Что такое беспилотный летательный аппарат (БПЛА), какие они бывают и где применяются

1.3 Артиллерийские снаряды большого радиуса действия

Определение:  Артиллерийский снаряд –  вращающееся летящее тело, выпущенное из некоторой пусковой установки.

Развитие современной артиллерии движется по направлениям во многом сходным с развитием бомбового вооружения (увеличение дальности пуска, повышение точности). Рассмотрим современные тенденции на примере артиллерийских снарядов морского базирования Ex-171 ВМФ США. Две пары носовых крыльев (схема «утка») – являются единственным органом управления, позволяющим компенсировать отклонение траектории от номинальной. Задача рассматриваемого вооружения – прицельная и синхронизированная по времени огневая поддержка берегового десанта со стороны ракетного эсминца, находящегося за пределами досягаемости противника . Эта возможность увеличения дальности и точности огневой поддержки со стороны надводных военно-морских сил выведет на новый качественный уровень маневренность боевых действий за счет большей подвижности морской пехоты.

Однако, вследствие рассеяния (переменного ветра, воздействия ускоряющего заряда, ошибки целеуказания и т.д.) дальность стрельбы для современных артиллерийских снарядов ограничена  и они не могут считаться высокоточным оружием. Установка ракетного двигателя, используемого для придания скорости снаряду после его выхода из ствола, увеличивает дальность полета снаряда, однако без бортовой аппаратуры наведения и управления растет неопределенность точности попадания в цель.

Италия

Головка молотка Piaggio P.1HH

Sky-Y

Sky-X

  • Meteor, теперь серия SELEX Galileo Avionica Mirach ( Mirach 26 , Mirach 150 ), дрон-мишень и варианты для разведки
  • SELEX Galileo Avionica NIBBIO, тактическая разведка
  • SELEX Galileo Avionica FALCO , разведчик
  • Alenia Aeronautica Sky-x , исследовательский UCAV (2005)
  • Alenia Aeronautica Sky-y , исследователь-разведчик МУЖЧИНА (2007)
  • Alenia Aeronautica Molynx / Black Lynx, разведчик HALE (в разработке)
  • Alenia Aeronautica ITV
  • Мирах 26
  • Мирах 150
  • Nimbus EosXi , беспилотный летательный аппарат в конфигурации гибридного дирижабля
  • Головка молотка Piaggio P.1HH
  • Selex ES Falco

[править] Израиль

БПЛА Израиля

Потребность в БПЛА у Армии обороны Израиля возникла в ходе «Войны на истощение» 1969—1970 годов. В этот период не было активных боевых действий. происходила артиллерийская и ракетная дуэль между силами Израиля и силами арабских стран. В этих условиях была весьма актуальной информация о месторасположении вражеских военных объектов, прикрытых ПВО. Традиционное применение авиации показала высокую стоимость такой разведи и весьма низкую эффективность. В связи с этим были использованы крайние меры — инициативная группа офицеров провела эксперимент по установке фотооборудования на обыкновенный радиоуправляемые модели самолётов. Их применение имело большой успех, были получены ценные разведданные, однако в то время наиболее перспективными считались крупные реактивные БПЛА, ресурсов на производство которых Израиль не имел и собирался закупать их у США.

Однако, во время Ливанской войны малые пропеллерные БПЛА широко применялись АОИ, что позволило нанести существенный урон военным силам и в основном технике Ливии, которая поражалась с помощью точного целеуказания БПЛА ракетам. С этого момента АОИ стала принимать на вооружения в основном небольшие по размеру и малозаметные БПЛА. Исключением стал БПЛА «Эйтан», сопоставимый по своим размерам (длина, размах крыльев) с самолётом F 15. На 2012 год это — один из самых крупных БПЛА по своим линейным размерам (по размаху крыльев и взлётному весу и остальным характеристикам уступает аппарату RQ-4 Global Hawk), производится полностью в Израиле и из израильских компонентов. По заявлению представителей АОИ самолёт оснащён уникальной, не имеющей аналогов в мире аппаратурой для ведения разведки и боевых действий. Практический потолок по заявлениям АИО составляет 13 км, что делает его неуязвимым для комплекса ПВО С 300, стоящего на вооружении у некоторых арабских стран, что заведомо неверно, так как данный комплекс способен поражать цели на высоте до 25 км.

Израиль является одним из ведущих производителей БПЛА в мире, не только по количеству аппаратов, но и по качеству и тактико-техническим характеристикам производимых БПЛА.

