Штурмовик Су-25 «Грач»

Вооружение летающего танка

Общий ассортимент возможного вооружения насчитывает 32 единицы, установка того или иного средства атаки зависит от поставленной боевой задачи и делится на четыре категории:

  1. артиллерийское оснащение;
  2. бомбардировочное обеспечение;
  3. неподконтрольное ракетное;
  4. подконтрольное ракетное.

В конструкции планера есть десять точек для подвеса боезапаса. Они распределены под крыльями и под фюзеляжем, по пять штук. Авиабомбы крепятся к пилонам БДЗ-25, а самонаводящиеся ракеты «воздух-воздух» крепятся к пусковым системам АПУ-60.

Штурмовики комплектуются стационарными авиаустановками ВПУ-17А или двуствольными пушками ГШ-30-2 калибром 30 мм, с боезапасом 250 снарядов и скорострельностью 3000 в/м. Первая из них подверглась замене на пушечную установку ННПУ-8М с переносом из подкабинного форпика под центр фюзеляжа.

Более широкую номенклатуру представляет бомбардировочное вооружение. Сюда входят авиабомба различного действия, калибра: 100 кг, 250 кг или 500 кг. Помимо этого, самолёт может нести мины и авиабомбы малых калибров не имеющих подвесных систем. Располагаются такие боеприпасы в специальных контейнерах, имеющих маркировку КМГУ (контейнер малогабаритных грузов унифицированный).

При необходимости, на штурмовик можно подвесить восемь разовых бомбовых кассет калибра 250 или 500 кг (ФАБ-250, ФАБ-500). Особенность данного оружия – большая площадь поражения.

Не менее широким спектром на самолёте представлена и неуправляемое ракетное вооружение. На пилоны подвешиваются блоки, в которых находятся реактивные снаряды различного действия, например, блок Б-83. В нём размещается 20 ракет типа С-8. Одновременно на СУ-25 можно разместить восемь таких блоков, что является грозным наступательным вооружением.

Для уничтожения техники и пехотных войск неприятеля на СУ-25 нашли применение и более мощные неуправляемые авиационные ракеты типа С-24 и С-25. Управляемое ракетное оснащение на самолёте представлено тремя типами ракет.

Первые два типа Х-25, Х-29 выполняют задачу поражения наземных целей.

Третий тип, ракета Р-73 предназначена для ведения воздушного боя, она заменила устаревший тип Р-60.

При таком количестве вооружения возникает вполне логичный вопрос – кто принимает решение, чем оснастить самолёт для боевого вылета? Задачу ставит вышестоящее командование, а решение принимает командир полка, руководствуясь данными разведки.

Вооружение Ту-25Т:

Стрелково-пушечное: двухствольная 30-мм пушка ГШ-30 с боезапасом 200 патронов (встроенная)

Управляемые ракеты:

  • ракеты «воздух-воздух»: 2 х Р-60М; 2 х Р-73
  • ракеты «воздух-поверхность»: 16 х ПТУРС «Вихpь»; 6 х Х-25МЛ (МТ, МР, МП, МПУ); 8 х С-25Л; 2 х Х-29Л (Т, МЛ, ТЭ, ТМ, ТД); 2 х Х-58Э (У).

Неуправляемые ракеты:

  • Блоки НАР — 8 х блоков Б-5 с НАР С-5 (256 НАР);
  • 8 х блоков НАР Б-8; х НАР С-8 (160 НАР);
  • 8 х блоков НАР Б-13Л; х НАР С-13 (40 НАР);
  • 8 х НАР С-24 Б; х НАР С-24 ОФМ;
  • 8 х НАР С-25; х НАР С-25 ОФМ.

Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты

  • 2 х КАБ-500Кp;
  • 10 х АБ-100; 32 х АБ-100 совместно с МБД-2-67У
  • 10 х АБ-250;
  • 8 х АБ-500;
  • 8 х РБК-250;
  • 8 х РБК-500;
  • 8 х КМГУ-2;
  • 8 х ЗБ-500;

Су-25УТГ

В связи с завершающимися работами над тяжелым авианосцем-крейсером ТАКР проекта 1143.5 под названием «Тбилиси» (первый из серии) решено было создать корабельный истребитель Су-28. Но по негативным причинам проект самолета остановили. На замену ему базовой моделью стал Су-25УБ. Это решение инженеры из КБ Сухого приняли после проведенных летных испытаний летом 1984 года. Испытания проводились для Су-27 – взлет с трамплина на базовом комплексе «Нитка». Параллельно испытывали Су-25 (Т8-4). Он продемонстрировал себя довольно-таки хорошо. Именно по результатам инженеры из ОКБ и решили использовать его как базу для создания учебного палубного самолета тренировочного характера – Т8-УТГ, или Су-25УТГ.

