История
ЗАО «Эйр Казахстан» создано постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 августа 1996 года № 1030 «О мерах по экономической стабилизации гражданской авиации Республики Казахстан»
12 ноября — вблизи аэропорта Charki Dadri (Дели) в воздухе столкнулись Boeing 747 авиакомпании Saudi Arabian Airlines и грузовой Ил-76 авиакомпании Эйр Казахстан. Погибли 312 человек в Боинге и 37 в ИЛ.
Уставный капитал общества был образован путём передачи части государственного имущества, ранее находившегося на правах пользования у НААК «Казахстан Ауе Жолы». Однако долги «Казахстан Ауе Жолы», а также обязательства этой компании по выплате социальных пособий своим сотрудникам не были переданы ЗАО «Эйр Казахстан». А это 83 летчиков-инвалидов и лиц, потерявших кормильца и задолженность в размере 163 миллионов тенге.
В 1999 году членами правления ЗАО «Эйр Казахстан» являлись Крининчанский Александр и Утежанова Забига. Постановлением Правительства РК Криничанский и Утежанова были направлены в «Эйр Казахстан» для вывода компании из кризиса. На тот момент, счета компании были арестованы, заработная плата работникам не выплачивалась авиакомпании в течение 6 месяцев.
В 2000 году ЗАО «Эйр Казахстан» оказалось на грани банкротства.
В декабре 2000 года на пост президента «Эйр Казахстан» заступает бизнесмен, бывший министр транспорта и коммуникаций Еркин Калиев.
В 2001 году Агентство РК по статистике публикует отчет, согласно которому из-за кризиса в «Эйр Казахстан» объём авиаперевозок в республике сокращается на 15,6%.
К 2002 году в компании остается всего 11 рабочих лайнеров из 37.
13 сентября ОАО «Авиакомпания „Иртыш-Авиа“» (15 самолетов «Як-40», «Як-42» и «Ан-2») присоединили к ЗАО «Эйр Казахстан» на основании постановления Правительства РК от 13.09.2002 года № 1004. А также — 2 самолета Airbus A310 и городской аэровокзал Алма-Аты.
18 сентября принято решение о выкупе 50% акций у ОАО «Казкоммерцбанк» за $15 млн и таким образом сосредоточении 100% акций в руках государства. Размер задолженности, которая сложилась перед банком с 1997 года, составлял $33 млн. Дополнительно правительство списало с компании штрафы и пени, предоставило пять лет отсрочки по долгам.
В 2003 году правлением «Эйр Казахстан» «без санкции совета директоров» были привлечены кредиты на сумму более $7 млн под залог ряд воздушных судов, а также здание аэропорта Алма-Аты.
9 апреля года – Ураз Джандосов назначен председателем совета директоров государственного ЗАО «Эйр Казахстан». В состав советов директоров «Эйр Казахстан» включены Батырхан Исаев (вице-министр экономики и бюджетного планирования), Нурлан Нигматулин (вице-министр транспорта и коммуникаций), Геннадий Комаров (зампредседателя комитета госимущества и приватизации министерства финансов), Серик Нугербеков (директор департамента финансового регулирования Минтранскома) и Еркин Калиев – президент «Эйр Казахстан». Однако через несколько дней Джандосов объявил о том, что он не может занять эту должность потому как руководитель Air Kazakhstan Еркин Калиев является его родственником.
В ноябре 2003 года, комитетом гражданской авиации Минтранскома «были приостановлены сертификаты летной годности» ряда самолетов авиакомпании.
На 1 января 2004 года, обязательства «Эйр Казахстан» составили 7 млрд. 882 млн тенге (текущий 139/$1), из них кредиторская задолженность перед резидентами — 6 млрд. 388 млн тенге, перед нерезидентами — 1 млрд. 544 млн тенге. Активы компании на эту дату составили 5 млрд. 474 млн тенге, в том числе основные средства — 4 млрд. 471 млн тенге.