[править] СССР/Россия

В Советском Союзе БПЛА начали проектироваться в 1957 году КБ имени Туполева. Первым проектом стал БПЛА Ту 121, со взлетной массой 35 т, с проектной максимальной скоростью до 2700 км/ч на высоте 22000 м и дальностью до 4000 км. Самолёт должен был входить в автономный мобильный комплекс, который состоял бы из нескольких таких самолётов и средств наземного базирования, которые бы автономно могли передвигаться на расстояние до 500 км. Для этого пришлось решать ряд нехарактерных для авиационного КБ проблем по производству наземного оборудования, а также необычных технических решений в связи с отсутствием пилота, позволивших применять особые конструкции корпуса, воздухозаборников, двигателей. Работы по данному проекту были завершены в 1960 году, и наработки проекта легли в основу создания одиночного дальнего беспилотного самолета-разведчика «Ястреб» ДБР-1. К 1964 году испытания БПЛА были завершены и в 1965 году запущено серийное производство. «Ястреб» развивал максимальную скорость в 2700 км/ч, практическая дальность составила около 4000 км а высота полета 19-22 км. К 1972 году были выпущены новые оперативно-тактические комплексы БПЛА разведки «Рейс» и «Стриж». Комплекс «Рейс» в начале 1980-х был глубоко модернизирован до «Рейс-Д». В России КБ «Туполев» на 2010 год заявляло о разработке проекта БПЛА Ту 300 с массой до 1 тонны, скоростью до 950 км/ч, возможностью полезной нагрузки до 1 тонны, в рамках производства разведывательно-ударного комплекса средней дальности.

На данный момент в России эксплатируются, производятся и испытываются около 40-ка БПЛА различных моделей и модификаций и назначения: для целеуказания ракетного комплекса Искандер, воздушного наблюдения и разведки, морского наблюдения, ударного назначения, бесшумного наблюдения, дистанционного зондирования, ложные мишени. Несмотря на то, что СССР был мировым лидером в производстве и конструировании БПЛА в 80-е годы 20-го века, на 10-е годы 21 века, несмотря на опытные образцы превосходящие любые мировые аналоги, Россия отстаёт в применении и серийному производству БПЛА (находится на 5-ом месте в мире) и закупает некоторое их количество у Израиля и собирается производить их совместно.

Какие бывают БПЛА

Беспилотные летательные аппараты создаются для решения задач в разных сферах человеческой деятельности. Отсутствие требований со стороны авиационных чиновников к оснащению, конфигурации и компонентам беспилотников дает свободу фантазии производителям. Поэтому классифицировать устройства, различающиеся габаритами, назначением, дальностью полетов, уровнем автономности и другими характеристиками, весьма сложно.

Условно все БПЛА делятся на 3 группы:

  1. Неуправляемые: легкие и бюджетные, простые в эксплуатации модели, не требующие обустроенной поверхности для приземления. Человек участвует только при вводе параметров полета и запуске.
  2. Дистанционно управляемые: для них возможна корректировка траектории полета с земли.
  3. Автоматические: выполняют миссию автономно, по предполетным параметрам, введенным оператором в стационарный компьютерный комплекс, находящийся на земле.

Россия

БПЛА ZALA 421-08 , переносной российский БПЛА, способный летать 90 минут с видео / фото / ИК камерой