Для разработки нового самолета выделили один серийный Су-25УБ, ведущим инженером по летным испытаниям назначили Н.П. Петрухина. Самолет собрали сразу же, учитывая будущие доработки по усилению конструкции. Серийное производство планировалось проводить на авиазаводе в Улан-Удэ, начиная с 1988 года. В марте истребитель направили собственным ходом на ЛИС ОКБ. Там на него установили гак и тарировку КЗА. В небо модернизированную модель поднял испытатель И.В. Вотинцев.

В октябре самолет перегнали в город Саки для проведения испытательной программы посадки с зацепом за трос аэрофинишера. Все испытательные полеты совершили В.Г. Пугачев, И.В. Вотинцев, С.Н. Мельников, Е.И. Фролов, А.В. Крутов (испытатель ЛИИ), А.Б. Лавриков и А.И. Фокин (военные испытатели). Впервые Т8-УТГ1, пилотируемый летчиками-испытателями Кругловым и Вотинцевым, совершил посадку на палубу авианосца ТАКР «Тбилиси». Вся программа испытаний по базированию на корабле проводилась с 1991 по 1992 год. Корабль перебазировался в Североморск.

В Улан-Удэ в 1990 году было создано и выпущено 12 экземпляров малой серийной партии Су-25УТГ. Их переправили в Североморск для передачи в состав авиации Северного флота в рамках программы обучения пилотов Су-27К. В период с 1991 по 1995 год на заводе собрали еще одну партию из пяти Су-25УТГ. Эта партия была второй и последней.

Краткий исторический обзор

В 1969 году провели конкурс на создание нового штурмовика. В нем участвовали четыре конструкторских бюро. Выиграл его ОКБ Сухой. Его инженеры предложили прототип штурмовика Су-25.

Перед конструкторами стояла очень непростая задача. Требовалось создать манёвренный и простой в создании самолет. Он не должен был занимать много сил и времени на обслуживание и мог бы садиться на любом аэродроме.

Штурмовик Су-25.

В 1978 году новый штурмовик отправили на испытания, но они были прерваны. Недоработанный самолет отправили в Афганистан с началом войны там. В тяжелых условиях он показал себя великолепно. Почти сразу была создана отдельная авиаэскадрилья.

В 1992 году его закончили выпускать, но все еще эксплуатируются в России и ряде других стран.

Поддержка Сухопутных войск

Разработке нового советского штурмовика предшествовал анализ опыта вьетнамской кампании (1965—1973 годы), которую провёл Генштаб ВС СССР. В войне с коммунистами американская авиация испытывала трудности с поражением малоразмерных целей. Вертолёты обладали сравнительно небольшим боевым радиусом и невысокой боевой нагрузкой, а бомбардировщики и истребители с трудом выполняли задачи на малых высотах.

В связи с этим США привлекали к операциям во Вьетнаме лёгкий штурмовик Cessna A-37 Dragonfly, созданный на базе учебного самолёта, и турбовинтовой пикирующий бомбардировщик Douglas A-1 Skyraider, который применялся ещё в период Второй мировой войны. Недостатками обеих машин были слабая броня и недостаточная грузоподъёмность.

Также по теме

Боевой «Монолит»: какой будет российская авиационная ракета нового поколения

Разработка опытного образца авиационной ракеты «Монолит» класса «воздух — земля» будет завершена в 2021—2022 годах. Об этом сообщил…

В конце 1960-х годов американская компания Fairchild Republic начала разрабатывать штурмовик нового поколения A-10 Thunderbolt II («Бородавочник»). Примерно в это же время в ОКБ Сухого был запущен проект Су-25.

«Штурмовик совмещает качества ударного вертолёта и фронтового бомбардировщика. Его главная задача — непосредственная поддержка Сухопутных войск на поле боя. Он фактически расчищает путь мотострелковым частям на линии фронта, уничтожая колонны бронетехники, танки и живую силу противника», — подчеркнул в беседе с RT обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко.

