Аэропорты в системе авиаперевозок[править | править код]
Если пассажиропотоки в определённом направлении достаточно велики для достаточной загрузки самолетов, то оправданы прямые беспосадочные рейсы между соответствующими аэропортами. Если же пассажиропотоки в определённом направлении недостаточно велики, то используется система узловых аэропортов (хабов), в которых осуществляется пересадка пассажиров с одного рейса на другой. Аэропортовый бизнес — это прежде всего жёсткая конкурентная борьба за привлечение именно трансфертных пассажиров. Их доля в аэропортах Франкфурта, Амстердама, Копенгагена составляет более 40% от числа пассажиров регулярных рейсов.
Крупнейшим по пассажиропотоку аэропортом мира до 2020 года был международный аэропорт Атланты Хартсфилд-Джексон, но в связи с сокращением авиаперевозок из-за пандемии COVID-19 его обогнал международный аэропорт Гуанчжоу Байюнь.
Какая разница между понятиями «аэродром», «аэропорт» и… | Интересный контент в группе ✈ РЕЙС НОМЕР ……..
добавлена 1 ноября 2019 в 21:34
Случаи из авиационной жизни.
добавлена 30 сентября 2019 в 18:10
УВАЖАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ ГРУППЫ! !! 1) В группе запрещены видео, ссылки и заметки из других групп, страниц (даже со своей) . 2). Никакой политики 3)Никакого разжигания межнациональной розни 4)Заметки только по тематике группы ,картинки в альбомы не куда хочу, а по темам. 5). НЕ Размещать в группе информацию мошеннического характера! Также мы не помогаем детям . Не предоставляют справок о том, что действительно нужна помощь (мошенники) и для этого есть специальные фонды. 6) НЕ Размещать в
добавлена 11 июня 2019 в 23:27
Стойка информации для пассажиров « Рейс Номер.. » Для информационного обслуживания .
добавлена 27 апреля 2018 в 16:09
За что платят пилотам? Операторы говорите? Типичный полёт: Явка в полночь. Невелика беда — к полудню будем дома. Пришли на брифинг, в глазах уже нерезко — спать хочется, хотя, подразумевается, что я должен быть как огурец — в начале рабочего цикла-то! Естественно, все притворяются, что так и есть. Только поспать-то в таких случаях как следует никогда невозможно. Ну, кроме отдельных счастливых индивидумов, у которых есть переключатель сна. Двадцать минут монотонного изучения NOTAMов, карт погод
добавлена 21 апреля 2017 в 21:10
ПОБЕДА — она всегда молодая!!!!!!
добавлена 9 сентября 2015 в 13:01
Коридор на одном из этажей авиационного вуза
добавлена 24 октября 2015 в 12:26
Авиация-это особая сфера жизни людей! Нашу любовь никто никогда не поймёт, пока не влюбится в это сам: работу. В работу Пилотов, Диспетчеров, Бортпроводников, Авиаинженеров и всех тех,кто связан с Авиацией! Для этих людей Авиация-особый Мир! Мы любим свою работу, которая становится образом жизни, мыслями и интересами! И пусть все удивляются тому,что наши страницы переполнены фотографиями самолётов,авиационной музыкой и темами… Просто мы сделали свой выбор …..
добавлена сегодня в 01:47
Если Вы верите каждому Чеширскому коту, то Вы полная Алиса……
добавлена сегодня в 01:37
Интересный факт: А вы замечали, что зимой практически никогда не бывает гроз? Чаще всего такое природное явление случается летом, а обуславливается это тем, что температура воздуха у поверхности земли намного выше, чем в слоях атмосферы.