Ка-135

Коршун

  • Альтиус-М
  • Сухой S-70 Охотник-Б (Охотник), близкий к Скату и БАЕ, и БПЛА-невидимка США, представленный в 2017 году.
  • Микоян Скат : малозаметная разведка-атака
  • Кронштадт Молния, меньше похожа на Гром
  • Орион , сравним с RQ1 RQ3 и RQ9
  • Альтиус
  • Корсар
  • Луч (БПЛА)
  • Станция ДРЛО “Сухой Зонд-1” (БПЛА) для проекта разведки, наблюдения и перехвата
  • ENICS E-95 / E08M
  • Радар-ММС БПВ-500
  • Геоскан Лайт – БПЛА для аэрофотосъемки с неподвижным крылом
  • Геоскан 201 – БПЛА для аэрофотосъемки с ГНСС-приемником и мультиспектральной камерой
  • Геоскан 401 – мультироторный дрон с переменной полезной нагрузкой
  • Геоскан 501 – мультироторный дрон для аэрофотосъемки
  • Як Ворон “Ворон” БПЛА для дальних и высокоскоростных ударов.
  • Разведывательный БПЛА Як Клест на замену ВС РФ “Пчела-1”.
  • Лавочкин Ла-17 , мишень и разведчик (1953 г.)
  • Туполев Ту-123 , разведчик (1964 г.)
  • Туполев Ту-141 , разведчик (середина 1970-х)
  • Туполев Ту-143 , разведчик (1970-е гг.)
  • Яковлева Пчела , разведка
  • Камов Ка-137 , разведывательный вертолет 1998 г.
  • ЗАЛА 421-06
  • ZALA 421-08 , мини- БЛА разведки 2007 г.
  • ЗАЛА 421-12
  • Дозор-600, разведывательно-штурмовик конец 2010 г.
  • Дозор-100, беспилотный комплекс разведки, наблюдения, разведки 2009 г.
  • Дозор-50, Разведка, наблюдение 2007
  • Дозор-85, Аэрофотосъемка, пограничный патруль, наблюдение
  • Дозор-3, Тяжелый БПЛА для военной разведки и нанесения ударов 2009 г.
  • Камов МБВК-137 , Многоцелевой беспилотный вертолетный комплекс
  • PUSTELGA, Мобильные комплексы (МК) на базе автономно пилотируемых летающих микротранспортеров (FMV)
  • REIS-D, Беспилотная тактическая воздушная разведка, действует с 2000 года.
  • ДПЛА ПЧЕЛА-1Т, разведка, в строю с 2000 г.
  • Аист («Аист»), Многоцелевой (БПЛА)
  • Як АЛЬБАТРОС-ЭКСПЕРТ дистанционно управляемый аппарат (ДПЛА) вертикального пуска и посадки, предназначенный для телевизионной (инфракрасной) воздушной разведки подстилающей поверхности в дневное и ночное время, ЭКСПЕРТ – интегрированная система, состоящая из трех ДПЛА, наземного управления станция, пусковая установка и обслуживающее оборудование.
  • Чирок
  • Ласточка, разведывательный проект (2011)
  • Проект высокотехнологичной разведки Искатель (2012 г.)
  • Орлан-10
  • Форпост

Бразилия

  • 14-X , ГПВП 10 мАч, разрабатываемый FAB.
  • A-20 LTA VANT Коммерческий БПЛА космических дирижаблей.
  • Acauã VANT Экспериментальный БПЛА ВВС Бразилии для разработки электронных систем для будущих бразильских БПЛА.
  • XMobots Apoema 1000B LALE (маловысотная, большая дальность ) (2009 г.)
  • AGPlane UAV of AGX / Aeroalcool. Сельскохозяйственный и гражданский БПЛА для наблюдения.
  • Arara M1 Малый разведывательный БПЛА.
  • Arara T1 Small UAV / цель AGX / Aeroalcool для ВМС Бразилии .
  • Azimute Santos Lab Comercio e Industria Aerospacial Ltda.
  • BQM-1BR Первый бразильский БПЛА / цель CBT (Companhia Brasileira de Tratores).
  • Caçador , разработанный израильской компанией IAI Heron
  • Переносной БПЛА Carcara Infantry, состоящий на вооружении бразильской морской пехоты Santos Lab Comercio e Industria Aerospacial Ltda.
  • Carcara II Новая версия Carcara для ВМС, Santos Lab Comercio e Industria Aerospacial Ltda.
  • Дюмон – Новые технологии,
  • Элетрон БПЛА БРВАНТА.
  • Avibras Falcão Тактический БПЛА, Avibras
  • Flight Technologies FS-01 Watchdog Brazilian Тактический разведывательный БПЛА
  • Flight Technologies FS-02 AvantVision Бразильский мини-БЛА
  • Переносной БПЛА Flight Technologies FT-100 Horus Soldier, состоящий на малой службе в бразильской армии Flight Technologies на базе FS-02
  • Flight Technologies FT-200 Watchdog Бразильский тактический разведывательный БПЛА от Flight Technologies на базе FS-01
  • БПЛА Flight Technologies VT-15 Испытания бразильской армии на базе Flight Technologies FT-200 Watchdog.
  • Мини-БПЛА Gyro 200 ED Квадрокоптер Gyrofly Innovations.
  • Gyro 500 Мини-БПЛА Квадрокоптер Gyrofly Innovations.
  • Harpia Это тактический БПЛА среднего размера компании Harpia Systems (совместное предприятие Embraer Defense and Security , AEL Systems и Avibras ), остановленный в январе 2016 года.
  • БПЛА Hornet H2 компании BRVANT.
  • Jabirú Santos Lab Comercio e Industria Aerospacial Ltda.
  • БПЛА Aeromot K1AM / Дрон-мишень для ВМС Бразилии на базе дрона Northrop KD2R-5 .
  • Протонный БПЛА БРВАНТА.
  • БПЛА SARVant Surveillance, разработанный консорциумом OrbiSat (SAR Radar), Aeroalcool (планер) и AGX (управление полетом).
  • Цель Sea Runner ВВС Бразилии .
  • Бразильский мини-БЛА Tiriba от AGX Tecnologia. 4 кг, легкий гражданский БПЛА