На театре военных действий штурмовики, как правило, образуют звено из двух самолётов. Пока одна машина совершает пуски боеприпасов, вторая ведёт наблюдение за окружающей обстановкой. Это позволяет экипажам Су-25 отследить возможную угрозу, которая исходит от ПВО и крупнокалиберных пулемётов противника.

По словам Дрозденко, штурмовик предназначен прежде всего для работы на высотах, составляющих несколько сотен метров, на скорости 400—600 км/ч. Пилот должен иметь возможность визуально распознавать цели. Однако выполнение подобной задачи сопряжено со множеством рисков.

Учитывая весь комплекс угроз на поле боя, инженеры ОКБ Сухого создали хорошо защищённый, надёжный и неприхотливый штурмовик. На испытательных полётах и на театре военных действий лётчики ВВС СССР и России сажали Су-25 с серьёзными повреждениями планера, крыла, топливных баков, шасси и даже одного из двух двигателей. Ещё одно преимущество «Грача» — способность приземляться на грунтовые взлётно-посадочные полосы.

  • Звено штурмовиков Су-25 в небе над Афганистаном
  • РИА Новости

В беседе с RT генерал-майор, заслуженный лётчик РФ Владимир Попов отметил исключительную живучесть «Грача». По его словам, штурмовик изначально создавался таким образом, чтобы пилот мог управлять им в условиях интенсивного обстрела и дотянуть до аэродрома, даже получив повреждения, которые были бы смертельными для другой авиатехники.

«Конечно, далеко не всегда у лётчиков получалось посадить простреленную машину — нередко они были вынуждены катапультироваться. Но главное, что конструкция «Грача» позволяет сохранить жизнь экипажу. И Су-25 доказал, что способен успешно выполнять задачи в самой сложной обстановке. Например, в Афганистане он выручал нашу армию, уничтожая позиции моджахедов в горных ущельях. Проблема была лишь в том, что в 1980-е годы этих машин советскому контингенту явно не хватало», — подчеркнул Попов.

На вооружении Су-25 находятся 30-мм автоматическая пушка конструкции Грязева — Шипунова (ГШ-30-2), различные виды авиабомб (до 500 кг), неуправляемые ракеты и блоки с реактивными снарядами, напалмовые баки, управляемые ракеты «воздух — поверхность» Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л. Кроме того, в арсенал «Грача» входят ракеты «воздух — воздух» Р-60, Р-27Р, Р-77 и Р-73.

Максимальная боевая нагрузка Су-25 составляет 4,4 т, предельная высота боевого применения — 5 км, нормальная взлётная масса — 14,6 т, практическая дальность — 1850 км, боевой радиус на высоте — 1250 км, у земли — 750 км. Самолётом управляет один человек.

Двигатели

Двигатели Су-25 размещаются по обеим сторонам фюзеляжа в специальных мотогондолах в месте сопряжения крыла с фюзеляжем. Двигатели обладают нерегулируемыми соплом и воздухозаборником. Межремонтный ресурс составляет 500 часов.

Ранние версии Су-25 оснащались двумя бесфорсажными одноконтурными турбореактивными двигателями Р-95Ш тягой по 4100 кгс каждый. Двигатели обладали средним удельным расходом топлива в 1,28 кг/кгс час и автономным электрическим запуском.

Позднее на штурмовики начали устанавливать более совершенные Р-195 с увеличенной до 4300 кгс тягой. Двигатели Р-195 долгое время были секретными, в частности, в представленном на авиасалоне во Франции в 1989 году самолёте Т-8-15 двигатели Р-195 были заменены на Р-95Ш. Конструкция была усилена по сравнению с прототипом Р-13. Двигатель выдерживает прямое попадание 23-мм снаряда и сохраняет работоспособность при многочисленных менее серьёзных боевых повреждениях. Так же было снижено инфракрасное излучение, что делает самолёт менее уязвимым для ракет с ИК-головками самонаведения.

Двигатели Р-95 и Р-195 были признаны самыми надёжными в своём классе.

Особое внимание уделено живучести конструкции и экранированию систем с тем расчётом, чтобы одним попаданием средств поражения нельзя было вывести из строя оба двигателя. При выводе из строя одного двигателя самолёт может продолжать полёт на другом.

Основным топливом для двигателей является авиационный керосин

Двигатели обеспечиваются топливом из 4 встроенных топливных баков (2 в фюзеляже, по одному в каждом из полукрыльев) с общим объёмом до 3660 литров, также возможна подвеска до 2 подвесных топливных баков (ПТБ-800) ёмкостью по 840 литров каждый. Таким образом, общий объём топливных баков может составлять до 5300 литров.

Основным топливом для двигателей является авиационный керосин. Двигатели обеспечиваются топливом из 4 встроенных топливных баков (2 в фюзеляже, по одному в каждом из полукрыльев) с общим объёмом до 3660 литров, также возможна подвеска до 2 подвесных топливных баков (ПТБ-800) ёмкостью по 840 литров каждый. Таким образом, общий объём топливных баков может составлять до 5300 литров.

Боевой радиус действия «Грача»

О том, сколько составляет предельная дальность полёта Су-25, можно судить по данным приведённой ниже таблицы. В ней учтены особенности полёта без дополнительного топлива и с подвесными баками, на высоте и возле земли.

Показатель Практическая дальность, км
Без ПТБ2хПТБ8004хПТБ800
На высоте 640950 1250
У земли495620 750

Скорость СУ-25 во время взлета составляет 60 м/с. При перегонке дальность полёта — 1950 км. При обычной боезагрузке на скорости 555 км/ч штурмовик способен заложить вираж глубиной (радиусом) 680 м.


Схема подвески вооружения на Су-25

Штурмовик оборудован скорострельной пушкой ГШ-30-2 с боезапасом 250 шт. На 10 внешних подвесных узлах может размещаться самое разнообразное ракетно-бомбовое вооружение:

  • Ракеты (управляемые и неуправляемые);
  • Бомбы (корректируемые и свободного падения);
  • Контейнеры для снарядов (ГШ-23 или ГШ-30).

Полная боезагрузка Су-25 составляет 4400 кг, стандартная — 1400 кг.

Пуск ракет производится с пилонов БДЗ-25, сброс авиабомб — при помощи пусковых устройств АПУ-60.

Краткие сведения о разработке

Таким образом, войска срочно нуждались в специализированном самолете. ОКБ Сухого вскоре предоставило проект Т-8, который был разработан инженерами в инициативном порядке. Кроме него, в 1969 году на конкурсе присутствовал Ил-102, но будущий «Грач» выгодно отличался от него небольшими габаритами, броней и маневренностью. Именно поэтому «кухонной» разработке был дан зеленый свет, и новый штурмовик с честью прошел все испытания. Во многом это было связано с тем, что конструкторы применили при его создании принцип максимальной живучести боевой машины во всех возможных условиях.


Особенно много внимания было уделено способности штурмовика сопротивляться действию ПЗРК, которые в то время начали массово появляться в войсках потенциального противника. Именно американские «Стингеры» стали настоящей головной болью наших вертолетчиков в Афганистане, а потому все предпринятые меры были не лишними.

История создания

В конце 80-х годов, когда уже завершалась постройка авианесущего крейсера проекта 1143.5 “Тбилиси”, потребовался самолёт для обучения взлёту и посадке на палубу. Разработка самолёта Су-25УТГ (фирменное обозначение Т8-УТГ) была поручена ОКБ им. Сухого.

За основу конструкции был взят двухместный штурмовик Су-25УБ. При этом учитывался опыт создания гражданского учебно-тренировочного самолёта Су-28, также разработанного на базе Су-25УБ.

Первый прототип Т8-УТГ1 был изготовлен в начале 1988 года на авиазаводе в Улан-Удэ (переоборудован из серийного Су-25УБ). В марте он был своим ходом перебазирован в ЛИС ОКБ, где на него установили посадочный гак и произвели тарировку КЗА. В сентябре того же года он был облётан лётчиком-испытателем И.В.Вотинцевым. В октябре Т8-УТГ1 перегнали в Саки, где началась отработка программы по посадке на палубу с зацепом за трос аэрофинишёра на комплексе “Нитка”. 1 ноября 1989 года лётчики-испытатели И.В.Вотинцев и А.В.Крутов впервые совершили на нём ппосадку на палубу ТАКР “Тбилиси”. Программа испытаний на “Тбилиси” (позже переименован в “Адмирал Кузнецов”) была продолжена в 1991 году и завершена в 1992 году в Североморске, куда был перебазирован корабль.

Конструкция самолёта аналогична Су-25УБ. Самолёт отличают складывающиеся крылья (на самолётах ранних выпусков крылья не складывались), усиленная хвостовая балка и наличие посадочного гака, представляющего собой тормозной крюк с демпфером-подъёмником и боковыми стабилизаторами. Вооружение, прицельное оборудование, радиостанция связи с сухопутными войсками, бронеэкраны двигателей и топливных баков отсутствуют. Ниша пушечной установки зашита. Во второй кабине установлен перископ переднего обзора. Для дальних перелётов предусмотрена подвеска до 4 ПТБ-800 с возможностью их аварийного сброса.

Су-25УТГ предназначен для обучения и контроля лётчиков строевых частей и курсантов лётных училищ технике пилотирования, самолётовождению и групповой слётанности в любое время суток и в любых погодных условиях. Особенностью самолёта является возможность отработки взлёта и посадки с устройствами укорочения взлёта (наклонная рампа-трамплин) и посадки (аэрофинишёр). Основные лётно-технические характеристики самолёта соответсвуют характеристикам Су-25УБ.

При взлёте с трамплина самолёт выводится на взлётные значения угла атаки за счёт кривизны трамплина, чем существенно сокращается длина разбега. Перед стартом лётчик выруливает и устанавливает самолёт на задержник, переводит двигатели на максимальный режим, отклоняет стабилизатор на взлётное положение. По команде самолёт освобождается от задержника и начинает разгон с выходом на трамплин. После схода с трамплина самолёт выводится на взлётное значение угла атаки и через 2-3 с разгоняется до взлётной скорости.

В 1990-1991 годах в Улан-Удэ была выпущена серия из 12 самолётов Су-25УТГ. 10 самолётов поступили в Саки. Затем 5 из них были переданы на Северный флот в состав 279 полка. Они используются лётчиками Су-33 для тренировок. Из 5 украинских 3 позже были переданы России в обмен на Су-25УБ.

Описание самолета и его конструкции

Основные летно-технические характеристики самолета Су-25УТГ практически не отличаются от соответствующих характеристик учебно-боевого самолета Су-25УБ. Установленное на самолете пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает отработку взлета и посадки, обучение и контроль при всех метеоусловиях проведения учебно-тренировочных полетов.

Самолет Су-25УТГ имеет максимальную преемственность с серийным самолетом Су-25УБ в части аэродинамической компоновки, габаритно-весовых характеристик, силовой установки и ее систем, конструкции планера (включая конструкцию опор шасси), оборудования и самолетных систем.

Конструктивные отличия заключаются лишь в отсутствии боевой части самолёта.

При перебазировании самолета сохранена возможность установки четырех подвесных топливных баков емкостью по 800 литров каждый (4хПТБ-800), по два бака под каждой консолью крыла, с обеспечением возможности их аварийного сброса.

Интересные факты о штурмовике

Курьёзный случай произошёл 30 марта 2016 года в Приморье. Самолёт Су 25 заходил на посадку, на военный аэродром Черниговка, и неожиданно упал не долетев до полосы, пилот успел катапультироваться. Машина рухнула на хозяйственные постройки во дворе частного дома, пострадал гараж, погибли 50 кур. Самолёт попал на погреб, уничтожив припасы хозяина дома. Военные, по словам пострадавшего, обещали возместить нанесённый ущерб.

Во время войны в Афганистане 24 октября 1987 года, при атаке целей у кишлака Кобай в первом заходе в Су 25 лейтенанта П.Н. Голубцова попал снаряд ПЗРК и оторвал половину хвостового оперения. Начался пожар в двигателе, который удалось частично погасить, пилот принял решение посадить самолёт на своём аэродроме.

Дотянув на одном двигателе до полосы, лейтенант Голубцов произвёл посадку, но система торможения не сработала и пришлось направить самолёт на грунт, чтобы затормозить машину. Лейтенант Пётр Голубцов награждён орденом Боевого Красного Знамени. За время войны в Афганистане потеряны лишь 23 машины. Живучесть «Грачей»(так лётчики называли Су 25) феноменальная. Своеобразный рекорд поставил самолёт, на котором после посадки насчитали 165 пробоин.

Су 25

Всего за время боевых действий в Афгане было произведено 139 пусков управляемых ракет и 137 из них поразили цель. Правительство Ирака сняло с вооружения Су 25 в 2003 году, а в 2014 году вновь закупила эти машины в РФ и Иране, поняв, что этот штурмовик как нельзя лучше подходит для ведения боевых действий против боевиков ИГИЛ.

Россия предполагает оставить на вооружении ВКС самолёты Су 25 до 2020 года. Так, спустя десятилетия подтвердился конструкторский талант инженеров фирмы «Сухой», создавших такой незаменимый штурмовик.