17 февраля 2004 года руководство «Эйр Казахстан» в официальном письме Минтранскому сообщило о добровольной передаче внутренних рейсов авиакомпаниям «SCAT», «Атырау Ауе Жолы» и «Саяхат».
29 февраля 2004 года был выполнен последний рейс компании — это был полёт по маршруту Ганновер — Алма-Ата.
На 2004 год задолженность «Эйр Казахстан» перед кредиторами составляла порядка 60 миллионов долларов. На неё работало 2 тысяч специалистов.
Крупнейший аэропорт страны
Алма-Ата обладает крупнейшим аэроузлом казахстанского государства, поэтому с подачи местных жителей его стали называть центральным. Открытие состоялось в середине 30-х годов ХХ столетия, пассажирооборот быстро возрастал, пока не достиг цифры в 5 миллионов человек в год. Суточная пропускная способность составляет примерно 250 пассажиров. В 2012 году страны СНГ выбрали лучший воздушный причал, которым и стал аэропорт Алма-Аты.
Две взлетно-посадочные полосы, спроектированные по самым современным технологиям и способные обеспечить посадку всем типам самолетов и вертолетов, а также новейшее оснащение, отвечающее требованиям времени, по праву позволяют считать алматинский аэродром удобнейшим пунктом вылета и прибытия.
Многие российские и зарубежные авиалинии сотрудничают с данным аэропортом, что позволяет осуществлять перевозки пассажиров в разные страны:
- Air Arabia – авиаперевозчик Объединенных Арабских Эмиратов, выполняющий периодические полеты в Шарджу и обратно;
- Air Astana – казахская авиакомпания, позволяющая посетить большинство населенных пунктов республики, кроме того, совершающая полеты за границу – в Россию, Индию, Грузию, Германию, Узбекистан, Китай, ОАЭ, Вьетнам, Турцию, Малайзию и еще несколько государств;
- Asiana Airlines – авиакомпания, принадлежащая Китаю, осуществляет перелеты между Сеулом и Алматы;
- Аэрофлот – российские авиалинии – доставляет пассажиров в Шереметьево, аэропорт Москвы;
- Bek Air, Qazaq Air – исключительно внутренние авиалинии, предназначенные для регулярного обслуживания всех возможных зон государства, доступных воздушным судам;
- Bulgaria Air – представитель Болгарии, летающий чартерами до Бургаса;
- компания Оренбургские авиалинии предлагают желающим маршрут в Сочи и обратно;
- пражская авиакомпания Czech Airlines постоянно летает в Прагу и обратно;
- еще один перевозчик Арабских Эмиратов, Etihad Airways, базирующийся в Абу-Даби, предлагает постоянные рейсы именно в этот город, а Flydubai, соответственно, в Дубай;
- авиалиния KLM, дочерняя компания Air France, осуществляет перелеты в Амстердам;
- немецкая Lufthansa – во Франкфурт-на-Майне;
- иранский авиаперевозчик Mahan Air доставляет пассажиров в Тегеран, где расположена его база;
- SCAT, еще одна авиакомпания Казахстана, помимо всех возможных рейсов внутри страны, совершает также авиаперевозки чартерами в Турцию, Таиланд, Индию, ОАЭ, Вьетнам, Египет;
- таджикские авиалинии Somon Air, Tajik Air летят по маршруту Алматы-Душанбе;
- Turkish Airlines, соответственно, Алматы-Анталия и Стамбул;
- Туркменские авиалинии доставят желающих в Ашхабад;
- UIA (Украина) – в Киев.
Аэропорты Казахстана
В Казахстане предоставляют авиатранспортные услуги 24 аэропорта. Алматы, Нурсултан Назарбаев, Шымкент, Усть-Каменогорск, Атырау – международные аэропорты.
Столичный аэропорт Казахстана: Нурсултан Назарбаев.
Алматы – крупнейший аэропорт Казахстана, обеспечивающий в среднем 198 рейсов в день.