Беспилотники на страже родины

Несмотря на популярность в повседневной жизни, коптеры остаются прерогативой военных ведомств.

Боевые беспилотники используются военными и силовыми структурами. Они носят на борту летальное оружие, например, ракеты земля-воздух или воздух-воздух, выполняют функции авиаразведки и корректировки огня. В армии их используют для слежения за неприятелем, в ударных целях, для транспортировки грузов.

Современные беспилотники трудно обнаружить. Они проводят операции в тылу противника глубиной до 100 км, что позволяет держать в напряжении большие площади передовой. По оценкам военных экспертов, в будущем роль БПЛА на поле боя будет только возрастать.

Платформы с активным позиционированием

Параллельные толкатели

Пожалуй, самый очевидный способ. Толкатели в виде планок передвигают БПЛА в требуемую зону позиционирования. Наиболее часто используются одна или две пары параллельных друг другу и работающих синхронно толкателей, сдвигающих БПЛА за опоры (ножки) к центру посадочной площадки (где обычно расположены вожделенные контакты питания). Как вариант, сами толкатели могут содержать элементы крепления и электрические контакты. 

Платформа Ewatt Aerospace. 1 – опора БЛА с электродами; 2 – посадочная площадка; 3 – толкатели с электродамиПримеры платформ для БПЛА с 4 параллельными толкателями (a) COEX; и (b), Университета Иннополис

Ещё и ещё примеры для полноты обзора — тут и посадочные площадки и станции (а кто-то называет их посадочные ангары).

Почтоматы с БПЛА (a bit offtop)

Поскольку системы позиционирования с параллельными толкателями являются наиболее простыми и популярными, на основе этого подхода предлагаются первые коммерческие платформы автоматической доставки, хранения и выдачи грузов. Здесь можно остановиться подробнее.

Примеры посадочных платформ-постаматов: (a) COEX, (b) Matternet 

Источники: COEX, Matternet 

Все хотят доставку дронами. Куча тестовых демо сделано, но в продакшн пока не пошло. На мой взгляд, здесь сложности как технические так и концептуальные. Куда должен приземлиться дрон при доставке, например, в многоквартирный дом? Во двор? А если там лужи? А безопасность людей, а как защитить сам дрон от кражи? К тому же нужно синхронизировать время прилета дрона и выхода к нему получателя, что не всегда удобно. 

Посадочная платформа-почтомат Matternet 

Другое дело, если во дворе стоит постомат, в который дрон доставляет посылку, а получатель её забирает, когда ему удобно. Здесь дрон делает свое дело и не зависит от пользователя. А пользователь получает, что хотел, и не зависит, так сказать, от реализации — получается интерфейс между рулём и сиденьем получателем или отправителем и БПЛА. Такой сервис уже представляется юзабельным и COEX молодцы, что это делают (хотя, на мой взгляд, заявленные сроки и стоимость слишком оптимистичны).

Фигурные толкатели

Хитрый способ снизить число толкателей и при этом по-прежнему выполнять позиционирование в двух направлениях в горизонтальной плоскости. Это стало возможно с применением толкателей фигурной формы, например, с W- и V-образными кромками. При синхронном движении толкателей друг навстречу другу опоры БПЛА помимо перемещения вместе с толкателями скользят по их кромкам. Это обеспечивает правильное позиционирование как в направлении движения толкателей, так и ортогонально их движению. 

Слева: посадочная платформа с W-образными толкателями для позиционирования: 6 – БПЛА; 401 – толкатели W-образными кромками. Справа: Посадочная платформа с V-образными толкателями для позиционирования: 810 – ножка БПЛА; 220 – толкатели с V-образными кромками

Примеры платформ для БПЛА с V- и W-образными толкателями. (a), станция Airobotics с параллельными W-образными толкателями (1); (b), станция Coretronic Intelligent Robotics (CIRC) с V-образными толкателями (2), интегрированными с крышками (1)

Поворотные толкатели

Следующая разновидность толкателей — поворотные. Они могут располагаться по углам посадочной площадки либо в центре.