Су 25

Описание самолета и его конструкции

Основные летно-технические характеристики самолета Су-25УТГ практически не отличаются от соответствующих характеристик учебно-боевого самолета Су-25УБ. Установленное на самолете пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает отработку взлета и посадки, обучение и контроль при всех метеоусловиях проведения учебно-тренировочных полетов.

Самолет Су-25УТГ имеет максимальную преемственность с серийным самолетом Су-25УБ в части аэродинамической компоновки, габаритно-весовых характеристик, силовой установки и ее систем, конструкции планера (включая конструкцию опор шасси), оборудования и самолетных систем.

Конструктивные отличия заключаются лишь в отсутствии боевой части самолёта.

При перебазировании самолета сохранена возможность установки четырех подвесных топливных баков емкостью по 800 литров каждый (4хПТБ-800), по два бака под каждой консолью крыла, с обеспечением возможности их аварийного сброса.

История создания и применения Су-25

В 1969 году был объявлен конкурс, в котором приняли участие четыре конструкторских бюро: Яковлева, Микояна, Ильюшина и Сухого. Все конструкторские бюро, кроме КБ Сухого предложили модификации серийных самолетов. Самолет Ил-102, представленный КБ Ильюшина, соответствовал требованиям конкурса, но отличался излишней простотой и имел ряд недостатков. КБ Сухого выставило на конкурс прототип штурмовика Т-8, который по собственной инициативе уже несколько лет разрабатывали специалисты бюро.

Т-8 был объявлен победителем конкурса. История появления на свет этой машины также довольно любопытна. В 1968 году к конструкторам КБ Сухого обратилась группа преподавателей Военно-воздушной академии с предложением разработать новый штурмовик. Началась работа, первоначально о ней не знал даже генеральный конструктор КБ. Лишь только после того, как была готова концепция нового самолета, о работах сообщили Сухому. Он одобрил это начинание и внес в проект свои коррективы.

Конструкторы изначально задумывали «самолет поля боя», который должен был поддерживать сухопутные войска в условиях сильного противодействия ПВО

Особое внимание было уделено маневренности и живучести самолета. Также самолет должен быть простым в производстве, неприхотливым в обслуживании и не предъявлять высоких требований к аэродромам базирования

Т-8 впервые поднялся в воздух в феврале 1975 года. В 1978 году доработанная машина была передана для государственных испытаний. В 1980 году началась война в Афганистане, и новый штурмовик сразу принял участие в боевых действиях, хотя на тот момент машина еще даже не прошла этап государственных испытаний. Конструкторы самолета указывали на то, что самолет еще не готов, но военные хотели испытать его в боевых условиях.

Самолет прекрасно показал себя в тяжелых условиях Афганистана и получил наивысшие оценки военных. Сразу после официального окончания испытаний была создана особая авиационная эскадрилья, вооруженная Су-25, которая была отправлена в Афганистан. Именно там этот самолет получил свое прозвище «Грач».

Самолет приспосабливался к тяжелым условиям войны. В 1984 году у моджахедов появились ПЗРК, в ответ на это, на Су-25 были установлены дополнительные кассеты с ИК-ловушками. Через два года у противника появился новейший американский ПЗРК «Стингер», который стал серьезной проблемой для советской авиации. Этот комплекс был оборудован совершенной системой наведения, поэтому разработчики штурмовика занялись увеличением живучести самолета. Была изменена система прокладки трубопроводов, усилена их защита. В хвостовой части самолета была установлена система пожаротушения.

Штурмовик Су-25 воевал в Афганистане на протяжении восьми лет, и этот период показал высокую надежность и эффективность машины. «Грачи» совершили 60 тысяч вылетов, потеряв при этом всего лишь 23 машины. Были случаи, когда Су-25 возвращался на аэродром, имея до 150 пробоин. Ни один из самолетов не был потерян из-за взрыва топливных баков или гибели пилота.

Кроме Афганистана штурмовик Су-25 принимали участие в гражданском конфликте в Анголе. Эти самолеты участвовали в ирано-иракской войне, правда, информации об их боевом применении нет. Они были задействованы в конфликтах, которые происходили в бывших советских республиках. Эти машины воевали в Африке, активно применялись в ходе первой и второй чеченской войны. Сегодня Су-25 применяются в Ираке против боевиков организации ИГИЛ.

Самолет Су-25 перестал серийно выпускаться в 1992 году. Он является основным штурмовиком российской армии. Летчики очень любят эту машину.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий