несколько лет. Тимофеев отрицал свою вину. С его версией были согласны и родственники погибших хоккеистов. В суде они оправдывали Тимофеева.
По версии следствия, командир и второй пилот воздушного судна не имели необходимой подготовки для управления Як-42. Вадим Тимофеев не организовал пилотам квалификационные проверки. Именно это не позволило своевременно выявить ошибки в технике пилотирования. При этом в летной книжке имелись фиктивные записи о прохождении пилотом таких проверок.
Согласно выводам Международного авиационного комитета, озвученным в суде, ошибкой пилотов стало непроизвольное нажатие на тормозные педали. Все остальные версии причин крушения Як-42, по мнению суда, не нашли своего подтверждения.
23 сентября 2015 года Тимофеева признали виновным по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Судья назначил Тимофееву наказание в виде пяти лет в колонии-поселении
Артем Ярчук, нападающий, 21 год
Плавать он начал раньше, чем ходить, но однажды семья Ярчука встретилась в бане с хоккейным тренером, который предложил отдать мальчика в хоккей. 5-летний Артем начал тренироваться с группой на год старше, не умея стоять на коньках. Ярчук был веселым парнем, не терялся в трудных ситуациях и находил неожиданные выходы – например, в одном из матчей команда забыла на игру капы, судья пригрозил удалением, а он напихал себе в рот изоленты, отыграл период, но потом получил отравление. Парень был очень популярен у девчонок, но главной его фанаткой была бабушка, которая не пропускала его игр и ездила даже в Воркуту.
Александр Калянин, нападающий, 23 года
Сашу поставили на коньки уже в три года – и он заскользил в этих коньках по стопам отца-хоккеиста. Калянин получил хорошую школу в Челябинске, но не играл за молодежные и юношеские сборные. Александр терпел, работал и отлично использовал шанс в «Локомотиве» – его вызвали уже в основную сборную. Отлично все шло и на личном фронте: со своей девушкой Ириной летом 2011-го он, верующий человек, посетил святые места Израиля, но тяжело пережил катастрофу теплохода «Булгария», случившуюся за два месяца до крушения Як-42. Незадолго до вылета они с Ириной посмотрели фильм «Пункт назначения-5», который завершается крушением самолета, и хоккеист отшутился: «Да ладно, это всего лишь кино…»