добавлена сегодня в 01:10
Советский трёхдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер для авиалиний средней протяжённости Ту-154М-Лк1 RF-85655 в подмосковной Кубинке
добавлена сегодня в 01:05
Телеграм-канал «Аэрофлотовщина»: «Аэрофлоту» для полётов в США не хватает экипажей с американскими визами Кадровый дефицит обостряется по мере истечения действия виз у сотрудников нацпера, ставшего в этом году крупнейшим авиаперевозчиком между США и Центральной и Восточной Европой. Сейчас выполняется 20 еженедельных вылетов в США. Для «Аэрофлота» американские рейсы являются самыми доходными в расчёте на одно кресло. Сейчас у нацпера осталось около 250 человек с действующими визами США, но у ча
добавлена сегодня в 00:57
Как часто мы печалимся о том, что станет незначительным потом…
добавлена сегодня в 00:31
Первый с начала пандемии рейс прилетел из России в Доминикану Спрос на туры пока ажиотажный Туроператор. ANEX Tour подтвердил вылет первого рейса в Доминикану. Самолет а/к AZUR air отправился 9 августа в 00:05 из столичного аэропорта Внуково в Ла-Роману. Приземлился в Доминикане согласно расписанию, в 05:08 по местному времени (12:08 по московскому времени). Все пассажиры самолета — туристы туроператора ANEX Boeing 777 вылетел со 100%-ной загрузкой — 521 кресло, номер рейса счастливый — ZF 77
добавлена сегодня в 00:25
Комплекс обслуживания полезной нагрузки[править | править код]
Аэровокзальный комплекс (пассажирский терминал)
В аэровокзале размещено большинство служб, обслуживающих пассажиров от момента входа на территорию аэропорта до вылета и от момента подачи трапа к самолёту до покидания аэропорта:
- представительства авиакомпаний;
- служба организации пассажирских перевозок;
- службы безопасности;
- багажная служба;
- службы пограничного, иммиграционного и таможенного контроля;
- различные организации и предприятия, обеспечивающие отдых, питание, досуг пассажиров и т. п.: рестораны и кафе, точки торговли периодикой и сувенирами, магазины, и т. д.
Грузовой комплекс
Принимает к отправке, оформляет, обрабатывает, загружает на борт воздушных судов груз и почту. Оснащается крытым отапливаемым складом, средствами доставки и механизированной погрузки-разгрузки, средствами обработки груза «в навал» и в контейнерах.
Классификация аэропортов и аэродромов
Так как функции аэропортов и аэродромов существенно отличаются, их классифицируют по разным признакам.
Например, основная классификация, которая используется для характеристики аэропортов, — это объем пассажиропотока за год.
Всего существует пять классов:
- I — от 7 до 10 млн;
- II — от 4 до 7 млн;
- III — от 2 до 4 млн;
- IV — от 500 тысяч до 2 млн;
- V — от 100 до 500 тысяч.
Аэродромы принято различать «по назначению». Существуют следующие виды:
- Гражданские. Они принимают и обслуживают исключительно пассажирские и грузовые самолеты. В рамках этого вида выделяют разные классы аэродромов, которые характеризуют возможность приема самолетов разных грузоподъемностей.
- Военные. Этот тип предназначен для базирования авиации Министерства обороны или МЧС. Как правило, здесь же проводятся военные учения и тренировочные полеты.
- Учебные. Функционируют для обучения военных пилотов, летчиков, штурманов и авиатехников. Зачастую совмещены с военными аэродромами.
- Спортивные. Сооружения этого типа предназначены для занятия авиационным и парашютным спортом.
Названия аэропортов
В любой стране, даже не зная языка, вы безошибочно определите, что находитесь у аэропорта, ведь его всегда обозначают английским словом «airport». Кроме этого, на здании аэровокзала указан город и название самого аэропорта.
Чаще всего имя аэропорта происходит от наименования ближайшего поселка или города. По такому принципу названы московские аэропорты «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково».
Встречаются и необычные названия. К примеру, в США есть аэропорты Красный Дьявол (Red Devil), Курица, (Chicken), Большой Медведь (Big Bear) и даже Мертвая Лошадь (Deadhorse). В Канаде — Рабское Озеро (Slave Lake) и Лосиная Челюсть (Moose Jaw). С одной стороны — и не подкопаться — есть такие населенные пункты, с другой — путешественниками это воспринимается довольно неоднозначно.
Довольно часто аэропорты называют в честь знаменитых личностей. Например, аэропорт «Платов» в Ростове-на-Дону получил имя атамана Донского казачьего войска Матвея Платова. Аэропорт в Ливерпуле носит имя Джона Леннона, в Дели — Индиры Ганди, в Римини — Федерико Феллини, в Белграде — Николы Теслы.
Длинная пересадка в новом аэропорту Стамбула
Если время пересадки при полете авиакомпанией Turkish Airlines составляет 12 часов для эконом-класса и 9 часов для бизнес-класса, пассажиры имеют возможность воспользоваться некоторыми бесплатными услугами.
Это интересно:
Тест на Ковид 19 (Covid-19) в новом аэропорту Стамбула
Отель или экскурсия
Пассажир имеет право на бесплатное проживание в 4-5 звездочном отеле с бесплатным трансфером. Предварительная бронь не проводится. Вам будет необходимо подойти к стойке с надписью Hotel Desk.
На выбор можно воспользоваться услугой бесплатной экскурсии по Стамбулу. На нее нужно зарегистрироваться в аэропорту не позже, чем за 30 минут до начала экскурсии.
В перечень услуг входят гид, автобус и питание. Экскурсии включают посещение главных достопримечательностей города. Платить за входные билеты тоже не нужно.
Получить бесплатное проживание в отеле и бесплатный тур одновременно нельзя. Пассажир должен сделать выбор между этими услугами.
Также оформить бесплатный тур в город можно, если время вашей стыковки больше 6 часов.
Чем опасно зануление вместо заземления
Изначально стоит отметить, что при прокладке электропроводки применяются оба варианта защиты. Что из электрооборудования подлежит защитному заземлению, а что — занулению подробно расписано в А10-93. Руководствуясь данным альбомом, можно выбрать оптимальный способ защиты.
Если же объяснять опасность самовольной замены одного варианта защиты на другой простыми словами, то нужно обратиться к простой схеме (ниже). В идеале, в случае скачка напряжения или короткого замыкания, должно произойти защитное отключение предохранителей. Так оно обычно и есть. Но при обрыве провода N «излишки» вернутся в контур. То есть «перегрузка» пойдет обратно на электроприбор, что может привести к его выходу из строя.
В большинстве случаев зануление используется для промышленных электроустановок (трансформаторов, осветительных установок и т.п.). В быту этот вариант защиты используют только в постройках, в которых отсутствует отдельный кабель PE (земля).
Каким должен быть трансфер, чтобы вас посадили на рейс в Москве
Что такое единый авиабилет
а) Все перелеты по одному коду бронирования PRN. б) Ваш багаж регистрируют в точке А (Россия) до точки Б (Греция). с) Маршрут выполняют авиакомпании входящие в один альянс, или имеющие соглашение о код-шеринге.
Поэтому в данной связке не могут участвовать лоу-кост а/к типа RyanAir, Wizz или какие-нибудь Уральские авиалинии с Победой. Это моё предположение. Кто хочет — может меня проверить.
Что такое основания для въезда в страну назначения
а) ПЦР тест б) PLF форма в) все то, что требуется правилами въезда в страну назначения: к примеру Правила въезда в Грецию.
Задачи аэропортов и аэродромов
Все описанные выше особенности аэропортов и аэродромов, их различия и виды способствую достижению задач, которые стоят перед обоими авиационными комплексами.
Основные задачи аэродромов | Основные задачи аэропортов |
взлет | работы по обслуживанию воздушных судов |
посадка | обслуживание пассажиров, багажа, почты и грузов |
руление | обеспечение авиационной безопасности |
размещение воздушных судов | организация и проведение аварийно-спасательных работ |
обслуживание самолетов, вертолетов, планеров и др. | организация подготовки и переподготовки кадров |
организация гражданской обороны объектов и др. |
Итак, задачи аэродрома сфокусированы на обслуживании принимаемых и выпускаемых воздушных судов. Задачи аэропорта, напротив, более обширны и охватывают как непосредственно авиационное обслуживание, так и сервис для пассажиров, обработку грузов и даже подготовку рабочего персонала.
Когда появились аэропорты и как дела обстоят сейчас
Первые аэропорты в мире стали появляться в начале 1900-х. До этого в них не было необходимости. Существующие аэропланы не требовали разгона и, следовательно, строительства взлетно-посадочных полос, а о регулярных пассажироперевозках речи и вовсе не шло.
Ранее создавались лишь далекие предки современных узлов. Так, в 1885 в районе Волкова поля в Петербурге открылась база команды воздухоплавателей. Сначала с полигона в небо взмывали воздушные шары, а чуть позже – аэростаты.
В 1908 во французском городке Исси-ле-Мулино ко взлетно-посадочной полосе пристроили самолетные ангары. С этого началось развитие современных комплексов. Первое же подобие аэровокзала в мире появилось Санкт-Петербурге. Но не в нашем, а американском. В 1914 компания St. Petersburg Tampa Airboat Line разработала расписание рейсов между соседними городками и тем самым дала старт регулярным пассажирским перевозкам.
Основной набор помещений и служб для первых терминалов включал залы ожидания, пункты связи и неотложной помощи, багажную и торговую зоны. Обязательным также было наличие гостиничных номеров и кафетериев. Поскольку самолеты редко вылетали вовремя, люди всегда нуждались в отдыхе и питании.
Старейший аэропорт на территории России во время создания принадлежал Германии. Открывшийся в 1919, Кенигсберг-Девау стал одним из первопроходцев среди гражданских аэропортов в Европе. А у появившегося здесь в 1922 году аэровокзала в этой части света и вовсе не было аналогов. Именно в Девау прибывали самолеты первой международной авиалинии СССР.
Сейчас старейший узел из-за плотной городской застройки и невозможности использовать его по прямому назначению находится во владении местного ДОСААФ. Роль главного аэропорта бывшего Кенигсберга Девау уступил Калининграду-Храброво.
За 100 лет авиаузлы из маленьких аэродромов с грунтовыми взлетно-посадочными полосами разрослись до огромных, оборудованных по всем современным стандартам, комплексов. По количеству аэропортов на территории страны в наши дни лидирует США – тут их 13500 штук. России же похвастаться практически нечем. На огромной площади государства функционируют лишь 228 узлов.
О количестве аэропортов во всем мире судить трудно. Слишком часто закрываются старые и появляются новые. По примерным подсчетам, земной шар опутывает сеть из более чем 40000 подобных объектов.
Несмотря на повышенные требования к безопасности, соответствуют им не все авиаузлы. Посмотрите это видео о 10 самых опасных воздушных портах в мире, чтобы по возможности приземлиться в другом месте.
Обывателей в устройстве аэропорта интересуют прежде всего работа и инфраструктура пассажирского терминала, но здесь и без него довольно много удивительных моментов. Изучить стоит хотя бы общую историю развития аэродромов и аэровокзалов, чтобы в ожидании рейса объект не казался скучным и непривлекательным. Знания позволят увидеть, какой рывок в развитии свершился за последнюю сотню лет, и помогут проникнуться изменениями, которые еще ждут нас в ближайшем будущем.
Рейтинг: (голосов: 6, средний: 4.15 из 5)
Сохранить себе эту страницу:
Сравнение
Аэродром — это комплекс сооружений и специальной техники для взлета и посадки воздушных судов, расположенный у взлетного поля, состоящего из взлетно-посадочных полос (ВПП) и мест для стоянки и руления (вывода на ВПП) самолетов. Особый случай представляют собой аэродромы для приема гидросамолетов. Взлетно-посадочной полосы в обычном понимании у них нет, для взлета и посадки используется водная поверхность. Классификация аэродромов осуществляется по нескольким направлениям: по виду собственности (частные, государственные, ведомственные и т. п.), по назначению, по пригодности к приему воздушных судов разных типов и так далее. Выберем классификацию «по назначению», поскольку она дает наиболее наглядное представление о современных аэродромах:
- гражданские (принимают пассажирские и грузовые самолеты); существуют разные классы аэродромов, характеризующие возможность приема воздушных судов разной грузоподъемности;
- военные; предназначены для базирования авиации Министерства обороны или МЧС;
- учебные; предназначены для обучения военных летчиков, штурманов и авиатехников; бывают совмещены с военными аэродромами;
- спортивные; предназначены для занятия авиационным и парашютным спортом.
Аэропорт, представляя собой сложный комплекс, где аэродром — лишь одно из сооружений, также классифицируется по нескольким направлениям. Чаще всего используется классификация по объему пассажирских перевозок за год. Всего существует пять классов:
- I — от 7 до 10 миллионов человек в год;
- II — от 4 до 7 миллионов;
- III — от 2 до 4 миллионов;
- IV — от 500 тысяч до 2 миллионов;
- V — от 100 до 500 тысяч.
Если аэропорт перевозит в год менее 100 тысяч пассажиров, он считается неклассифицированным, если более 10 миллионов — внеклассовым.
Класс аэропорта[править | править код]
Класс аэропорта определяется годовым объёмом пассажирских перевозок (пассажирообменом), то есть суммарным количеством всех прилетающих и вылетающих пассажиров, включая трансферных пассажиров (с пересадкой из одного воздушного судна в другое).
Классификация аэропортов в зависимости от годового объёма пассажирских перевозок:
Класс аэропорта | Годовой объём пассажирских перевозок, тыс. человек |
I | 10000-7000 |
II | 7000-4000 |
III | 4000-2000 |
IV | 2000-500 |
V | 500-100 |
Аэропорты с годовым объёмом перевозок более 10 млн чел. относятся к внеклассным, а с годовым объёмом перевозок менее 100 тыс. чел. — к неклассифицированным.
Неклассифицированные аэропорты местных воздушных линий располагаются на аэродромах 3-го или 4-го класса, с искусственным или грунтовым покрытием ВПП (искусственное покрытие ВПП в аэропортах 4-го класса нередко автодорожное).
Аэродром[править | править код]
Аэродром любого аэропорта включает в себя лётное поле (взлётно-посадочные полосы (ВПП) и рулёжные дорожки (РД)), а также перрон (в крупных аэропортах несколько), места стоянки и заправки, склады и комплекс управления воздушным движением (службы: организации воздушного движения, электрорадиотехническая и электросветотехническая, метеорологическая, штурманская и т. д.).
Аэродромы являются источником сильного шумового загрязнения.
Кодовое обозначение аэродромов ИКАО
(Приложение 14. Аэродромы. Том 1. Проектирование и эксплуатация аэродромов)
КОДОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ 1 | КОДОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ 2 | |||
---|---|---|---|---|
Кодовый номер | Длина лётной полосы | Кодовая буква | Размах крыла | Расстояние между внешними колёсами основного шасси |
1 | Менее 800 м | A | < 15 м | Менее 4,5 м |
2 | 800-1200 м (< 1200 м) | B | 15-24 м (менее 24 м) | 4,5-6 м (менее 6 м) |
3 | 1200-1800 м (< 1800 м) | С | 24-36 м (менее 36 м) | 6-9 м (менее 9 м) |
4 | 1800 м и более | D | 36-52 м (менее 52 м) | 9-14 м (менее 14 м) |
E | 52-65 м (менее 65 м) | 9-14 м (менее 14 м) | ||
F | 65-80 м (менее 80 м) | 14-16 м (менее 16 м) |
Определимся с терминами
Обычно наш отпуск или другое путешествие начинается в стенах аэропорта, а вызывая такси, мы не говорим «до аэродрома». Первый термин более распространен и популярен.
Итак, аэропорт – это совокупность сооружений и зданий, предназначенных для для приема, отправки, базирования воздушных судов. Здесь также происходит обслуживание воздушных перевозок. Именно для этих целей большинство авиационных комплексов используют аэродром, аэровокзал (в крупных авиационных центрах нередко функционируют несколько пассажирских терминалов), один или несколько грузовых терминалов и другие наземные сооружения и необходимое оборудование.
Таким образом, инфраструктура аэропорта предполагает наличие аэродрома. Именно благодаря ему самолеты и другие воздушные суда имеют возможность вылетать и прибывать в тот или иной авиационный центр.
А значит, аэродром – это участок земли (реже – воды), располагающий воздушным пространством и необходимыми сооружениями и оборудованием, которые обеспечивают взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание воздушных судов (самолетов, вертолетов, планеров и т.д.). Он состоит из взлетно-посадочных полос (ВПП) и мест для стоянки и руления (вывода на ВПП) самолетов.
Теперь уже сопоставление этих двух терминов не кажется таким очевидным, ведь аэропорт как комплекс сооружений предполагает наличие среди них аэродрома – оборудованного участка, который обеспечивает обслуживание воздушных судов.
Их основное отличие состоит в функциях. Кроме того, у двух этих понятий разная история, классификация и задачи.
Что появилось раньше
Аэродромы, как можно догадаться, стали оборудоваться раньше аэропортов. Появление первых таких сооружений совпало по времени с началом полетов на самолетах (тогда их называли аэропланами). Например, первым аэродромом в России стал расположенный в Санкт-Петербурге Гатчинский (1908 год).
Аэропорты распространились позже, когда полеты на воздушных судах стали доступны большему количеству людей и превратились в целую индустрию.
Ссылки[править | править код]
- Аэропорт — статья из энциклопедии «Кругосвет»
- Сервис позволяющий наблюдать за передвижением самолётов в воздухе online (англ.)
- Крупнейшие аэропорты мира по числу пассажиров (англ.)
- База данных по аэропортам мира (поиск) (англ.)
- Аэропорты России и СНГ
- Каталог основных аэропортов России и СНГ
- Основная информация об аэропортах России и Мира
- Справочник основных аэропортов мира
- Новости аэропортов
- Канал «Аэропорты» в журнале Авиатранспортное Обозрение | информационно-аналитический ресурс по воздушному транспорту
- Василий Бабуров. Московский аэротрополис // «Архитектурный вестник», № 5 (92) 2006
Как происходит перелет с пересадкой
При стыковочном перелете пассажир получает один билет, уже включающий пересадки в промежуточном аэропорту. Свободное время между рейсами путешественник находится в транзитной зоне. Все проблемы с перегрузкой багажа решают сотрудники авиакомпании.
При перелете транзитным рейсом пассажиру приходиться передвигаться из одного аэропорта в другой. Если пересадка осуществляется в иностранном государстве, где действует визовый режим, путешественнику придется дополнительно оформлять транзитную визу, позволяющую иностранцу прибывать на территории чужой страны. Предлагаем также ознакомиться — без каких документов вас не пустят в самолет.
Также транзитному путешественнику приходится самостоятельно решать проблемы с багажом. Для начала его нужно получить в промежуточном аэропорту. Далее следует продумать быстрый маршрут до аэровокзала, откуда будет происходить транзитная пересадка. Перед вылетом ему придется вновь проходить все предполетные процедуры и сдавать багаж.
Регистрация на транзитные рейсы осуществляется по стандартной схеме. Если дальнейшее путешествие предполагает перелет в зарубежные страны, путешественнику придется проходить паспортный и таможенный контроль.
При перелете с транзитными пересадками очень важно правильно рассчитать время до вылета второго лайнера. Если по каким-либо причинам первый самолет прибудет в промежуточный аэропорт с опозданием, пассажир рискует опоздать на транзитный рейс
Опытные туристы принципиально выбирают билеты на трансферный рейс с большим запасом времени, вплоть до 24 часов и более. Вам также может быть интересно — все виды рейсов на самолет: прямые и с пересадкой.
Средства АЗО
Авиация. Для прикрытия расположения крупного соединения различных видов авиации на аэродромном узле организуется охранение собственными средствами авиационного соединения, а также может выделяться и истребительная часть. В последнем случае аэродромы авиационного соединения связываются с аэродромом истребительной часта.
Зенитная артиллерия. Оборона аэродромов от неприятельской авиации, совершающей нападение с больших высот (более 1 000), может быть осуществлена с помощью зенитной артиллерии.
Для успешной обороны аэродрома требуется выделение не менее одного зенитного артиллерийского дивизиона (3—4 батареи). Идея обороны заключается в том, чтобы идущие на цель самолеты противника, входя в зону обстрела зенитной артиллерии, сразу же попадали на вероятных подходах под двухслойный огонь (огонь 2 батарей), а приближаясь к центру, обстреливались трех-, четырехслойным огнем (3—4 батареи).
При недостаточности зенитной артиллерии и невозможности прикрыть весь аэродромный узел в первую очередь прикрывается основной аэродром.
Зенитные пулеметы. При обороне аэродрома зенитный пулеметы размещаются группами не менее двух пулеметов. Пулеметная оборона преследует следующие задачи: а) не допустить самолеты подойти к уязвимой части аэродрома и б) не допустить безнаказанно- обстреливать или бомбардировать цель.
Неприятельские самолеты могут подойти к цели с любой стороны, но наиболее вероятен их подход со стороны закрытой или пересеченной местности. Поэтому пулеметные группы располагаются так, чтобы обстрелять неприятельские самолеты, с какой бы стороны они ни появились; на наиболее вероятных направлениях огонь пулеметных групп должен быть уплотнен посредством взаимодействия не менее двух групп; над самой целью (уязвимая площадь) огонь пулеметных групп должен быть наиболее плотным, так как здесь пулеметы будут иметь наибольшую возможность поражения.
Наиболее целесообразно ставить пулеметы на высоких местах (зданиях, деревьях), устраняющих мертвые пространства, неизбежные при установке их непосредственно на земле. Для установки пулеметов на зданиях и деревьях подготавливаются соответствующие площадки, позволяющие вести круговой обстрел.
К борьбе с противником могут быть привлечены временно бездействующие турельные пулеметы самолетов, причем на них возлагается оборона самого летного поля.
Посты воздушной связи и наблюдения. Своевременное предупреждение аэродромов о нападении воздушного врага обеспечивается сетью постов воздушной связи и наблюдения общевойсковых соединений и тыловых органов, расположенных по внешнему кольцу от аэродромов на удалении 15—20 км.
Посты авиационных частей и соединений входят в общую систему ПВО данного района и несут службу на общих основаниях.
При наличии зенитной артиллерии, прикрывающей аэродром, служба постов воздушной связи может быть возложена на наблюдательные пункты зенитных батарей. Каждая батарея выделяет три наблюдательных пункта, которые непрерывно ведут наблюдение за воздушной обстановкой. Для предупреждения аэродрома командный пункт командира дивизиона, а по возможности и каждая батарея должны иметь связь с центральным постом аэродрома.
Предупреждение аэродрома осуществляется и при помощи выстрелов с батарей.