Национальные авиакомпании Казахстана: Эйр Астана, СКАТ, ДЕТА Эйр.
В Казахстане нет собственного производства самолётов.
С расписанием авиарейсов в Казахстане вы можете ознакомиться с помощью онлайн-формы поиска, заполнив графы даты перелета и крайних точек маршрута.
Это интересно: Международные аэропорты Испании на карте — рассмотрим обстоятельно
Третий по величине аэроузел
Воздушный комплекс Актау также имеете статус международного. В городе проживает лишь около 200 тысяч человек, но пассажиропоток местного аэропорта почти в 4 раза выше. Воздушная гавань находится примерно в 20 километрах от Актау, небольшого населенного пункта Мангистауской области Казахстана.
В 2007 году аэровокзал начал получать турецкие инвестиции, благодаря которым, стало возможным провести реконструкцию комплекса, увеличив его пропускную способность, что, в свою очередь, поспособствовало привлечению к сотрудничеству дополнительных перевозчиков с новыми направлениями.
Здесь садятся самолеты следующих воздушных перевозчиков:
- Bek Air, Air Astana, SCAT – являющиеся основными авиаперевозчиками Казахстана, выполняющими перелеты в наиболее популярные российские города, Стамбул, Ереван, Баку, Тбилиси;
- Аэрофлот – российские авиалинии и Центр-Юг – доставляющие пассажиров в Москву и Самару;
- Ukraine International Airlines – осуществляющие сообщение с Баку и Борисполем – киевским аэрохабом;
- в Баку можно добраться и с азербайджанской авиакомпанией AZAL.
Устройство взлетно-посадочной полосы комплекса позволяет приземляться всем видам авиалайнеров и вертолетов, включая военный воздушный транспорт. Именно в Актау располагается западная военно-авиационная база. Добраться в аэропорт из города и обратно можно только на такси, общественного транспорта не предусмотрено.
Международный аэровокзал города Актобе
Западная часть Казахстана не может похвастаться крупным аэроузлом – находящийся непосредственно в городской черте аэропорт может принять до 400 тысяч человек в год. В 2004 году начались работы по реконструкции здания и посадочной полосы. Обновление продвигается медленно и пока не завершено.
В основном аэропорт принимает и отправляет региональные маршруты, выполняемые четырьмя казахскими авиакомпаниями. Они же выполняют полеты до столицы России и в Турцию. В Москву курсируют и 2 российских авиалинии. Азербайджанская авиалиния Silk Way Airlines предлагает добраться в Баку и китайский город Синьчжэн.
Сообщение с Алма-Атой
Между аэрокомплексом и Алматы всего 15 километров, поэтому общественного транспорта, курсирующего по маршруту, более чем достаточно. Первые поездки возможно осуществить уже в 6 часов утра, последние – около полуночи. По последним данным, около аэроузла останавливаются 7 различных маршрутов, с помощью которых можно добраться в любой уголок города.
Однако следует учесть, что площадь перед аэропортом – только промежуточная остановка, соответственно, любой транспорт задерживается здесь лишь на время посадки и высадки пассажиров. Оказавшись перед необходимостью добраться до города или из него в ночное время суток, единственным вариантом, как почти везде, останется служба такси. Заказать машину можно в текущем режиме, на специальной круглосуточной стойке в здании воздушного вокзала, или забронировать перед вылетом.
Знакомство с аэроузлом столицы
Аэропорт Астаны немного старше алматинского собрата. Изначально представляя собой небольшой домик с несколькими комнатками, в наши дни он разросся до полноценного воздушного комплекса, способного справиться с 3,5 миллионами пассажиров в год, что дарит ему второе место в стране по величине.
Взлетно-посадочная полоса на аэродроме одна, зато выполнена с соблюдением новейших технологий и также может принимать любой тип авиалайнеров. Что касается суточной пропускной способности, то воздушная гавань обеспечивает до 40 только международных рейсов, плюс внутренние перелеты.
Авиалиний, сотрудничающих с авиакомплексом, сейчас 14 – основными являются:
- Belavia;
- Узбекские авиалинии;
- Россия;
- Turkish Airlines;
- Lufthansa;
- Austrian Airlines;
- Euro Asia Air;
- SCAT;
- Air Astana и другие.
Основные направления удовлетворяют самым популярным запросам путешественников – кроме внутренних рейсов, лайнеры Астаны совершают полеты в Россию и почти все страны Европейского Союза.
Качество сервиса и устройство аэропорта находятся на уровне международных стандартов, здания и терминалы оснащены необходимым оборудованием, позволяющим пассажирам максимально быстро регистрироваться на рейс, а также ожидать своего перелета в комфортабельных залах, скрашивая время ожидания шопингом или посещением кафе и баров.
Достопримечательности республики и ее воздушные гавани
Численность населения Казахстана не слишком велика, здесь проживают всего лишь около 18 миллионов человек, поскольку немалая часть страны занята пустынями, степями, озерами и горами. Однако государство может похвастаться большим количеством аэропортов – деятельность 36 воздушных узлов вполне востребована туристами, толпами прибывающими полюбоваться красивейшими памятниками старины, коими очень богат Казахстан.
Республика заслуженно носит народное название «открытого музея». История страны поражает своим богатством, а растительный мир – многообразием. Некоторые территории государства до сих пор не исследованы, что привлекает археологов и историков разных стран. В степях Казахстана проносились быстрые скакуны Чингисхана, создавал свои мистические поэмы суфийский поэт-тюрк Ходжи Ахмед Яссави (его мавзолей можно посетить во время визита в Казахстан).
Руины Отырара – одного из крупнейших среднеазиатских городов, расположенных по ходу Великого Шелкового пути, также достойны внимания. Считается, что раскопки затронули лишь малую часть, основные сокровища, монеты, драгоценности все еще хранят свою тайну, периодически выходя на поверхность, чтобы осчастливить туристов или исследователей.
Область, расположенная на востоке Казахстана, часто сравнивают со Швейцарией в том, что касается природных ландшафтов. Странно, но совпадения действительно прослеживаются довольно четко. Кроме того, многие путешественники стремятся посетить Байконур – космодром, известный не только всей России, но и в других странах. Естественно, путники хотят точно знать, какой аэропорт расположен ближе всего к интересующей их достопримечательности.
Базовый аэропорт
Большая часть рейсов «Эйр Астана» отправляется из основного хаба – международного аэропорта Алматы. Вторичный хаб компании расположен в международном аэропорту имени Нурсултана Назарбаева.
SCAT Airlines осуществляет рейсы из своих хабов в аэропортах Актау, Алма-Ата, Астана, Шымкент. В 2018 году между руководством авиакомпании SCAT и властями Шымкента был подписан меморандум о строительстве нового терминала, благодаря которому планируется увеличение пассажиропотока с 800 тыс. до 3,5 млн человек в год.
«Бек Эйр» базируется в аэропорту города Уральск, а узловой аэропорт Qazaq Air расположен в международном аэропорту Алматы.
Небольшие аэроузлы международного назначения
Перечисление можно продолжить авиаузлами, подпадающими под определение «международный», но фактически обслуживающими лишь перелеты между Казахстаном, Россией и Турцией, не учитывая внутренних перелетов.
К таким относятся:
- Наримановка (Костанай);
- Павлодарский аэропорт;
- Кокшетау;
- Аулие-Ата (Тараз);
- Уральский аэропорт.
Планируя путешествие в Казахстанскую Республику, стоит внимательно изучить список аэропортов республики, выбрав наиболее близкий к желаемому пункту назначения. Учитывая, что сообщение с Россией налажено неплохо, рейсы осуществляют даже некоторые внутренние аэропорты, это не составит особого труда.