Посадочная платформа Easy Aerial с поворотными толкателями

Очень оригинально выполняется позиционирование БПЛА в посадочной платформе Easy Aerial c одним поворотным толкателем. Опоры БПЛА расположены на лучах, которые установлены на корпусе эксцентрично (в этом вся фишка). В центре посадочной площадки установлен привод вращения с вертикальным валом, на который насажен вращающийся толкатель с 4 спицами (по числу опор БПЛА). После приземления БПЛА вертикальный вал начинает вращаться, спицы увлекают опоры БПЛА во вращательное движение. Взаимодействие опор БПЛА с посадочной поверхностью и спицами и наличие эксцентриситета установки лучей БПЛА приводит к тому, что центр БПЛА начинает двигаться к центру вертикального вала. Вращение прекращается в тот момент, когда опоры БПЛА встанут на установленные на посадочной поверхности электрические контакты. 

Ирисовые диафрагмы как устройство позиционирования 

Ирисовые диафрагмы широко применяются в объективах фотоаппаратов. Наш конструктор Муса Галимов предложил использовать их для позиционирования опор (ножек) БПЛА. Как тебе такое…

Ирисовые диафрагмы как устройство позиционирования в посадочной платформе БПЛА

Канада

ЦЛ-289 , разведчик (1990)

  • Aeryon Scout , разведчик (2009)
  • Aeryon SkyRanger R60 , разведка (2013)
  • Aeryon SkyRanger R70 , разведка (2017)
  • Aeryon SkyRaider R80D , разведчик (2017)
  • Canadair CL-89 , разведка (1964 г.) – совместно финансировалась Великобританией, а затем и Западной Германией
  • ЦЛ-289 , разведчик (1990)
  • CL-227 Sentinel , разведчик (1977)
  • CL-327 Guardian , разведчик (1996)
  • Ч-160, разведка (2009 г.)
  • CU-162 Vindicator (2011 г.)
  • Draganflyer X4, наблюдение (2009)
  • Draganflyer X6 , наблюдение (2009)
  • Draganflyer X8, наблюдение (2010)
  • Draganfly Tango, разведка
  • Meggitt Vindicator II (CU-162)
  • PrecisionHawk Lancaster, сельское хозяйство (2010)
  • Prioria Robotics Maveric
  • Silver Fox ALIX (Эксперимент по наблюдению и разведке Атлантического побережья) (2004 г.)
  • РАСШИРЕННАЯ СУБСОНИКА / XIPHOS Grasshopper (2000)
  • MMIST CQ-10 Snowgoose (2000)

1.1 Концепция современных боевых действий

Конфликты на Ближнем Востоке, на Балканах и в Ираке продемонстрировали новые технологии ведения боевых действий и обозначили основные направления их развития и совершенствования с учетом современных достижений в создании интеллектуального оружия различного назначения.

Эти технологии базируются на ряде основных принципов:

  1. создание единой информационной, управляющей и ударной среды, простирающейся от поверхности земли (воды) до космоса и доступной различным военным потребителям от стратегического уровня (армия) до тактического уровня – взвод, группа солдат или даже отдельный солдат. Всеобъемлющая и своевременная информация, а также управление рассматриваются в качестве ведущего компонента достижения успеха ;
  2. возрастание глубины огневого поражения, требующее увеличения дальностей действия проектируемых средств поражения;
  3. одновременное преодоление повышающейся защищенности большинства целей, например, систем объектовой ПВО противника;
  4. активное применение относительно дешевых боеприпасов классов “воздух -поверхность” и “ поверхность – поверхность”.

Единая информационная среда обеспечивается непрерывной разведкой, планированием и управлением выполнения запланированных действий с привлечением минимально необходимых ударных средств.

Одним из типов современного интеллектуального оружия, вызывающего особый интерес в последнее время, стали беспилотные летательные аппараты (unmanned aerial vehicle (UAV)). Известные проекты БЛА разработаны или разрабатываются в большинстве для решения следующих задач:

  1. разведка или целеуказание оружию,
  2. в качестве ударных средств .

Параллельно несоответствие боевых возможностей классических: артиллерии ВМФ и Сухопутных войск, неуправляемых авиабомб в РФ и во всем мире (включая США) современным тактическим требованиям стимулировало появление большого количество работ в направлении обеспечения выполнения требований к точности наведения.

Важнейшим направлением повышения точности стрельбы является создание комплексов управляемого вооружения на базе высокоточных артиллерийских боеприпасов (ВТАБ) и управляемых авиационных бомб (УАБ), обеспечивающих многократное сокращение расхода снарядов и времени решения огневых задач. Создание ВТАБ и УАБ, характеризующихся повышенной боевой эффективностью, рассматривается зарубежными военными специалистами в качестве одного из основных направлений совершенствования артиллерии и авиации в ближайшие 10-15 лет .

Фармацевт

В Руанде, Танзании, Папуа-Новой Гвинее, Гане и других странах дроны приспособили для доставки медикаментов, крови для переливания, вакцин и даже трансплантатов. В этой миссии задействовали беспилотники калифорнийской компании Zipline, тесно сотрудничающей с международной организацией «Врачи без границ».

Дрон доставляет препараты в Гане

В нескольких американских штатах запустили тестирование такой доставки. Так, в Балтиморе удалось с помощью дрона оперативно перевезти почку для трансплантации.

Дрон перевозит почку для трансплантации в США

А в Индии начали тестировать доставку вакцин против коронавируса с помощью БПЛА.

Индустрия 4.0

Медицинские дроны: как использовались беспилотники в борьбе с COVID-19

Студенты сделали беспилотник

Первыми задачами студенческого конструкторского бюро является развитие научно-технического творчества студентов и молодежи. Студенты конструируют не только сами схемы, но и их начинку, то есть те мозги, которые являются интеллектуальной начинкой всех этих технических систем. В этом видео представили самодельный летательный аппарат — беспилотник.

В СКБ долгое время разрабатывалось система передачи информации на большие расстояния, это 300-400 км. Хотим управлять этим беспилотником на расстоянии 300 км. Что для этого делаем? Поднимаем еще несколько беспилотников между ними, и они осуществляют ретрансляцию сигналов, то есть для решения этой задачи были разработано специальное оборудование, которое протестировали на этом беспилотном летальном аппарате.
Вы видите антенну, которая осуществляет прием и передачу информации. Внутри автопилот, который удерживает самолет по определенному курсу.
Был разработан беспилотный летательный аппарат, но по форме напоминающий летающую бочку или ведро втулку. Он имеет профиль крыла, внутри устанавливается двигатель и пропеллер. Рули, которыми осуществляем стабилизацию во время полета. Когда не нужно зависать на месте, а передислоцироваться быстро, он может ложиться на крыло и по сути летит как реактивная бочка. За счет того что винт защищен вы можете допустим спокойно с помощью этого устройства осматривать здания.

Инициатором построения квадрокоптеров был студент первого курса Павел Сидоренко, он строил квадрокоптеры разных схем и отрабатывал систему пилотирования. Встал вопрос о квадрокоптере для реального применения, например для аэро фото, и кино съемки. Сейчас он имеет настроенный автопилот и систему аэро- кино- съемки. Он ориентируется по GPS навигатору, прокладывает свой маршрут и может вернуться в точку вылета. Съемка пейзажей, строений, кадастровые объекты можно фотографировать. Также наблюдения за территориями можно проводить с помощью этого аппарата. Ну и военные структуры. Например, охрана границ, каких-то складов.

На базе СКД делаем 3D-принтеры, печатать он может подобные пластиковые детали, достаточно сложные по конструкции. Прелесть еще данной технологии то, что она в свободном доступе, как Linux система. То есть любой желающий может взять исходники и на свое усмотрение дорабатывать. Доработками делиться с сообществом. Делается деталь в 3D-редакторе, потом соответственно добавляется в специальную программу, которая разбивает 3D-модели на слои, принтер по командам программы наносит слой за слоем. Все, что можно смоделировать, можно напечатать.

Тема мобильных ретрансляторов. В СКБ была разработана еще специфическая вещь, похожая на летающую тарелку. Мобильный ретранслятор, который поднимается в воздух в быстрые воздушные слои 15-20 км и там зависает. Сверху ретранслятор будет обклеен солнечными батареями.

Самодельная летающая тарелка

Чтобы летающая тарелка оставалась на месте, приготовлены ушки, они расположатся по краям.

Если этот беспилотник поднимем на высоту 1000 и выше метров, возникает возможность покрыть большую поверхность. Весь Новосибирск можно покрыть без дополнительных конструкций. Профиль тарелки является крылом. Поэтому она не требует постоянной скорости. При падении скорость снижения мала. Падает, как лист дерева.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий